"Зимующие птицы" конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Наталья Витальевна Иванова

Конспект разработан для коррекционного  занятия  по теме "Зимующие птицы"в старшей группе комбинированной направленности. Приоритетная область развития - речевая. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

Тема НОД: « Зимующие птицы ».

Тема в тематическом планировании по плану работы педагога: «Зимующие птицы».

Возраст детей/группа: 5 – 6 лет / старшая.

Выполнил: Иванова Наталья Витальевна, воспитатель, МБОУ «ЦО № 21».

Образовательная(ые) область(и) (приоритетные): «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: речевая,

познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Программное содержание:

Цель:  совершенствование  навыка  ……; развитие  умения определять зимующих птиц; 

Образовательные задачи:

- закреплять умение определять позицию звука в слове;

- расширять  словарный запас детей  по теме «Зимующие птицы»;

- учить детей целенаправленному рассматриванию картины;

 

Развивающие задачи:

- активизировать движения речевого аппарата, подготовить его к формированию правильной артикуляции сонорных звуков;

 - совершенствовать  речевое  дыхание;

- совершенствовать зрительное восприятие и внимание;

-  развивать  мелкую  моторику пальцев рук;

 

 

Воспитательные задачи:

- создавать  условия  для воспитания бережного отношения к природе в целом и к зимующим птицам в частности;

 

Подготовительный этап:

  • материально-техническое обеспечение:

компьютерная презентация «Зимующие птицы»; индивидуальные тренажёры «Снежинка» (для упр. по развитию речевого дыхания);  картинка  «Мальчик кормит птиц в парке» и фигурки птиц;

  • предварительная работа: рассматривание альбома «Зимующие птицы»; чтение книги Веры Чаплиной  «Птицы под нашим окном»;

п/п

ЭТАПЫНОД

Ход НОД:

Технологии, методы, формы работы

Психолого-педагогические условия

Планируемые результаты (целевые ориентиры из образов. программы)

Время

Мотивационный этап

(создание условий для возникновения у ребёнка внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности)

- Ребята, сели ровно, выпрямили спины, руки сложили как будущие ученики. Приготовимся…

Метод: словесный.

Форма: диалог с  элементами театрализации.

Создание условий для заинтересованности ребёнка.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

1 мин.

Ориентировочный этап (формулирование целей деятельности ребенком, подбор средств)

- Сегодня на занятии мы будем разговаривать: отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать. Умение хорошо, правильно, грамотно говорить необходимо нам не только на занятиях в детском саду, но и в повседневной жизни.

 Для этого наш речевой аппарат должен быть подготовлен к серьёзной работе.

 - А, кстати, что такое речевой аппарат? Назовите мне основные его части?

 -  Правильно, язык и губы.

 - Для того, чтобы наш речевой аппарат работал правильно, мы выполняем специальные упражнения.

 Метод: словесный,

наглядный.

 Приём:,

показ,

указания.

 Форма:

коллективная беседа,

Поддержка индивидуальности

Создание условий для совместного с детьми формулирования темы занятия.

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей; показывает  самостоятельно выбранную птицу, знает домашних и диких птиц; отвечает по алгоритму, заданному воспитателем;

4 мин.

Исполнительский этап

Артикуляционная гимнастика.

  «Маляр», «Грибок», «Лошадка».

     

   - Перед вами, на столе стоят зеркала. Расположите их так, чтобы вы хорошо видели своё лицо. Сели ровно. Приготовились.

 - Упражнение называется «Маляр».

Улыбнитесь, широко откройте рот и погладьте кончиком языка твёрдоё нёбо, «потолок» нашего рта.

  Ребята упражняются.. Воспитатель контролирует правильность выполнения.

 - Следующее упражнение «Грибок». Это непростое задание, нужно очень постараться, чтобы под вашим язычком появилась вертикальная полоска, напоминающая ножку гриба.

