Занятие по развитию речи по теме "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие по развитию речи с использованием мнемотаблиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие речи по теме "Весна" | 18.11 КБ |
konspekt.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Рамонский детский сад №1
Конспект
по развитию речи с использованием мнемотехники.
Тема: «Весна»
(старшая группа)
Выполнил: воспитатель 1КК
Корчагина Е.А.
2021 г.
Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.
Задачи:
- Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
- Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
- Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Активизация словаря:
- Весна,
- весенние месяцы: март, апрель, май;
- приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;
- солнце, ручеек, птицы.
Техническое обеспечение занятия
Оборудование: магнитофон, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Весна» П.И. Чайковский, мяч, указка.
Демонстрационный материал: мнемосхемы.
Раздаточный материал: бумага формат А4 , карандаши на каждого ребенка.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.
Планируемые результаты:
- воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
- у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
- дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
- расширены представления воспитанников об окружающем мире.
Ход ОД
I. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.
1. Игра «Запоминай-ка» (введение в тему)
Цель: активизировать словарь детей по теме «Весна».
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи.
- Какие слова запомнил ты?
- Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы!
- К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова? (Весна).
- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май).
- Какое время года было до весны? (Зима).
- Какое время года наступит после весны? (Лето).
- Какое время года будет между зимой и летом? (Весна).
II. Основная часть
Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?
Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошел —
Значит, день пришел. (Солнечный луч).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот он волшебный лучик, и я хочу с вами поиграть.
2. Игра «Волшебный луч».
Цель: обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение подбирать слова-признаки.
(Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебный луч, тот и отвечает. Дети садятся вокруг воспитателя на коврике).
Воспитатель: Весна какая?
Дети: теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная.
Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о весне! Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете?
(Дети встают полукругом). Давайте проверим!
3. Игра «Скажи наоборот».
Цель: развивать умение подбирать антонимы.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:
- Зима ушла, а весна – … (пришла).
- Зима холодная, а весна – … (тёплая).
- Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … (греет).
- Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
- Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
- Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).
Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!
(Дети садятся на стульчики).
4. Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.
Примеры составления предложений по мнемоквадратам: Весной…
- Ярко светит солнце.
- Тает снег.
- На деревьях набухают почки, появляется трава.
- Просыпаются медведь и ежик.
- Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
- Просыпаются насекомые.
- Весной появляются первые цветы – подснежники.
Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.
Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.
На экране схема первого предложения.
Воспитатель: Ребята, составьте предложение по схеме.
(Один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце». И так дети по схемами составляют отдельные предложения).
Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физминутку «Подснежники».
5. Динамическая пауза «Подснежники».
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются),
Потянулись (тянутся),
Раз – росой умылись (умываются),
Два – изящно покружились (кружатся),
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре – полетели (бегают),
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).
(Дети проходят на стульчики. На экране мнемотаблица для составления полного рассказа о весне).
Воспитатель: Ребята, как будет назваться наш рассказ? (Весна).
(Один ребенок составляет рассказ по картине).
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! За вашу хорошую работу весна вам дарит вам подарки, яркие «Солнышки-медальки».
III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Установка на дальнейшую деятельность.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята мы весну долго ждали? Значит она какая? (Долгожданная!) Мы можем весну нарисовать.
Воспитатель: Конечно, вы сейчас самостоятельно составите весеннюю картинку-пейзаж, а потом по ней составите рассказ о весне для родителей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Рамонский детский сад №1
Конспект
по развитию речи с использованием мнемотехники.
Тема: «Весна»
(старшая группа)
Выполнил: воспитатель 1КК
Корчагина Е.А.
2021 г.
Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.
Задачи:
- Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
- Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
- Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Активизация словаря:
- Весна,
- весенние месяцы: март, апрель, май;
- приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;
- солнце, ручеек, птицы.
Техническое обеспечение занятия
Оборудование: магнитофон, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Весна» П.И. Чайковский, мяч, указка.
Демонстрационный материал: мнемосхемы.
Раздаточный материал: бумага формат А4 , карандаши на каждого ребенка.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.
Планируемые результаты:
- воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
- у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
- дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
- расширены представления воспитанников об окружающем мире.
Ход ОД
I. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.
1. Игра «Запоминай-ка» (введение в тему)
Цель: активизировать словарь детей по теме «Весна».
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи.
- Какие слова запомнил ты?
- Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы!
- К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова? (Весна).
- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май).
- Какое время года было до весны? (Зима).
- Какое время года наступит после весны? (Лето).
- Какое время года будет между зимой и летом? (Весна).
II. Основная часть
Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?
Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошел —
Значит, день пришел. (Солнечный луч).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот он волшебный лучик, и я хочу с вами поиграть.
2. Игра «Волшебный луч».
Цель: обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение подбирать слова-признаки.
(Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебный луч, тот и отвечает. Дети садятся вокруг воспитателя на коврике).
Воспитатель: Весна какая?
Дети: теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная.
Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о весне! Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете?
(Дети встают полукругом). Давайте проверим!
3. Игра «Скажи наоборот».
Цель: развивать умение подбирать антонимы.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:
- Зима ушла, а весна – … (пришла).
- Зима холодная, а весна – … (тёплая).
- Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … (греет).
- Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
- Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
- Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).
Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!
(Дети садятся на стульчики).
4. Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.
Примеры составления предложений по мнемоквадратам: Весной…
- Ярко светит солнце.
- Тает снег.
- На деревьях набухают почки, появляется трава.
- Просыпаются медведь и ежик.
- Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
- Просыпаются насекомые.
- Весной появляются первые цветы – подснежники.
Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.
Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.
На экране схема первого предложения.
Воспитатель: Ребята, составьте предложение по схеме.
(Один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце». И так дети по схемами составляют отдельные предложения).
Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физминутку «Подснежники».
5. Динамическая пауза «Подснежники».
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются),
Потянулись (тянутся),
Раз – росой умылись (умываются),
Два – изящно покружились (кружатся),
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре – полетели (бегают),
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).
(Дети проходят на стульчики. На экране мнемотаблица для составления полного рассказа о весне).
Воспитатель: Ребята, как будет назваться наш рассказ? (Весна).
(Один ребенок составляет рассказ по картине).
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! За вашу хорошую работу весна вам дарит вам подарки, яркие «Солнышки-медальки».
III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Установка на дальнейшую деятельность.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята мы весну долго ждали? Значит она какая? (Долгожданная!) Мы можем весну нарисовать.
Воспитатель: Конечно, вы сейчас самостоятельно составите весеннюю картинку-пейзаж, а потом по ней составите рассказ о весне для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.
1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи, изображение №1
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...