Конспект занятия "Путешествие в страну сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Фролова Валентина Павловна

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область "Развитие речи"

Тема:  «Путешествие в страну сказок».

Возрастная группа 2 младшая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_2_ml.docx654.74 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/09a4/00047673-c63b906f/hello_html_mc9a59e5.png

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» г.Сорочинска

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область "Развитие речи"

Тема:  «Путешествие в страну сказок».

Возрастная группа 2 младшая

   Подготовила: Фролова В.П.

                                      Воспитатель 1 квалификационной категории

                                                                 

                                         

                 

                               

                                                             

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Пояснительная записка

3-4

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация;

5-7

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

 7-8

3)

дальнейшая разработка темы;

8

III.

Список литературы

9

IV

Приложения

10

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.                                              Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.                                                        С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.                                                                                                             Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовке к школе. Мы считаем, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно сказки могут влиять на развитие связной речи дошкольников .

II.КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

1). ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

1.

Тема образовательной деятельности

«Путешествие в страну сказок».

2.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие: повышение уровня развития связной речи

3.

Виды деятельности детей

Игровая  (Сюрпризный момент – Книга со сказками;  дидактическое упражнение -  «Разрезные картинки», «Один много»).

Коммуникативная (Свободное общение по  теме ОД)

Музыкальная (Музыкальная игра «Лиса и зайцы»)

Двигательная (Игры-имитации изображения  поезда).

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

- разъяснение (работа по мнемотаблице),

- беседа (обобщение опыта: по сказке репка: кто за кем стоит),

Обращение к опыту детей (вспомнить песенку колобка)

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:

- приучение (соблюдение правила поездки в поезде),

- упражнение (называют слова в ед. ч. и мн.ч),

-  просьба:  (дополнять рассказы товарищей).

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

-  наглядность (мнемотаблицы, иллюстрации из сказок;

-  проблемные ( необходимо помочь сказкам)

- занимательные и игровые ситуации ( Игра «Один –много», «Лиса и зайцы»);

- ситуации успеха( похвалить всех детей; поощрение детей сладким сюрпризом);

- аналогии (составление самостоятельного рассказа по аналогии).

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Дидактические беседы с лингвистическим содержанием, направленные на активизацию словарного запаса  «Много-один»).

Моделирование рассказа по мнемотаблице.

Культурные практики: умение вести себя в общественном транспорте

 Словесные: уточняющие вопросы к детям( одна- мышка, много- мышат;   )

Наглядные: организация остановок возле сказок; мнемотаблицы(по сказке «Курочка ряба»)

5.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное: формирование правил поведения в общественном транспорте (поезде); взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе путешествия по сказкам.

Познавательное развитие: получение информации о новых словах, их значении и способах использования в речи человека.

Формирование элементарных математических навыков: один – много.

Художественно-эстетическое развитие: эстетическое восприятие наглядно-иллюстративного материала, выполнение движения подражания согласно музыкальному оформлению.

Физическое развитие: выполнение двигательных заданий и упражнений. 

6.

Возрастная группа

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

7.

Цель

Формирование умения детей  пересказывать сказку, используя

мнемотаблицы. 

8.

Задачи

Планируемые результаты

8.1

 Формировать умение отвечать на вопросы и рассказывать по мнемотаблицам  

Сформирован грамматический строй речи, могут самостоятельно пересказать сказку «Курочка ряба», используя мнемотаблицы Сформирована диалогическая речь, отвечают на вопросы воспитателя.

8.2

Формировать умение называть животных в единственном и множественном числе.

 Сформировано умение   называть множественное число в именительном и родительном падеже.

8.3

Активизировать словарь детей

( берлога, дупло, нора)

Активизация пассивного и активного словаря детей новыми словами

8.4

Развивать внимание, память, воображение; умение действовать по заданию, сравнивать и обобщать;

Развивать произносительные навыки, интонационную выразительность речи, ритмичность движений. Развивать умение составлять связное высказывание. Развивать мелкую моторику.

8.5

 Воспитывать у детей доброе отношение  к сказкам , эмоциональную отзывчивость.

  Дети умеют слушать друг друга, не перебивая. Проявляют  интерес и любовь к народным сказкам.

9.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Составление рассказа о диких животных

Способы преодоления

Использование мнемотаблиц (логика построения рассказа)

10.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Материалы и оборудование: персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», корзинка с сюрпризом, разрезные картинки, книга с белыми страницами, книга с иллюстрациями сказок. 

