НОД по позновательно-речевому развитию "Осень"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Селезнева Елена Николаевна

Цель НОД:

Обобщать и  систематизировать  знания детей  об  осени.

НОД способствует:

  • Расширению  и  уточнению  представлений  детей о деревьях, особенностях  их  листьев и семенах.
  • Конкретизирации представлений  детей об  особенностях приспособления диких  животных наших  лесов  к  зиме.
  • Устанавливлению связи между  сезоном и его  характерными  особенностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx371.91 КБ

Предварительный просмотр:

НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ОСЕНЬ»

Тема

. «Осень»

Цель

Обобщать и  систематизировать  знания детей  об  осени

Задачи совместной деятельности взрослого и ребёнка

Речевое развитие:

1.Формировать умение вести диалог между воспитателем  и ребёнком, между  детьми.

2.Упражнять  детей составлению развёрнутых высказываний о приспособлении животных нашего  края  к зиме.

3. Активизировать  словарь  детей: времена года, сентябрь, октябрь,  ноябрь, семена, каштан, берёза, рябина, ель, сосна, лиственница, клён, дуб,  жёлудь.

4.Обогащать  словарь:, ранняя  осень, «золотая»  осень,  поздняя осень.

Познавательное  развитие:

1.Расширять  и  уточнять  представления  детей о деревьях, особенностях  их  листьев и семенах.

2. Конкретизировать представления  детей об  особенностях приспособления диких  животных наших  лесов  к  зиме.

3.Продолжать  учить  устанавливать связь между  сезоном и его  характерными  особенностями.

4.Развивать  логическое  мышление.

Социально-нравственное развитие:

1.Формировать  умение слушать собеседника, не перебивать  без надобности. Формировать умение  доказывать  своё мнение.

Художественно-эстетическое развитие:

1.Способствовать становлению эстетического  отношения к окружающему  миру, воспитывать  желание передавать своё  отношение  к миру природы средствами художественной  выразительности в рисунке.

Физическое развитие:

1.Способствовать  сохранению  физического  и психического здоровья  детей,  через  организацию разумного чередования статических и динамических видов деятельности

Обогащение словаря

Ранняя осень,  «золотая» осень, поздняя  осень.

Активизация словаря

Времена года, сентябрь, октябрь, ноябрь, семена,  каштан, берёза, рябина,  ель,  сосна,  лиственница, клён, дуб, жёлудь, сережки, крылатки,  олень, белый  медведь.

Оборудование

Демонстрационное

Мнемотаблицы времён года: лето, осень, зима, весна, три картины «Осень», схема-модель садовников растений.

Раздаточное

1.Цветные карандаши, краски, баночка, кисти, тряпочка   (на  каждого ребёнка).

2. Лист бумаги ( на каждого ребёнка).

3.Комплект пазлов деревьев, листочков и семян (на  группу детей)

4.Два набора картинок с  изображением  животных

Ход.

1.Организационный момент.

Педагог  загадывает   загадку, привлекая  внимание всех детей.

Дни  стали  короче,

Длиннее стали  ночи,

Кто  скажет, кто знает        

Когда это бывает? (осень)

)DSCN3144

 DSCN3145

DSCN3146         DSCN3139

2.Описание  времён года с использованием мнемотаблиц, мотивация к деятельности.

  • Ребята, посмотрите на  эти  таблицы, а где  здесь  осень зашифрована?
  • Почему  вы так решили? Давайте расшифруем таблицу.

Дети  описывают осень по  мнемотаблице.

  • Что  на  других таблицах  зашифровано? (лето, зима, весна)
  • Осень, лето, зима, весна – это что? (времена года)
  • Сколько же месяцев длится год?  (двенадцать)
  •  Сколько месяцев  в году длится осень? (три)
  • Как называются эти  три осенние  месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
  • Какой первый осенний месяц?  (сентябрь)
  • А название второго? (октябрь)
  • Завершает  осень какой месяц? (ноябрь)

3. Беседа о ранней, золотой и поздней осени.

Педагог предлагает  детям взять  три картины под названием  «Осень».

  • Посмотрите на эти картины. Они  все очень разные, но  объединяет их одно  название «Осень». Как вы думаете,  почему? (….осень разная бывает )
  • Разложите картинки по порядку.

Дети  раскладывают картинки в соответствующем порядке: ранняя, «золотая» и поздняя осень.

Педагог акцентирует  внимание детей на  второй  картинке, загадывая  загадку:

  • Падают  с ветки  золотые монетки.
  • Ребята, а что же  это  за  «золотые  монетки»? (листочки)
  • Почему  монетки  «золотые» (так  как  они жёлтого  цвета)
  • На этой картине  много жёлтого, золотистого цвета. Как же называется  осень, с таким изобилием  золотистого  цвета? (золотая осень)

Педагог  обращает  внимание  детей на  «первую»  осеннюю картину.

