Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет. Тема: рассказ «Еж» Е. Чарушин
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Малина Юлия Михайловна

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет.

Тема : рассказ Е.Чарушина «ЕЖ»

Цель: обучать детей пересказу короткого  текста.

Задачи:

Обучающие задачи:

  1. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты; излагать свои мысли понятно для окружающих;
  2. Совершенствовать речь как средство общения.
  3. Обогащать активный словарь детей по теме.

Развивающие задачи:

  1. Развивать словесно- логическое мышление, воображение, память, внимание.
  2. Расширение представлений об окружающем мире, растениях, живых обитателях.
  3. Развитие диалогической речи.
  4. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.

Воспитывающие задачи:

  1. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям произведения;
  2. Воспитывать любовь к литературным произведениям.

Предварительная работа: изучение лексической темы «Дикие животные», чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина.

Оборудование:  ИКТ, мольберт,  игрушка ежа, рассказ Е. Чарушина «Еж», презентация к рассказу, раскраски, мячик.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости кто-то собирается, я сейчас вам его опишу, а вы угадайте кто это.

Полежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг побежала. (Ёж)

Воспитатель: Кто это, ребята?

Дети: ёжик.

Воспитатель: правильно, сегодня к нам в гости пришёл ёжик (показывает мягкую игрушку ёжика).

Рассматривание игрушки

- Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов)

- Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки)

- Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко...)

- Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой).

Дети под руководством воспитателя рассматривают колющие предметы.

Воспитатель: молодцы ребята, вы очень много знаете про ежиков.  А хотите поиграть?

Пальчиковая гимнастика

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,  на клубочек ты похож.                     (сложить пальцы замком)

На спине иголки очень-очень колкие.                                  (поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал,  нам колючки показал,       (повертеть ежика вправо и влево)

А колючки тоже на ежа похожи.                                   (поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим, молочка ему дадим,                              (сделать блюдечко ладошками)

Но не тронем колкие на спине иголки мы.                                (погрозить пальчиком)

 

Воспитатель: Молодцы, пальчиковую гимнастику мы с вами сделали, а теперь присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Про ежиков, про это удивительное животное написано много песен, стихов, рассказовРебята, сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Евгений Чарушин. Рассказ называется «Еж».

Воспитатель: Вы запомнили, как называется рассказ?

Чтение рассказа.

Воспитатель: Послушайте рассказ, который написал Е. Чарушин. Он называется «Еж».

По ходу чтения  рассказа воспитатель выводит картинки на экран компьютера.

Рисунки на экране компьютера :

Ходили ребята по лесу.

Нашли под кустом ежа.

Он со страху шариком свернулся.

Закатили ребята ежа в шапку, и домой принесли.

Дали ему молока.

Развернулся еж и начал есть молоко.

А потом ежик удрал к себе обратно в лес.

Появляются 2 мальчика,

затем ежик.

Замена ежа другим, свернутым в клубочек.

Появляется крыша над ребятами,

блюдце перед ежиком.

Замена ежа.

Убирается картинка ежа.

Беседа по содержанию.

Дети отвечают полным предложением.

  • Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу)
  • Кого они нашли? (Они нашли ежа)
  • Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом)
  • Что сделал ежик от страха? (Он со страху шариком свернулся)
  • Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой)
  • Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)
  • Что они ему дали? (Ребята дали ему молока)
  • Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно все пересказали, а теперь поиграем.

Вставайте полукругом. Я произношу вам чистоговорки и бросаю мячик. Вы ловите мячик, проговариваете за мной чистоговорку и бросаете мне мяч обратно. Мы проговариваем каждое слово четко, внятно, чтобы всем было понятно.

 

Жа-жа-жа-жа

Есть иголки у ежа

Жи-жи-жи-жи

Но не шьют, увы, ежи

Же-же-же-же

Это сказка о еже

Жа-жа-жа,

 Убежали два ежа

Жу-жу-жу

 Ежу кофточку вяжу

Жа-жа-жа

Есть  ежата у ежа.

Жу-жу-жу

Как-то уж пришел к ежу

Жи-жи-жи

Мне ежаток покажи

Жу-жу-жу

Я с ужами не дружу.

