Развитие речи с элементами ТРИЗ в средней группе «Обувной магазин»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Цель: Пополнение словарного запаса детей, расширение знаний об обуви.

Задачи: Учить выявлять и разрешать противоречия. Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Пополнить словарь детей словами – пуанты и сабо. Развивать творческое воображение. Воспитывать взаимоуважение, терпеливо выслушивать ответы товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_s_elementami_triz_v_sredney_gruppe.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи с элементами ТРИЗ в средней группе

Тема: «Обувной магазин»

Цель: Пополнение словарного запаса детей, расширение знаний об обуви.

Задачи: Учить выявлять и разрешать противоречия. Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Пополнить словарь детей словами – пуанты и сабо. Развивать творческое воображение. Воспитывать взаимоуважение, терпеливо выслушивать ответы товарищей.

Предварительная работа: Рассматривание и обсуждение с детьми картинок с обувью; упражнение в счете; чтение книги Воронковой «Маша-растеряша», чтение сказки «Золушка»; рассмотрение и обсуждение с детьми русского народного костюма.

Материал и оборудование: Проектор; презентация; хрустальная туфелька; картинки с обувью; доска с магнитами; картинки со сказочными героями и их обувью; коробка с обувью воспитателя.

Ход: (буклеты)

В окно смотрели двое.

Один увидел дождь и грязь,

Другой листвы зеленой вязь

И небо голубое.

В окно смотрели двое

1)    Организационный момент.

Создание проблемной ситуации (спрятали туфли в коробку)

(дети входят в группу и встают полукругом,)

Воспитатель: Ребята, я так спешила с вами поиграть, что что-то потеряла

Что? Нам поможет игра “Да–Нет”

Игра “Да–Нет”

Дети задают воспитателю вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Воспитателю разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”

Дети разгадывают “тайну”, ответы воспитателя подводят к раскрытию проблемной ситуации (пропали туфли).

Да, я так спешила с вами поиграть, что потеряла свою сменную обувь. Работать босиком я не могу, что делать? (ответы детей)

Вы предлагаете, отправиться в магазин, чтобы купить мне новую обувь. Согласна? Идём вместе ... а скажите, пожалуйста, как называется магазин, в котором продают обувь? (ответы детей) Совершенно верно. Итак, мы отправляемся в обувной магазин.

1 Слайд - Посмотрите, какой красивый торговый центр нас ждет.

2)    Основная часть.

- Что такое торговый центр? (Ответы детей) Это много магазинов, отделов….

Игра «Хорошо -плохо» Цель: формировать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, обобщать словарь детей

— Ребята, вот мы с вами и в торговом центре.

— А что хорошо в торговом центре? (много магазинов, кафе, игровые комнаты, ярко, весело)

— Что плохо в торговом центре? (шумно, много народа, можно потерять много времени в торговом центре, пока найдешь что нужно) Ищем свой магазин.

2 Слайд - Мебельный магазин

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и первый магазин. Что в нем продают? (ответы детей) Значит это какой магазин? Он нам нужен? Почему? (на каждый вопрос дети дают ответы) Идем дальше!

3 Слайд – Овощной магазин

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот еще магазин. Что в нем продают? (ответы детей) Значит это какой магазин? Он нам нужен? Почему? (на каждый вопрос дети дают ответы) Идем дальше!

4 Слайд - Книжный магазин

Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще магазин. Что в нем продают? (ответы детей) Значит это какой магазин? Он нам нужен? Почему? (на каждый вопрос дети дают ответы) Идем дальше!

5 Слайд – Обувной магазин

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот еще магазин. Что в нем продают? (ответы детей) Значит это какой магазин? Остаемся? (дети садятся на стульчики)

6 Слайд

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь обуви! Какая она разная! Ребята, а для чего нам нужна обувь? (ответы детей) А из чего обычно шьют обувь? (ответы детей)

Давайте же посмотрим, как она выглядит (просмотр и обсуждение)

7 Слайд

Ребята, посмотрите, а что же это за обувь такая интересная? (ответы детей) Это пуанты (повторяют названия этой обуви хором и по одному) Слово пуанты переводится, как кончики пальцев. Это женские балетные туфли для танца в балете. Пуанты позволяют танцовщице принять позу с точкой опоры на кончиках пальцев, что делает танец более выразительным. Пуанты сделаны из ткани, на месте носочка у них вшита деревянная колодка, а вдоль стопы вшивают стельку из картона или плотной кожи, что позволяет держать стопу в вертикальном положении.