  • Эта  осень предшествует «золотой» осени.  Как можно  назвать  осень,  у которой основной цветовой  оттенок ещё   зелёный и лишь начинают  появляться небольшие  жёлто-оранжевые  оттенки?
  • Эта осень наступает  самая первая.  Она  наступает рано. Как назвать ту осень, которая наступает рано? (ранняя)

Далее  педагог обращает   внимание детей на последний осенний пейзаж: деревья  стоят  уже  без листочков, травка вся жёлтая.

  • Как эту  осень можно было  бы  назвать? (поздняя)
  • А какая  осень  вам больше нравится? Почему?  (ответы  детей)
  • Действительно, ребята,  осень   очень  разная, как и  листочки  на  различных деревьях.

4. Дидактическая игра по экологии: собери дерево, определи название, найди  листочек  и семена этого дерева.

Дети  подходят  к  столу с разложенными картинками для  игры: листья деревьев, семена, разрезные картинки «Деревья»

  • Ребята, посмотрите,  сколько  у нас  листочков. Листочки  на  деревьях  могут  быть  зелёные,  красные, жёлтые, но  у каждого  дерева  листочек  свой,  особенный, характерный только  для  этого дерева. Каждый  из  этих  листочков «упал»  со  своего  дерева. Хотите, определить  с какого?

Тогда сначала  вам  нужно собрать  деревья,   из  имеющихся  пазлов и назвать  их.

Дети, собирают  картинки деревьев и каждое  дерево называют.

  • А теперь найдите листочек, который упал с вашего дерева.

Воспитанники,  к картинкам  деревьев кладут  картинки  с  изображением  листочков каждого  дерева.

  • Вы собрали деревья, определили  листочки, осталось  определить, какие  же семена есть у этих  деревьев.

Дети подбирают семена к дереву: дуб-желуди, клен-крылатки, лиственница семена в шишке, рябина – семена в ягодах, сосна – семена в шишках, береза - сережки, каштан - каштан, ель – семена в шишках, рябина – в ягодах рябины) и называют их.

5. Беседа:  «садовники» растений.

  • Ребята,  зачем растениям  семена? (чтобы  выросли  новые растения)
  • Как растения «сажают» свои  семена? Кто помогает деревьям?
  • У  растений есть  «садовники», которые помогают  сеять  семена.

На доске  вывешивается  модель-схема способов  распространения  семян:

человек                  птица             ветер              зверь

Дети    рассматривают  модель,  определяют, как  каждый  садовник может  помочь  деревьям и растениям  сеять  семена.

  1. Человек,  может  помогать  деревьям разными  способами: целенаправленно и случайно. Целенаправленно человек сажает семена деревьев  и растений и  ухаживает  за  ними. Например, семена ели и сосны, каштана. Иногда  у людей  это получается случайно: семена могут  цепляться  к  одежде людей и переноситься, некоторые  семена  человек  сбивает  ногами при ходьбе (еловые  шишки, одуванчики, череда).
  2. Птицы,  тоже помогают  деревьям в качестве садовников. Они  рассаживают только семена  тех деревьев и растений, которые  употребляют  в пищу. Случайно  упавшие  из  клюва птицы  семена, попадая в землю начинают прорастать. Например, семена баярашника, рябины, черёмухи (семена зачастую, спрятаны  в плодах (ягодах).
  3. Ветер, тоже помогает растениям.  Но для  этого семена должны  быть лёгкими  и пушистыми. Ветер разносит крылатки (клён, липа, берёза) и пух (тополь).
  4. Звери, рассаживают  те семена, которые  используют в пищу и  могут прицепиться к шерсти.

6.Дидактическая игра: лишняя картинка.

  • Какие  дикие животные наших  лесов могут  выступать  в роли садовников?
  • Действительно, садовниками могут быть   многие животные. Посмотрите,  какие картинки животных   в конвертах и определите, кто   лишний:
  • - заяц, медведь бурый, белка, медведь белый;
  • - лось, олень, лиса, волк.

Почему это животное  лишнее  (белый медведь лишнее животное, так как живёт на  севере; олень- лишнее животное так  как живёт в тундре и тайге. Олени могут жить  и на  севере, их называют северными оленями, но по окраске северный олень будет отличаться от  оленя тундры и тайги)?

7.Составление описательного  рассказа о подготовке животных к зиме.

  • Что   животные  делают  осень (готовятся  к зиме)?
  • Хотите, мы составим коллективный рассказ,  для  детей  младшей  группы  как звери  готовятся  к  зиме, а я его запишу. Я буду начинать, а вы продолжать.