Жа-жа-жа

Уж уходит от ежа.

Фуфты-фуфты-фуфты-фу

Самый сильный еж в лесу.

Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

        Как надо говорить правильно?

        Дети нашли (кого?) …(ежа)

        Подошли (к кому?)…(к ежу)

        Напоили его (чем?)… (молоком)

        Ежик напился (чего?)… (молока)

        Значит, дети позаботились (о ком?) …(о еже)

Воспитатель повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договаривают начатые педагогом фразы.

-Ходили ребята по (лесу).

-Нашли под кустом (ежа).

-Он со страху свернулся (шариком).

-Закатили ребята ежа в (шапку).

-И принесли ежа (домой).

-Дали ему (молока).

-Развернулся еж и начал есть (молоко).

-А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

 

Воспитатель: Спасибо, вам ребята, вы помогли вспомнить весь текст рассказа. А вы можете пересказать рассказ дома родителям. Ведь они не знают эту историю.

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.

-А что вам больше всего понравилось?

-А чем мы с вами сегодня занимались?

(мы играли, отгадывали загадку, четко и внятно повторяли чистоговорки, забавно играли с ежиком, составляли рассказ).

-Во что понравилось играть? Чем понравилось заниматься больше всего?

- Кто напомнит, как называется рассказ? Кто автор рассказа? Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. Вот эти раскраски.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Маленькая страна»

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет.

Тема: рассказ «Еж»  Е. Чарушин

                                                                                                                      Выполнила:

                                                                       воспитатель Малина Ю.М.

Тамбов 2019

Тема : рассказ Е.Чарушина «ЕЖ»

Цель: обучать детей пересказу короткого  текста.

Задачи: 

Обучающие задачи:

  1. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты; излагать свои мысли понятно для окружающих;
  2. Совершенствовать речь как средство общения.
  3. Обогащать активный словарь детей по теме.

Развивающие задачи:

  1. Развивать словесно- логическое мышление, воображение, память, внимание.
  2. Расширение представлений об окружающем мире, растениях, живых обитателях.
  3. Развитие диалогической речи.
  4. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.

Воспитывающие задачи:

  1. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям произведения;
  2. Воспитывать любовь к литературным произведениям.

Предварительная работа: изучение лексической темы «Дикие животные», чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина.

Оборудование ИКТ, мольберт,  игрушка ежа, рассказ Е. Чарушина «Еж», презентация к рассказу, раскраски, мячик.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости кто-то собирается, я сейчас вам его опишу, а вы угадайте кто это.

Полежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг побежала. (Ёж)

Воспитатель: Кто это, ребята?

Дети: ёжик.

Воспитатель: правильно, сегодня к нам в гости пришёл ёжик (показывает мягкую игрушку ёжика).

Рассматривание игрушки

- Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов)

- Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки)

- Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко...)

- Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой).

Дети под руководством воспитателя рассматривают колющие предметы.

Воспитатель: молодцы ребята, вы очень много знаете про ежиков.  А хотите поиграть? 

Пальчиковая гимнастика

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,  на клубочек ты похож.                            (сложить пальцы замком)

На спине иголки очень-очень колкие.                                    (поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал,  нам колючки показал,              (повертеть ежика вправо и влево)

А колючки тоже на ежа похожи.                                        (поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим, молочка ему дадим,                           (сделать блюдечко ладошками)

Но не тронем колкие на спине иголки мы.                             (погрозить пальчиком)

Воспитатель: Молодцы, пальчиковую гимнастику мы с вами сделали, а теперь присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Про ежиков, про это удивительное животное написано много песен, стихов, рассказовРебята, сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Евгений Чарушин. Рассказ называется «Еж».

Воспитатель: Вы запомнили, как называется рассказ?

Чтение рассказа.

Воспитатель: Послушайте рассказ, который написал Е. Чарушин. Он называется «Еж».

По ходу чтения  рассказа воспитатель выводит картинки на экран компьютера.

Рисунки на экране компьютера :

Ходили ребята по лесу.

Нашли под кустом ежа.

Он со страху шариком свернулся.

