Структура занятия по развитию речи в ДОУ.
учебно-методический материал по развитию речи

Мансурова Асият Магомедалиевна

В структуре занятия выделяют три части — вводную, основную и заключитель­ную.

- в вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответству­ющие мотивы предстоящей деятельности с учетом возрас­та;

- в основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей;

- заклю­чительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на заня­тии. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Распространенной ошибкой в практике являются обяза­тельные и не всегда уместные, часто формальные оценки деятельности и поведения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Структура занятия по развитию речи.

В структуре занятия выделяют три части — вводную, основную и заключительную.

- в вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста;

- в основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей;

- заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Распространенной ошибкой в практике являются обязательные и не всегда уместные, часто формальные оценки деятельности и поведения детей.

Структура занятия, посвященного изучению нового материала, может иметь несколько вариантов.
Вариант 1
I. Организационный момент:
а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания, восприятия, памяти;
б) лексические упражнения.
II. Актуализация опорных знаний и представлений:
а) вводная беседа;
б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и явлений;
в) сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового:
а) рассказ воспитателя;
б) демонстрация наглядности, схем, опор.
IV. Обобщение (обобщающая беседа).
V. Закрепление:
а) программированные задания;
б) графические работы;
в) работа с текстом и т.д.
VI. Итог.
Вариант 2
I. Организационный момент (лексические упражнения).
II. Введение в тему:
а) вводная беседа;
б) сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового:
а) актуализация имеющихся знаний воспитанников;
б) рассказ, объяснение воспитателя.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) обобщающая беседа;
б) практические работы.
Комбинированное занятие
I. Организационный момент (упражнения на внимание, память, восприятие).
II. Повторение:
а) обобщающая беседа;
б) упражнения в узнавании, различении предметов и явлений;
в) программированный задания;
г) рассказ воспитанника.
III. Изучение нового:
а) вводная беседа, проверка сенсорных эталонов;
б) рассказ педагога.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) упражнения на узнавание; определение;
б) лексические игры, задания.
VI. Итог.

Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
Должна быть правильная организация занятий. Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Приведём примеры структуры некоторых занятий по развитию речи.

Обучение пересказу художественного произведения»

I частьвводная

Подготовка детей к восприятию художественного произведения с использованием следующих приемов:

  • показ картины;
  • сюрпризный момент;
  • художественное слово;
  • использование грамзаписи.

2 часть: основная

1. Первичное чтение. Оно дается без установки на запоминание, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.

2. Повторное чтение с установкой на запоминание: «Послушайте внимательно, будем пересказывать».

Если произведение знакомо, 1 и 2 этапы опускаются.

3. Беседа по содержанию художественного произведения:

  • уточнить идейное содержание;
  • дать характеристику литературных героев;
  • обратить внимание на языковые средства: образные выражения, зачин, концовка и т.д.;
  • подготовить к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, интонацией, темпом речи, качествами голоса).

Этапы 1-3 опускаются, если произведение разбиралось 3-6 дней.

4. Повторное или выборочное чтение с установкой: «Вслушайтесь, как я читаю» (при необходимости).

5. Пауза для подготовки детей.

6. Пересказ детьми (3-7 человек). Первым вызывают ребенка с хорошей памятью, последнего – с выразительной речью.

3 часть: заключительная.

Подводится итог  занятия. Закрепить название произведения, имя автора, отметить детей, которые пересказывали лучше всех.

Структура занятия по рассматриванию картины

1.Вводная часть.

Картина закрыта.

Цель: заинтересовать детей и собрать их внимание перед внесением картины.

Приемы:

  • художественное слово;
  • сюрпризный момент;
  • грамзапись;
  • вводная беседа.

2.Основная часть

Картину поворачивают к детям и дают 1-2 минуты для самостоятельного рассматривания и обмена впечатлениями.

Цель: научить рассматривать картину от главного к второстепенному, развивает словарь.

Приемы:

 Вопросы:

1 группа вопросов направлена на выявление общего смысла картины: О чем? Как можно ее назвать?

2 группа вопросов направлена на описание предметов: Кто (что) изображено? Что делает? Кто он? На что (кого) похож? Во что одет? и т.д..

3 группа - на установление связей между отдельными частями картины: Почему? Чем похожи? Чьи?

4 группа – вопросы из личного опыта детей

5 группа – вопросы, выходящие за рамки картины.

 Приемы словарной работы.

 Словесные упражнения.

3.Заключительная часть

Цель: обобщить знания детей, подвести итог занятия, дать оценку детским ответам.

Приемы:

 обобщающий рассказ воспитателя;

 чтение отрывка из художественного произведения, близкого по содержанию картины.

 

Развитие у детей связной речи

Структура итоговой беседы

1.Вводная часть (3-5 минут)

Цель: оживить в памяти впечатления детей, используют приемы:

вопросы-напоминания;

загадки;

показ наглядного материала (фото, иллюстрации, картины).

Сформулировать тему беседы, мотивировать ее выбор.

2.Основная часть (20-25 минут).

Вся беседа разбивается на подтемы, после каждой подтемы идут обобщения воспитателя. Внутри каждой законченной части используются различные приемы обучения:

вопросы разных типов (3-4 воспроизводящих, 4-5 поисковых, 1-2 обобщающих и др.);

художественное слово;

показ наглядного материала;

приемы словарной работы;

ТСО.

Воспитатель должен продумать, как закончить одну часть и перейти к другой. О важном говорить вначале, о второстепенном – в конце.

3.Заключительная часть (2-3 минуты).

Детей подводят к формулировке обобщений, выводов, осознанию своего отношения к теме беседы.

Конец беседы должен быть эмоциональным, связанным с практическими действиями.

Приемы:

дидактическая игра;

упражнение;

рассказ воспитателя;

чтение отрывка из художественного произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Структура занятия по развитию коммуникации и речи с использованием основ Денверской модели раннего вмешательства для детей с риском РАС

В структуре занятия для детей с риском РАС представлены актуальные направления работы логопеда/специалиста по коммуникации, перечислены основные этапы формирования каждого навыка, обозначены формы вза...

Консультация для педагогов «Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»

Дидактическая задача является основным элементом дидактической игры и тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение....

Консультация для педагогов дошкольной организации: «Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»

Уважаемые педагоги, развитие речи у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их обучении и социализации.Ваша функция в формировании навыков речи у детей невероятно важна.В этой консультации м...