Мастер-класс для педагогов «Речевые кубики»
консультация по развитию речи

Пистунова Оксана Васильевна

Ознакомление педагогов с дидактическим материалом речевые кубики «Речь: плюс» издательства «Национальное образование».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mk_rechevye_kubiki.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации Городского округа Подольск

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 13 «Золотая рыбка»

Мастер-класс для педагогов

«Речевые кубики»

Подготовила:

воспитатель

МАДОУ детского сада комбинированного вида

№ 13 «Золотая рыбка»

Пистунова Оксана Васильевна

2020г.

Тема: Ознакомление педагогов с дидактическим материалом «Речевые кубики».

Цель: Продемонстрировать использование в играх с дошкольниками речевых кубиков «Речь: плюс» по развитию речи дошкольников.

Задачи:

1.   Донести до осознания педагогов необходимость работать с речевыми кубиками «Речь: плюс» издательства «Национальное образование».

2.   Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

3.   Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.

Материал: Речевые кубики «Речь: плюс» издательства «Национальное образование», игрушки машинки и солдаты, схемы, презентация, методическая литература.

Ход мастер-класса: 

Уважаемые коллеги, хочу представить вам интересный набор речевых кубиков «Речь: плюс» издательство «Народное образование».

 «Речевые кубики» предназначены для игр и упражнений по развитию речи у дошкольников и младших школьников.

Игры с кубиками охватывают все направления речевого развития ребенка: словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь (диалог и монолог). Их можно использовать в индивидуальной, парной и групповой работе, а также при проведении диагностики речевого развития дошкольника.

Изображения на кубиках и их цвета подобраны таким образом, что позволяют легко и системно охватить широкий диапазон задач по развитию речи:

§  расширение, обогащение и закрепление словаря (существительных, глаголов, прилагательных);

§  развитие умения составлять словосочетания, предложения и высказывания; согласование слов (в роде, числе, прилагательных с существительными и пр.); употребление пространственных предлогов;

§  развитие интонационной выразительности;

§  формирование представлений о структуре связного высказывания; упражнение в составлении собственных историй (сказок, рассказов);

§  формирование активной коммуникативной позиции.

В наборе 10 кубиков четырех цветов: красные, синие, зеленые, оранжевые.

Кубики выполнены из мягкого материала, они достаточно крупных размеров, поэтому с ними можно работать сидя за столом или на полу, их можно вытаскивать из мешочка или перебрасывать друг другу.

На гранях кубиков – условные изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.

Смысловая направленность:

красные:
— семья (возраст и пол);

Дедушка и бабушка: самые старшие члены семьи, которые многое пережили в жизни и много знают и умеют.

Папа и мама: условное название персонажей. Это могут быть любые мужчина и женщина.

Мальчик и девочка: ровесники детей-игроков. Они самые разные: любопытные, застенчивые, обидчивые, шустрые.

— профессии;

Врач: все знает не только о болезнях, но главное — о здоровье и гигиене. Расскажет, как устроен человек, зачем нужно чистить зубы, делать зарядку и вовремя ложиться спать.

Учитель: знает все, ну или почти всё. Про буквы, цифры, про физику, географию, историю и пение, и иностранные языки.

Художник: личность творческая, и как и все дети любит рисовать.

Строитель: человек дела. И этим всё сказано.

Он разумеется учится в институте. Он знает всех знаменитых архитекторов.

Повар: самая вкусная на свете профессия. Он умеет не только печь торты и варить супы, но знает все продукты, фрукты и овощи, которые едят люди на других континентах. Он обязательно поделится с вами секретами полезного питания и расскажет, как правильно вести себя за столом.

Моряк: побывал везде. Он все знает не только про моря и океаны, но и про другие земли, в том числе  те, где люди не живут.

— незнакомцы (персонажи из незнакомого мира);

Инопланетянин: прилетел с другой планеты и все знает о Марсе, других планетах, космосе.

Птеродактиль: Ему уже 100 миллионов лет. Он родился, когда человека на планете еще не было и по земле ходили одни динозавры.

Пещерный человек: жил 5 млн. лет назад. Он жил в пещере и охотился на животных. Он сделал много открытий: научился добывать огонь, изобрел колесо и письменность.

Робот: Его сделали в лаборатории. Он знает, как работают все машины, и он очень сильный. Он работает по специальной программе.

Русалка: Живет в океане. Она знает все о подводной жизни. Ее беспокоит экология океана.

Крот: Живет под землей. Он слепой и на поверхности ничего не видит. Зато он знает все, что находится в недрах земли. Он знает все о полезных ископаемых.

Красные кубики –это главные действующие лица, персонажи. (кто?)

синие:
- время суток и погода;
- место действия;

зеленые:
— волшебные предметы;

Шапка-невидимка: с ее помощью можно исчезнуть и появиться в том месте, где захочешь.

Волшебная палочка: превратит одно в другое, переоденет, изменит погоду, построит замок в чистом поле. В общем универсальный предмет для человека с фантазией.

Сапоги-скороходы: созданы для перемещения в пространстве с любой скоростью.

