Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Придумывание сказки на заданную тему».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занятие направлено на формирование умения придумывать сказку на заданную тему,   передавать специфику сказочного жанра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_pozn.-rechevomu_razvitiyu.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ровеньский детский сад №3 комбинированного вида Белгородской области»

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Придумывание сказки на заданную тему».

  Подготовила и провела:

Нетеча Елена Васильевна,

воспитатель подготовительной

логопедической группы.

п. Ровеньки

Цели:

  1. Формировать умение придумывать сказку на заданную тему,   передавать специфику сказочного жанра.
  2. Способствовать развитию связной грамматически правильной речи.
  3. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; упражнять в словообразовании.
  4. Учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мнемотаблица на тему «Зима»,картина «Снег», план-схема для рассказывания,  картинки с изображением снеговика, цветные карандаши, мяч.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки, иузнаетем, о чём мы будем говорить:

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима)

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал... (снег)

Подышал он на окно —

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берез

Инеем укрыл... (мороз)

– О каком времени года идёт речь в этих загадках? (о зиме).

– Как вы думаете, почему мы говорим о зиме?  

– Вам нравится зима? Вы любите зиму? (зимой много развлечений).

– Многие писатели, поэты, художники в своих произведениях показывали красоту зимней природы.

– Давайте и мы вспомним стихотворение о зиме. Дети читаю стихотворение И.Сурикова «Зима».

– Что мы можем рассказать о зиме?

Дети рассказывают, опираясь на мнемотаблицу.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Солнце светит, но не греет. Часто идёт снег. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: игры со снегом.Можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки. Можно покататься на санках, лыжах, коньках.

– Зимой снег повсюду. Давайте подберём родственные слова к слову снег (снежинка, снежок, снежный).

– О чём можно сказать снежный? (ком, город). Снежная? (горка, баба).

– Как сказать о горке, сделанной из снега, какая она? (снежная)

– Каким словом можно назвать снежную бабу? (снеговик).

– А теперь назовите слова, которые образованы от слова зима (зимушка, зимний, зимующие, зимовье)

– Как называют птиц, которые остаются на зиму? (зимующие).

– Каким словом можно назвать день зимой? (зимний).

– Каким ласковым словом называют зиму? (зимушка).

– Как вы считаете, слово зима родственное слову снег? (нет, родственные слова должны звучать похоже, в слове зима нет такой части, которая бы звучала похоже со словом снег).

– О чём можно сказать зимний? (день, лес). Зимняя? (река, погода). Зимнее? (небо, солнце).

Физкультминутка:

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи надеваем, («надевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх).

– Зима очень весёлое и сказочное время года.

– Весело зимой! Как я сказала это предложение? (радостно).

– Скажите это предложение, чтобы было понятно, что вы рады (что вам всё равно, что вы огорчены).  

 – Ребята, мы сказали, что зима сказочное время года. Какие сказки вы знаете где чудеса происходят зимой? ( «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему велению», «Рукавичка», «Серая шейка», «Морозко» и др.)

– Попробуем и мы придумать сказку о зиме. Картина «Зима».

– Какое время года изображено на картине и почему? (зима, снег покрыл землю, деревья).

– Кто изображён на поляне? (снеговик).

– Как он там оказался?

– Кто первым заметил снеговика?

– Как вы думаете, у него были друзья?  

– С кем он может подружиться в лесу?

– Послушайте какая сказка у вас получилась. Опираясь на план-схему дети сочиняют сказку.

Однажды на полянке в зимнем лесу появился снеговик. Никто не знал, как он там оказался. Первыми его увидели птички и решили с ним познакомиться. Снеговик рассказал им ,что ему очень понравился зимний сказочный лес, но он заскучал, потому что у него нет друзей. Тогда птички решили помочь ему. И познакомили  его с лесными обитателями: зайкой, лисичкой, волком, белочкой. Все подружились и стали играть на лесной полянке.

– Молодцы, у вас получилась интересная сказка. Как вы думаете, весело теперь на лесной полянке? Какие игры придумали зверюшки?

– Давайте и мы поиграем. Игра называется «Угадай-ка». Воспитатель называет звуковой состав слова, дети возвращают целое слово.(зима, сосулька, санки, лыжи, коньки, шуба, шапка).

– Пока мы играли, к нам в гости пришёл снеговичок. Он услышал нашу сказку, и она ему очень понравилась. А вам понравилось сегодня на занятии работать?

– Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Если понравилось, нарисуйте снеговику улыбку, если вам было скучно, нарисуйте скуку, безразличие, а если вам не понравилось – нарисуйте грустного снеговика.  

– Мне тоже понравилось сочинять с вами сказку, я своему снеговику нарисую улыбку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно- образовательная деятельность по художественно эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (лоскутная техника) Тема:"Украшение юбки"

Через лоскутную  аппликацию знакомим   детей с народно-прикладным искусством Кубани -лоскутной техникой,   расширяем знания детей о народных промыслах Кубани; воспитывае...

Непосредственно- образовательная деятельность по художественно эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (лоскутная техника) Тема:"Украшение юбки"

Через лоскутную  аппликацию знакомим   детей с народно-прикладным искусством Кубани -лоскутной техникой,   расширяем знания детей о народных промыслах Кубани; воспитывае...

Непосредственно - образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (лоскутная техника) Тема:"Скоморохи"

Продолжаем  знакомить детей с видом аппликации лоскутной техникой,  совершенствуем умение детей с помощью трафаретов обводить детали и приклеивать их  , формируем ...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Пластилиновая сказка».

КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельностипо «Художественно-эстетическому развитию»для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Пластилиновая сказка».    ...

Интегрированной непосредственно образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Красавица осень».

Интегрированной непосредственно образовательной деятельностипо «Художественно-эстетическому развитию»для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Красавица осень»....

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет на тему: "В окно повеяло весною". Воспитатель Труфанова Е.И.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей  среднего дошкольного возраста 4-5 лет на тему: "В окно повеяло весною...