"Ранняя весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе "Ранняя весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_vesna.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы

Тема: «Ранняя весна».

Цель: формирование лексико-грамматических категорий.

Образовательные задачи: уточнение и расширение словаря по теме «Ранняя весна». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных и подбор существительных к ним). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых, распространенных предложений). Закрепление навыка использования в речи предлога - БЕЗ. Упражнение детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Развивающие задачи: развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Развитие чувства справедливости. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитная доска, сюжетные картинки с изображением примет весны, магнитофон, запись пьесы П.И. Чайковского «Подснежник».

Ход НОД:

Организационный момент.

Тихо звучит музыка пьесы П.И. Чайковского «Подснежник».

 Педагог:   Звонко с крыши капли скачут,

                  Над окном сосульки плачут.

                  Скачут капли мне в ладошку,

                  И на бабушкину кошку,

                  На ступеньки, на перила.

                  Кошка даже рот открыла.

                  Звонко скачут капли с крыши.

                  К нам весна идет. Мы слышим:

                  Кап! Кап! Кап! Кап!

Педагог: Давайте сядем на стульчики и поиграем с мячом в игру «Семейка слов» со словом КАПАТЬ.

Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (Капли)

Что начинается на припеке ранней весной? (Капель).

Как можно назвать маленькую каплю? (Капелька).

Если капли капают, какие они?   (Капающие).  

Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова КАПАТЬ.   (Капать, капля, капель, капелька, капающие).

Молодцы! Мы отлично начали занятие. 

Основная часть.      

Педагог демонстрирует детям сюжетную картину «Весна».

Педагог: Ребята! Наконец к нам пришла долгожданная весна. Сегодня мы с вами будем отмечать ее рождение. А чем же весна отличается от других времен года? Послушайте внимательно.

Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Под лучами солнца в снегу появляются проталины. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые, перистые – как перышки.

 Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло – зеленая, шелковистая. Весной прилетают птицы. Они чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм.

Просыпаются весной звери. Они прыгают, бегают, ищут пищу. Некоторые звери меняют шубку на новую. Просыпаются насекомые. Люди надевают весеннюю одежду. Все рады весне.

Педагог: Вы внимательно прослушали мой рассказ, а теперь попробуйте сказать. Без чего не может быть весны. Для этого используйте картинки, которые находятся перед вами.

Цель:  Закрепление навыка использования в речи предлога - БЕЗ

Весна не может быть без луж.

…………………без ручейков.

  ………………..без грозы.

 ………………...без проталин.

 ………………...без капели.

  ………………. без подснежников.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Цель: совершенствование общей моторики.

Снова нет ручьям покоя -                              Бегут по кругу.

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое                                   Идут друг за другом.

В чистых, чистых небесах.

Льет лучи на лес и луг                                      Приседают, встают.

И на все цветы вокруг.                                    «Цветок» над головой.

Игра «Образуй новое слово».

Цель: образование относительных прилагательных и подбор существительных к ним).

Весна (Что может быть весенним?)– весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга.

Март (Что может быть мартовским?) – мартовский день, мартовская оттепель, мартовские лужи, мартовский праздник….

Апрель - …

Май - …

Дождь - …

Гроза - …

Солнце - ….

Игра «Один – много».

 Цель: упражнение детей в образовании существительных множественного числа  именительного и родительного падежей.

Педагог: А теперь давайте посмотрим, чего бывает много весной. (Проводится по картинкам).

Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем?  (Лужи.)  А много чего?  (Луж.)

Ручей – ручьи – ручьев.

Дерево - …

Туча - …

Проталина - …

Сосулька - …

Лужайка - …

Почка - ….

Гроза - …

Игра «Составь рассказ».

Цель: Согласование слов между собой, составление предложений.

Педагог: сегодня к нам в детский сад пришло послание от весны. Но оно зашифровано, и нам с вами нужно его расшифровать.

Греет, солнце, ярче.

Окном, за, тает, снег.

Солнце, сосульки, на, тают.

Капель, окном, звенит, за.

Деревьях, на, почки, появляются.

Дети совместно с педагогом объединяют предложения в рассказ и несколько детей его пересказывают.

Заключение:

Педагог: Чей день рождения мы сегодня отмечали? Что бывает только весной? Как вы думаете, почему люди так радуются весне? Скажите, ребята, что вам сегодня понравилось больше всего на занятии? Со всеми ли заданиями справились? Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию. Ранняя весна.Прилет грачей.

Знакомство с художником Саврасовым и его картиной "Грачи прилетели"....

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи»

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи» Цель: Знакомство с творчеством Н. Сладкова, И.Соколов-Миткова. - продолжат...

Конспект занятия "Весна. Признаки ранней весны"

Представляю вашему вниманию конспект занятия на тему "Весна. Признаки ранней весны" для воспитанников старшей группы с ЗПР....

Конспект экскурсии ранней весной «Весна пришла!»

Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом...

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ранняя весна. Признаки весны»

Цель: Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе....