Конспект нод по развитию речи .
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Опарина Светлана Николаевна

Открытое занятие «Встреча с героями произведений В. Сутеева»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_razvitie_rechi.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие «Встреча с героями произведений В. Сутеева»

Опарина С.Н.
Открытое занятие «Встреча с героями произведений В. Сутеева»

ТемаВстреча с героями произведений ВСутеева

Цель:

 Развитие связной речи детей на основе использования метода наглядного моделирования.

Уточнить и обогатить представление детей об авторских и русских народных сказках, закреплять умение грамотно оформлять свои ответы, эмоционально реагировать на литературное произведение, развивать интерес и любовь к театру.

Задачи

Образовательные: обобщить знания детей о творчестве В. Г. Сутеева; упражнять в умении определять и называть его произведения; закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий; упражнять в умении рассказывать сказки связно, в логической последовательности, используя мнемотаблицы и серии сюжетных картин; формировать навыки связной речи; продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами»; расширять кругозор детей; упражнять детей в подборе слов-антонимов; упражнять детей в беге, в умении действовать по словесной инструкции.

Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, чуткости, отзывчивости, эмпатии и толерантности, воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность, воспитывать любовь к художественной литературе.

Развивающие: развивать познавательную активность, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление, внимание, связную речь, мелкую и общую моторику, развивать познавательный интерес.  

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, театрализованная.

Формы организации деятельности детей: беседа, дидактические игры и дыхательные упражнения, игра-викторина, инсценировка сказки, решение проблемных ситуаций, пальчиковая гимнастика.

Формы реализации детских видов деятельности: подгрупповая, индивидуальная.  

Организационный момент:

Здравствуйте девочки!

Здравствуйте мальчики!

Ваши ушки на макушке

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем

Ни минутки не теряем.

Мотивация:

Детям предлагается рассмотреть выставку книг разных писателей, разных жанров.

Дети, послушайте, пожалуйста, что я вам скажу, и попробуйте догадаться, о ком идёт речь.

- И были у него три волшебные палочки: карандаш, кисточка и авторучка. Возьмёт одну – сказка сочиняется, возьмёт две других – иллюстрация чудесная выходит, красочная. И все его любили, потому что детские волшебники бывают только добрыми!

- А как же звали этого доброго волшебника?

- Кто пишет книги для детей?

- Кто рисует иллюстрации к этим книгам?

Бывает так: работал человек художником, рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А однажды подумал – подумал и стал писателем. А может, всёдело было в его секрете: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой рукой.

Так о ком же всё это?

О художнике и писателе В. Г. Сутееве.

В. Предлагаю продолжить знакомство с этим необычным человеком и героями его произведений.

Рассказ воспитателя, и показ презентации о творчестве В. Г. Сутеева(Приложение №1)

В. –Ребята, а каким должен быть писатель?

Д. Умным, грамотным, внимательным, любознательным, добрым, талантливым.

В. –Объясните, что значит быть грамотным, любознательным?

Ребята, а какие произведения В. Г. Сутеева вы знаете? Ответы детей.

В. –Охарактеризуйте их, какие они?

Д. Смешные, весёлые, добрые, интересные, забавные, поучительные.

В. –А сейчас предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы знакомы со сказками В. Г. Сутеева. Предлагаю провести викторину-презентацию. (Приложение №2)

В. –Молодцы. Вы прочитали и знаете эти сказки. Назовите основную мысль сказки «Яблоко». Что хотел сказать автор детям?

Д. Нельзя быть жадным, нельзя ссориться с друзьями, надо делиться.

Звучит аудиозапись песня мышонка. Ой, кто это?

Воспитатель находит под столом мышонка (кукольный мышонок). Вот кто пищал. Ребята, вы узнали, кто это? Это же герой многих сказок Владимира Сутеева. Назовите пожалуйста эти сказки? Дети называют.

В разных сказках у мышонка разный характер, например в сказке «Дядя Миша» он осуждает медведя за плохие поступки, даёт советы. А сегодня этот зверюшка пришёл из сказки «Мышонок и карандаш».

В. Что вы можете сказать о мышонке? Каким оказался карандаш?