8 Слайд

Как же называют танцовщиц, которые носят пуанты? (ответы детей)

9 Слайд

А эта забавная с виду обувь называется – сабо (повторяют названия этой обуви хором и по одному). Слово сабо переводится, как деревянные башмаки. Сабо является элементом традиционной одежды во многих странах мира. Традиционно их изготавливают из различных видов древесины (ива, береза, тополь). Существует множество разновидностей сабо, в зависимости от страны, в которой они сделаны, это и туфли на каблуке, и ботинки, и даже сандалии.

10 Слайд

(воспитатель обращает внимание детей на коробку с обувью)

Воспитатель: Ой, смотрите, а вот и еще одна коробка с обувью, давайте посмотрим, что в ней? (пытается ее взять, та не с места)

11 Слайд

Воспитатель: никак не могу взять коробку. Ой, смотрите, на экране появились какие-то знаки. Вы знаете, что они обозначают? (ответы детей) а как вы думаете, почему они появились? (ответы детей). Наверное, для того, чтобы взять коробку нам нужно выполнить какое-то задание. Вы готовы?

12 Слайд - загадки

Воспитатель: Да тут загадки! Загадки про обувь. Давайте их разгадаем.

Что же летом на ногах?

Летом жарко в сапогах!

Чтобы рады были ножки,

Я надену….             (босоножки)

Если дождик – мы не тужим –

Бойко шлепаем по лужам.   (резиновые сапоги)

Хоть и скользкие дорожки,

Я зимой хожу в сапожках.

А когда была я маленькой,

Надевала….          (валенки)

Остроносые подружки

Не отстанут друг от дружки.

То на улицу, то в дом

Шелестящим топотком.  (туфли)

Не разлить друзей водой.

За одним идет другой.

Целый день слетают с пят.

Под кроватью ночью спят.   (тапочки)

Молодцы. Давайте с вами немного разомнемся.

Физминутка: «Как же нам ходить в…»

Дети встают в круг и по команде воспитателя имитируют движение по кругу, как будто они обули туфли на каблуке (на носочках), кроссовки (бегут), в валенках по сугробам (высоко поднимая колено, шагают широко), на пуантах (на носочках), в сандалиях (обычным шагом возвращаются на свои места).

13 Слайд -?!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на экране снова какие-то знаки. А значит, нам предстоит выполнить еще одно задание

Игра «Найди хозяина обуви»

14 Слайд

На экране портреты сказочных героев и их обувь. Детям предлагается найти хозяина для каждой пары обуви.

15 Слайд - ?! в конверте.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на экране снова вопросительный и восклицательный знаки. А значит, нам предстоит выполнить еще одно задание из конверта (в конверте листочки для подзорной трубы, дети делают самостоятельно).

Игры с «подзорной трубой»

Цель: Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.

Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

Иллюстрации, к какой книге?

16 Слайд

Книга Любови Воронковой «Маша-растеряша» чему учит?

… Надо вещи убирать —

Не придётся их искать...

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же наша коробка с обувью…

18 Слайд

Дети, посмотрите, коробочка открылась, а в ней туфли как раз моего размера. Спасибо вам, вы помогли мне (воспитатель берет коробку, обувает туфли).

19 Слайд

Я вам тоже приготовила подарок,

(Задача на развитие абстрактного мышления):

Детям предлагается ситуация: отец и сын пошли в лес собирать грибы. Когда корзинки уже были полными, они подошли к речке, чтобы вымыть руки, и мальчик случайно промочил ноги (и обувь и носки). Что им делать? (ответы детей)

Воспитатель: Хорошо. Теперь я уверена, что если вы попадете в такую ситуацию, то точно найдете из нее выход. А наше занятие подошло к концу.

Рефлексия.

Воспитатель: Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Что было сложным для вас? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В музее головных уборов» Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе.

Цель занятия: 1. Закрепить представления детей о головных уборах, которые носят люди разных профессий....

Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования в средней группе «Экскурсия в лесной кинотеатр »

НОД по развитию речи в средней группе с применением элементов  моделирования.Цель: Повысить познавательную, творческую активность детей....

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации в средней группе "На лесной опушке"

Закрепление знаний по теме "Дикие животные и их детеныши, развитие речи в игре - драматазации"Теремок"...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: «В музее головных уборов»

Цель:  создание условий для обогащения знаний детей о головных уборах с использованием элементов ТРИЗ.Задачи: 1. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.2. Создать условия для р...

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе «Путешествие во фруктовый сад» Старшая группа .

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе «Путешествие во фруктовый сад» Старшая группа №4. Камчатная С.Н.Образовательная область «Речевое развитие».Тема...