Занятие по развитию речи с детьми старшей группы "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рогова Надежда Владимировна

Занятие по развитию речи с детьми старшей группы "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №7 «Ромашка»
Нижегородская область, г. Богородск ул. Свердлова д.127А

Занятие по развитию речи с детьми старшей группы "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"


Выполнила: воспитатель Рогова Н.В.

2021г

Занятие по развитию речи с детьми старшей группы "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди"


Цель: совершенствование речи старших дошкольников.

Задачи:

Обучающие:

Связная речь:

- Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.

- Закреплять умение составлять творческий рассказ на тему “Печка” по рисункам.

Грамматика:

- учить составлять простые распространенные предложения.

Словарь:

- Закреплять умения у детей находить общие признаки, сравнивая картинки (игра “Что общего?).

- ввести в словарь детей новое слово – валежник.

- развивать умение подбирать слова, обозначающие личностные характеристики сказочных героев (добрый, ленивый, хвастливый, хитрый).

- Закрепить знания детей русских народных сказок, пословиц о дружбе, о труде.

- Продолжить формирование умений работать группой, и в микрогруппах.

Развивающие:

- Развивать познавательные процессы: логическое мышление (анализ, сравнение), внимание, воображение.

- Развивать мелкую мускулатуру рук (превращение бумаги в камушки).

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

- Закреплять у ребят представление о доброте, дружбе.

- Воспитывать у них отрицательное отношение к негативным качествам: хитрость, хвастовство, лень (игра Яблонька наклонись).

Предварительная работа:

- Беседа по сказке «Гуси лебеди».

- Беседа на тему «Русская печка».

- Чтение сказок: «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Заяц-хвастун», «Снегурочка».

- Игры: «Что общего?», «Сказочный сундучок», «Ступеньки доброты».

- Игры с загадками: «Узнай по описанию».

- Игра по потешке «Черный ворон».

- Познакомила детей с пословицами: «Друга выслушать умей, будет 100 тогда друзей». Это здорово, когда тебя слушают, это значит, тебя уважают. «За работу и награда», «Друзья познаются в беде» и др.

- Рисование на тему “Мой любимый сказочный герой”.

Материал: 

Магнитофон, кассета.

Панно “Лес”.

Иллюстрации: печки, ежика, яблони, речки, избушки на курьих ножках.

4 набора героев по сказкам: «Теремок», «Хаврошечка», «Снегурочка», «Сивка-бурка».

Игра «Что общего?» (Еж).

Мнемотаблица «Печь».

Иллюстрации (4 шт) к сказкам. Веточка яблони. Перышки гусей. Листы бумаги серого цвета по количеству детей.

Ход занятия:

Маша (воспитатель):

Как у наших у ворот

Собирается народ.

Здравствуйте, добры молодцы,

Да красны девицы.

Маша: У меня есть игра “Ворон”

Вы не против детвора?

За руки беритесь дружно. (ходят по кругу)

Ой, ребята та – ра – ра

На лугу стоит гора. (в другую сторону)

А на той горе дубок

А на дубе воронок. (Выставляют поочередно правую затем левую ноги).

Ворон в красных сапогах. (Показывают сережки).

В позолоченных серьгах

Черный ворон на дубу. (Имитируют игру на трубе).

Он играет во трубу

Труба точенная, позолоченная

(хлопают)

Труба ладная,

Песня складная.

Маша: Ой, заигралась я с вами, а про братца своего Иванушку, совсем забыла. (Отойдя чуть в сторону от детей). Нет, Иванушки, одни перышки на земле лежат.

(Беру перышки и показываю детям).

Маша: Ребята, посмотрите, чьи перышки, кто моего братца унес?

Дети: Иванушку гуси-лебеди унесли.

Маша: Милые ребята, вы мне поможете братца Иванушку найти?

Дети: поможем.

Маша: А с трудностями на пути справитесь?

Дети: справимся

Маша:

Времени терять не будем зря,

Отправляемся друзья.

Сказка двери отвори

Путь дорогу покажи.

(металлофон - музыка)

Подвожу детей к дороге (ткань на полу), которая лежит на полу у стенда с панно “Лес” (панно - закрыто тканью).

Маша: Эта дорога приведет нас в сказочный лес. Но чтобы попасть туда, нам надо выложить дорогу “сказочными” камнями. Возьмите лист бумаги и превратите его в камушек вот так (показываю, как делать) хорошо прижимайте пальчикамиИдите за мной, камушек кладите на дорогу и назовите любую русскую народную сказку. Садитесь на пенечки.

