Конспект занятия «Путешествие на Байкал»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie._puteshestvie_na_baykal.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие на Байкал»

Занятие по развитию речи для детей подготовительной к школе группы.

Тема: словообразование существительных, прилагательных, глаголов.          Лексическая тема:  «Транспорт».

Задачи:  

Образовательные:    

Познакомить детей с озером Байкал. Расширить представления детей о нашей стране.                                                                                                                  

Активизировать предметный и глагольный словарь у детей по теме «Транспорт».

Обучать детей словообразованию относительных прилагательных от существительных и составлять с ними словосочетания (малина - малиновое варенье и т.д.)    

Формулировать навык образования уменьшительно-ласкательных существительных с помощью суффиксов –ок, -ик, -к (дом-домик и т.д.)

Учить детей понимать значения сложных существительных (мусоровоз, пароход и т.д.) и прилагательных (синеглазый и т.д.)    

Продолжать  обучать детей правильно употреблять глаголы с разными приставками в речи, показать как изменяется при этом значение слова (ехать – переехать, съехать и т.д.)

Развивающие:

Развивать речь детей, внимание, логическое мышление, память.

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости за богатства нашей страны. Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: 2 мольберта, карта мира, карта России, указка, фломастеры, мяч, экран, компьютер, камушки-сувениры, две бутылки питьевой воды, изображения различных видов транспорта, карточки с изображением овощей, фруктов, ягод, слайды с изображением пилота, стюардессы, природы Байкала.                    

Ход:

Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями, улыбнуться им.

- Помните мы с вами ходили в поход? Куда? (в лес) Цель каждого похода, что бы идти и куда-нибудь … (прийти). Дойти до какого-нибудь  места.

- Походы бывают краткосрочные. Это какие? (на короткое время) И долгосрочные. Это какие? (на долгий срок, на долгое время, на большое растояние). Приведите примеры долгосрочных походов, глядя на карту мира.( в Африку, в Австралию и т.п.)

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в поход, а куда догадайтесь отгадав загадку.

Посреди поля лежит зеркало.                                                                                     Стекло голубое, рама зеленая.                                                                                И сосны и звезды в нем отражаются.                                                                 Как это зеркало называется?  (озеро)

- Я предлагаю совершить путешествие на озеро Байкал. (показ его на карте) На что похоже озеро? (ответы детей) Это самое древнее озеро на Земле и самое глубокое в мире. Его глубина 1640 м. Это 400 этажное здание. Древние монголы называли его Святым морем, а буряты «байгал» - глубокая вода, море. Оно действительно очень большое и глубокое как море. Байкальская вода необычайно чиста – можно увидеть то, что находится глубоко на дне. А еще эту воду можно пить. Такая она чистая. Но не каждый рискнет искупаться в Байкале, т.к. вода там очень холодная. Почему? (не успевает прогреваться из-за глубины озера) однако есть бухточки, где мелко и вода там прогревается. Байкал переводится еще и как «богатое озеро». И действительно, богат и разнообразен животный мир Байкала. Некоторые виды животных не встречается больше нигде.                                                        - Хотите там побывать? Тогда обсудим план нашего путешествия. Как туда можно добраться? (ответы детей)                                                                - Рассмотрим все ваши варианты:                                                                1. Пешком -  41 день. Это очень долго. Какой это будет поход? (долгосрочный, долговременный)                                                                        2. Автобусом, автомобилем – несколько дней. Откуда отходят автобусы ( от автовокзала) Почему он так называется? Мы поедем по автодороге. Почему она так называются? По пути нам встречается много машин: самосвал, бензовоз, молоковоз, мусоровоз, бетоновоз, бетономешалка. Почему они так называются? Потом мы заправимся на автозаправочной станции.                                                                                                        3. Пароходом. Можем мы добраться пароходом? Давайте посмотрим по карте. (нет) Почему? Разбирается понятие «теплоход», «пароход».                        4. Самолетом – 6 часов. Дети объясняют слово  «самолет» .Выясняем, что порлетим на самолете из Москвы, т.к. в Рязани нет аэропорта.                         5. Поездом- 4 дня. Объясняем слова паровоз, электровоз.

Итог: До Москвы мы добираемся на электричке, а из Москвы до Байкала летим самолетом.

Физкультминутка: - Когда мы отправляемся в путешествие, мы берем с собой к-л еду. Сейчас я вам буду говорить какой-нибудь продукт и что из него приготовлено. Если я скажу правильно –подпрыгните и хлопните в ладоши, если нет – присядьте.

