Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему "Животные Севера" для детей подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Семакова Ольга Алексеевна

Занятие по речевому развитию с использованием технологии "синквейн"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Животные Севера» для детей подготовительной к    школе группы

Тема:
 Животные Севера.
Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с опорой на модель-схему
Задачи: 
Образовательные:
 Продолжать формировать умение детей составлять  синквейн,  опираясь на модель-схему;
Закрепить знания детей о животных Севера: название детенышей и взрослых особей, характерные признаки внешнего вида и особенностей питания и обитания
Обогащать и активизировать словарь детей по данной теме;
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

Развивающие:
Развивать мыслительные процессы звукового, слогового анализа и синтеза

Развивать память, мышление, внимание.
Воспитывающие:
 Воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки, активность.
Воспитывать умение детей слушать высказывания товарищей и помогать друг другу по мере необходимости.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» - познавательно - исследовательская деятельность;
«Речевое развитие» - коммуникативная деятельность 
;
«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность
;
«Физическое развитие» - двигательная деятельность;
«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.
Предварительная работа:

Беседа о животных севера, их характерных особенностях, повадках.

Беседа «Как животные приспосабливаются к зиме»;

Рассматривание картинок из альбома «Животные Севера»;

Чтение: В. Катаев «Цветик – Семицветик», Г.Снегирев «Как Алёшка жил на севере»; презентация «Как живут животные Севера?»

Просмотр мультфильмов «Умка»

Д/и «Кто чем питается», «Кто, где живет?», «Четвертый лишний», «Угадай животное», «Назови правильно», «Кто что делает?», «Подбери слово».
Оборудование: 
письмо + конверт от Умки,
 иллюстрации с изображениями животных севера (белый медведь, северный олень, тюлень, морж, песец, белячок), ноутбук, проектор, презентация «Животные Севера», разрезные картинки животных северных широт, шапочки белого и бурого медведя, листы бумаги в крупную клетку и простые карандаши по количеству детей, льдины из картона с цифрами 1,2,3.

Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:

 В: Ты волшебный мой звонок,
     Собери детей в кружок!
     Собрались все дети в круг
     Я твой друг и ты мой друг!
     Крепко за руки возьмемся
     И друг другу улыбнемся!

Как приятно, что наши лица украшают теплые и доброжелательные улыбки!
Пусть погладит себя по голове тот, кто не обижает друга! Хлопнут в ладоши те, кто помогает другу и взрослым! Улыбнутся те, у кого хорошее настроение!
Вводная часть:

В: Ребята, сегодня к нам пришло письмо. На конверте адрес: г. Сясьстрой, детский сад «Ромашка», группа «Родничок». Как вы думаете, что в этом конверте? (ответы детей) Давайте мы его прочитаем! Кто же нам его написал?
В: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я живу на Севере, здесь очень интересно и красиво, все кругом белое, блестящее, холодное. У меня много друзей животных. Я очень хочу, чтобы вы с ними познакомились и подружились. Посылаю вам их фотографии, но у нас так холодно, что они замерзли и рассыпались. Соберите их пожалуйста.  До свидания. PS: моё имя вы узнаете, если возьмёте по первому звуку от названия картинок, которые появятся на экране». (слайд №1)

(УМКА - картинки: утка, мак, кошка, автобус)

Основная часть:

В: Кто же написал это письмо? Давайте составим его имя. Посмотрите на экран. Первая картинка какая? (ответы детей) Первый звук в названии картинки? (ответы детей) дайте характеристику звука «у». Первый звук в названии второй картинки? (ответы детей) Характеристика звука «м». (ответы детей) Назовите первый звук в названии третьей картинки. (ответы детей) Охарактеризуйте звук «к». (ответы детей) Первый звук в названии четвертой картинки? (ответы детей) Характеристика звука «а». Какое же слово получилось? (ответы детей)
В: Ребята, а кто такой Умка? (ответы детей) (слайд №2) Где он живет? (ответы детей)

Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Там живут друзья Умки.
Хотите узнать, как живет Умка, как начинается его день?
Речевая игра:
Открываем мы глаза. Вдох –и тянем долго – а-а-а-а
Утром солнышко взошло, снизу вверх мы тянем – о-о-о
Днем по горке ездим мы  -ы-ы-ы
Ночью смотрим на звезду, сверху вниз слетает – у-у-у
В: Ребята, вы хотите познакомиться с друзьями Умки? Тогда давайте соберем замерзшие кусочки фотографий.
Дети собирают разрезные картинки с животными Севера.
( на полу)
В: Каких животных вы собрали? (ответы детей)
Дети, давайте перечислим  семью Умки и других животных. Игра «Назови семью»:
Семья медведя: папа-медведь, мама-медведица, детеныш-медвежонок.
Семья моржа: папа-морж, мама-моржиха, детеныш-моржонок.
Семья оленя: папа-олень, мама-олениха, детеныш-олененок.
Семья тюленя: папа-тюлень, мама-тюлениха, детеныш-тюлененок(белячок).
В: Они такие все разные! Скажите, пожалуйста, если у оленя рога длинные, то он какой?
Игра «Назови правильно»
У тюленя короткая шерсть. Значит он какой? (короткошерстный)
У оленя длинные рога. (длиннорогий)
У медведя толстые лапы. (толстолапый)
У песца острые зубы. (острозубый)
У моржа толстая кожа. (толстокожий)
У оленя быстрые ноги. (быстроногий)
У медведя широкие лапы. (широколапый)
В: А теперь давайте расскажем о друзьях Умки - животных Севера с помощью вот такой схемы. Вспомните, ребята, что мы составляли по этой схеме? (ответы детей)
В: Давайте вместе вспомним правила составления синквейна.
1 строка Кто это? – (одна черточка на схеме –предмет и ответы на вопрос Кто? Что?) (одно слово)
2 строка Олень какой
? (ответы детей) (две волнистые линии – признак предмета и ответы на вопрос какой?, какие?, какое?) (два слова )
3 строка Олень что делает?(ответы детей) (три двойные дорожки – действие предмета) (три слова)
4 строка А теперь схема предложения. Составьте предложение из трех или четырех слов про оленя. (ответы детей)
5 строка Это обобщающее слово или ассоциация. 
Дети вместе с воспитателем составляют рассказы о животных Севера с опорой на схемы – синквейна
. (северный олень, тюлень, морж, белый медведь на слайдах в презентации))
Пример синквейна.
1 Олень.                                          
2 Рогатый, быстроногий.
3 Бегает, бьет копытом, защищается.
4 Олень очень красивое животное.
5 Упряжка.