Музыка: фонограммы «запись песенки «Паровоз», к игре «Лиса и зайцы»

11.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассматривание картинок с изображение русских народных сказок, прослушивание аудио записей русских народных сказок, разрезные картинки по сказкам.

2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

1

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель узнает у детей, любят ли они сказки. Хотят прочитать сказки.

 

Дети сидят полукругом.

1.2

Мотивация детской деятельности

Сказки  пропали со страниц книги, необходимо их вернуть.

1.3

Целеполагание  (принимают цель педагога)

Нужно отправится  в волшебную страну где живут сказки, что бы  и помочь их героям.

2

Основная часть:

Отправиться в путешествие по сказкам на паровозе. Останавливаются  на каждом пути, где встречаются сказки, угадывают их и помают героям сказок.

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Музыкальная игра «Лиса и зайцы». Пальчиковая игра «Теремок».

2.2

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

 Умение пересказывать сказку с использованием мнемотаблиц.  Обогатился словарь детей за счет названия животных ,дидактическая игра «Большой маленький».

2.3

Самостоятельная деятельность детей  по закреплению нового знания

Дидактическая игра «Разрезные картинки», поют песенку колобка., расставляют героев сказки «Репка» в правильном порядке.

3

В итоге дети возвращаются на паровозике в детский сад.

3.1

Дети – помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе. И все сказки вернулись в книгу.


3). ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Художественно-творческая деятельность

Выставка рисунков по трафарету «Дикие животные» (герои  русских народных сказок)

В детском саду

1.2

Чтение художественной литературы

 Чтение русских народных сказок «Зимовье», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой»

В детском саду

В семье

1.3

Игровая деятельность

Дидактическая игра «Один-много», «Кто живет в лесу?».

В детском саду и в семье

1.4

Двигательная деятельность

Выполнение логоритмических упражнений на согласование слова с движением

В детском саду

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

В детском саду

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Создание книжек-малышек «Наши любимые сказки».

Смастерить книжку-малышку семье, внесение их в библиотечку – в детском саду

2.3.

Работа по мнемотаблицам

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах 

В детском саду

Приложение

Части  НОД

Содержание

Области

1. Вводная часть. Создание мотива для детской деятельности.

Воспитатель вносит книгу со сказками.

- Ребята, вы любите сказки?

- Очень любим.

-Давайте почитаем сказки.(открывает книгу, а там чистые, белые страницы.) Вот ребятки посмотрите сказки пропали с нашей книги. Здесь осталась одна запись, что героям сказок нужна наша помощь.  Давайте отправимся их искать.

- Сказки живут в волшебной стране – за лесами, за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, они думаю, что вы их забыли. А вы считаете, что сможете их узнать.

- Сможем.

Героям из сказок нужна наша помощь.

Коммуникация

2.Основная часть.

Музыкальная

пауза.

Помогаем собирать листочки.

Давайте  поедем и попробуем помочь. Едем в гости к сказкам. А поедем, на поезде. Во время поездки нельзя шуметь, выходить из поезда пока он не остановиться. Садимся в веселый поезд.

- Набирает поезд ход,

Машинист глядит вперед.

Держимся мы друг за друга

И никто не отстает.

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз.

Воспитатель вместе с детьми поёт песню «Паровоз», при этом они делают один круг по группе

Поезд останавливается на сказке «Колобок».

- Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке… .

- Кто покатился по дорожке? (Колобок)

- Кто испек Колобка? (Колобка испекла Бабашка)

- Кого встретил Колобок в лесу? (Зайца, волка, медведя, лису)

- От кого ушёл Колобок? (От зайца, от волка, от медведя, от лисы)

- Кто съел Колобка? (Съела Колобка лиса)

- Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок.

Дети вместе с воспитателем поют песенку Колобка

-Хотите поиграть с героями сказки

Музыкальная игра «Лиса и зайцы».

 

На лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки – побегайки.

Сели зайчики в кружок,

Роют лапкой корешок.

Вот такие зайки,

Зайки – побегайки.

Вдруг бежит лисица,

Рыжая сестрица.

Ищет где же зайки,

Зайки - побегайки . 

-А теперь, ребята, сядем в поезд и поедем дальше в другую сказку.

Гудит большой паровоз У-У-У. Маленькие вагончики ему отвечают у-у-у-у.

Дети повторяют за воспитателем.

-Вот мы с вами приехали в сказку. Скажите, ребята, что за сказка?

В этом домике живет

Очень маленький народ:

Мышка, лягушка, зайчонок, лиса,

Серый волчонок – вот чудеса!

