Развитие речи детей раннего возраста
консультация по развитию речи

Замотина Елена Евгеньевна

Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические требования к организации общения воспитателя с детьми второго года жизни.

Мы все с вами мамы, кто – то даже уже и бабушки и конечно же, педагоги, и все без исключения знаем и понимаем какое огромое значение для развитие речи ребёнка имеют первые годы жизи.

Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.

С момента рождения ребенок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности.

Уже в первые недели своей жизни ребенок начинает проявлять потребность в социальном контакте. Между ним и матерью устанавливается внутренняя душевная связь, оказывающая громадное влияние на развитие его языка. Обе стороны, младенец и взрослый, стремятся поддержать эту связь и прибегают для этого к посредству главного орудия — органа речи. Взаимодействие этих двух факторов — потребности речи у ребенка и речевой среды, удовлетворяющей эту потребность, делает возможным развитие речи ребенка.

На втором году жизни уже замечается влечение ребенка к детскому обществу: начинают интересовать дети старше его. Какой-то инстинкт подсказывает, что общение со старшими детьми содействует его развитию.

(Все согласяться, наверно, с утверждением, что второй ребёнок в семье развивается быстрее)

И вот малыш пришёл в детский сад. Большая часть детей поступает в возрасте от 1,5 лет.

Многие считают, что работая с детьми раннего возраста, основная задача педагога – адаптация ребёнка к детскому саду, привить элементарные КГН и  навыки самообслуживания  (держать ложку,  пользоваться горшком, самостоятельно одевать носочки, сандали…).

Но так ли это?

В первые два- три месяца, пока проходит адаптация ребенка к детскому коллективу, пожалуй, это будут основные задачи. Еще маленький ребенок должен привыкнуть к элементарному порядку – знать, что после еды следует мыть руки, пользоваться туалетом, помогать убирать игрушки и т.д.

А когда же развивать речь?  Наверно, кто работал с детьми раннего возраста, согласятся со мной, что у педагога за время смены больше всего устаёт язык, потому что он непереставя говорит.

Все свои действия, которые совершает воспитатель по привитию навыков у малыша, он сопровождает речью, многократно повторяя одни и теже фразы, которые так важны для развития речи ребёнка. (завяжем Маше фартучек, завяжем Васе фартучек, намылим Машины ручки, намылим Васины ручки, у Маши синий мяч, у Васи жёлтый…) Многократное повторяющееся произнесение одних и тех же слов, связанных с определенным предметом и действием, ускорит процесс понимания ребенком слова и навык его активного употребления.

Особенности развития речи детей второго года жизни.

Второй год жизни – период формирования всех сторон речи. В этот период резко возрастает понимание и развитие активной и инициативной речи, быстро растёт число понимаемых слов.

Речь ребёнка становится средством познания окружающего мира и общения. Быстро развивается понимание речи других людей и речь самого ребёнка. К концу 2 года жизни дети воспринимают уже все звуки родного языка, понимают речь взрослых, у них активно развивается слуховое восприятие и фонематический слух. Двухлетний ребёнок владеет активным словарным запасом до 300 слов, может строить предложения  из 3-4 и более слов, обращается к близким взрослым за помощью, начинает задавать свои первые вопросы. Он может высказывать просьбы, участвовать в диалогах, может выразить мысль, желание, чувство; знает названия знакомых игрушек и бытовых предметов, называет их признаки, функции, действия с ними.

Всего лишь за несколько месяцев ребенок, который мог произносить только отдельные слова, переходит к стадии общения при помощи беглых выражений. А совсем небольшой словарный запас начинает расширяться очень стремительно. Ежедневно в лексиконе ребенка появляется около 6 новых слов. Такие навыки дают ребенку новые возможности изучать окружающий мир, обмениваться опытом, получать удовольствия и удовлетворять свои потребности.

Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребёнка. Поэтому развитию речи уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Следует систематически и интенсивно воздействиовать на речь детей, используя для этой цели режимные моменты, самостоятельную игру, занятия, направленные на развитие действий с предметами, двигательной активности и др, и специальные занятия по развитию речи. Крайне важна ритмическая организация деятельности ребёнка: чередование игр в положении «сидя за столом» и «лёжа на ковре», с подвижными играми в пространстве; переходы от слушания литературного текста к игре – драматизации, от организованной игры к свободной, от совместной деятельности к индивидуальной.

Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста.

1.Для логопедов и педиатров факторы развития речи начинаются с самого важного пункта – развития мелкой моторики, которая очень сильно влияет на речевое развитие. Начинать развивать мелкую моторику ребенка можно практически со дня рождения. В детском саду эта ежедневная работа проходит в виде пальчиковых игр, массажа, действие с мелкими предметами,  занятиями по рисованию (пальчиками) и лепке (тестопластика) - так задействуется большее количество нервных окончаний и эффект от занятий становится заметен на много быстрее.

По большому счету для ребенка, особенно это касается раннего возраста, полезны любые игры с предметами, которые он держит в руках, перебирает их. Особенно выделяются здесь пирамидки и кубики, которые будут со временем все больше развивать и мышление малыша.

Эксперименты, проведенные учеными, доказали, что тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей. (мастер класс Катя К. - далее)

2.Развитие артикуляционной моторики (отработка основных движений языка и положений губ, необходимых для четкого и правильного произношения звуков речи) – артикуляционная гимнастика ( в фильме)

3.Очень важно для развития речи правильное дыхание, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине фраз. (в фильме)

4.Развитие чувства ритма (слушать и повторять ритм звучания музыкальных инструментов и игрушек) ( в фильме)

2. Особенности организации занятий с детьми второго года жизни

         Основная цель занятий – развить у детей новые умения (и частично знания), которых они в процессе самостоятельной практики, в частности в игре, достигнуть не смогут. Это положение определяет то, что ежедневное количество занятий с детьми 2-го года значительно больше, чем в последующие годы: 3-4 игры и занятия ежедневно (2 в помещении и 1-2 на прогулке), из них одно занятие обязательно по развитию речи и ориентировки в окружающем (так отмечает Лямина Г.М.).

 - Занятия носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры.
- Обучение маленьких детей отличается неповторимым своеобразием:
Во-первых, у них не только нет мотивов для учебной деятельности, но и отсутствуют осознанные, произвольные действия, необходимые для обучения, а усвоение первых знаний и умений происходит на основе непроизвольного запоминания.

- Речевые занятия наиболее сложны для детей, требуют напряжения и поэтому должны быть короткими. При появлении утомления либо привлекают детей к занятию, либо раньше его заканчивают. Важно, чтобы малыши получили от занятия полное удовлетворение.
- Важно предусмотреть наиболее удобную позу ребёнка во время занятий, что поможет ему длительно сохранять внимание. Сидя на полу, дети часто играют, поэтому у них плохо вырабатывается дифференцировка, что во время занятий нужно вести себя иначе, чем во время игры. Они вскакивают, расползаются, хватают игрушки, отвлекаются. Сидение на ковре с вытянутыми ногами – поза не удобная, дети быстро утомляются. Естественно они пытаются её изменить, и в этот момент мешают другому ребёнку. Если детей начала 2-го года усаживают во время занятия на стульчики полукругом на некотором расстоянии от воспитателя, они срываются с места и бегут к ней, как только она начинает показывать картинку или игрушку. Поза ребёнка этого возраста, без опоры на стол, часто бывает неправильна. Лучше всего проводить занятия за сдвинутыми столами, тем самым ненавязчиво и с самого начала ограничив желание ребёнка встать и схватить показываемую игрушку.

- Длительность занятий на 2-ом году жизни варьируется от нескольких до 10 минут, а показателем того, что нужно заканчивать занятия, является снижение активности, отвлекаемость детей.

- Число детей на занятии зависит от их возраста и материала, над которым они будут работать. Объединение детей на занятии в небольшие группы возможно лишь в том случае, если каждый ребёнок готов к обучению (умеет смотреть, слушать, действовать по показу взрослого).

- Требования, предъявляемые к детям, должны быть посильными, необременительными. Наряду с новым материалом желательно использовать то, что уже знакомо детям.
- На занятиях закрепляются те знания, которые осваиваются во время действий с предметами, игр, наблюдений на прогулке и т.д. Чем содержательнее повседневная жизнь малыша, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.
- Если взрослый добивается, чтобы ребёнок повторил за ним слово, тон его должен быть ласковым, но спокойным, деловым, а не чрезмерно эмоционально приподнятым.
Только настойчивым повторением поручения можно добиться от ребёнка, чтобы он сосредоточил внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Но, разумеется, что грубой тренировки, принуждения здесь ни в коем случае не должно быть.