Д. Мышонок глупенький, испугался нарисованного кота, а карандаш – длинный и находчивый, наказал самоуверенного мышонка.

В. В детском саду мы с вами часто рисуем животных. Как называют художников изображающих птиц, зверей, рыб (анималист).

В. А сейчас возьмите лист и приступим к поэтапному рисованию кота, как учит художник, мы тоже будем анималистами.

Пальчиковая гимнастика.

«Под грибом»

Дождь идет сильней, сильней (бежим кончиками пальцев по воздуху,

Под грибок встал муравей (ставим под ладошку указательный палец другой руки,

Место бабочке нашлось (машем кистями рук,

Потесниться лишь пришлось (два пальца под ладошку,

Мышь к грибочку подбежала (бежим пальчиками по ногам сверху вниз,

Рядышком с друзьями встала (три пальца под ладошку,

Воробьишка, весь промок (скрещиваем руки, хлопаем ладонями по плечам,

Тоже встал он под грибок (ставим под ладошку четыре пальца,

Зайку от лисы спасали — (делаем «ушки» из указательного и среднего пальцев,

Далеко ее прогнали.

И под маленьким грибком (пять пальцев под ладошку)

Все нашли хороший дом! (руки над головой «домиком») .

«Литературное лото»

На столе лежат 6 конвертов с вопросами. Группа делится на две команды. Желающий из команды выходит к столу, бросает кубик. Воспитатель задаёт вопрос из конверта, цифра которого совпала с цифрой на грани кубика. Помогают команды.

Вопросы в конвертах.

Перечислить верных друзей из сказки Кораблик. (Цыплёнок, Мышонок, Муравей, Жучок).

В каком домике жили герои из сказки Разные колёса? (Теремок).

Что связала Мушка зайчику из сказки Разные колёса? (Варежки).

Перечислить всех кто прятался под грибком? (Заяц, Мышонок, Стрекоза, Муравей, Воробей).

Отрицательный герой из сказки «Мешок яблок» кроме Волка? (Ворона).

Кличка собаки из сказки «Ёлка»(Бобик).

Кто нашёл письмо для Дедушки Мороза в сказке «Ёлка»(Сорока).

В. А сейчас мы с вами отправимся в театр. Артисты у нас сегодня необычные, а именно вы. Что необходимо уметь артисту, чтобы он понравился зрителям?

Д. Нужно уметь рассказывать громко и выразительно.

Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую. Начнём с того, что восстановим правильное дыхание. Садитесь все, выпрямили спину, положили руки на живот.

Вдохнули носом и медленно выдохнули –выдыхаем со звуком с-с-с (так свистит ветер)

Вдохнули – выдыхаем со звуком ш-ш-ш и проговариваем скороговорку с разной силой голоса и интонацией.

«Шесть мышат в комнатах шуршат»«Посреди двора дрова»

Выходит ребёнок и читает стихотворение.

В. 1,2,3,4,5,

Вы хотите поиграть!

Игра «Разминка театральная»

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу?

Или на принца, или на ягу?

Иль на лягушку, что в пруду.

Д. Изменить внешность можно с помощью костюма, грима, причёски и т. п.

Под музыку дети изображают:

1. Принцесу

2. Лису

3. Бабушку

4. Больного с зубной болью.

В. Я вижу вы настоящие артисты.

Сценарий драматизации сказки «Под грибом»

Действующие лица:

Ведущий, Муравей, Бабочка, Мышка, Воробей, Заяц, Лиса, Лягушка, Солнце, Тучки.

Ведущий:

Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!

Вот вам сказка «Про грибок»

Посмотри её, дружок!- «Лес»

Солнышко:

Теплые лучи бросаю,

Землю я обогреваю.

Все моим теплом согреты,

ведь на то оно и лето.

Но всего должно быть в меру:

Деревцу, любому зверю; 1 лучик

Дождик тоже хорошо,

станет сразу всем светло.

Эй вы, тучи озорницы, 2 лучик

ветра вольного сестрицы!

Вы на дождик не скупитесь,

поскорее появитесь…

(На сцене появляются Тучки).

1 Тучка:

Землю каплями покроем,

лес зеленый мы умоем.

2 Тучка:

Ой, Смотрите, здесь

Грибок, вовсе ростом не высок.

Гриб: Как люблю я этот лес!

В нем полным – полно чудес!

Здесь и птички поют,

И цветочки растут,

Даже сказки здесь живут!

Выбегает Муравей, изображает, что ловит капли дождя, изображает, что замёрз, оглядывается, ищет укрытие.

Ведущий: Как-то застал муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел муравей маленький грибок, добежал до него и спрятался.

Ведущий: сидит муравей под грибом, ждёт, когда дождь кончится. Видит муравей, ползёт к грибу мокрая бабочка.

Выходит медленным и спотыкающимся шагом бабочка.

Бабочка: муравей, пусти меня под грибок!

Муравей: тут места нет!

Бабочка: ничего я умещусь.

Ведущий: Бежит мимо мышка.

Выходит мышка.

Мышка: пустите меня под грибок!

Муравей и бабочка: тут места нет!

Мышка: ничего, я умещусь.

Ведущий: Мимо гриба воробей скачет и плачет.

Вокруг гриба прыгает воробей, изображает, что он плачет.

Воробей: Пустите меня под грибок!

Мышка, бабочка,муравей: Тут места нет!

Воробей: ничего, я умещусь.

Ведущий: тут заяц выскочил.

Выбегает заяц и бегает вокруг гриба.

Заяц: Спасите, за мной лиса гонится!

Воробей, мышка, бабочка,муравей: прячься скорее!

Заяц залезает под ткань.

Выбегает лиса и изображает, что кого-то ищет.

Лиса: зайца не видели?

Воробей, мышка, бабочка,муравей: Не видели!

Ведущий: махнула лиса хвостом и ушла.

Лиса уходит.

Ведущий: А тут дождик прошёл, солнышко выглянуло.

Вылезли все из - под гриба.

Все вылезают из - под ткани. Все кроме муравья начинают кружиться, танцевать, хлопать в ладоши. Муравей стоит, задумавшись.

Муравей: как же так, раньше мне одному места не было, а сейчас всем место нашлось?

Выскакивает и прыгает лягушка.

Лягушка:Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! Эх вы! Гриб – то вырос!

Лягушка ускакала.

Ведущий: Посмотрели тут все на гриб и догадались, почему сначала одному было тесно, а потом и всем место нашлось.

  Воробей, мышка, бабочка, муравей, заяцсмотрят на гриб.

Воробей, мышка, бабочка, муравей,заяц: Спасибо тебе, грибок – теремок!

Лягушка прячется.

Муравей: Гриб и вправду больше стал.

Бабочка: Вместе всех он нас собрал.

Мышка: Будем мы теперь дружить.

Заяц: В мире дружбы станем жить.

Гриб:

Дождик шёл я подрастал

И за вами наблюдал,

И теперь всёпонял я:

Вы все верные друзья!

Муравей: Когда дружба наступает

Все герои: Тесно вместе не бывает!

Артисты наши молодцы!

Похлопаем им от души.

В. Молодцы, ребята хорошую сказку рассказали.

В. Зрители вам понравилось?

Д. Да.

В. Вот какие хорошие сказки писал и рисовал В. Г. Сутеев. Чему же учат сказки Сутеева?

Д. Учат дружить, приходить на помощь друзьям, не быть жадным, учат делиться, трудолюбию, доброте).

Рефлексия

Чему учит нас сказка? (дружбе, заботе, уважению).

- Какие чувства вызвали у вас сказки Сутеева(тревогу, печаль, грусть, радость)

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе? (В тесноте да не в обиде; Дружба - великая сила; Без беды друга не узнаешь; Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей; Друг в беде - друг вдвойне; Не бросай друга в несчастье и др.)

Жёлтый, красный, оранжевый – занятие прошло интересно.

Синий, фиолетовый, коричневый – занятие было скучным.

Ребята делают свой выбор и украшают сюжетный рисунок лесной поляны цветами.

Наша встреча заканчивается, но не заканчивается дружба с Сутеевым, с его книгами, которые согреты добром. Читайте книги В. Г. Сутеева, и вам никогда не будет скучно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...