Закатили ребята ежа в шапку, и домой принесли.

Дали ему молока.

Развернулся еж и начал есть молоко.

А потом ежик удрал к себе обратно в лес.

Появляются 2 мальчика,

затем ежик.

Замена ежа другим, свернутым в клубочек.

Появляется крыша над ребятами,

блюдце перед ежиком.

Замена ежа.

Убирается картинка ежа.

Беседа по содержанию.

Дети отвечают полным предложением.

  • Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу)
  • Кого они нашли? (Они нашли ежа)
  • Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом)
  • Что сделал ежик от страха? (Он со страху шариком свернулся)
  • Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой)
  • Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)
  • Что они ему дали? (Ребята дали ему молока)
  • Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно все пересказали, а теперь поиграем.

Вставайте полукругом. Я произношу вам чистоговорки и бросаю мячик. Вы ловите мячик, проговариваете за мной чистоговорку и бросаете мне мяч обратно. Мы проговариваем каждое слово четко, внятно, чтобы всем было понятно.

Жа-жа-жа-жа

Есть иголки у ежа

Жи-жи-жи-жи

Но не шьют, увы, ежи

Же-же-же-же

Это сказка о еже

Жа-жа-жа,

 Убежали два ежа

Жу-жу-жу

 Ежу кофточку вяжу

Жа-жа-жа

Есть  ежата у ежа.

Жу-жу-жу

Как-то уж пришел к ежу

Жи-жи-жи

Мне ежаток покажи

Жу-жу-жу

Я с ужами не дружу.

Жа-жа-жа

Уж уходит от ежа.

Фуфты-фуфты-фуфты-фу

Самый сильный еж в лесу.

Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

        Как надо говорить правильно?

        Дети нашли (кого?) …(ежа)

        Подошли (к кому?)…(к ежу)

        Напоили его (чем?)… (молоком)

        Ежик напился (чего?)… (молока)

        Значит, дети позаботились (о ком?) …(о еже)

Воспитатель повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договаривают начатые педагогом фразы.

-Ходили ребята по (лесу).

-Нашли под кустом (ежа).

-Он со страху свернулся (шариком).

-Закатили ребята ежа в (шапку).

-И принесли ежа (домой).

-Дали ему (молока).

-Развернулся еж и начал есть (молоко).

-А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

 

Воспитатель: Спасибо, вам ребята, вы помогли вспомнить весь текст рассказа. А вы можете пересказать рассказ дома родителям. Ведь они не знают эту историю.

Рефлексия

Воспитатель: Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.

-А что вам больше всего понравилось?

-А чем мы с вами сегодня занимались?

(мы играли, отгадывали загадку, четко и внятно повторяли чистоговорки, забавно играли с ежиком, составляли рассказ).

-Во что понравилось играть? Чем понравилось заниматься больше всего?

- Кто напомнит, как называется рассказ? Кто автор рассказа? Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. Вот эти раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы.Тема:Дикие животные

Я работаю по программе "Детство". Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Коммуникация" с интеграцией в области "Познание", "Социа...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего возраста на тему: Пересказ «Сказка о крылатках»

Конспект занятия по речевому развитию  для детей старшего возраста на тему:Пересказ «Сказка о крылатках»  Программные задачи: 1.      Учить детей передав...

Конспект занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности Тема: « Знакомство со сказкой «Теремок» (обр. М.Булатова)».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель:познакомить детей с  русской народной сказкой &la...

Конспект Занятия по речевому развитию для детей первой младшей группы Тема: «Насекомые»

Цель: закрепить знания детей о насекомых; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.Образовательные задачи:расширять пассивный и активный словарь;активизировать предметный и глагольный сл...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты»).

Конспект занятия  по  речевому   развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  « Хвосты для зверей» (по мотивам русской народной сказки «Хвосты&ra...

Конспект занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности Тема: « Знакомство со сказкой «Теремок»

Конспект  занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности Тема: « Знакомство со сказкой «Теремок»...

Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы на тему: «Осень продолжается, листья осыпаются…»

Цель: Активизирование речи детей посредством составления предложений,  рассказов по мнемотаблице. Продолжать учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе, устанавливая взаимо...