Следует воспитывать у детей потребность говорить, постоянно создавать ситуации, при которых ребёнок вынужден произносить слова и фразы: нужно что-то попросить у взрослого, на словах передать его поручение.

Выделяет 4 вида занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим в раннем возрасте:

1.Наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); (Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Чаще обращайте внимание ребенка в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы«Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте карандашом какого цвета он рисует.

2. Инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций; 

3. Рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, рассказывание изображённого сюжета);
Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.

4. Чтение художественной литературы и сказок.

Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Очень любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку

Стихи, потешки, прибаутки, сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей.

Малышам нужно читать короткие стихи, несложные, с понятными ребенку образам (стихи А. Барто из серии «Игрушки»)

Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба»«Репка»«Теремок»«Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять то, что им нравится.

3. Особенности планирования занятий.
        Умение не может быть сформировано в течение 1-2 занятий, проводимых с длительным, например в течение недели, перерывом. Поэтому особенность их планирования состоит в том, что большинство важных занятий повторяется на 2-ом году 2-3 раза в неделю, постепенно усложняясь в течение месяца.

.Важнейшим принципом построения системы занятий является постепенное усложнение их содержания. Необходимо иметь в виду, что первичные и последующие занятия с одним и тем же материалом проходят по-разному:
- если занятие проводится со знакомым материалом, то уже на первом занятии все внимательно наблюдают за действиями воспитателя и внимательно его слушают. Такое занятие без изменений можно провести ещё только раз (оно вызывает интерес и дети становятся соучастниками происходящего: пытаются подражать словам и действиям воспитателя), т.к. при больших количествах повторов без изменений и дополнений интерес у детей пропадает.
- если же содержание первого занятия ранее было незнакомо детям, то его можно повторить 3-4 раза без изменений через небольшие интервалы (2-3 дня). С каждым таким повтором ребёнок как бы вживается в происходящее и начинает проявлять к нему больший интерес.
        Усложнение занятий можно осуществлять путём объединения содержания двух проведённых занятий, уже хорошо знакомых детям, сосредоточивая внимание на произнесении детьми звукосочетаний и простых слов.

Вводить в занятие элементы нового можно только, опираясь на содержание предыдущего.

Структура занятия с детьми в возрасте 1-2 года
Занятия по развитию речи могут состоять из трёх частей. Так, занятие можно начать и закончить упражнениями на слуховое внимание и подражание. Воспитатель по-разному интонируя, произносит знакомые слова, которые могут потребоваться по ходу занятия, при чтении четверостиший, потешек, детей побуждает прислушаться, повторить образец, последние слова стихотворения. Основная же часть занятия состоит из показа предметов, картинок.

Игры с речевым сопровождением

Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи.

 Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры«Зайка серенький сидит»«Гуси-гуси»«У медведя во бору»«Лохматый пес»«Кот Васька».

Игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!»«Кря-кря-кря!»,

В освоении речи детьми наблюдаются большие индивидуальные различия: одни начинают говорить рано, чётко произносят слова, другие хорошо понимают речь, но говорят мало. Постепенно в процессе индивидуальной работы с детьми эти различия сглаживаются. Для этого в течение дня педагог должен уделить внимание каждому ребёнку (поговорить с ним, расспросить, предложить поделиться впечатлениями).

И, подводя итог, следует сделать небольшое обобщение. Во-первых, с ребенком нужно как можно больше общаться, рассказывать что-нибудь интересное, но при этом обязательно следить за правильностью постановки речи. Однако использовать нужно простые слова, которые малыш может легко понять. Во-вторых, обязательно нужны развивающие игры. Они играют далеко не последнюю роль в развитии речи, при их помощи дети начинают говорить на много быстрее и при этом новый материал усваивается лучше.


    Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершается: ребенок понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую уровню его развития, владеет навыками активной речи, необходимыми для общения с окружающими, способен рассказать о виденном, слышанном, запомнить и прочесть на память стишок; о« овладевает синтаксической структурой речи, управлением и согласованием слов, употребляет распространенные и сложные предложения, правильно склоняет и спрягает. Ему предстоит только дальнейшее совершенствование речи в связи с прогрессирующим общим развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...