Использование дидактических игр с детьми раннего возраста для развития коммуникативных способностей
консультация по развитию речи (младшая группа)

 Людмила Федоровна Яненко

ранний возраст  освоение речью как средство общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_did.igr_dlya_razvitiya_kom._sposobnostey.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр с детьми раннего возраста для развития коммуникативных способностей

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Одним из основных новообразований в этом возрасте является освоение речью как средством общения.

Исследователями установлено, что развитие коммуникативной функции речи ребенка зависит от наличия мотивации, возникающей на основе побуждения  высказать свои чувства и мысли. Речь ребенка раннего возраста представляет собой эмоциональный контекст и взрослому приходится интуитивно понимать, о чем идет речь и эмоционально реагировать на неё, сопровождая все происходящее речевыми комментариями.  В процессе  общения и обмене информации происходит овладение языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем,  освоение диалогической речи.

При дефиците общения, его ограниченности, бедности, ребенку трудно будет научиться общаться с другими людьми. Вот почему, так важно уделять внимание  коммуникативной функции речи с раннего возраста, которая зависит от социальной среды, в которую входят взрослые и сверстники, окружающие ребенка. Вхождение в систему социальных отношений, происходящей в процессе совместной деятельности,   способствует  усвоению правил поведения, изменению форм общения. Именно в деятельности происходит познание окружающего мира, усвоение слова

Основные задачи развития общения детей раннего возраста:

- стимуляция коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками;

- подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.

Развитие ребенка раннего возраста, в том числе коммуникативная сфера,  во многом зависят от того, в какой форме происходит общение и  определяется характером общения и деловым сотрудничеством. Наилучшие возможности для возникновения эмоциональных контактов создает игровая деятельность. Именно в игре ребенок отражает внутреннюю потребность к активной деятельности, в процессе которой происходит освоение средств общения. 

Почему так происходит? Потому, что больше всего на свете дети любят играть. Не зря ученые говорят, что игра - это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. Именно в игре ребенок проживает различные ситуации, связанные с событиями окружающего мира, усваивает навыки общения.  Создавая специальные игровые ситуации,  не только вызываю эмоциональный отклик, но и активизирую речевое общение, например, « в гости к детям пришел Зайчик, у него в корзинке подарки, давайте их рассмотрим». Сколько бурной реакции выражают дети, рассматривая содержимое в корзинке, сопровождая речью!

В своей практике  широко используется образцы правильной речи, с помощью которых дети учатся овладевать способами поведения, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение  строится таким образом, чтобы оно помогало ребенку усваивать словарь, обеспечивало развитие диалоговых форм общения.

Поручения в игровой форме, сопровождающие все режимные моменты,  способствуют усвоению словаря.  Например, после того, как  ребенок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принес? Где взял? Куда положил? ». С помощью таких вопросов ребенок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами. В этом случае важно, чтобы ребенок стремился самостоятельно выполнять поручения, преодолевал трудности, чувствовал объективные условия выполнения задания, так как конечный результат не только осознается им, но и лучше запоминается и отражается в речи. Широко используется  в практике  приемы активизации речи ребенка – мотивацию действий с предметами и объектами, например с игрушками «накормим куклу кашей, а потом поможем её одеться на прогулку! », «Помоем посуду, чтобы она была чистая».

Сопровождая режимные моменты игровыми ситуациями в сочетании с параллельным разговором,   описываем все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используем  этот прием,  как бы подсказываем словом, выражающие его опыт: «Кукла Маша поучиться у тебя правильно мыть руки. На мыло. Мыло пахнет. Ах, как приятно пахнет! Покажи Маше,  как ты умеешь намыливать мылом руки. Что ты делаешь? Правильно, намыливаешь руки мылом». Такие бытовые и игровые ситуации создают мотивацию к активному общению.

Дети любят повторения: они с удовольствием выполняют одни и те же действия, с интересом слушают одну и ту же сказку. Это даёт им возможность познавать окружающий мир, хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно.

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками.  Проговаривая потешку, дети  радуются, приговаривают, пританцовывают – ждут своей очереди. Так дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые малыши выполняют одновременно. Это игры с пальчиками («Сорока-сорока», и прибаутки( «Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки»  используем имена всех детей: «…. Маслом поливала, детям давала: Кате два, Жене два, Полине два, т. д. ». При этом касаясь  ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но имеет эффект психологического «поглаживания». Когда ребенок чувствует внимание к себе лично.

Особую роль в системе развития коммуникативных навыков отводится отобразительной игре, в которой формируются первые  элементарные навыки отношений между взрослым и ребенком, а в дальнейшем   и со сверстниками.

Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взрослого: они не будут играть с ним, вступать в речевое общение, если почувствуют равнодушие, фальшь в его поведении. Поэтому приходится  на время стать самим ребенком. Понимая и чувствуя игру ребенка, стараюсь подсказать что- то, помочь в трудных случаях, создать условия для проявления инициативы и самостоятельности, но не навредить чрезмерной опекой. Хозяином в игре должен быть всегда малыш!