Варенье из облепихи – облепиховое варенье.                                                       Компот из лимона – малиновый компот.                                                                  Сок из персиков – абрикосовый сок.                                                                           Соус из сметаны – сметанный соус.                                                                        Запеканка из творога – мясная запеканка.                                                                 Каша из манки – манная каша.                                                                                     Каша из гречки – рисовая каша.                                                                                   Суп из рыбы – грибной суп.                                                                                   Повидло из апельсинов – вкусное.                                                                            Компот из фруктов – фруктовый компот.                                                                      Пюре из яблок – банановое пюре.

- А теперь надо в железнодорожной кассе получить железнодорожный билет. Объяснение этих слов. На каждом билете будет изображен к-н овощ,  фрукт, ягода. Вам надо будет  назвать продукт, который можно из него приготовить. Если называете правильно – проходите в вагон поезда.

Дети проходят и садятся на стульчики, которые расположены как скамейки в электричках. Сбоку воспитатель выставляет мольберт со схемой пути.

- Итак, посмотрим в окно. Наш поезд отправляется с железнодорожного вокзала. Поехали! Воспитатель по схеме указкой показывает, где едет поезд, что проезжает. При этом добивается, чтобы дети употребляли слово ехать с разными приставками  выехали, объехали, переехали, съехали, заехали, подъехали и т.п. Видите одно слово, а с помощью маленьких приставок оно приобретает разные значения, разные действия.

- Вот мы и на аэродроме. Дальше полетим на самолете. Почему его так назвали?

Физкультминутка:

Руки ставим мы вразлет – получился самолет.                                                                      Мах крылом туда-сюда. Делай раз и делай два.                                                        Друг на друга посмотрите, на Байкал скорей летите.

Дети «летят» в музыкальный зал. Воспитатель: «На самолете полетели. Землю сверху оглядели» .    

В зале: - Вот подошел к концу наш перелет. Кто управлял самолетом? (пилот) А кто разносит в самолете напитки, еду? (стюардесса)    Давайте нарисуем по описанию их портреты.      

В зале 2 мольберта, бумага. Дети рисуют пилота и стюардессу   по описанию воспитателя.

Пилот: круглолицый, кареглазый, чернобровый, краснощекий, темноволосый, короткостриженный.

Стюардесса: узколицая, синеглазая, темнобровая, бледнолиция, рыжеволосая, длинноволосая.

Включается экран. Проверяется, совпадают ли  портреты  на бумаге и на экране.

- А теперь пройдите на поляну, разомните ножки после полета, встаньте в круг. Давайте поиграем. Воспитатель берет мяч. Когда мы летели в самолете, смотрели в иллюминатор, мы видели все предметы очень маленькими. Я сейчас буду называть предметы, которые мы видели вс высоты, бросать мяч, а вы мне будете говорить, что вы видели и возвращать мяч.

Дом – домик, завод – заводик, дерево – деревцо, машина – машинка, гора – горка,  река- речушка, лес – лесок, дым – дымок, дорога – дорожка, собака – собачка, мост – мостик, корова – коровка, цветок – цветочек, человек – человечек, сад – садик, куст – кустик, гусь – гусенок, коза – козочка, лошадь – лошадка, холм – холмик.

Воспитатель  приглашает  детей сесть кругом и посмотреть  на красоту Байкала. Демонстрация природы Байкала на экране.

Чтение стихов детьми.

Есть в Сибири озеро, озеро Байкал.                                                                             Все в него влюбляются, кто хоть раз бывал.                                                          Озеро глубокое, озеро могучее.                                                                                       В ясный день спокойное, а в грозу кипучее.                                                     Окружают озеро горы и леса.                                                                                 Сверху отражаются в водах небеса.                                                                            Мы с тобою озеро встретимся опять.                                                                     Будем любоваться, будем отдыхать.

Воспитатель: - Я приготовила для вас подарки: камушки с озера Байкал и воду. На этом наше путешествие заканчивается. Но мы  встретимся с этим озером еще, и я вам расскажу о его обитателях. Нам пора возвращаться в Рязань, в наш детский садик .

Руки ставим мы в разлет - получился самолет.                                                        Мах крылом туда-сюда. Делай раз и делай два.                                                                    На самолете полетим, землю сверху оглядим.

Дети возвращаются в группу, имитируя полет самолета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Конспект занятия "Удивительное животное Байкала"

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия "Волшебное озеро Байкал"

Конспект занятия "Волшебное озеро Байкал" знакомит детей с озером, его обитателями, растительностью....

Технологическая карта занятия "Путешествие на Байкал"

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ....

Конспект занятия "Подводный мир Байкала" (технология проектной деятельности)

Конспект занятия по  развитию познавательной активности  при ознакомлении с природой Прибайкалья в рамках проекта «Богатырь Байкал»...