1 Медведь.
2 Белый, косолапый.
3 Рычит, охотится, плавает.
4 Медведь ловит рыбу в океане.
5 Север.
В. Ребята, вы знаете, что белый медведь любит ловить рыбу. А вы хотите помочь ему поймать рыбу?
Подвижная игра «Рыбалка»
Много рыбок в океане,
Рыба плещется в воде,
А медведи эту рыбу
Караулят в полынье.
(Дети играют в кругу, взявшись за руки и ловят рыбок – детей, на последних словах опускают руки и ловят рыб).
В: Дети, а в наших лесах живут медведи?(ответы детей) Какие это медведи?  (ответы детей) Давайте сравним бурого и белого медведя. (С помощью считалки выбираются медведи)
(два ребенка в шапочках медведей: (белого и бурого) отвечают на вопросы)
В: Где ты живешь?
Бел. мед.: Я живу на Севере, на льдине.
Бур. мед.: Я живу в лесу.
В: У тебя шерсть какого цвета?
Бел. мед.: У меня шерсть белого цвета.
Бур. мед.: У меня шерсть коричневая.
В: Что ты питаешься?
Бел. мед.: Я питаюсь рыбой, тюленями и даже моржами.
Бур. мед.: Я питаюсь листьями, ягодами, рыбой, люблю мед.
В: Что ты делаешь зимой?
Бел. мед.: У меня нет берлоги, я отдыхаю на льдине, в снегу и всю зиму я не сплю.
Бур. мед.: Я всю зиму сплю в берлоге.
В: А давайте попробуем расселить животных Севера на льдины. 
Игра «Раздели на слоги» ( картинки с животными: морж, медведь, песец, олень, тюлень, белячок)
Сосчитайте количество слогов в названии животного, изображенного на  вашей картинке, и найдите льдину с соответствующей цифрой (льдины с цифрой «1» - один слог, с цифрой «2» - двумя, с цифрой «3» - тремя слогами) 
В: Умка предлагает вам еще одну игру. Игра «Трик трак» (в кругу с мячом)
В:
. Белый медведь живёт в жарких странах.  Дети. Трик трак – это не так. Белый медведь живёт на Севере.
В: Тюлень охотится на белого медведя. Дети. Трик трак – это не так. Белый медведь охотится на тюленя.
В: Северный олень живёт в воде. Дети. Трик трак – это не так. Северный олень живёт на суше.
В:
 Морж питается сухой травой, добытой из-под снега.  Дети. Трик трак – это не так. Северный олень питается сухой травой, а морж питается моллюсками, рыбой.
В:
 Тюленёнка называют белячок, потому что он… черный. Дети. Трик трак – это не так. Тюленёнка называют белячок, потому что он белый.
В:
 Морж клыками ловит рыбу. Дети.  Трик трак – это не так. Морж клыками цепляется за льдины.
В: Ну какие вы молодцы! Дети, хотите сделать открытку для Умки? А потом выслать их по почте? Давайте сядем за столы. Разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: (складывать колечки из пальчиков)
На Севере белый мишутка живет,
Но только, как бурый, он мед не сосет.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать и жить – не тужить.
Воспитатель предлагает детям изобразить рыбку на открытке.
Графический диктант по клеточкам «Рыбка»
Рефлексия: Молодцы, ребята!  Теперь открыток с рыбками хватит и Умке, и его друзьям. Давайте вечером отправим их на север. А кто помнит, чем мы сегодня занимались? Что было самое интересное? Что было трудным? Кому сегодня было весело – хлопнет по двум моим ладошкам, кому было трудно – по одной.






Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животные Севера. (Составление синквейнов ) Подготовила : Семакова О.А.

Слайд 3

Синквейн 1 КТО ? ЧТО? 2 Какой ? Какая? 3 Что делает? 4 . Предложение 5 Синоним или обобщение .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физическому развитию Тема: « Зимушка - зима» в подготовительной к школе группе с детьми с нарушениями зрения....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использование элементов ТРИЗ-технологии для детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года», а также презентаци...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».

Обоснования выбранной педагогической  технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...