конспект по развитию речи "Домашние животные. Птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Хохлова Татьяна Александровна

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВТИЮ РЕЧИ

НА ТЕМУ:

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. ПТИЦЫ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВТИЮ РЕЧИ

НА ТЕМУ:

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. ПТИЦЫ»

Подготовила: воспитатель

Хохлова Татьяна Александровна

Цель: формирование умения работать и находить ответы на  поставленные вопросы.

Образовательные задачи:

1. Закреплять представление детей о внешнем виде домашних птиц и животных, их строении, повадках, пище, пользе, приносимой людям.

2. Развивать мыслительные операции.

3. Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.

Развивающие задачи:

1. Активизировать речь детей.

2. Развивать объяснительную речь.

Воспитательные задачи:

Приучать детей заботиться о домашних птицах и животных.

Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, закреплять умение отвечать на вопросы полным, грамматически правильным предложением.

Ход занятия:

«Ну-ка, дети, встаньте в круг!

Ты мой друг и я твой друг!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся!»

Воспитатель: Ребята, вчера я получила письмо от Дяди Федора, Шарика и кота Матроскина из деревни Простоквашино. Послушайте, что они нам пишут:

«Дорогие ребята подготовительной  группы! Мы живем в Простоквашино  решили завести большую ферму, где будут жить разные животные и птицы. Вот только Шарик и Матроскин совсем разругались! Шарик хочет завести на ферме курицу, кролика и крокодила. А Матроскин настаивает на том, что на ферме должны жить корова, лиса и медведь. Помогите нам разобраться: кто же должен жить у нас на ферме? Ваша воспитатель рассказывала, какие вы умные и как много вы уже всего знаете и умеете. Мы прислали вопросы и с нетерпением ждем ответов на них. Желаем вам удачи!»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Дети: О домашних животных и птицах.

Воспитатель: Правильно! Мы будем говорить о домашних животных. Что ж, попробуем ответить на вопросы дяди Федора и его друзей?

Воспитатель: Каких из перечисленных в письме животных можно держать на ферме? Почему этих животных называют домашними?

Дети: Домашние, потому, что живут рядом с человеком.

Воспитатель: Каких еще домашних животных и птиц мы знаем?

Дети: Коза, петух, свинья, собака, гусь, утка, кошка, лошадь, индюк …

Воспитатель: А как человек ухаживает за животными?

Дети: Человек их кормит, строит для них дома, лечит их, заботится о животных

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста загадки про домашних животных и птиц, попробуйте отгадать их:

1. Длинная шея,

Красные лапки.

Щиплет за пятки.

Беги без оглядки. (гусь.)

2. Квохчет, хлопочет,

Детей созывает,

Всех цыплят

Под крылья собирает. (курица.)

3. Ходит, болбочет,

На всех страх наводит. (индюк.)

4. Ходит на рыбалку,

Не спеша, вразвалку:

Сама себе удочка.

Кто это? (уточка.)

5. Живу во дворе,

Пою на заре.

На голове гребешок. 

Кто я? (петушок.)

6. Носик - круглым пятачком,

А задорный хвост - крючком.

Мама - хрюшка, папа - свин.

Он у них любимый сын. (Поросенок)

7. Я скажу вам: "Ме-ме-ме!

Подготовьтесь-ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите!" (Коза)

8. Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

Показ иллюстраций с домашними животными

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним кто как «разговаривает» из животных?

Корова что делает?(мычит)

Кошка что делает? (мяукает)

Овца что делает?(блеет)

Комар, что делает?(пищит)

Собака, что делает?(лает)

Петух, что делает?(кукарекает)

Утка, что делает?(крякает)

Свинья, что делает?(хрюкает)

Воспитатель: А сейчас мы попробуем описать внешнее строение животного.

Дидактическая игра "Угадай животное"

Ребенок получает карточку с изображением животного. Остальные дети картинку не видят. Ребенок описывает животное: это животное большое, у него есть рога, оно ест траву, оно дает людям молоко... Задача других детей отгадать, о каком животном идет речь.

Воспитатель: У животных, как и у человека, есть семьи.

Игра: «Как зовут маму и детёныша?»

Воспитатель называет животное мужского рода. Дети называют маму и детеныша

Бык - корова - телёнок,

Кот - кошка - котенок,

Пес - собака - щенок,

Конь - лошадь - жеребенок,

Козел - коза - козленок,

Баран - овца - ягненок,

Кролик - крольчиха - крольчонок,

Кабан - свинья - поросенок.

Воспитатель: Ребята, в письме дяди Федора есть ещё один вопрос:

"Какую пользу приносит каждое домашнее животное?"

Игра: «Польза домашних животных»

Ответы детей:

Корова даёт молоко, масло, сыр, мясо; из её кожи шьют кожаные куртки, пальто, сапоги, сумки.

Коза даёт молоко, сыр; из ее шерсти изготавливают пряжу, а из пряжи вяжут тёплые вещи.

Свинья даёт мясо; из её кожи шьют куртки, пальто, сапоги, сумки.

Кошка ловит мышей.

Собака сторожит дом хозяина, служит в полиции, на границе, в службе спасения. Народы севера используют собак для езды.

