Конспект открытого занятия по речевому развитию "Весенняя капель" в подготовительной группе.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Хайбулина Резида Минирашитовна

Конспект открытого занятия по речевому развитию "Весенняя капель" в подготовительной группе. На занятии использованы ИКТ технологии, здоровьесберегающие технологии- суджок терапия, релаксация, гимнастика для глаз, динамические паузы, игровые технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи

в подготовительной группе

«Весенняя капель»

Воспитатель :

Хайбулина Резида Минирашитовна

Цель: развитие связной речи детей через составление описательного рассказа о весне по опорным картинкам.

Задачи:Связная речь: 

словарь: активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме  «Весна»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления;

грамматика: учить подбирать синонимы к заданным словам;

Формировать умение составлять рассказ по опорным картинкам.

Формировать образную речь (подбирать сравнения, эпитеты).

Обогащать словарь детей новыми словами.

Продолжать учить правильному согласованию слов.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование:

Конверт с письмом;

Мяч для игры;

Аудиозаписи:  «Голоса птиц», «Весення музыка»,

Пазлы  « Перелетные птицы»,

Массажные шарики су-джоки;

Презентация «Весенняя капель»;

Облако ;

Простые карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята давайте мы с вами поздороваемся все вместе. Здравствуйте! Доброе утро! А как будет здравствуйте на башкирском языке? (Һаумыһыгыҙ! Һәйерле иртә!), а теперь давайте поздороваемся на татарском языке (Исәнмесез! Һәерле иртә!). Правильно! Молодцы! Мы с вами пожелали много хорошего друг другу. Ребята когда я пришла сегодня в детский сад, на двери было прикреплено письмо, адресованное нашей группе! Я решила вас дождаться , чтобы вместе с вами прочитать его. Хотите узнать, что там написано?  (Да) . Послушайте, я вам его прочитаю.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Я добрый Сказочный гномик.  Мне очень, нужна ваша помощь! Я написал для вас сказку о весне, но злая колдунья заколдовала часть моей сказки. И превратила её в картинки! Ребята, помогите, мне, пожалуйста, расколдовать сказку!»

Воспитатель: Ребята, поможем  расколдовать сказку? 

Ответ детей. Да.

Воспитатель:  Проходите, присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель рассказывает детям сказку.

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод Зимы».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое чудо поможет Весне победить зиму?

1 слайд  картинки - Огонь, лампочка, солнышко

Ответ детей.

Воспитатель: Все согласны? Правильно, ребята это солнышко. Какие пословицы о солнышке вы знаете?

Ответ детей:

Солнце пригреет — все поспеет.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

При солнышке тепло, при матери добро.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Солнце низенько, так и вечер близенько.

Солнце встанет, так и утро настанет.

Весеннее солнышко землю пробуждает.

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Воспитатель: Молодцы ребята! Много пословиц о солнышке знаете.

Воспитатель: А вы знаете, какое оно весеннее солнышко, на что похоже?

Поиграем в игру «Сравни и назови».

Дети встают полукругом возле стульчиков с мячом

Проводится игра «Сравни и назови»

Солнце жёлтоекак (одуванчик, лимон, и т.д)

Солнце круглоекак (мячик, шарик, клубок)

Солнце ласковоекак (мама, бабушка).

Солнце теплоекак (батарейка, печка, огонь  и т.д)

(Садятся на стульчики у экрана)

Воспитатель: Ребята, вы так много всего рассказали о солнышке. Посмотрите, как оно весело заиграло своими лучами. И поэтому еще сильнее стало пригревать. 

(Слайд 2 Мнемотаблица)

Воспитатель: А сейчас я вам  предлагаю вам самим продолжить сказку.

Глядя на таблицу, расскажите, как же солнце помогает Весне? Какие весенние признаки на этой таблице?

Ответ детей: 

Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой, снег тает и меняет цвет.

Начал таять снег. Меняет цвет, становится грязным.

Появляются сосульки, зазвенела капель.

Лужи. Лужи сливаются в ручьи.

Потекли и зажурчали ручьи.

Появились проталины. В проталинах  первые цветы- подснежники.

Прилетели грачи.

Набухают почки. Правильно появляются первые цветы и первые насекомые. Каких насекомых вы знаете?.

Ответ детей: муравьи , пауки, гусеницы, и тд

А сейчас посмотрите , у меня есть волшебное облачко. Мы с вами поиграем в игру: "Подскажи словечко". Вставайте все в круг, я начинаю предложение, а вы заканчиваете, забегая внутрь облака. Только ответ должен обязательно начинаться со слова  «весной» (игра с облаком).

Проводится игра «Подскажи словечко».

Воспитатель: Весной солнце… (греет, припекает, ласкает)
Дети: Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Дети: Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Дети: Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)

Дети: Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Дети: Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)
Дети: Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)

Дети: Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)

Аудиозапись «Голоса птиц»

Воспитатель: Что вы слышите? 

Ответ детей: Голоса птиц.

Воспитатель:  Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются.  (Перелетные). Правильно!

Послушайте загадку:

Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?
Кто же это?
(Соловей) 

Воспитатель: Молодцы! правильно. Какие перелетные птицы прилетают в нашу Республику?

Ответ детей: Ласточки, грачи, скворцы, журавли, аисты, зяблики , трясогузки, Пересмешник, глухарь. 

Воспитатель: Как вы считаете, какая из птиц возвращается первой в родные края?

Ответ детей: Грачи. (Слайд 3 )

Воспитатель: Правильно ребята. Как только в поле появляются проталины, прилетают грачи - первые посланцы весны. Чем они питаются? ( Они собирают орешки, могут достать из земли семена, которые посадили с осени.

Воспитатель: Как вы думаете, кто из птиц прилетает последний?

Ответ детей. Ласточки 

Воспитатель: Почему?

Ответ детей: Ласточки, стрижи; прилетают тогда, когда появляются насекомые. Они ловят на летут мошек, комаров, мотыльков, стрекоз

Воспитатель: Как вы думаете, чем с весной занимаются птицы?

Ответ детей: Строят и ремонтируют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов.

Игровое задание «Собери пазл ».

Воспитатель: Правильно. А сейчас подойдите к столам в тарелочках лежат разрезные картинки птиц. Нужно собрать картинку и назвать птицу. Кто затрудняется, можете посмотреть образец на доске. (Дети собирают картинку и называют птицу. 

Воспитатель: Молодцы! Ну что, ребята, продолжим расколдовывать сказку?

Ответ детей: Да.

Воспитатель: Проходите на стульчики, устраивайтесь поудобнее.

Воспитатель: Продолжаем расколдовывать сказку?

 (Слайд 4 Анимированное солнышко)

Проводится пальчиковая игра «Солнышко». (Су-джок шарики)

Солнышко, солнышко погуляй у речки,

Солнышко, солнышко разбросай колечки.

Мы колечки соберем, золоченые возьмем,

Покатаем, поваляем, и назад тебе вернем.

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру «Дикие животные».

Физкультминутка «Дикие животные».

Воспитатель:  

«Про весну»

Солнце засветило, (Руки через середину поднять вверх)

Сугробы растопило. (Руки через середину опустить)

Теплую погоду принесла весна. (Руки в сторону - покружиться)

Грачи к нам прилетают  (Махи руками)

И еж с медведем знают: (Руки прижать к груди, голову опустить, руки поднять вверх, чуть в стороны, указательный палец приставить ко лбу)

Пора им просыпаться, (Потянуться, посмотреть по сторонам)

Весною любоваться!

Воспитатель: Ребята, мы с вами очень много рассказали о весне. А теперь я предлагаю вам попробовать разгадать сказку дальше.

Подойдите к столам переверните листочки , скажите, что там нарисовано в верхнем ряду?  (лужа, капля, ручей, сосульки и туча)

В нижнем ряду первые слоги  рисунков. Читают (ка, со, ту, лу, ру)

А теперь нужно соединить между собой  первые слоги и картинки. (Дети выполняют задание.). Теперь сравним наши картинки . Посмотрите на экран и скажите правильно ли у вас получилось.

Слайд 5 с выполненными заданиями

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какая замечательная сказка у вас получилась!

Звучит аудио музыка журчание ручья и пения птиц.

Рефлексия: Ребята, послушайте, как зажурчали ручьи, запели птицы, Весна к нам приближается. А как вы думаете, мы с вами победили чары колдуньи?

Понравилась вам сказка? Что больше всего вам понравилось? Какие задания понравились больше всего? Были ли у вас трудности  при выполнении заданий?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята! Большое вам спасибо, что вы помогли до конца раскрыть сказку!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по речевому развитию «Весенняя капель» Подготовительная группа. МБДОУ д /с №3 с.Стерлибашево Республики Башкортостан воспитатель: Хайбулина Р.М.

Слайд 5

пальчиковая игра «Солнышко». Солнышко, солнышко погуляй у речки, Солнышко, солнышко разбросай колечки. Мы колечки соберем, золоченые возьмем, Покатаем, поваляем, и назад тебе вернем.

Слайд 7

Ка со лу ту ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему"Сказки - сказочки".

В данном конспекте достаточно широко и развернуто представлено обобщение знаний детей о русских народных сказках и их видах. Также представлен очень интересный метод каталога, с помощью которого дети ...

Открытое занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Слог».

Цель: формировать умение делить слова на части, продолжать развивать фонематическое восприятие.Задачи:- развивать диалогическую речь, фонематический слух; психические процессы: внимание...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе с ТНР Тема: «Загадочные слова» (фразеологизмы) или «Дружба сказок с фразеологизмами»

Цель: Создать условия для  формирования  навыков употребления фразеологизмов в речевой практике старших дошкольников.  Задачи: Обучающие:формировать  представления детей...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Театр»

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Театр»...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе детского сада Тема: «Зимние виды спорта»

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе детского сада. Тема: «Зимние виды спорта»...

"На планете Буквозвук" конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе

Закрепить и обобщить знания детей об антонимах.Обучение умению составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса. Развивать фонематический слух, быстроту мышл...