Занятие по развитию речи по теме "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Корчагина Елена Александровна

Занятие по развитию речи с использованием мнемотаблиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие речи по теме "Весна"18.11 КБ
Файл konspekt.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное               учреждение Рамонский детский сад №1

Конспект

 по развитию речи с использованием мнемотехники.

Тема: «Весна»

(старшая группа)

                                                                                   Выполнил: воспитатель 1КК

                                                                                                         Корчагина Е.А.

                                                                 2021 г.

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.

Задачи:

  • Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
  • Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
  • Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Активизация словаря:

  • Весна,
  • весенние месяцы: март, апрель, май;
  • приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;
  • солнце, ручеек, птицы.

Техническое обеспечение занятия

Оборудование: магнитофон, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Весна» П.И. Чайковский, мяч, указка.

Демонстрационный материал: мнемосхемы.

Раздаточный материал: бумага формат А4 , карандаши на каждого ребенка.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.

Планируемые результаты: 

  • воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
  • у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
  • дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
  • расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Ход ОД

I. Организационный момент.  

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

1. Игра «Запоминай-ка» (введение в тему)

Цель: активизировать словарь детей по теме «Весна».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи.

  • Какие слова запомнил ты?
  • Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы!
  • К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова? (Весна).
  • Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май).
  • Какое время года было до весны? (Зима).
  • Какое время года наступит после весны? (Лето).
  • Какое время года будет между зимой и летом? (Весна).

II. Основная часть

Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?

Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошел —
Значит, день пришел.
 (Солнечный луч).

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот он волшебный лучик, и я хочу с вами поиграть.

2. Игра «Волшебный луч».

Цель: обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение подбирать слова-признаки. 

(Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебный луч, тот и отвечает. Дети садятся вокруг воспитателя на коврике).

Воспитатель: Весна какая?

Дети: теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная.

Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о весне! Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете?

 (Дети встают полукругом). Давайте проверим!

3. Игра «Скажи наоборот».

Цель: развивать умение подбирать антонимы.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:

  • Зима ушла, а весна – … (пришла).
  • Зима холодная, а весна – … (тёплая).
  • Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … (греет).
  • Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
  • Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
  • Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).

Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!

(Дети садятся на стульчики).

4. Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.

Примеры составления предложений по мнемоквадратам: Весной… 

  • Ярко светит солнце. 
  • Тает снег.
  • На деревьях набухают почки, появляется трава.
  • Просыпаются медведь и ежик.
  • Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
  • Просыпаются насекомые.
  • Весной появляются первые цветы – подснежники.

Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.

Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.

На экране схема первого предложения.

Воспитатель: Ребята, составьте предложение по схеме.

(Один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце». И так дети по  схемами составляют отдельные предложения).

Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физминутку «Подснежники».

5. Динамическая пауза «Подснежники».

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются),
Потянулись (тянутся),
Раз – росой умылись (умываются),
Два – изящно покружились (кружатся),
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре – полетели (бегают),
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).

(Дети проходят на стульчики. На экране мнемотаблица для составления полного рассказа о весне).

Воспитатель: Ребята, как будет назваться наш рассказ? (Весна). 

(Один ребенок составляет рассказ по картине).

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! За вашу хорошую работу весна вам дарит вам подарки, яркие «Солнышки-медальки».

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

Установка на дальнейшую деятельность.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята мы весну долго ждали? Значит она какая? (Долгожданная!) Мы можем весну нарисовать.

Воспитатель: Конечно, вы сейчас самостоятельно составите весеннюю картинку-пейзаж, а потом по ней составите рассказ о весне для родителей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное               учреждение Рамонский детский сад №1

Конспект

 по развитию речи с использованием мнемотехники.

Тема: «Весна»

(старшая группа)

                                                                                   Выполнил: воспитатель 1КК

                                                                                                         Корчагина Е.А.

                                                                 2021 г.

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.

Задачи:

  • Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
  • Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
  • Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Активизация словаря:

  • Весна,
  • весенние месяцы: март, апрель, май;
  • приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;
  • солнце, ручеек, птицы.

Техническое обеспечение занятия

Оборудование: магнитофон, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Весна» П.И. Чайковский, мяч, указка.

Демонстрационный материал: мнемосхемы.

Раздаточный материал: бумага формат А4 , карандаши на каждого ребенка.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.

Планируемые результаты: 

  • воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
  • у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
  • дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
  • расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Ход ОД

I. Организационный момент.  

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

1. Игра «Запоминай-ка» (введение в тему)

Цель: активизировать словарь детей по теме «Весна».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи.

  • Какие слова запомнил ты?
  • Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы!
  • К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова? (Весна).
  • Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май).
  • Какое время года было до весны? (Зима).
  • Какое время года наступит после весны? (Лето).
  • Какое время года будет между зимой и летом? (Весна).

II. Основная часть

Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?

Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошел —
Значит, день пришел.
 (Солнечный луч).

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот он волшебный лучик, и я хочу с вами поиграть.

2. Игра «Волшебный луч».

Цель: обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение подбирать слова-признаки. 

(Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебный луч, тот и отвечает. Дети садятся вокруг воспитателя на коврике).

Воспитатель: Весна какая?

Дети: теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная.

Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о весне! Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете?

 (Дети встают полукругом). Давайте проверим!

3. Игра «Скажи наоборот».

Цель: развивать умение подбирать антонимы.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:

  • Зима ушла, а весна – … (пришла).
  • Зима холодная, а весна – … (тёплая).
  • Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … (греет).
  • Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
  • Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
  • Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).

Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!

(Дети садятся на стульчики).

4. Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.

Примеры составления предложений по мнемоквадратам: Весной… 

  • Ярко светит солнце. 
  • Тает снег.
  • На деревьях набухают почки, появляется трава.
  • Просыпаются медведь и ежик.
  • Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
  • Просыпаются насекомые.
  • Весной появляются первые цветы – подснежники.

Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.

Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.

На экране схема первого предложения.

Воспитатель: Ребята, составьте предложение по схеме.

(Один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце». И так дети по  схемами составляют отдельные предложения).

Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физминутку «Подснежники».

5. Динамическая пауза «Подснежники».

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются),
Потянулись (тянутся),
Раз – росой умылись (умываются),
Два – изящно покружились (кружатся),
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре – полетели (бегают),
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).

(Дети проходят на стульчики. На экране мнемотаблица для составления полного рассказа о весне).

Воспитатель: Ребята, как будет назваться наш рассказ? (Весна). 

(Один ребенок составляет рассказ по картине).

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! За вашу хорошую работу весна вам дарит вам подарки, яркие «Солнышки-медальки».

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

Установка на дальнейшую деятельность.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята мы весну долго ждали? Значит она какая? (Долгожданная!) Мы можем весну нарисовать.

Воспитатель: Конечно, вы сейчас самостоятельно составите весеннюю картинку-пейзаж, а потом по ней составите рассказ о весне для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...