Чудесный горшочек: а-ля, горшочек-мультиварка, он приготовит любое вкусное блюдо и накормит всех желающих.

Золотая рыбка: единственный персонаж на этому кубике, который умеет разговаривать, живет в синем морем и откликается, если ее позвать трижды. А вот желание, если оно ей не понравится может и не исполнить.

Магическая книга: кладезь мудрости- даст ответ на любой вопрос, подскажет полезное заклинание

  • транспорт.

Речевая направленность: все кубики отражают разные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия);

из них 3 кубика (оранжевые) обозначают:

— эмоции;

— выразительность речи;

— пространственные предлоги;

Цвет кубиков задает разную направленность в зависимости от поставленных задач.

Например:

связная речь. Цвета кубиков структурно организуют высказывание (рассказ): красные кубики – начало, зеленые – середина, синие – конец.

грамматика. Цвета кубиков используются для составления (распространения) предложения: красные кубики – «кто?», зеленые – «что?» и «что делает?», синие – «когда?» и «где?», оранжевые – «как?».

   Красные кубики обозначают персонажей («кто?»).

   Зеленые кубики обозначают предметы, которые движутся (транспорт) либо действуют иным способом (волшебные предметы).

   Синие кубики преимущественно отвечают на вопросы «где?» и «когда?», а также на вопрос «что?».

   Оранжевые кубики – особенные, у них свое предназначение – придать речи выразительность, помочь освоить пространственные предлоги и научиться понимать и выражать эмоции.

А сейчас мы перейдем к играм, в которые мы играли с детьми, используя речевые кубики.

С детьми младшей группы в играх можно задействовать по одному кубику.  Например, игра «Кто как говорит». Ребенок вытаскивает карточку с животным и кидает оранжевый кубик, обозначающий выразительность речи.  По карточке смотрим, какие звуки произносит животное, а по кубику – как произносит. Например: карточка – барашек, кубик – вопросительный знак. Ребенок произносит: «Бе?».

У детей средней группы кубики добавляются. Можно кидать по очереди 2-3 кубика и составлять словосочетания и короткие предложения.

С детьми старшей группы учим пространственные предлоги. Здесь можно предложить игру «Командиры и солдаты». Для игры на каждого ребенка, нужно по военной машине и солдатику. Командиром является тот ребенок у кого в руках кубик. Остальные солдаты, они исполняют приказ. Командир бросает оранжевый кубик обозначающий пространственные предлоги и в зависимости от того, что выпало командует: «Солдат, на машину», «Солдат, под машину» и т.д.

С детьми подготовительной группы интересно играть в игру «Артисты» . После того как ребенок составит предложение по выпавшим кубикам, он выбрасывает кубик «Эмоции» и произносит эту же фразу подходящим голосом и с нужным выражением лица или выбрасывает кубик «Выразительность речи»  и произносит эту же фразу подходящим образом. Можно выбросить два кубика «Эмоции» и «Выразительность речи» и тут необходимо произнести фразу, сочетая  выразительность и эмоцию (например: спросить грустно, спеть весело). Так же взрослый может произнести фразу с определенной выразительностью. Дети угадывают и выкладывают кубик или оба кубика нужной стороной вверх.

 Еще одна игра для детей: «Угадай по вопросу». Ребенок бросает кубик и ловит его в ладошки, не показывая никому, что у него выпало. Игроки должны угадать картинку.  Для этого они задают ему вопросы. Игроки задают развернутые вопросы, на который водящий отвечает только «да» и «нет».

 На этом наш мастер-класс подошел к концу. Большое всем спасибо!

 Рефлексия: Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с речевыми кубиками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какие задачи по развитию речи можно выполнить при помощи речевых кубиков? Главная задача «Речевых кубиков» в том, чтобы ребенок заговорил — и заговорил легко и выразительно, грамотно и с удовольствием. Для этого должна сформироваться база: активный словарный запас, грамматический строй речи, интонационная выразительность, умение выстроить последовательность и, что немаловажно, желание и смелость высказываться. С речевыми кубиками можно организовать множество игр. Выбирайте, пробуйте, придумывайте вместе с детьми новые и играйте в любое удобное время.

Литература

1. «Речевые кубики. Руководство для педагогов и родителей.» ООО «Издательство «Национальное образование» 2017г., РЕЧЬ:ПЛЮС ООО «Антология образования», 2017г.

2. https://myvivi.ru/2020/03/10/речевые-кубики-речь-плюс/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему «ИГРОВЫЕ РЕЧЕВЫЕ ТРЕНИНГИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация: в работе приведен пример использования игровых речевых тренингов в речевом развитии дошкольников....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

мастер-класс для родителей по созданию "Кубиков истории"

мастер-класс раскрывает значимость работы над развитием речи дошкольников. Инновационный метод поможет в развитии речи детей. Как сделать "Кубики истории свими руками, методика игры- все в данном...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер класс по изготовлению нестандартного оборудования "Кубик выбора"

Педагогический процесс в нашем ДОУ  направлен на то, чтобы каждый ребенок ощутил радость от своих достижений. Каждый ребенок может найти для себя какое-то занятие или игру по интересам. Мож...