Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Уруджева Весиле Кафуровна

Конспект НОД по развитию речи для детей 5-6 лет .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Дикие животные» в подготовительной группе

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о диких животных.

Задачи:

Обучающие:

  • Закреплять представления детей о жизни диких животных.
  • Учить сравнивать и  устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Активизировать словарный запас  по данной теме.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (умение образовывать и употреблять  притяжательные  и относительные прилагательные ).
  • Формировать  умение составлять из частей целое;
  • Закреплять знания детей  о  диких животных и  их семьях;
  • Закрепление знаний  детей о том, где живут дикие животные;
  • Развивать речь при отгадывании загадок.
  • Развивающие:
  • Развивать связную  речь, фонематический слух, слуховое восприятие, зрительное внимание, воображение, познавательный интерес и любознательность.
  • Развивать память, мышление, общую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать сообща и в группах.
  • Воспитывать любовь и бережное отношения к родной  природе,  к животным.

Форма проведения: Игра-путешествие.

  • Материалы и оборудование: мультимедийная доска, презентация слайдов -иллюстрации , макет  с изображением леса, фигуры диких животных, иллюстрации диких животных, разрезные картинки –диких животных,   волшебный коврик .

Предварительная работа:

  • Проведение дидактических  игр : «Кто где живет», «Назови Семью», «Чей, чья, чье?»,«Разрезные картинки».
  • Рассматривание иллюстраций, картин о диких животных.
  • Отгадывание и придумывание загадок о животных.

Ход деятельности.

  1. Организационная часть.

Психологический настрой детей .(дети входят, встают в круг)

Собрались мы с вами в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Мотивация к деятельности.

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и следит за осанкой детей.

-Ребята, кто такие экологи? (люди, заботящиеся о природе)

- Ребята,  скажите, а кто  такие  юные экологи? (Это  дети, которые  заботятся о природе,   животных, чтобы  люди убирали за собой мусор не оставляли его в  лесах и т.д.).

- Кто бы из вас хотел стать юным экологом? (Ответы детей).

-Почему? (предполагаемые ответы детей :хочу чтобы кругом было и красиво, росли цветы, и не погибали животные от  мусорных отходов)

- Я предлагаю вам сегодня испытать свою  любовь к природе, ее заботе и пройти несколько  заданий, чтобы вступить в клуб «Юных экологов». (Слайд -эмблема юных экологов.)

-Готовы? (Да)

  1. Основная часть.

- Ребята, напомните пожалуйста, какое сейчас время года? (весна)  

Какая она весна? (ответы детей: теплая, зеленая, цветущая…)

А какие признаки  весны вы знаете? (ответы детей: солнце согревает землю, тает снег, текут ручьи и т.д.)

-Назовите три месяца весны. (март, апрель, май)

-Какое время года наступить после весны? (лето)

-Какое время года было перед весной? (зима)

Правильно, ребята.

Сегодня я вам предлагаю отправиться путешествовать в лес и проверить ваши знания о природе и  о лесных  жителях.

-На чём можно добраться в лес? ( Ответы детей).

Дети: На автобусе, поезде, на  «ковре –самолёте»  и  т. д.

-Ребята, встаньте на  «ковёр-самолёт», [a]возьмитесь крепко за руки или обнимите

друг-друга, чтобы  не упасть в полёте.

Звучит релаксационная музыка.

 -Закрывайте глаза.

-Прислушайтесь, что за звуки вы слышите?

-Где мы их можем услышать?

                           Музыка «Звуки леса».

Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, медленный выдох через рот, и еще раз.

-Ребята — вот мы с вами оказались в лесу, открывайте глаза, осторожно сойдите с «ковра –самолёта» и  посмотрите.

-Что это ?( макет «леса»)

-Посмотрите, внимательно, здесь все в порядке? (предполагаемые ответы детей :животные заблудились, не могут найти домики))

-  Верно, вы сказали, нужно помочь жителям леса найти их домики.

-А как мы им можем помочь? (поможемрасселить всех жильцов  на свои места, по домам).

Воспитатель предлагает детям  встать вокруг стола.

Игра «Кто где живет?»(на столе макет с изображением леса, жилищами животных и фигурыдиких  животных)

Воспитатель предлагает расселить диких животных  по домам. (Дети по очереди выполняют задание и  объясняют свои действия).

Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.и.д.

- Молодцы! Как быстро и правильно вы заселили всех животных!

Ребята, скажите, а почему, заяц не может обитать в этом  месте? А лиса? А есть ли животные, которые могут обитать в нескольких местах? (ответы и рассуждения детей: да, ряд животных могут пользоваться несколькими местами ).

- Саша скажи, пожалуйста, почему ты белку поселил на сосну? И т.д.

- Молодцы я вами горжусь, помогли животным найти нужно место в лесу. Вы сделали очень доброе дело.

За это выполнение этого задание вы получаете жетон .

Отправляемся дальше .

 «Отгадывание загадок».

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и следит за осанкой детей.

Следующее задание, которое надо выполнить, чтобы стать  участником клуба, посмотрим, что там.

