«Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» Название: «Зима».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гимранова Александра Галимхановна

Конспект занятия "Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_gimranova_a.m.docx514.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие».

Раздел «Развитие речи» в старшей группе

Тема: «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине»

Название: «Зима».

Составила: воспитатель Гимранова А.Г.

г. Югорск  2016

Цель – Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы. Рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием

Задачи:

Образовательные:

- Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

- Обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; продолжать учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств;

-   Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

-    уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;  упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять, связный творческий рассказ от первого лица.

Развивающие:

-    Продолжать развивать речь как средство общения;

  • Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации;
  • развивать любознательность;
  • Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитательные:

-    Вызвать интерес у детей к такому виду деятельности, как составление рассказа.

Материалы и оборудование: мультимедийное сопровождение с изображением картины «Зима», мольберт, бумага ф-А3, маркер, волшебники.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Организационный этап 3 мин.

Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Развивать любознательность. Вызвать интерес у детей к такому виду деятельности, как составление рассказа

Сообщение о предстоящей деятельности. Детям предлагается картина «Зима» (мультимедийное сопровождение)  для рассматривания.

Приветствие, установление зрительного контакта.

В.: - Ребята посмотрите пожалуйста на экран. Вам знакома эта картина?

Мы свами уже её рассматривали, зарисовывали и даже играли в игры с этой картиной.

Сегодня я предлагаю вам еще немного поиграть с ней для того чтобы вы в конце нашей беседы вы смогли придумать свой рассказ по этой картине и после этого мы с ней попрощаемся и передадим её другим ребятам, для того чтобы они тоже могли научиться придумывать рассказы по картине.

Вы согласны?

Дети сидят перед картиной на ковре. Приветствие, участие в беседе с педагогом.

Актуализация,

6 мин

Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;  упражнять детей в умении перевоплощаться

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Живые картинки».

Ребята давайте мы свами поиграем в игру. Игра называется «Живые картинки» для того чтобы оживить нашу картину, для этого нам свами нужно превратиться в один объект на картине.

Маша кем ты будешь? Где находиться твой объект?

Полина, а кем будешь ты? Где находиться объект по отношению других объектов?

Таисия, а ты кем будешь? Где находиться твой объект?

Теперь мы можем оживить нашу свами картину «Вокруг себя мы покружились и в картину превратились».

-Молодцы, давайте проверим, все на своих местах? Замечательная картина.

Ребята, а теперь подумайте и расскажите каждый о себе: Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине?

Молодцы вы так интересно о себе рассказывали.

 «Вокруг себя мы покружились и в ребят мы  превратились».

Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и определяет его место нахождение на ковре по отношению других объектов.

Ответы детей.

Расширение

имеющихся

представлений, 8 мин

Обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; продолжать учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Продолжать учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств, рядом с картиной появляться волшебники с признаками обоняния, вкуса, звука.

 

Преобразование объектов во времени.

Игра «Что было, что будет?» по таблице.

до

объект

после

до

объект

после

Воспитатель зарисовывает ответы детей в таблице.

-Ребята, посмотрите, рядом с картиной появился волшебник

(признак – звука) Кто помнит, какой это волшебник?

Какие звуки вы слышите?

Посмотрите, появился еще  один волшебник? (признак – запаха)

Кто помнит, какой это волшебник?

Какие запахи вы ощущаете?

Посмотрите, появился еще  один волшебник? (признак – вкуса)

Кто помнит, какой это волшебник?

Что мы можем здесь попробовать на вкус?

Посмотрите, появился еще  один волшебник?

Кто помнит, какой это волшебник?

Что мы можем здесь ощутить руками?

Молодцы, вот сколько звуков мы услышали и какие запахи почувствовали.

Ребята предлагаю вам сыграть со мной в еще одну интересную игру «Что было, что будет?» но для того чтобы в нее поиграть нам свами нужно выбрать несколько объектов чтобы узнать что было с ними до-это того, и что возможно, будет после а поможет нам в этом таблица.

Какой объект мы свами выберем?

Теперь подумайте, кем был или чем был снеговик до этого?

Что с ним станет после?

Молодцы! Выберем свами другой объект.

Где могла быть птичка до того как сесть на ветку?

Что она будет делать после того как посидит на ветке?

 Молодцы! Хорошо справились с игрой «Что было, что будет».

Ответы детей.

«Я слышу…» (я слышу звуки ветра, птички щебечут в лесу).

«Я чувствую запах…» (я чувствую как пахнет елочка, свежий воздух..)

«Я чувствую на вкус…»

«Я чувствую на ощупь…»

до

объект

после

до

объект

после

Дети выбирают объекты для обсуждения (объектов может быть несколько).

Ответы детей.

Расширение

имеющихся

представлений . 2 мин

Продолжать учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о место нахождения объекта.

Игра «Да-Нет»

Воспитатель отвечает на вопросы детей только словами да или нет.

Ребята давайте сыграем свами в игру «Да-нет» Я загадаю объект на картине а вы должны его угадать.

Я загадала объект на картине.

Нет.

Да.

Да.

Да

Дети участвуют в игре.

Задают наводящие вопросы воспитателю.

Этот объект находиться в правом верхнем углу картины?

Этот объект находиться в левом нижнем углу картины?

Это животное?

Это медведь?

Практическая

работа  

4 мин

Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;  упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять, связный творческий рассказ от первого лица.

Предложить детям составить небольшой рассказ по выбранным объектам из предложенной картины.

Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах. Картине тоже очень понравилось с вами играть.

Ребята, посмотрите, как много у нас свами гостей давайте мы их тоже порадуем и сочиним рассказы об объектах, которыми вы были в начале нашего занятия.

Маша, каким объектом ты была?

Полина, а кем была ты?

Елисей, а каким объектом был ты?

Ребята теперь подумайте, какие эмоции испытывал ваш объект, или чтобы он мог делать на картине, возможно с кем-то дружил.

Подумали?

Тогда подходите к нашим гостям и расскажите о своем объекте а они тем временем запишут ваши рассказы.

 

Ответы детей.

Каждый ребёнок, выбирает себе объект изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый).

Дети подходят к гостям и рассказывают о себе в рамках выбранного образа.

Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

Метод трёх вопросов.

Педагог задаёт вопросы: что делали, как делали, зачем делали?

Высказываются по поводу полученной информации.

Предполагаемые ответы:

-играли с картиной

-заполняли таблицу.

-оживляли картину,

-составляли рассказ о картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ

Презентация для составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ...

Презентация «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине"

Програма нацелина на развитие в детях позновательного интереса, стремление к получению знаний к положительной мотивации в дальнейшем....

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»

Данный материал поможет в распространении педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению творческого рассказа по картине....

Консультация для воспитателей ДОУ «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ»

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной  картине, используя технологию ТРИЗ....

Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине

Техника ТРИЗ.Схема составления рассказов детьми дошкольного возраста....

Консультация для родителей: «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»

                                          БеседаС родителями группы №9 на родительском с...

Презентация "Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине"(Технология ТРИЗ)

В презентации представлены 11 этапов  обучения детей рассматриванию сюжетной картины по технологии мастера ТРИЗ Татьяны Александровны Сидорчук....