  - Улыбнитесь, приоткройте рот, присосите язык к нёбу, и , не отпуская язык, открывайте рот всё шире.

  Ребята упражняются.. Воспитатель контролирует правильность выполнения.

 - И, наконец, ваше любимое упражнение «Лошадка».

 - Улыбнитесь, откройте рот, присосите кончик языка к верхнему нёбу. Щёлкайте языком. Челюсть (вот  эта часть лица, показывает) неподвижна.

 Ребята упражняются.. Воспитатель контролирует правильность выполнения.

- Молодцы, закончили.

- Сложите зеркала и положите их рядом с тарелочкой.

 

Упражнение на развитие речевого дыхания «Снежинка».

 - Итак, мы поработали над нашими губами и язычками, а теперь нужно постараться, чтобы наши лёгкие стали сильными и смогли вмещать много воздуха.

 - Из тарелочки возьмите палочку .  К ней прикреплена снежинка.

 - Сделайте глубокий вдох и медленно, без остановки дуйте на снежинку. 

Ребята упражняются.. Воспитатель контролирует правильность выполнения

   

     

Определение места звука М в слове.

На экране три картинки:

Н-р: лимон, мороз, дом.

- На предыдущих занятиях вы начали изучать какой звук?

- Правильно, звук М.

- Сейчас мы должны определить место звука М в первом слове лимон.

- Где в слове лимон стоит звук М?

Необходимо добиваться от детей полного ответа:

П-р,  В слове лимон звук М стоит в середине слова

- Где в слове мороз стоит звук М?

- Где в слове дом стоит звук М?

,

       Пальчиковая гимнастика

Прилетайте, птички!

(«зовущие» движения пальцами обеих рук) 

Сала дам синичке

(«режущие движения» одной ладони по другой) 

Приготовлю крошки,

Хлебушка немножко

(пальцы щепоткой – «крошить» хлеб).

Эти крошки – голубям,

(вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью) 

Эти крошки – воробьям

 (вытянуть левую руку с раскрытой ладонью) 

Галки да вороны, ешьте макароны

(тереть ладонь о ладонь). 

     Упражнение  «Снегопад».

Воспитатель раздаёт детям карточки. Каждая карточка разделена на девять равных квадратов. В центральном квадрате расположено изображение птицы (на каждой карточке – своё). Вокруг птицы располагаются изображения, относящиеся и не относящиеся к зиме. У каждого из детей есть снежинки из плотной бумаги.

- А теперь игра «Снегопад». Рассмотрите  картинки у на карточке и закройте снежинками все картинки, не имеющие отношения к зиме.

Дети выполняют задание воспитателя и по его просьбе по ходу выполнения делают комментарии.

- Лера, скажи, пожалуйста, какие картинки на своей карточке закрыла ты?

 - На своей карточке я закрыла картинку зонт и кленовый лист.

- Приметами  какого времени года могут быть зонт и пожелтевший лист?

 - Ребята, у  кого ещё закрыты такие же картинки, как у Леры?

   Ответы детей.

 - Василиса, а ты какие закрыла картинки?

  - Малину и платье.

  - Почему?

  - Зимой нельзя ходить в одном платье и малина зимой не растёт.

 - Скажите мне, пожалуйста, а когда мы кушаем малину и гуляем в одном платье?

  - Мы кушаем малину и гуляем в одном платье летом.

 -  Семён, какие картинки спрятались под твоими снежинками?

 - Под моими снежинками спрятались подснежники и ледоход.

 -Ребята, у кого ещё закрыты такие же картинки!

Ответы детей.

 - Рита, в какое время года  цветут подснежники и на речке начинается ледоход?

 - Цветут подснежники и  начинается ледоход весной.

- Замечательно! Вы справились с заданием. Теперь обратите внимание на то, что на ваших карточках нарисованы зимующие птицы.

«Затенённая»  картинка.