(Снимаю ткань с панно; фонограмма “лес, птицы”. Говорю загадочно под фонограмму)

Мы пришли в сказочный лес

Полон он загадок и чудес

Здесь деревья стоят

И листвою шелестят.

Реки молочные текут.

Птицы звонкие поют.

(Выключить фонограмму)

-Вот и первая загадка:

Лежала под елками

Подушка с иголками

Лежала, лежала

Да побежала.

- Кто это?

Дети: Еж.

Маша: С чем, ежика сравнивают в загадке?

Дети: с подушкой с иголками.

Маша: Что необычного сделала подушка?

Дети: лежала, лежала да побежала.

Маша (открываю картинку с ежом): Еж нас пропустит, если мы расскажем: что общего между Ежиком и картинками вокруг него?

Игра “Что общего?”

Маша: Послушайте. Ежик пьет молоко и ловит мышей, как кошка. А теперь вы ребята.

Дети отвечают.

Маша: Что может быть общего, между ежиком и пуговицами? Молодцы ребята, ежику понравилось, как вы много интересного рассказали о нем, и он пропускает нас в сказочный лес.

(Закрываю картинку с ежиком)

Маша: Идем по лесу…

Летит сова

Весела голова

Нам загадку подала

Отгадать ее пора.

“Что из угла в угол в доме не переставишь?”

Дети: Печь.

Маша: Почему, вы решили, что это печь?

Дети высказываются.

Маша (открываю картинку с изображением Печки):

Печь рисунки углем рисовала

И при этом все она мечтала.

Вы их ребята, рассмотрите

И о печке расскажите.

Мнемотаблица “ Печка”

Придумаем красивое предложение к каждому рисунку.

Дети: В доме стоит печь.

Маша: В каком доме? (большом, светлом, деревянном). Повтори. В большом, деревянном доме стоит печь.

  • Печка сложена (сделана) из кирпича.
  • Что могут дрова рассказать о печке?

Дети: Печку топят дровами.

Маша: Какими дровами? (сухими, березовыми). Скажем вместе: Печку топят сухими березовыми дровами.

Дети: Из трубы идет дым (какой дым? серый, белый)

Маша: Повтори. Из трубы идет серый дым.

Дети:

  • На печи в кастрюле варят вкусный суп.
  • Испекли вкусные сладкие пирожки с повидлом.
  • На печи сушат сапоги, варежки.
  • На печи греется пушистый, рыжий кот.

Маша: Бабушка читает нам русские народные сказки у теплой печки.

- Вы придумали много предложений, а теперь, кто, составит рассказ о печке? (по желанию ребенок рассказывает весь рассказ).

Маша: Печке понравился наш рассказ, и она пропускает нас.

(Закрываю картинку с печкой)

Надо, надо торопиться

Нас торопят ноженьки

Да зовет дороженька.

Вот и яблоня на пути (открываю карточку с изображением Яблони)

Ты нам Яблонька дорогу покажи,

Где нам братца моего найти.

(Показываю веточку яблони)

Веточками Яблоня качает

И игру нам предлагает.

“Яблонька наклонись”

- Вы ребята в круг вставайте. Перед вами лежат перевернутые иллюстрации. Я буду яблонька – ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения:

Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (2 наклона вперед).
К доброму, к хорошему потянись, потянись (
потянуться вверх).
От злого, от плохого отвернись, отвернись (
опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону).

Кого яблонька заденет, тот берет иллюстрацию. Называет героя и рассказывает, за что этот персонаж нравиться или не нравиться.

- Почему?

  1. Емеля - ленивый. Что он любил делать? Лежать на печи.
  2. Заяц – хвастун. Как он хвастался? У меня не усы, а усищи…
  3. Хаврошечка – добрая, трудолюбивая. Какие добрые дела она делала? Ткала холсты, кормила коровушку, всю работу по дому выполняла…
  4. Лисичка - хитрая

Ребята, с кем бы вы из этих героев стали дружить? Почему?

Маша: Яблонька с нами поиграла и веточками нам дорогу к речке показала. (Закрываю картинку с яблоней).

(Садитесь на пеньки).

Вот и речка у нас на пути (открываю картинку с речкой)

Баба Яга на ступе летала, нас увидала.