Только Мишка им помог

Развалил их … (Теремок.)

- Правильно, ребятки. А кто в теремочке живёт? (-Мышка-норушка, лягушка – квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка сестричка, волчок - серый бочок и большой медведь)

- А кто же сломал теремок? (Медведь)

- Правильно, ребята, сломал медведь.

Давайте поможет построить героям новый теремок (Поможем)

Тук да тук молотком Кулачком стучат по кулачку

Мы построим новый дом

Дом высокий Руки вверх вытянуть.

Дом с окном Руки вместе и развести в стороны.

С острой крышей и трубой. Руки ввиде крыши.

В доме мы живем с тобой Обнимаемся.

А что б мишка больше не сломал теремок и при входе в него становился маленьким, поиграем в игру «Большой – маленький».

- А теперь давайте сядем в поезд и поедем в следующую сказку.

Едем с горки на горку, с горки на горку, мчится наш поезд вперед.

Двигаются, выполняя полу присед.

- Посмотрите, что это? (Это репка)

- Правильно, мы попали в сказку «Репка».

Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить.

- Кто посадил репку? (Дед)

- Кого позвал Дед? (Бабку)

- Кого позвала Бабка? (Внучку)

- Кого позвала Внучка? (Жучка)

- Кого позвала Жучка? (Кошку)

- Кого позвала Кошка? (Мышку)

Дети расставляют героев сказки по порядку.

-Вот теперь все хорошо.

- Проверим колеса. (Стучат кулачками по коленочкам)

- Садимся в поезд и едем дальше.

Напеваем песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-тут». (Повторяют слова за воспитателем) .

- А что бы узнать кто же в этом домике живёт, нужно собрать разрезную картинку. Ребята посмотрите у нас получились курочка, Дед, Баба, мышка.

- Какая это сказка? («Курочка Ряба»)

 А давайте вместе расскажем сказку « Курочка Ряба». Посмотрите на картинки, они помогут нам в пересказе сказки.

Дети: Жили- были дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко да не простое, а золотое. Баба била- била не разбила, дед бил-бил не разбил. Мышка прибежала хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед и баба. А курочка им говорит: « Не плачь, баба, не плачь, деда, я вам снесу яичко не золото, а простое.

Воспитатель: Вот какие молодцы у меня ребятки. Хорошо знают сказки.

Игровая, коммуникативная,

Музыкально-художественная.

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей. Подведение итогов НОД.

 - А теперь, ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в поезд и поедем, припевая песенку «чух-чух-чух».

Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. «Возвращаются» в группу.

- Ребятки, вам понравилось наше сказочное путешествие. (Понравилось)

- В каких сказках мы побывали? Кого видели? («Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

- Какое у вас было настроение? (Радостное,веселое).Давайте посмотрим нашу книгу, вернулись ли сказки обратно. (воспитатель показывает  книгу с иллюстрациями сказок.)

- Вы молодцы. Очень добрые дети – помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе. И поэтому все сказки вернулись обратно.

Длительность НОД:  15 минут.

Список литературы

  1. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.:Просвещение, 1969. -214с.
  2. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. – М.:Знание, 1998.-94с.
  3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4.  ФГОС "Развитие речи в детском саду"Для детей 3-4 лет. издательство  "МОЗАЙКА - СИНТЕЗ"  2014г.
  5.   Развитие речи в детском саду  В. В. Гербова (Москва "МОЗАЙКА - СИНТЕЗ" 2006г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Путешествие в страну сказок»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация»  Тема: « Путешествие в страну сказок»...

конспект "Путешествие в страну сказок" 16.06.2014 год

Развитие речи детей через театрализованную деятельность....

Конспект занятия "В стране сказок"

Данный материал является итоговым занятием в разделе Знакомство с русскими народными сказками....

Конспект "Путешествие в страну сказок"

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в страну сказок"...

Конспект ООД «В стране сказок» (подготовительная группа). Образовательная область «Речевое развитие».

Цель: воспитывать интерес и любовь к сказкам.Задачи:1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, чтению загадок.2. Развивать мышление, память, в...

Конспект коммуникативной деятельности «Страна Сказок» в подготовительной к школе группе

Конспект коммуникативной деятельности «Страна Сказок»в подготовительной к школе группе №2 «Звездочка»Плеханова Анастасия Раймондовна, воспитатель МБДОУ ДС №45 «Росинка»Дата проведения: 31 марта 2...