Консультация для воспитателей «Регулирующая и коммуникативная функция речи, как ведущие компоненты обучения»
консультация по развитию речи

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitately.docx66.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 38 «Маленький принц»

Консультация для воспитателей

Тема: «Регулирующая и коммуникативная функция речи, как ведущие компоненты обучения»

Воспитатель-Ильина В. В.

г. о. Химки

2019 г.

    Регулирующая и коммуникативная функции речи, как ведущие компоненты обучения. 

         Непременным условием для всестороннего развития ребенка является его общение со взрослыми. Взрослые  - хранители опыта, знаний, умений, культуры. Передать это опыт можно с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.

Речевое общение в полном объеме – понимание речи и активная речь развивается постепенно.

Речь очень сложная психическая деятельность, имеет различные виды и формы. Речь – специфическая человеческая функция, которую можно определить как процесс общения  помощью языка. Формируясь, речь ребенка проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и различных психических процессов. Речевая деятельность в процессе общения проходит по определенным законам, она имеет свои особенности развития в раннем, дошкольном м младшем школьном возрасте.

При организации речевой деятельности ребенка необходимо развивать три ее функции: коммуникативную, когнитивную, регулирующую.

        Одной из основных функций речи является коммуникативная функция или функция общения. Коммуникативная функция речи является самой важной и исторически наиболее ранней. Она возникает на основе более элементарных довербальных форм общения (зрительного, с помощью мимики и движений руками).

        Коммуникация (от англ, communicate -- сообщать, передавать)-- одна из сторон человеческого общения -- информационная, предполагающая обмен между людьми представлениями, идеями, ценностными ориентациями, эмоциями, чувствами, настроениями и т. п. Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей.

        Б.Ф. Ломов определяет коммуникативную сторону общения как обмен информацией между общающимися индивидами.

           Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки - вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Дети используют речь, чтобы сообщить о своих желаниях. По мере увеличения возможностей для речевого общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений о внешнем мире, формируется мышление. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Для того, чтобы общение подрастающего человека с окружающей средой было развивающим, необходимо, чтобы взрослые люди специально организовали это общение.

Ребёнок обычно очень активен. Младенец перебирает игрушки, стучит погремушкой, выбрасывает игрушки из кроватки на пол. После года активность ребёнка находит своё выражение в ходьбе, лазанье. Ребёнок передвигает предметы по комнате, возит, носит, укладывает их. На основе этих видов активности, благодаря руководству взрослого ему становятся доступными начальные формы игры, труда. У детей развиваются и специальные формы умственной активности. Они задают вопросы, наблюдают, рассуждают. Ребёнок стремится принять участие в любой работе, которую делают взрослые, и радуется как общему успеху, так и своим достижениям.

  Очень важно, чтобы эта активность ребёнка вела к созданию у него правильных представлений об окружающем, к освоению нужных навыков и к закреплению полезных привычек.

Благодаря своей активности ребёнок вступает в общение с внешним миром. Без общения с окружающими людьми и действий с предметами ребёнок не может овладеть опытом взрослых людей, у него не формируются полезные привычки.

В правильно организованной деятельности, в повседневном общении ребёнка с окружающими людьми совершается его умственное, физическое и нравственное развитие.

Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи.

Ситуативная речь вполне ясна собеседникам, но обычно непонятна постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребенка многообразными формами. Так, например, типичным для ситуативной речи является выпадение подразумеваемого подлежащего. Оно по большей части заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», причем по контексту невозможно установить, к кому (или чему) эти местоимения относятся.

Постепенно ребенок вводит вместо бесконечно повторяющихся местоимений существительные, которые вносят определенную ясность. У старших дошкольников появляется типичная речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение («она», «он»), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: «она (девочка) пошла»; «она (корова) забодала»; «он (волк) напал»; «он (шар) покатился» и т. д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того чтобы быть понятной без непосредственного восприятия этой ситуации. Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть поняты слушателем без вразумительного изложения. Ребенок сам к себе начинает предъявлять требования и пытается следовать им при построении речи.

Овладевая законами построения контекстной речи, ребенок не перестает пользоваться ситуативной речью. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают речи взрослых.

 Особым типом речи ребенка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение, как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития.

Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекционной логопедической работы.

        Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье.

        Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстникам о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

        Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

        Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого взгляда пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.

        Для речи детей, имеющих заключение «общее недоразвитие речи» (ОНР), наряду с нарушениями произношения звуков наблюдается недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка. Характерным является недифференцированное произношение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы ([С] заменяет [С], [Ш], [Щ], [Ц] — сяни — сани, сюба — шуба, сяпля — цапля), замены групп звуков более простыми по артикуляции. Детям свойственны нестойкие замены, при которых звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Кроме того, множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. Также у детей отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами. Они испытывают большие трудности при чтении и письме.

        В ходе преодоления фонематического недоразвития предусматриваются два взаимосвязанных направления работы: во-первых, коррекция произношения, т. е. постановка и уточнение артикуляции звуков; во-вторых — последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.        

        Остановимся более подробно на каждом направлении логопедической работы и упражнениях, способствующих формированию фонетически правильной речи детей дошкольного возраста с ОНР.

        Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных особенностей. В течение работы над постановкой звуков воспитатели группы могут активно помогать ребёнку и требовать от него выполнения заданий. После подготовительных упражнений проводится работа по автоматизации ставящегося звука в слогах, словах и предложениях. На этом этапе также большое значение имеет соблюдение принципа постепенного перехода от лёгкого к трудному.

        Автоматизация звуков — один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звука превратилось в интересную игру. Повышает заинтересованность детей к занятиям использование картинок. Однако введением в занятия только данного вида упражнений процесс автоматизации звуков не ограничивается.

        Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помогают им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Упражнение «Лес шумит».

Цель: добиваться от ребёнка правильного длительного изолированного звука Ш.

Краткое описание: воспитатель вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зелёные верхушки, веточки и много листьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят ш..ш..ш... Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок: ш.. ш..ш ….

Упражнение «Угадай, что в руке».

Цель: упражнять в правильном произношении звука ш в словах. Дети должны произносить звукш более длительно, чем остальные звуки в слове.

Краткое описание: воспитатель расставляет на столе предметы. Дети рассматривают и называют их. Убрав предметы, воспитатель по очереди вызывает детей к столу. Сзади в руку ребёнка дают один из убранных предметов, а он должен на ощупь определить и назвать предмет (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок и т.д.).

Игра «Тишина».

Цель: упражнять детей в правильном произношении звука ш во фразовой речи, добиваться умения пользоваться тихим голосом.

Краткое описание: дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя даётся любому выбранному ребёнку) и тихо говорят: «Тише, ти-ше, Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет». После этих слов дети бегут в домик (отведённое воспитателем место). Тот, кого осалят, должен придумать и сказать слово со звуком «ш». Потом выбирают нового водящего.

Игра «Магазин».

Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м мь, п пьб бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

Краткое описание: педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”, - отвечают дети. “ Что делает продавец?“ - “Продает”. - “Что делает покупатель?“ - “Покупает”. Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово  пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

Игра «Можно ездить или нет».

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения. Предметы, имеющие в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Краткое описание: дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

Игра «Скажи, как я».

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Краткое описание: педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

        Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).

        Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.

        В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений:

1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

3. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.

4. «Разрезные картинки»: разделить картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

5. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом - «кот», двухэтажный - «лиса» и т.п.

6.  Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово (название изображенного предмета), самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.

7. Объяснить значение слов; например - «пароход», из каких 2 слов оно образовано.

8. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. Варианты:

   слова написаны неправильно;

   слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).

9. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

10. Что изменилось в слове? - «Лис, лиса, лисица».

11. Назвать ласково: Оля Оленька, Вова Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов).

12. Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан.

        В процессе работы над фонематическим и слоговым синтезом слов используются следующие виды игр и упражнений:

1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА+, КА+

2. Разгадать ребусы: КОФ. ; ЛАС. ; КОС.  (кофточка, ласточка, косточка)

3. Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).

4. Медленно произносить слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.

5. «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.

6. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом - домик, кот — котик и т.д. Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.

7. Изменить по аналогии: дом дома, лес ... (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.

8. Дополнить слово подходящим слогом: земляни..., смороди...

9. Поменять слоги местами, составить слово: рады - дыра, сосна - насос.

10. Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста = чайка; малина + машина = мама и т.п.

        Чтение веселых стихов может служить переходным мостиком к выявлению умения различать на слух все звуки речи. Это умение является одной из предпосы-лок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Например, можно использовать игру «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).

        Ночью темень.

        Ночью тишь.

        Рыбка, рыбка, где ты ...(спишь)!

        Эй, давай играть в футбол!

        Забивай в ворота ...(гол)!

        Доски на гору везем,

        Будем строить новый ...(дом).

        Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать рече-вые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

        Используйте для этих занятий то, что дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

        При изучении определенной лексической темы важно также делать произносительный акцент на элементах, являющихся носителями грамматического значения (окончании соответствующей формы существительного или прилагательного, предлоге, приставке в глаголах движения и т.п.), чтобы усилить их восприятие детьми.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

        Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

        Задача воспитателя совместно с логопедом и родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными занятиями, а интересной игрой.

        Конкретные виды упражнений выбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста. Параллельно с работой по звуконаполняемости слов и коррекцией звукопроизношения необходимо работать и над совершенствованием слоговой структуры слов, так как все это решающие факторы в формировании фонетически правильной речи ребенка.

        Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда закладываются основы для дальнейшего обучения. И от нас, воспитателей и логопедов, зависит насколько комфортно и легко будет нашим воспитанникам в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

«Формирование коммуникативной функции речи у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи».

Многочисленные исследования Б.М. Гришпун, Г.В. Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и других авторов указывают на факт наличия у детей с фонетико- фонематическим недо...

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...

Консультация для воспитателей «Приёмы формирования неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Общее недоразвитие речи - это системное нарушение, проявляющееся в качественных недостатках фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторонах речи. При этом также нарушается...

Регулирующая и коммуникативная функции речи, как ведущие компоненты обучения.

Основным средством коммуникации является речь. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно...

Научная статья "Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с различными нарушениями речи"

Нарушения речи накладывают негативный отпечаток на развитие комуникативной функции речи  у детей дошкольного возраста, так как главная роль в социокультурной коммуникации отводится речи....

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в образовательной сфере является работа с детьми дошкольного возраста по активизации их речевой деятельности, профилактике и предупреждению возник...