Лошадь перевозит тяжёлые грузы, людей, лошади участвуют в спортивных состязаниях.

Овца даёт мясо. Из овечий шерсти изготавливают пряжу, а из пряжи вяжут тёплые вещи.

Курица несет яйца, дает мясо, из куриных перьев делают подушки.

Воспитатель: Как вы думаете, какое домашнее животное самое главное?

Дети: Все домашние животные нужны человеку, потому, что они все приносят пользу.

Физкультминутка.

Шли по крыше три кота (ходьба)

Три кота Василия,

Поднимали три хвоста (Поднимание рук)

Прямо в небо синее,

Сели Васьки на карниз (приседание)

Посмотрели вверх и вниз,

И сказали три кота:

Красота! Красота! (хлопки)

Воспитатель: Ребята, у нас остался последний вопрос из письма дяди Федора. Послушайте.

"Дорогие ребята, когда мои каникулы закончатся, мне нужно будет возвращаться в город, чтобы ходить в школу. Как вы думаете, смогу ли я забрать всех животных с фермы к себе домой, в городскую квартиру?"

Дети: Всех животных забрать нельзя. В квартирах вместе с человеком живут кошки и собаки.

Воспитатель: Вы правы! Очень давно кошки и собаки живут рядом с человеком. В древности кошки были дикими животными. И только когда люди заметили, что кошки ловко справляются с грызунами, они по достоинству оценили это животное и приручили их.

У кошки очень тонкий слух: она слышит малейшие шорохи, которые производят мыши. У кошки очень хорошее зрение. Но, несмотря на хорошее зрение, в полной темноте кошка, конечно, ничего не видит, и тогда главным органом чувств становятся усы. Благодаря им кошка ощущает малейшие колебания воздуха и может уверенно передвигаться в темноте, не задевая окружающие предметы.

Собака – верный помощник человека с древних времён. Человек научил собаку сторожить дом, лаем подавать сигнал тревоги, помогать на охоте и защищать скот. Повсюду, где живёт человек, рядом с ним – собака, его верный друг. Есть специально обученные собаки – поводыри. Человеку, потерявшему зрение, такая собака как бы заменяет глаза: проводит домой и на работу, оберегает в пути. Есть собаки – пожарные. Они находят в дыму и огне пострадавших во время пожара и выносят их из опасного места. В службе МЧС работают собаки-спасатели. Они помогают отыскать людей по запаху под снегом, если в горах сошла лавина, или под завалами, если произошло землятресение, и дом разрушился. Собака помогает работникам полиции найти по запаху преступника или пропавшего человека.

А где же живут остальные домашние животные?

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Как называется помещение, где живут коровы (коровник)

Как называется помещение, где живут овцы (овчарня)

Как называется помещение, где живут кони (конюшня)

Как называется помещение, где живут свиньи (свинарник)

Как называется помещение, где живут кролики? (крольчатник)

Как называется помещение, где живут разные домашние животные? (хлев)

Воспитатель: Ребята, чем внешне отличается человек от животного?

У человека ногти, а у животных (когти)

У человека волосы, а у животных (шерсть)

У человека руки, а у зверей? (лапы)

У человека лицо, а у животных (морда)

Какой орган отсутствует у человека, но есть у животных? (хвост)

Показ картин с домашними птицами

Воспитатель: Ребята, кто изображён на картинке?

Дети: На картинах изображены птицы.

Воспитатель: Чем они отличаются от животных?

Дети: Тело их покрыто перьями, у них есть клюв, крылья.

Воспитатель: Верно. А какие это птицы?

Дети: Это домашние птицы.

Воспитатель: Почему их называют домашними?

Дети: Эти птицы живут рядом с человеком, который за ними ухаживает.

Воспитатель: Ребята, у домашних птиц тоже есть семьи.

Игра: «Как зовут папу и детёныша?»

Воспитатель:Я назову маму семейства, а вы назовете папу и детенышей.

Утка – селезень – утята

Курица – петух – цыплята

Голубка – голубь – голубята

Индейка – индюк – индюшата

Гусыня – гусь – гусята.

Воспитатель: Ребята, у кого из вас дома есть домашние животные? Расскажите о них. Как вы за ними ухаживаете?

Дети рассказывают о своих домашних питомцах

Воспитатель:

Что мы делали на занятии?

Мы сумели помочь дяде Федору, Шарику и Матроскину?

Что вам больше всего понравилось?

На этом наше занятие подошло к концу. Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи "Домашние птицы"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе (2-3 года)...

Конспект по развитию речи "Животные жарких стран"

Знакомство с животными жарких стран и их детенышами, формирование умений согласовывать существительные с числительными, образовывать притяжательные прилагательные....

Конспект по развитию речи " Зимующие птицы"

С наступлением холодов часто можно наблюдать в небе стаи птиц. Это покидают наши края пернатые, улетая в тёплые края. Однако некоторые виды птиц остаются. Есть странные виды, которые прилетают в средн...

конспект по развитию речи "Зимующие птицы" подготовительная группа

АннотацияТематическое занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы», с элементами театрализованной деятельности, направлено на формирование экологической к...

Конспект по развитию речи «Зимующие птицы», «Спасем птиц»

Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы «Зимующие птицы»  «Спасем птиц»...