ООД по речевому развитию на тему: «Что нам осень подарила?» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Вольдимарова Марина Викторовна

Цель: Формирование представлений детей о многообразии окружающего мира

Задачи:

Обучающие:

·        Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубленных знаний об овощах, о сборе урожая.

·        Расширять представления о том, что овощи содержат в себе витамины, и употребление их в пищу полезно для здоровья.

Развивающие:

·        Закреплять умение образовы­вать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

·        Развивать речь детей. Ввести в активный словарь существительные: овощи, помидор, огурец, лук, свекла, морковь, капуста, картофель, огород, грядка; прилагательные: сочный, зеленый, оранжевый, гладкий, полезный.

·        Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать предмет, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

·        Развивать познавательный интерес детей, наблюдательность, любознательность, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать быть доброжелательными  и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения , умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чебурашка» с. Комсомольское

ООД по речевому развитию

на тему: «Что нам осень подарила?»

для детей старшего дошкольного возраста

 Воспитатель: Вольдимарова М.В.

с. Комсомольское, 2020

Цель: Формирование представлений детей о многообразии окружающего мира

Задачи:

Обучающие:

  • Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубленных знаний об овощах, о сборе урожая.
  • Расширять представления о том, что овощи содержат в себе витамины, и употребление их в пищу полезно для здоровья.

Развивающие:

  • Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • Развивать речь детей. Ввести в активный словарь существительные: овощи, помидор, огурец, лук, свекла, морковь, капуста, картофель, огород, грядка; прилагательные: сочный, зеленый, оранжевый, гладкий, полезный.
  • Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать предмет, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
  • Развивать познавательный интерес детей, наблюдательность, любознательность, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать быть доброжелательными  и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения , умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.

Интеграция образовательных областей: Социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок и муляжей овощей и фруктов; рисование; чтение стихотворений и рассказов об овощах; беседы о пользе овощей; отгадывание загадок; дидактические игры «Опиши, мы отгадаем», «Что лишнее?», «Чудесный мешочек», сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, погружение в игровую ситуацию, загадывание загадок, беседа, одобрение, поощрение, показ, анализ.

Материалы и оборудование: 

  • проектор, компьютер, экран, муляж дерева
  • аудиозапись песни «Улыбка», аудиозапись «Осенняя мелодия»
  • демонстрационный материал — картины «Осенний лес», «Огород»
  • овощи, предметные картинки овощей, муляжи грибов, ягод
  • раздаточный материал - эмблемы овощей на каждого ребенка
  • Поварской колпак
  • Корзина

Ход ООД:

  1. Вводная часть

Организационный момент   (воспитатель звонит в колокольчик для привлечения внимания детей)

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Сегодня у нас с вами гости, давайте с ними поздороваемся 

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие со светлой, доброжелательной улыбки, такой же, как эта звучащая музыка (звучит песня «Улыбка»)

Воспитатель: Послушайте ее, возьмите друг друга за руки и подарите свою улыбку соседу справа, а затем соседу слева, улыбнитесь мне, а я вам, ну и конечно нашим гостям.

Воспитатель: Сегодня ребята, наше занятие будет на тему, а на какую вы поймете, если отгадаете загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья  

Дети: Осень

Воспитатель: Правильно ребята это Осень. Закройте глаза, и мы с вами окажемся в лесу. (Звучит «Осенняя мелодия»)

Воспитатель: Посмотрите внимательно, в какой лес мы пришли?

Дети: В осенний

Воспитатель: Почему вы думаете, что это осенний лес? (Рассматривают картины.)

Дети: Листья желтые и красные. Трава желтая, сухая. Небо хмурое, пасмурное, серое. Птицы улетают на юг. Дует холодный ветер, идет дождь и т.д.

  1. Основная часть

Воспитатель: А кто знает, какие лесные звери живут в лесу?

Дети: белка, волк, олень, медведь, заяц, еж

Воспитатель: Ребята, посмотрите - кто-то шевелится за деревом. Давайте подойдем ближе и посмотрим кто это.

Дети: Это Ежик! (Ежик вылазит из-за дерева)

Ежик: Здравствуйте ребята! Я готовлюсь к зиме, собираю осенние дары. Да вот немного устал и прилег отдохнуть.

Воспитатель: Ребята, а какой урожай собирают осенью? 

Дети: ягоды, грибы, фрукты, овощи

Ежик: Грибы и ягоды я уже в лесу собрал (показывает детям корзинку с грибами и ягодами). Я еще люблю лакомиться вкусными овощами, а где их найти не знаю.

Воспитатель: Ребята, поможем ежику найти овощи, чтобы он мог полакомиться ими холодной зимой?

Дети: Да!

Воспитатель: Как вы думаете, чем полезны овощи?

Дети: В них есть витамины

Воспитатель: Правильно, в них есть витамины, которые помогают нам быть здоровыми, сильными и быстрыми.

