НОД по развитию речи на тему «Красавица-осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гридчина Татьяна Васильевна

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей по лексической теме «Осень».

 

ЗАДАЧИ:

  • Закрепить признаки ранней, золотой и поздней осени.
  • Обогатить и активизировать словарный запас детей по данной теме.
  • Развивать умение согласовывать прилагательные с существительным.
  • Развивать умение классифицировать предметы по отдельным признакам.
  • Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
  • Воспитывать интерес, бережное отношение к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_na_temu.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

на тему «Красавица-осень»

в группе №4 компенсирующей направленности

для детей 5-6 лет

Подготовила:                                                       воспитатель Гридчина Т.В.

Курск, 2020г.


ЦЕЛЬ: закрепить знания детей по лексической теме «Осень».

ЗАДАЧИ:

  • Закрепить признаки ранней, золотой и поздней осени.
  • Обогатить и активизировать словарный запас детей по данной теме.
  • Развивать умение согласовывать прилагательные с существительным.
  • Развивать умение классифицировать предметы по отдельным признакам.
  • Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
  • Воспитывать интерес, бережное отношение к природе.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Иллюстрации картин «Ранняя осень», «Золотая осень» и «Поздняя осень», аудиозапись произведения П.И. Чайковского из Цикла Времена года «Октябрь. Осенняя песня», мяч, проектор, шаблоны листьев, тучки, солнышка, лучиков и капелек, пластилин, шкатулочка, крышечки, листики из цветной бумаги, плакат с изображением дерева.

ПРЕДВАРИТЕЛЬАЯ РАБОТА

  • Беседы об осени.
  • Наблюдения за изменениями в природе осенью.
  • Рассматривание иллюстраций с пейзажами осени.
  • Отгадывание загадок, заучивание стихотворений, пословиц, осенних примет, прослушивание музыкальных произведений об осени.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Играет музыка П.И. Чайковского из Цикла Времена года «Октябрь. Осенняя песня». Слайд 1.

Воспитатель: Ребята, на улице холодно. Солнце не греет. А чтобы нам было тепло и радостно давайте подарим друг другу тепло и улыбки (дети поворачиваются друг к другу и улыбаются).

Сюрпризный момент (прилетел кленовый листик). Слайд 2.

Загадка.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь ёлочек и сосен

Скажите, кто я?

Дети: Осень.

Воспитатель: Да, ребята, это осень. Сегодня мы будем вспоминать, что мы знаем об осени. Что вы знаете об осени, как о времени года? Слайд 3.

Дети: осенью солнце не греет, листья падают с деревьев на землю, часто идут дожди, птицы улетают на юг.

Воспитатель: Правильно, вы назвали приметы осени. Молодцы!

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Ты согласен с ответом Миши? Как ты думаешь правильно назвал Кирилл осенние месяцы?

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.

Воспитатель: А как вы думаете, осень всегда бывает одинаковая?

Дети: Нет, осень разная.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете?

Дети: Ранняя, средняя - «золотая», поздняя. Слайд 4, 5, 6.

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени (Три картинки с изображением: ранняя осень – сентябрь, золотая осень – октябрь, поздняя осень – ноябрь). Покажите, какой период осени изображен на каждой картине?

Дети: (показывают и называют).

Воспитатель: Что вы можете рассказать о природе ранней осенью?

Дети: Погода теплая, летают паутинки, желтеет и высыхает трава, идет теплый дождь, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают фрукты, овощи.

Воспитатель: Какие изменения происходят в природе в период «золотой» осени?

Дети: День становится короче, ночь длиннее, солнце светит редко, листья пожелтели, побурели, ветер срывает листья с деревьев, идет холодный дождь, цветы вянут, ночью заморозки, насекомые исчезли, птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Что вы можете сказать о природе поздней осенью?

Дети: Листья все облетели, сосны и ели стоят зеленые, небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом, ночью морозно, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем, звери готовятся к зиме.

Воспитатель: Молодцы! Вы точно рассказали об изменениях в природе осенью.

Физкультминутка. Слайд 7.

Воспитатель: Я приглашаю вас поиграть в игру «Осень».

Вдруг закрыли небо тучи (Дети поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки).

Начал капать дождь колючий (Прыгают на носочках, руки на поясе).

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть (Приседают, держат руки на поясе).

Грязь и лужи на дороге (Идут по кругу, высоко поднимая ноги).

Поднимай повыше ноги.

