Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Граф Олеся Анатольевна

Цели: развивать диалогическую и монологическую речь детей, подвести к самостоятельному продолжению рассказа, начатого педагогом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая.

Цели: развивать диалогическую и монологическую речь детей, подвести к самостоятельному продолжению рассказа, начатого педагогом.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания детей об окружающей действительности, закреплять основные цвета, соотносить цвета с предметами. Учить правильно употреблять в речи прилагательные; образовывать слова при помощи суффиксов. Продолжать работу над чётким произношением слов и фраз.

Развивающие: развитие психических процессов: внимание, память, мышление.  Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата, фонематического слуха.

Воспитательные: воспитывать желание заниматься, усидчивость и умение выполнять задания педагога.

Словарная работа: скворечник, карандаш, ёж.

Материал для НОД:

Стихотворение А. Венгера «Цвета радуги». Цветные карандаши: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. «Волшебный мешочек». Сюжетные картинки о зиме, весне, лете и осени. Резиновый мяч среднего размера. Кукла -Мурзилка.

                                                        Ход:

Дети сидят полукругом на стульчиках перед магнитной доской. Раздаётся стук, входит гость - кукла Мурзилка:

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мурзилка, я фотограф и художник! И я очень люблю рисовать  цветными   карандашами!

В-ль:  Посмотрите, какие цвета вокруг нас. Зачем строители, художники, мастера окрашивают мебель, ткани, игрушки в разные цвета? (ответы детей).  Вы любите рисовать? Какого цвета ваши любимые карандаши? (ответы).

Мурзилка раздаёт цветные карандаши детям (по желанию).

В-ль:  Посмотрите, вы превратились в разноцветные карандаши. Теперь каждый из вас расскажет о себе (какого он цвета, что можно нарисовать этим цветом). А я вам помогу и прочитаю стихотворения:

                     КРАСНЫЙ.

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры – красные ребятки,

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные яблоки на земле лежат.

                         (После стихотворения ребёнок рассказывает о красном карандаше»:

- Это красный карандаш. Им можно нарисовать флажок, мячик…

(Воспитатель добивается  полного ответа)

                                     

                 

                ЖЁЛТЫЙ.

Жёлтое солнце на землю глядит,

Жёлтый подсолнух за солнцем следит.

Жёлтые груши на ветках висят,

Жёлтые листья с деревьев летят.

- Это желтый карандаш. Это мой любимый карандаш. Желтым можно нарисовать дыню, цветы.

          ОРАНЖЕВЫЙ.

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится,

На лисий хвост похожа –

Оранжевая тоже.

- Теперь «оранжевый карандаш» расскажет нам о себе.

- Это оранжевый карандаш. Оранжевым можно нарисовать тыкву, апельсин.

В-ль:  А я знаю этот вкусный оранжевый фрукт -  апельсин. Давайте поиграем в игру «Апельсин»

Пальчиковая игра «Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас,  а он – один!    (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)

Эта долька – для ежа         (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки,

                                                                                                            начиная с мизинчика)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька — для утят

Эта долька — для бобра,

А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)

(В-ль читает следующее стихотворение,  дети продолжают рассказывать о своих карандашах)

             ЗЕЛЁНЫЙ.

У нас растут: зелёный лук

И огурцы зелёные,

А за окном – зелёный луг

И деревце зелёное.

Под зелёной крышей зелёный дом,

А в нём живёт весёлый гном,

В зелёных брючках ходит новых,

Что сшиты из листов кленовых.

(Выходит «зелёный карандаш» и рассказывает о себе).

- Это зелёный карандаш. Этим карандашом можно нарисовать траву, деревья.

             СИНИЙ.

В синем море островок.

Путь до острова далёк,

А на нём растёт цветок –

Синий – синий василёк.

«Синий карандаш» рассказывает о себе.

- Это синий карандаш. Синим можно нарисовать море, цветы.                          

                       

                        ФИОЛЕТОВЫЙ.

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу,

Я возьму её и маме в день рождения принесу.

С фиолетовой сиренью вместе будет жить она

На столе в красивой вазе у раскрытого окна.

«Фиолетовый карандаш» тоже рассказывает о себе.

В-ль:   Зачем нужны карандаши? Как нужно обращаться с ними? Где хранятся карандаши? Какого цвета карандаши у нас есть? На что похожи по цвету наши карандаши? (на радугу).   А давайте прогуляемся по радуге…                          

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Здравствуй, радуга-дуга, 

Разноцветный мостик!

Здравствуй, радуга-дуга! 

Принимай нас в гости. 

Мы по радуге бегом 

Пробежимся босиком. 

Через радугу-дугу

Перепрыгнем на бегу. 

И опять бегом, бегом 

Пробежимся босиком.

Дети выполняют поклон.

рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.

Вновь выполняют поклон.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу друг за другом, 

высоко поднимая колени

Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.

Делают еще четыре прыжка на носках.

Бегут по кругу друг за другом, 

высоко поднимая колени.

             А теперь вставайте все в кружок и мы с вами поиграем в игру «Большой – маленький». Я буду называть большой предмет, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать маленький предмет.

    ДОМ – ДОМИК, МЯЧ – МЯЧИК, ПОДУШКА – ПОДУШЕЧКА, ПЕРО – ПЁРЫШКО, СТУЛ – СТУЛЬЧИК, СТОЛ – СТОЛИК, ДИВАН – ДИВАНЧИК, ОКНО – ОКОШКО, ДВЕРЬ – ДВЕРКА, ПАЛЬТО – ПАЛЬТИШКО, КНИГА – КНИЖЕЧКА, ЛИСТ – ЛИСТИК.

В-ль:    А теперь посмотрите на карандаши и расскажите  о них, какие они. (Длинные, деревянные, разноцветные, гладкие, ребристые, острые…) Всё это мы видим и ощущаем.

Д.игра «Волшебный мешочек».

В-ль:  Если мы положим карандаши в непрозрачный мешочек, опустим в него руку и попытаемся рассказать о каком – либо карандаше? Можно ли определить цвет карандаша, лежащего в мешочке? А что можно рассказать, не видя карандаш?(ответы)

В-ль:   А теперь посмотрите на картинку.  Какое время года нарисовал художник? Расскажите, какого цвета предметы на картинке? Какой карандаш больше всего здесь рисовал?

(Аналогично -  по картинкам   «Лето, осень, зима»).

          - Молодцы, вы сегодня очень хорошо позанимались. Что вам больше всего понравилось?   Нашему гостю Мурзилке  понравилось, что  вы были  очень  внимательны,   хорошо выполнили все задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...