Чтобы мы не прошли

Ванюшку не унесли:

Молочную речку заколдовала

и валежником закидала,

Чтобы речку расколдовать

и валежник разобрать,

Нужно пословицы о дружбе, о труде назвать.

-Ребята, вы знаете, что такое валежник? Валежник - это сухие, упавшие деревья.

- Ребята, речку мы в беде не бросим? И пословицы о дружбе, о труде вспомним.

- Кто вспомнил, назовите? (Дети называют пословицы, а я убираю деревья)

  • “Друга выслушать умей, будет 100 тогда друзей”.
  • “Друзья познаются в беде”.
  • “Всякая дорога вдвоем веселей”
  • “Кто любит трудиться, тому без дела не сидится”
  • “По работе и награда”.

(Фонограмма “Речка”)

Слышите, ребята речка нас благодарит.

Маша: Сделали доброе дело и отправились по дороге смело.

(Открываю картинку с изображением Бабы Яги)

Перед нами избушка

А в избушке старушка

Кто она?

Дети: Баба Яга.

Маша:

Баба Яга хитра….

Задания любит задавать она.

Если справимся, то она отдаст нам Ванюшку. Ребята, разделитесь на три группы по желанию и располагайтесь здесь “на полянке”.

В конвертах герои сказок.

- Вам нужно внимательно рассмотреть героев, по ним угадать название сказки. (Дети выполняют задание и располагают героев на планшетке, планшетки с номерами 1.2.3.)

Чья группа выполнила задание, могут сесть на места. (Дети оставляют планшетки, и садятся на пеньки)

  • Задание первой группы, кто расскажет, что у вас получилось?

- Назовите героев и скажите, из какой они сказки.

Дети: Царь, Василиса Премудрая, старик и три сына, Сивка-бурка - сказка “Сивка-бурка”.

- У вас остался еще один персонаж, почему вы его убрали?

Дети: он из другой сказки.

  • Задание второй группы, кто расскажет, что у вас получилось?

Дети: Мачеха, три сестры, добрый молодец, Крошечка - Хаврошечка, коровушка, яблонька – сказка “Хаврошечка”.

  • Задание третьей группы, кто расскажет, что у вас получилось?

Дети: Муха, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь – сказка “Теремок”.

  • Задание четвертой группы, кто расскажет, что у вас получилось?

Дети: Снегурочка, баба, дед, подружки – сказка “Снегурочка”.

Маша: Сказки: “Сивка-бурка”, Хаврошечка”, “Теремок”, “Снегурочка” - это какие сказки?

Дети: Это русские народные сказки.

Маша: Понравились вы ребята Бабе Яге, выдержали все испытания, и она отдает нам Иванушку (Иванушка за ширмой домика).

Братца Ванечку возьмем,

И по хоженой дорожке (металлофон – музыка)

Вместе все домой пойдем.

Вот и дорога позади.

Наконец-то мы во двор пришли.

-Вы ребята всем расскажите, по какой сказке мы путешествовали? Кого повстречали?

  1. Ежа. Мне понравилось как Таня, и Ваня были активны в нахождении общего между ежом и картинками.
  2. Печку. Рассказывая о печке, Толик составил интересный рассказ.
  3. Яблоня. Понравилось как Коля и Ира высказывали свое мнение о сказочном герое.
  4. Речку. Кто запомнил, новое слово? – валежник. Что такое валежник?
  5. Баба Яга. Понравилось, как дружно работали все группы, хочется отметить Сашу, Любу, Таню – они защищали работу своей группы.

- Ребята, что нам помогло справиться с трудностями и найти моего братца?

Дети: дружба

По работе и награда. В саду у моего батюшки уродились яблочки:

- Если вам понравилось наше путешествие, и было интересно – возьмите красное яблочко. А если вы устали и вам было не интересно – возьмите зеленое яблочко.

Маша: Спасибо Вам ребята! Вы настоящие друзья, не зря говорят: “Друзья познаются в беде”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.

Использование нетрадиционных методовна занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста,страдающими общим недоразвитием речи....

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»

Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь:  Формировать умение логично, четко, последовате...

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия ​ по развитию речи с детьми​ старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, ​ «Мишины игрушки»​

Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) ​ ​Задачи:​ Образовательные:​ закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;​ упражнять в образовании притяжательных и относительн...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участ...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...