Воспитатель: Где растут овощи?

Дети: В огороде. На грядках.

Воспитатель: Правильно! Для того чтобы собрать овощи мы должны будем заглянуть в огород. Вы готовы? Тогда в путь!

Физкультминутка «Урожай»

В огород пойдем,             Дети маршируют на месте, идут по кругу, взявшись за руки

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем                «таскают»

 И картошки накопаем.                 «копают»

Срежем мы кочан капусты,          «срезают»

Круглый, сочный,                         показывают руками,

очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко.           «рвут»

 И вернемся по дорожке.               идут по кругу, взявшись за руки.

Воспитатель: Шли мы по лесу, шли и попали с вами в огород. Урожай, каких овощей собирают люди осенью?

Дети: Урожай картофеля, моркови, свеклы, кабачков, огурцов, помидор, лука, чеснока.

Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько овощей растет на грядках.

Давайте каждый из вас соберет  по одному овощу, отдаст ёжику и расскажет про свой овощ. А поможет вам в этом карточка-схема. Что это? Какого цвета, формы? Какого размера?  Где растет? Какой овощ на вкус и на ощупь? Что можно приготовить?

Например: Это патиссон – он белый, круглой формы, большой, растет на грядке, гладкий, хрустящий. Патиссон консервируют.

Дидактическая игра «Сбор урожая»

Воспитатель: Посмотрим, какие овощи вы собрали. Что это?

Ребенок: Огурец

Воспитатель: Какой он? (по размеру, цвету, форме, вкусу)

Ребенок: Огурец маленький, овальный, зеленый, вкусный

Воспитатель: Что это?

Ребенок: Помидор

Воспитатель: Какой он? (Помидор круглый, красный, вкусный.)

(Каждый ребенок описывает свой овощ)

Ежик: молодцы дети! Все правильно назвали.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Назови ласково».

Я вам буду показывать картинки с изображением овощей, а вы назовете его ласково. Готовы?

Ежик: Спасибо ребята! Хороший урожай вырос в огороде. А хотите со мной немного поиграть?

Дети: Да!

Дидактическая игра «Повар и овощи»

Ежик: Решил я стать поваром. Не простым поваром, а поваром-волшебником. Превращу вас в овощи сейчас.

Раз, два, три, четыре, пять —      

начинаем мы играть.

Ручками похлопаем,                 хлопают

ножками потопаем.                    топают

Покрутились, покружились,    кружатся

В овощи вы превратились.

        

(Каждому ребенку прикрепляется эмблема овоща.)

Воспитатель: Что это?

Ребенок: Капуста

Воспитатель:  ты будешь?

Воспитатель: Капустой
(Аналогично проговаривая с каждым ребенком.)

Воспитатель: В каком виде можно есть овощи?

Дети: В сыром, тушеном, вареном и т.д.

Воспитатель: Какие овощи можно варить?

Дети: Картофель, свеклу...

Воспитатель: Какие овощи можно солить?

Дети: Помидоры, огурцы...
Воспитатель: Какие овощи можно жарить?

Дети: Картофель, капусту...

Ежик: Решил я сварить суп. Какие овощи я положу в суп?
(Входят дети с эмблемами овощей: картофель, лук, морковь.)

Ежик: А если я добавлю гороха, какой суп получится?

Дети: Гороховый

Ежик: Решил я щи сварить, какой овощ я добавлю?

Дети: Капусту

Ежик: А сейчас сварю борщ. Какой овощ надо добавить?

Дети: Свеклу

Ежик: Много интересного вы рассказали об овощах, превращу я  вас в ребят: Раз, два, три, четыре, пять — вижу снова я ребят.

  1. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться. Закройте глаза, когда вы их откроете, то окажетесь в группе. («Осенняя мелодия»)

Ежик: Спасибо вам дети, что помогли мне найти и собрать мои любимые овощи. Я ухожу к себе в лес, но сначала зайду на кухню и попрошу вашего повара приготовить вам вкусный обед! До свидания!

Дети: До свидания ежик!

Воспитатель: Ребята, кого мы сегодня встретили в осеннем лесу?

Дети: Ежика

Воспитатель: Как мы помогли ежику?

Дети: Привели ежика в огород и собрали для него овощи.

Воспитатель: В какие игры мы играли?

Дети: «Назови ласково», «Повар и овощи»

Воспитатель: Молодцы ребята! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Презентация на тему: "Активизация речевого развития на занятиях по Социально-бытовой ориентировке у детей Старшего дошкольного возраста".

Социально-бытовая ориентировка относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей детей с нарушением зрения. Занятия по социально-...

Конспект игрового речевого тренинга по теме «Животные севера: Республика Коми» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект речевого тренинга к презентацииКонспект речевого тренинга к презентации «Животные севера: Республика Коми»...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Путешествие по Родному краю» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по познавательному развитию  на тему  «Путешествие по Родному краю» для детей старшего дошкольного возраста...