 

- А  у меня на мольберте прикреплено изображение мальчика, который кормит птиц в парке. Посмотрите, какая серая, бесцветная картинка! Даже птицы видны еле – еле! Чуть-чуть! Незаметны!

- Вот вам задание:

- Маша, какая птица нарисована в центре твоей карточки?

- Филин!

- Правильно. Теперь подойди к мольберту. Найди среди фигурок птиц филина , прикрепи свою фигурку на картину и скажи: «Мальчик кормит в парке филина.»

Каждый ребёнок выходит к доске, находит птицу со своей карточки, прикрепляет изображение на картинку, произносит предложение.

Методы: наглядный,

словесный.

Приёмы:

показ,

совместное выполнение.

Форма: коллективная (групповая) работа.

Методы:

словесный,

практический,

наглядный.

Приёмы:

рассматривание,

показ,

вопросы,

указания.

Форма:

коллективная (групповая) дидактическая игра.

 

Методы:

словесный,

практический.

Приёмы:

словесная инструкция,

показ,

повторение.

Форма:

коллективное (групповое)

упражнение.

Методы:

словесный,

практический, наглядный.

Приёмы:

объяснение,

показ.

Форма:

индивидуальная  пальчиковая игра.

Поддержка заинтересованности.

Поддержка инициативы, предоставление выбора.

Дети внимательно слушают инструкцию  воспитателя, повторяют движения.

Проявляет любознательность, интерес к познавательной деятельности; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства.

Ребёнок игровое движение сопровождает речью и имитацией движений, соответствующих содержанию текста.

Проявляет любознательность; выполняет задание; способен к волевым усилиям; развита крупная и мелкая моторика.

13 мин.

Рефлексивный этап

(«взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности)

Воспитатель:

- Вы молодцы

- какой звук мы сегодня находили в словах?

 -Кого мы помогли накормить мальчику ?

.

- Почему  вам понравилось кормить птиц?

Это хорошее дело- заботиться о птицах, особенно зимой, оберегать их.

  - Ребята, наше групповое занятие подошло к концу.

 

Метод:

словесный.

Приёмы:

беседа,

вопросы.

Форма:

коллективная (групповая)

беседа.

Организация взаимодействия детей друг с другом

2 мин.

Перспективный этап

(выход на самостоятельную деятельность детей)

 - Сегодня вечером расскажите своей семье о…….

 - Ребята, наше групповое занятие подошло к концу.

  - Я приготовила для вас новые  картинки для раскрашивания Зимующие птицы. Лера и Василиса, я думаю, вам понравится.

 - Вот книги……Денис, посмотри, мне кажется, тебе будет интересно.

  -  Здесь лежат дидактические игры…..

- Ребята, тихо, спокойно занимайтесь тем, что вам интересно, а я начинаю индивидуальные занятия с Семёном.

Метод:

словесный.

Приёмы:

рассказ, беседа.

Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка (дифференциация)

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Тема: ВеснаПрограммное содержание: -продолжать учить детей  составлять предложения по картинкам;            ...

Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада по лексической теме «Овощи и фрукты»

Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, способы уборки, как употребляют в пищу, чем полезны. Упражнять в употреблении глаголов действия. Закреплять умение с...

"Стоит в поле теремок..."цикл конспектов занятий по развитию речи в старшей группе детского сада

Среди многих важных задачь воспитания и обучения детей дошкрльного возроста в детском саду обучения родному языку, развитие речи, речегого общения - одна из главных. По моему мнению, важнейшим условие...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3989186","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

К О Н С П Е К Т интегрированного занятия по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе детского сада «Перелётные птицы»

Дать детям общее представление о многообразии перелётных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелётных птиц, их особенности. Выделить существенные различия; закрепить представления о пользе п...

Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада для детей с ФФНР "Здравствуй, Зимушка-зима".

Занятие включает в себя разнообразные виды работы по расширению и активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Игровая форма занятия делает его...