Собрались звери на лесной полянке и стали  рассказывать  друг   другу, кто,  что делает  осенью, и как  зиму  проводит.

Первым  вышел лось и поведал всем: осенью  я отдыхаю, а зимой мои длинные и  сильные ноги найдут мне пищу: я буду  грызть кору деревьев, разрывать  снег до  земли и  искать  там  корешки. А  ещё я  надеюсь на  помощь  людей: егеря  часто нас лосей подкармливают с осени и до самой  весны, подсыпая соль и сено в кормушки.

 Следующим, выслушав рассудительного  лося, вышел хозяин   леса  и заревел: осенью  я буду много,  много  есть,  чтоб жирок  скопился  под  шкурой,  а потом   осенью берлогу  под ищу и   залягу на всё зиму спать

Послушав  сурового  медведя, выскочила  лисичка – сестричка и ответила: я холода не боюсь. За осень моя шубка хоть  и цвет не поменяет, но  будет  ещё  теплее. И еду  себе всегда  найду,  так  как  у  меня чуткий  нюх  и быстрые  ноги. 

На смену лисичке,  выскочила белочка и сказала: я осенью потружусь приготовлю  запасы,  шубку  поменяю на  тёплую серую и перезимую ни  чуть не хуже в своём дупле.

Подхватил звериный  диалог и зайчишка-трусишка: осенью я   шубку  поменяю на  белую, тёплую, чтоб меня на  снегу не  видно  было. Быстрые ноги меня унесут  от опасности, а острые зубки  найдут осинку в лесу погрызть.

Поставить  точку в  этой  звериной беседе вышел  волк-волчище и прорычал: у меня  шуба  и так тёплая, а  будет  ещё  гуще  и теплее за осень. Осенью я  встречу  своих  собратьев, с которыми  и буду  зимовать. Зимних морозов я не  боюсь, а хороший нюх всегда приведёт  меня  к  еде.

      Вот  так наши  звери поведали,  что  они будут делать  осенью и как  встречать зиму.

  •  Мы  составили  целый рассказ о животных наших  лесов. Хотите   его  оформить  в  книгу ?
  •  Любая  книга  сопровождается  яркими, красочными  картинкам. А предлагаю вам нарисовать  любого  животном нашего  леса. После чего можно будет  составить книгу и даже дать её почитать  малышам.
  •  Берите краски, кисточки, карандаши, восковые карандаши, листочки, тряпочки, баночки.

Дети  самостоятельно берут всё необходимое с заранее приготовленного стола. После окончания  работы, дети  совместно  с воспитателем  собирают книгу:  детские  рисунки и зафиксированный рассказ воспитателя.

                             

   Рассказ о подготовке животных к зиме.

       Собрались звери на лесной полянке и стали  рассказывать  друг   другу, кто,  что делает  осенью, и как  зиму  проводит. Первым  вышел лось и поведал всем: осенью  я отдыхаю, а зимой мои длинные и  сильные ноги найдут мне пищу: я буду  грызть кору деревьев, разрывать  снег до  земли и  искать  там  корешки. А  ещё я  надеюсь на  помощь  людей: егеря  часто нас лосей подкармливают с осени и до самой  весны, подсыпая соль и сено в кормушки. Следующим, выслушав рассудительного  лося, вышел хозяин   леса  и заревел: ________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________ .

Послушав  сурового  медведя, выскочила  лисичка – сестричка и ответила: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

На смену лисичке,  выскочила белочка и сказала: _____________________________________

_______________________________________________________________________
____________________________________.

 Подхватил звериный  диалог и зайчишка-трусишка: _____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________.

Поставить  точку в  этой  звериной беседе вышел  волк-волчище и прорычал: ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________.

      Вот  так наши  звери поведали,  что  они будут делать  осенью и как  встречать зиму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"самостоятельная деятельность "- как фактор позновательно-речевого развития детей.

Классик отечественной педагогики К. .Д. Ушинский считал, что "самомстоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка&qu...

Проектная работа:"Позновательно-речевое развитие"

Психолого-педагогическая работа на тему: "Позновательно-речевое развитие детей в старшем дошкольном возрасте"...

Занятие по позновательно-речевому развитию в подготовительной группе.

Формирование и углубление понятия детей о Поволжье, его географическом положение; символике России, Поволжья, г. Москвы, г. Саратова; формирование понятие о малой Родине (микрорайоне Елшанка). Формиро...

Позновательно-речевое развитие «Друг попал в беду»

Конспект НОД для детей, 4 года жизни, группа № 2Тема: «Друг попал в беду»Цель: Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички.Задачи:Обучающая: познакомить со свойствами огня.Разви...

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление описательных рассказов с использованием пиктограмм по теме «Осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «Познание»....