Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Международный день родного языка» - 2021г.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Зыкова Татьяна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новозоринская СОШ», дошкольное отделение детский сад «Родничок» Павловского района, Алтайского края

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе

«Международный день родного языка»

https://lib-nl.ekb.muzkult.ru/media/2021/02/19/1247534239/img1.jpg

Выполнила:

Зыкова Татьяна Сергеевна

П. Новые Зори, 2021г.

Цели: познакомить детей с Днем родного языка; создать условия для обогащения духовного мира детей; формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; способствовать развитию речи, мышления и памяти.

Задачи:

- разъяснить понятие родного языка;

- сформировать понятие родного языка;

- развивать любознательность и интерес к процессу познания;

- воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;

Форма организации: беседа.

Оборудование: глобус, карта России, карта родного края, карточки с картинками национальных костюмов народов, проживающих в России.

Ход занятия:

В: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?

Д: Глобус!

В: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Д: Это маленькая модель нашей планеты.

В: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?

Д: Города, страны.

В: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.

В: И в какой стране же мы с вами живем?

Д: В России.

В: А на каком языке мы говорим в нашей стране?

Д: На русском.

В: В других странах  тоже говорят на русском языке?

Д: Нет.

В: Давайте с вами подумаем на каком языке говорят на Украине (украинском), в Германии (немецком), в Англии (английском).

Молодцы!

В: Для чего нам нужен язык?

Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.

В: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке — это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Вот так писал о русском языке великий русский писатель И.С.Тургенев. 

В: Теперь, я загадаю вам загадки, а  вы должны мне ответить, что же в них зашифровано.

  1. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
  2. Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю... (алфавит)

  1. Я писал письмо Сережке,

 О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю...(точку)

Дети называют ответы.

В: Молодцы, вы справились!

Русский язык – это официальный язык нашего государства. Существует Федеральный закон, принятый в госдуме, который называется: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон обеспечивает использование русского языка как государственного и направлен на защиту и развитие языковой культуры Российской Федерации. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.

Сейчас мы сыграем с вами в игру.

«Игра слов»

Я называю слово, а вы должны назвать с противоположным значением.

- Холодный – горячий.

- Мокрый – сухой.

- Тихий – громкий.

- Тонкий – толстый…..

В: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить, составлять рассказы, писать сказки.

«Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!»
Так писала Анна Ахматова.

Игры «Многозначные слова».

У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.

  1. Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.
  2. Кран: водяной, строительный.
  3. Иголка: для шитья, у ежа.
  4. Лист: для рисования, на дереве.
  5. Лук: со стрелами, овощ.

Физкультминутка.

1.Потянулись, потянулись, потянулись. (Пальцы переплетены как при рукопожатии).

2.Стали дружно умываться. (Руки поднимаем вверх и потягиваемся).

3.Полотенцем вытираться.(Имитируя процесс вытирания, ладони потирают друг друга).

4.Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев).

5.Дружно делаем зарядку! (Каждый пальчик массируется).

В: Теперь давайте узнаем, какие пословицы и поговорки есть о нашем языке. Вы знаете такие поговорки?

Д: Язык до Киева доведет. Язык мой – враг мой.

В: Хорошо. Вот еще:

- Язык острее битвы.

- Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
- Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь.
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!
- Жало остро, а язык — острей того.
- За словом в карман не полезет.
- У языка зубы да губы два замка.
- Когда голова думает, язык отдыхает.
- Мал язык, да всем телом владеет.
- Мудра голова — короткий язык.
- Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.
- Никто за язык не тянет.
Повторяем вместе с детьми эти пословицы несколько раз.

В: Сегодня мы с вами говорили на занятии о родном языке. Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Празднование проходит не только в нашей стране, но и во многих других странах мира, таких как Украина, Болгария, Белоруссия.

Рефлексия.

 О чем мы сегодня с вами разговаривали?

- о нашем родном языке.

Какой язык в нашей стране самый главный?

- русский.

А когда празднуют день родного языка?

- международный день родного языка празднуют 21 февраля.

Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День родного языка"

Конспект развлечения старшего дошкольного возраста "День родного языка"...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...

НОД."День родного языка"-2021г.

НОД."День родного языка"-2021г....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Международный день леса».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Международный день леса»....