На первом этапе игры  дети  знакомятся  со свойствами и качествами предметов, постепенно, дети начинают отображать в игре не только физические свойства, но и социальное назначение, далее отражают практически смысловые связи, т.е. обыгрывают сюжеты из жизни. Чем разнообразнее игра, тем успешнее познание окружающих ему предметов. Наша задача показать малышу, как и во что играть, помочь малышу перенести жизненный опыт в игру. Это может быть отобразительная игра «Поможем кукле Кате одеться на прогулку» или короткая инсценировка: как кукла гуляет с собачкой, как зайчик угощает петушка морковкой, а он любит зёрнышки, как прошел день рождения у собачки, как кот Васька гулял в лесу. Если внимательно наблюдать за ребенком, легко увидеть, как можно в той или иной ситуации затронуть его мысли и чувства, которые в свою очередь способствуют установлению определенных речевых контактов. Например, берем  в руки мишку, оброненного ребенком, ласково обращаясь с игрушкой, говорим: «Упал Мишка, набил шишку на лоб. Давайте пожалеем Мишку и порадуем его чем -  нибудь. Давайте пожалеем мишку и устроим для него праздник. Что мы подарим Мишке?».  

Такие игровые ситуации, побуждающие к действиям с игрушкой и речевой активности, способствуют тому, что постепенно ребенок сам  переносит эти действия в свою игру, постоянно дополняя ее новым содержанием. Для того, чтобы игры обогащались новым содержанием и мотивировали детей на общение,  необходимо создавать  условия для наглядного познания малышом окружающей действительности: через наблюдения действий взрослых и явлений природы, Всячески поддерживая ребенка, в процессе делового общения,  поощрять ребенка по поводу увиденного, тем самым вызывая эмоциональный отклик.

Очень важно, чтобы в поле зрения ребенка находились подходящие сюжетно – отобразительные игрушки. Они оживляют впечатления детей от наблюдаемого и побуждают к отображению  увиденного. С помощью игрушек легко демонстрирую примеры игрового поведения. Например, беря в руки куклу,  ласково приговариваем, имитирую кормление «кушай Катя кашку, очень вкусная каша».

Одним из самых эффективных средств развития навыков коммуникативной сферы является – показ театра. Разные виды театров (перчаточный, настольный, би-ба-бо и др.) создают условия для мотивированного общения и практического сотрудничества. Дети эмоционально реагируют  на показанные сюжеты, активно подговаривают отдельные фразы, с удовольствием  вступают в звукоподражание. От показа театра дети получают новые  впечатления.

Особое значение в развитии навыков общения отводится сценариям активизирующего общения, в сценарий которого каждый ребенок может включиться по желанию. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей. Наиболее эффективны проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж. Например, у куклы Маши оторвалась пуговка, ее нужно пришить. Вместе с куклой дети рассматривают и обсуждают содержимое «волшебной шкатулочки». Игровая ситуация помогает ребенку почувствовать значимость воспринимаемого качества в конкретных условиях и необходимость игровых действий; побуждает к диалогу и осознанию разумного способа поведения. Привлекая внимание малышей к речи окружающих, приучаем  слушать и правильно слышать не только речь взрослого, но и сверстников. Например, при чтении сказки, стихов, пении песен приучаем  вслушиваться в слова и звукосочетание для того, чтобы у малыша возник четкий осознанный образ. Организуем  игровую деятельность, создаю такую ситуацию, в которой ребенок будет вынужден говорить. Например, «Помоги найти Пятачку ведерко, «Сложи кубики в грузовик и увези их к домику собачки». Используем такие приемы, как «Давай попросим (скажем) вместе. Я начну, а ты продолжишь». Этим самым  активизируем  словарь ребенка, помогаем овладеть словами просьбы, благодарности, строить фразовую речь.

Игровые ситуации присутствуют во всех режимных моментах.

Такой прием, как «подхватывание» непроизвольных речевых реакций ребенка  создаёт атмосферу понимания, а в некоторых случаях двухстороннее заинтересованное общение. Вокальная стимуляция или подражание взрослого ребенку – один из наиболее «демократичных» приемов развития речевой активности малыша. Игровая ситуация помогает ребенку почувствовать значимость воспринимаемого качества в конкретных условиях и необходимость игровых действий; побуждает к диалогу и осознанию разумного способа поведения. Дети эмоционально реагируют на такие ситуации, активно объясняют их, помогают игровому персонажу. Привлекая внимание малышей к речи окружающих, приучаем слушать и правильно слышать не только речь взрослого, но и сверстников. Например, при чтении сказки, стихов, пении песен приучаем вслушиваться в слова и звукосочетание для того, чтобы у малыша возник четкий осознанный образ.

Помимо основных методов и приемов  в развитии коммуникативной сферы используюем такие формы, как: увлекательные праздники и веселые развлечения: «Праздник воздушных шаров», «Вот как мы подросли!»,  новогодняя сказка «Рукавичка»,  «В гости к лесным зверятам» и др. Интересные сюжеты праздников вызывают не только эмоциональный отклик. Но и стимулируют к общению в увлекательной совместной деятельности, где каждый малыш проявляет инициативу.

. Можно отметить, что дети играют вместе, развертывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно.

Таким образом, произносительные компетенции, формируемые в совместной с взрослыми деятельности, постепенно переносятся в совместную деятельность со сверстниками, а затем и в самостоятельную деятельность. Наиболее легко и органично для ребенка осуществлять этот переход в игре, что мы и видим, ежедневно находясь рядом с детьми. Наша задача– быть рядом!

 

.