Игра «Прогноз погоды» (с мячом). Слайд 8.

Воспитатель: Ребята, а вы смотрите Прогноз погоды по телевизору. Конечно, вы слышали, как диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра и осадки. Осенью часто бывают осадки. Что это такое?

Дети: Дождь, снег, туман.

Воспитатель: А какая бывает погода осенью?

Когда идет дождь – дождливая.

Когда дует ветер – ветреная.

Когда холодно – холодная.

Когда пасмурно – пасмурная.

Когда сыро – сырая.

Когда хмуро – хмурая.

Когда ясно – ясная.

Когда светит солнце – солнечная.

Воспитатель: Отлично вы правильно говорили о погоде! Хочется похвалить вас за то, что вы говорили четко и красиво.

Воспитатель: С давних времен люди сочиняли стихи, песни, пословицы и поговорки об этом красивом времени года.

Стихотворение А. Плещеева «Осень» рассказывает ребенок.

Игра соберем пословицы и поговорки. Слайд 9.

У нас есть копила народной мудрости. Сейчас мы в нее положим пословицы и поговорки об осень. Я шкатулочку возьму и приметы соберу (воспитатель открывает крышку шкатулки, а дети кладут туда осенний листок, называя пословицы и поговорки).

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету, поворота нету.

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре – теплая осень.

Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая.

Большие муравейники - к мягкой зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы!

Игровое упражнение «Четвертый лишний». Слайд 10, 11, 12, 13.

Воспитатель: Я приготовила для вас картинки об осени, но осенний ветер расшалился, подул так сильно, что перепутал все картинки, которые были у меня. Помогите мне найти лишнюю картинку, которую нельзя отнести к осени.

Вариант 1. Воробей, сорока, ласточка, синица.

Воспитатель: Какая картинка лишняя?

Дети: Это ласточка, потому что осенью она улетает в теплые края. А все остальные птицы остаются зимовать.

Вариант 2. Куртка, шапка, плащ, шорты.

Воспитатель: Какая картинка лишняя?

Дети: Это шорты. Их носят только летом.

Вариант 3. Орехи, грибы, брусника, ландыши.

Воспитатель: Какая картинка лишняя?

Дети: Это ландыши, потому что они цветут только весной. А орехи, грибы, брусника созревают осенью.

Вариант 4. Корзина, зонтик, лыжи, лопата.

Воспитатель: Какая картинка лишняя?

Дети: Это лыжи. На лыжах катаются зимой, а другие предметы можно использовать осенью.

Пальчиковая гимнастика с крышечками «Шапки». Слайд 14.

Воспитатель:

Шапки пальцам раздадим

Вот так, вот так.

И чуть-чуть пошевелим.

Вот так, вот так.

Если шапки не упали,

Значит хорошо держали.

Снимем, сложим их в ладошки,

Погремим с вами немножко.

Воспитатель: Предлагаю вам украсить листик цветным пластилином и повесить на осеннее дерево (под музыку). Слайд 15.

3. РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: Дети, если вам было интересно и понравилось наше осеннее приключение, то возьмите лучик и приклейте его к солнышку. Если вам было скучно и непонятно, то возьмите капельку и наклейте ее рядом с облачком.

Воспитатель: Молодцы, вы со всем справились! Давайте скажем осени «До свидания!». Слайд 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и рисованию в средней группе на тему "Красавица осень"

Научить видеть прекрасное в окружающем времени года; подготовить почву для решения проблемной ситуации – как же можно сохранить красоту осени....

Интегрированное занятие с детьми старшей группы на тему: «Красавица осень»

Цель:  провести беседу на тему осень; учить детей отвечать на вопросы по теме; научить видеть прекрасное в окружающем времени года; подготовить почву для решения проблемной ситуации – как же можн...

Конспект занятия по ИЗО Тема: «Красавица Осень»

Подготовила: Сушко Анастасия Владимировна. педагог   МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Петропавловск-Камчатский. 2014г.Занятие 25 мин,  рассчитано на детей 5,5 – 6 лет, обучающихся на о...

Итоговое занятие по развитию речина тему "Найди и назови"

Итоговое занятие по развитию речи в первой младшей группе...

Развитие речина тему: «Где прячется здоровье? »

Развитие речи на тему: «Где прячется здоровье? »...

Интегрированной непосредственно образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Красавица осень».

Интегрированной непосредственно образовательной деятельностипо «Художественно-эстетическому развитию»для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Красавица осень»....

Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»

Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»...