Путешествие по русским народным сказкам
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

конспект ОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-na-kursy_dd74b.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 МО Каневской район

Конспект ОД

«Путешествие по русским народным сказкам»

Подготовительная группа

ОО «Речевое развитие»

Воспитатель Савельева Н.А.

Ст. Каневская

2015г.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»

Цель: Продолжать обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; закреплять знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Программное содержание

Образовательные задачи: 

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Пополнить литературный багаж сказками, стихотворениями, загадками. Развивать умение выразительно пересказывать сказку.                                            2. Учить узнавать сказку по заданию (мнемотаблице).                                                                                                             3. Учить передавать структуру сказки с помощью мнемотаблиц.

Развивающие:                                    

1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.

2. Развивать умение действовать согласованно.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений,  (эмоциональность исполнения, естественность поведения).

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Предварительная работа:  чтение сказок, лепка сказочных героев, работа с мнемотаблицами, рассматривание картинок с персонажами русских сказок, беседы: «Моя любимая сказка», «За что я люблю сказки». Настольные игры: «Путешествие по сказкам», «Сложи картинку (кубики по сказкам)», п/и «Волк и зайцы» и др.

Словарная работа: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материалы и оборудование: : магнитофон,   аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, презентация с мнемотаблицами  по русским сказкам,

Ход НОД.

Дети стоят вокруг воспитателя.

Воспитатель. Ребята, а скажите мне, пожалуйста,  любите вы русские народные сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим. 

Воспитатель. Почему они называются русскими народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Воспитатель: (читает отрывок стихотворения «В мире много сказок» Ю. Энтин)

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в сказочную страну, где мы встретимся с нашими любимыми русскими народными сказками. Вы согласны?  

Дети:  Да                      

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики (дети садятся и под музыку из к/ф «Весёлые путешественники» отправляются в путь).

Много сказок есть на свете

Всей душой их любят дети

Известно всем давно

Побеждает в них добро

Забывать нам их нельзя.

Отправляемся мы в путь друзья

В чудо сказку – вы и я.

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

Воспитатель: Вот ребята мы приехали с вами на первую станцию (на экране появляется мнемотаблица к сказке «Колобок»). 

мнемотаблица   (слайд № 1)

На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.  /Колобок/

Дети: Это сказка «Колобок».                                                                    Воспитатель: А кто здесь главный герой?                                                                     Дети: «Колобок»                                                                                                     Воспитатель: От кого ушёл «Колобок»                                                                    Дети: От дедушки и бабушки, от зайца и волка и от медведя.                              Воспитатель: А что же всё таки случилось с колобком?                                                       Дети: Его лиса обхитрила и съела.                                                                     Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше в путь (звучит музыка из к/ф «Весёлые путешественники»).  Вот ребята мы приехали с вами на следующую станцию (на экране появляется мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»).

мнемотаблица (слайд № 2)

Воспитатель: Ой, а это что за сказка у нас?

Дети: «Курочка Ряба»

Воспитатель: Кто разбил яичко?

Дети: мышка. 

Воспитатель: Хорошо, отправляемся дальше в путь (звучит музыка из к/ф «Весёлые путешественники»).  Вот ребята мы приехали с вами на следующую станцию (на экране появляется мнемотаблица к сказке «Репка»)

мнемотаблица(слайд № 3)

Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.   /Репка/

Дети: «Репка»

Воспитатель: Сказку «Репка» посмотрите

                        И героям помогите.

              Репку надо им достать,

              Кто за кем, где должен встать? (рассматривание и работа по таблице слайд 3).

Дети: Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку и мышка за кошку.

Воспитатель: Путь у нас длинный, предлагаю вам выйти на сказочную поляну и поиграть немножко.  /Дети строят круг/.  Давайте представим, что мы с вами  персонажи русских народных сказок.

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славная семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Воспитатель: Хорошо, присаживайтесь,  отправляемся дальше в путь (звучит музыка из к/ф «Весёлые путешественники»).  Ой, ребята, посмотрите, мы приехали с вами на волшебную станцию, на которой живут несколько сказок. (На экране появляется мнемотаблицы к сказкам: «Теремок»; «Волк и семеро козлят»; «Заячья избушка»; «Петушок и Бобовое зернышко»).

     мнемотаблица 

мнемотаблица     мнемотаблица

(слайд № 4) 

Воспитатель: Посмотрите внимательно на таблицы и скажите, какие сказки вам знакомы.

Дети: «Теремок»; «Волк и семеро козлят»; «Заячья избушка»; «Петушок и
Бобовое зернышко
»

Воспитатель: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Дети: (индивидуальные ответы) Мышка Норушка, лягушка Квакушка, зайчик Побегайчик, лисичка Сестричка, волк Зубами щелк, а медведь теремок разломал.