-На столе картинки зверей,вам нужно выбрать картинку   и  придумать о нём загадку

Ребята по одному берут картинку  с изображением животного  и называет его характерные особенности, а остальные должны будут догадаться, какое животное изображено на картинке. (Наприме: серый, злой, голодный .Кто это?) (3-4 ребенка[b])

( Загадки, которые придумали дети)

1)Серый , а не мышь,  

Хищник  , а не лев.

Кто это?                                       ( Волк)

      2)Рыжая , а не  кошка,

Зубастая , а не волк .

      Кто это ?                                      (Лиса)

3)Колится , а не иголка,

Круглый , но не мяч,

Кто это ?                       (Ёжик)

4)Пушистый ,  а не  мех,

    Быстрый, а не леопард.

     Кто это?                                  (Заяц)

5)Большой , а не человек,

Рычит, а не волк,

     Зимой спит, а не ёж.

     Кто это?                                 (Медведь)

     6) Высокий, но не дерево,

      Любит грибы, а не грибник,

      Рогатый, а не олень.

       Кто это?                                 ( Лось)

    7) Рыжая, а не лиса,
    Есть кисточки, а не художник.

     Кто это?                                   (Белка)

Воспитатель хвалит детей.

-А как вы думаете , про каких животных мы с вами придумывали загадки?

–Правильно. Про диких. А почему они так называются? ( Потому, что живут в лесу). Прекрасно справились с загадками  и получаете ваш следующий жетон .

-Наше путешествие продолжается

-У нас есть следующее задание .

Игра «Назови Семью»(картинки животных на столе: медведь,волк, ёж, заяц, лиса ).

Воспитатель предлагает детям  встать вокруг стола.

-Ребята, посмотрите  на  картинки , кто здесь изображен?

-Медведь.

Семья у медведя, как будет называться? (медвежья)

Кто детеныш у медведя  (медвежонок)

-Кто мама у медвежонка? ( медведица[c]) и т.д

-Молодцы , вы справились с   заданием  и получаете еще один жетон!

Воспитатель предлагает  немного отдохнуть  и отправиться дальше  по тропинке.

Физкультминутка

Мы по камушкам идем,

Через ручей перешагнем.

С кочки на кочку, раз, два, три.

Под ноги внимательней ты смотри.

По узкому мостику ты пройди,

А теперь у нас ямка на пути.

Снова на ноги мы встаем

И по тропинке идем.

-Вот мы с вами немного прогулялись , а теперь  нужно выполнить следующее задание.

Игра «Чей, чья, чье?» (следы , хвосты, уши животных) ( слайды  на планшете)

Воспитатель предлагает детям сесть  на стульчики.

- Ребята, посмотрите, что вы видите на экране?

Дети : Это лес.

-Кто живет в лесу? (ответы детей).

-Давайте с вами поиграем в игру, вам нужно будет узнать животных по частям тела.

  - Ребята, угадайте, чей это хвост?

Дети: Лисий. (на экране появляется лиса)

-Ребята, а это чьи след?

Д.: Волчий.(на экране появляется  волк)

-Ребята, чья это голова ?

Дети: медвежья. (на экране медведь)

- А это чьи уши?

Дети: лоси .(на экране лось)

-А это, чьи лапы?

Дети: заячьи.( на экране заяц)

Воспитатель хвалит детей и вручает очередной жетон. в следующем задании        

                       Игра «Разрезные картинки.»         

Воспитатель предлагает детям  пройти к столам и сесть на стульчики.

-Посмотрите, что вы видите? (разрезные картинки)

-Что нужно сделать? (их собрать)

- Зачем их собирать? (чтобы выяснить, кто изображен на картинках)

- Верно, нужно собрать картинку и назвать , какое животное у вас получилось.    

 (Дети в парах  самостоятельно выполняют задание).

(Если кто –то справиться, помочь тому, кто не смог собрать, или дать еще задание).

Воспитатель хвалит детей и дает жетон.

Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями и нам пора возвращаться  в детский сад.

Звучит релаксационная музыка, дети  встают на «ковёр—самолёт  берутся за руки, закрыв глаза, и  возвращаются в детский сад.

  1. Заключительная часть.

-Ребята, все задания выполнили , давайте посмотрим и посчитаем, сколько жетонов вы сегодня заслужили?

-Вспомните, что мы сегодня с вами делали?

-Что понравилось?

-Что не понравилось?

-Что было трудно?

-Так как вы выполнили все верно, я с уверенностью могу сказать ,что все вы заслуживаете быть участниками клуба «Юный  эколог!»

И всем вам вручается эмблема клуба!!!!

Вы сегодня были все внимательны, собраны, помогали друг другу. И самое главное вы  доказали,что вы настоящие  защитники природы, и можете с гордостью вступить в клуб  юных экологов. Я вам всем  хочу вручить значки юного эколога. Берегите природу.

Последующая работа: составление совместно с детьми лепбука «Дикие животные».

[a]Почему на ковре самолете????? Ты, что едешь в сказочный лес???? Если в лес, то просто пешком, но при  этом нужно с собой взять необходимые  вещи! Ребята, что с собой нужно взять в лес??? (Они перечисляют) а ты  предлагаешь им все положить в рюкзак.

[b]Это –хорошо!!!

[c]Это лучше звучит!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...