Воспитатель:  Настенька нам сейчас расскажет о сказке «Волк и семеро козлят».

Ребёнок: Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

Воспитатель: «Петушок и бобовое зёрнышко» - об этой сказке нам расскажет Саша.                                                                                                                        Ребёнок: Петушок и бобовое зернышко - русская народная сказка о петушке, который торопился, когда кушал зернышки. Курочке приходилось ему постоянно говорить, чтобы он помедленнее клевал. Как и ожидалось, петушок однажды подавился бобовым зернышком, но курочка - его верный друг быстренько побежала к хозяйке за помощью, та её отправила к корове, корова - к хозяину, хозяин - к кузнецу. Всех обошла курочка и спасла петушка.

Воспитатель: Много мы с вами сказок знаем, а вот из какой сказки эти слова: «Как выскачу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам?»  

Дети: Из русской народной сказки «Заячья избушка»

Воспитатель: А кто говорил эти слова?

Дети: Лиса

Воспитатель: Может кто-то нам расскажет об этой сказке?

Ребёнок: У лисы избушка ледяная, у зайца - лубяная. Весной избушка у лисы растаяла, и она хитростью выгнала зайчика из его жилья. Зайцу пытались безрезультатно помочь: собака, медведь, бык. Помог зайцу петух: выгнал лису, и они вдвоем (петух и заяц) стали жить в лубяной избе.

Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше в путь. Вот ребята мы приехали с вами на последнюю станцию (на экране появляется мнемотаблицы к сказкам «Три медведя»; «Маша и медведь», «Гуси - лебеди»).

мнемотаблица        мнемотаблица

(слайд № 5) 

Воспитатель: Ну что, узнаёте эти сказки, только внимательно смотрите на таблицы.

Дети: «Три медведя»; «Маша и медведь», «Гуси - лебеди»

Воспитатель: Арина нам сейчас кратко расскажет содержание сказки, а вы ребята, слушайте внимательно и скажите нам, о какой сказке идёт речь.        Ребёнок: У дедушки и бабушки в лесу заблудилась и пропала внучка Машенька. В лесу Маша нашла избушку, долго жила в ней с медведем. Машенька соскучилась по бабушке и дедушке, напекла пирожков, залезла в корзинку и наложила сверху пирожков, обхитрила медведя, с его помощью вернулась живая и здоровая домой, а медведя собака прогнала.

Дети: «Маша и медведь»

Воспитатель: Правильно, а теперь нам расскажет Вика следующую сказку.

Ребёнок: Родители оставили девочку приглядывать за младшим братцем, и ушли на работу. Она не усмотрела за братом, и его унесли гуси-лебеди к бабе-яге. Девочка пошла, вызволять брата, на пути ей встретились печка, яблоня, молочная река, они просили её о помощи, но она не кому не помогла. Пришла к бабе-яге. В избушке на курьей ножке жила мышка, она посоветовала девочке поскорей забрать братца и убежать  - не то их баба-яга съест. Девочка с братом убежали в сторону дома, в пути им помогли укрыться от погони гусей-лебедей: молочная река кисельные берега, яблоня, печка, так как девочка им тоже помогла. 

Ребёнок: У Алёнушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

Дети: «Гуси - лебеди»

Ребёнок: Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети: «Три медведя»

Воспитатель: Очень много мы сегодня с вами путешествовали по сказкам,  на этом наше путешествие окончено. Скажите мне, ребята, какие сказки мы сегодня посетили?

Дети (индивидуально): «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Гуси - лебеди», «Заячья избушка», «Теремок»; «Волк и семеро козлят», «Петушок и  Бобовое зернышко».

Воспитатель: В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

(Воспитатель дарит детям книжки – раскраски по русским народным сказкам.)

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговое занятие для детей младшего возраста на тему: "Путешествие по русским народным сказкам"

Данное занятие проводится во второй половине учебного года, когда была организована работа по изучению русских народных сказок, можно данный материал использовать и проводить в виде КВНа. Предварите...

Интегрированное занятие: Развитие речи-социальный мир "Путешествие в русскую народную сказку"

В этом конспекте  занятия закрепляются  знания о старинном русском быте....

Досуг в подготовительной группе. "Путешествие по русским народным сказкам"

Досуг в подготовительной группеТема:  «Путешествие по русским народным сказкам»   ВоспитательМБДОУ №3 «Тополёк»ст. ФастовецкойШлык Н.Н.  Цели:- закрепить знания дет...

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Закрепление знаний детей о порядковом счёте, о количественном счёте используя различные анализаторы, о сравнении чисел. Закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах, о величине предметов, испо...

«Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Формировать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации....