Конспект НОД по развитию речи "Звуковая культура речи. Звук [Ч]" средняя группа.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Горяева Юлия Рашидовна

занятие по развитию речи для детей средней группы. Звуковая культура речи и изготовление оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ch1.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»

Цели:

1) Научить правильному произношению звука Ч.

2) Развивать фонематический слух детей.

3) Воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас детей.

4) Научить конструировать собаку из бумаги.

Задачи:

Образовательные: познакомить со звуком Ч;

уточнить произношение звука Ч в изолированном виде, в словах;

Воспитательные: воспитывать интонационную выразительность речи, желание научиться правильно, произносить все звуки.

Развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание и мышление.

Закрепить навык произношения звука Ч словах; закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Методы и приёмы:

словесные (художественное слово, объяснение,); игровые (артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент).

Персонажи: Паровозик (или картинка с изображение паровоза), Собачка (или картинка с изображением собаки).

Наглядный материал: картинки с изображением предметов со звуком Ч; картинки к игре «Назови ласково», изображение звука Ч, карточки для раздачи с рисунками, имеющими звук Ч и не имеющими этого звука. Презентация на интерактивной доске.

Словарная работа: сундучок, чудесный.

Оборудование: квадраты из бумаги 10*10 см белого и оранжевого цвета для каждого ребёнка, по два кружочка коричневого цвета (глазки) и один маленький овал чёрного цвета (носик), клей-карандаш для каждого ребёнка, салфетки, клеёнки, сундучок с картинками, картинки с изображениями предметов и животных.

Предварительная работа: проведение артикуляционных гимнастик, физкультминуток.

Ход занятия:

  1. Загадка.

Воспитатель:  Ребята, отгадайте  загадку:

«Если б не было его, не сказали б ничего».

Дети: - «Язык»

Воспитатель: Для чего нужен язык человеку? (Что бы разговаривать) 

Где находится язык? (Во рту)

Что ещё находится во рту? (Зубы)

Как работает язычок? Покажите. (Дети показывают)

Что делает язычок когда мы молчим? (Отдыхает, спокойно лежит).

  1. Артикуляционные гимнастики.

Воспитатель: «А больше всего язычок любит играть».

1) Упражнение «Лошадка».

Я - веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко -

Стук копыт услышишь звонкий.

2) Упражнение «Часики».

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так.

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

3) Упражнение «Лопатка».

Язык лопаткой положи,

И под счёт его держи.

Раз- два- три- четыре- пять!

Язык надо расслаблять!

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:

Водички: с-с-с-с…

Комарика: з-з-з-з…

Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…

Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…

Воспитатель: 

Ребята, к нам сегодня в гости придет необычный гость, я хочу вас с ним познакомить. Только сначала послушайте про него загадку, как только отгадаете про кого загадка, он тут-же окажется у нас. Готовы, тогда слушайте внимательно, загадка очень сложная.

  1. Черный дом по рельсам мчится,

Только пар над ним клубится.

Дети: Паровоз.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, слышите, к нам Паровоз спешит:

Чух-чух-чух.

Чтоб доехал паровозик до нас быстрее, давайте сейчас вместе скажем:

Чух-чух-чух.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый Паровозик к нам приехал в гости. Мы же с вами воспитанные дети, давайте поздороваемся с паровозиком, все вместе хором!

(Дети здороваются с паровозиком! Произнося четко и раздельно – здравствуй Паровозик).

Паровозик: Ребята, я приехал к вам не один, я привез к вам друзей. Один из них Звук Ч.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наш Паровозик очень любит петь песенки, когда он поет то быстрее едет.

Воспитатель за Паровозик говорит: Ребята, пойте со мной мою песенку, только вначале послушайте её внимательно:

(чистоговорка)

- Чу-чу-чу- стоять не хочу,

Стоять не хочу – чу-чу-чу;

Ча-ча-ча, чи-чи-чи, чо-чо-чо.

Ач-ач-ач – приехал тягач.

Оч-оч-оч – наступила ночь.

Чок-чок – я молчок.

Физминутка.

Паровозик: Запомнили, а теперь давайте вместе со мной, только встаньте со стульчиков, согните ручки в локтях и двигайте руки вперед и назад. Давайте еще раз эту песенку споем со мной.     (Идём по кругу)

- Чу-чу-чу- стоять не хочу,

Стоять не хочу – чу-чу-чу;

Ча-ча-ча, чи-чи-чи, чо-чо-чо.

Ач-ач-ач – приехал тягач.

Оч-оч-оч – наступила ночь.

Чок-чок – я молчок.                      (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, Паровозик приготовил для вас стихотворение, которое называется «Трое гуляк» (французская народная поэзия, перевод Н. Гернет и С. Гиппиус):

В поле гуляли трое гуляк,

После прогулки делали так:

АПЧХИ!

АПЧХИ!

ЧХИ!

Воспитатель: Я сейчас выберу ребят, которые будут «Гуляками», а остальные будут помогать с места. (индивид.работа)

- Я читаю первые две строчки, а вы повторяете за мной. Молодцы!

А теперь чихаем, но по очереди. Молодцы! А сейчас все стихотворение читаем. Молодцы!

Паровозик грустно: Чу-чу, играть хочу!

Воспитатель: Ребята, слышите, Паровозику грустно, давайте поиграем в игру, которую он для вас приготовил.

  1.  Д.И. «Назови ласково»

Правила игры: На картинках изображены предметы, животные, которых нужно назвать ласково (лиса – лисичка, заяц – зайчик и т. д.)

Воспитатель: К нам в гости вместе с Паровозиком приехал кто-то ещё, кто же это? Узнаете, отгадав загадку.

На цепи сидит, 
Дом сторожит. (Собака)

Воспитатель: Назовите её ласково. (Собачка)

Собачка приготовила для вас сюрприз  (вноситься сундучок). Этот сундучок не простой, чудесный, потому что в нём лежит много интересного. Каждый может узнать, что в нем лежит, только надо сказать такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».

  1. Д. И. «Чудесный сундучок». 

Дети по очереди достают из сундука картинки и называют их, если в названии есть звук Ч, дети кладут ее в зеленую корзинку, если нет в жёлтую корзину. 

Чайник, снеговик, чайка, ежик, черепаха, санки, калач, солнце, тучи, снег, мяч.

Воспитатель: Ребята, у Собачки к нам есть просьба, она хочет найти друзей. Можем мы с вами помочь ей?

Дети: Да.

Воспитатель: А как?

Дети: Сделать собачек. (Дети садятся за столы)

Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе, поиграем пальчиками.

Пальчиковая игра «Мизинчик»             Пальчиковая игра «Пальчики»

Маленький Мизинчик                                   Этот пальчик хочет спать,    

Плачет, плачет, плачет,                             Этот пальчик лёг в кровать,

Безымянный не поймёт:                               Этот чуть вздремнул,

Что всё это значит?                                   Этот сразу же уснул.

Средний пальчик очень важный,                 Этот очень крепко спит

Не желает слушать.                                    И тихонечко сопит.

Указательный спросил:                                Солнце красное взойдёт,

Может, хочешь кушать?                            Утро ясное придёт,

А Большой бежит за рисом,                       Будут птички щебетать,

Тащит рису ложку,                                     Будут пальчики вставать!

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко!

7. Оригами из бумаги «Собачка».

По показу воспитателя выполняется оригами. После выполнения мордочки и туловища собачки, проводится физкультминутка.

Физкультминутка

Целый день: тук, да тук,

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат –

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат –

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков,

Этот дом для нас с тобой,

Будем дружною семьёй! (Выполняем руками движения по тексту)

Воспитатель: Ребята, очень красивые у вас получились собачки. И нашей гостье Собачке понравились новые друзья. Она говорит вам спасибо!

Паровозик: Ребята, много с вами я играл и немного подустал. И сейчас, Чу-Чу, домой поехать хочу. Собачку свою с собой заберу, а вам за ваше прилежное поведение, я оставлю угощение! Друг мой звук Ч остается у вас, не обижайте его. До свидания ребята! Чух-чух!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Вот и уехал паровозик домой, а какой друг остался с нами?

Дети: Звук Ч!

Итог занятия.

Воспитатель: Чью песенку сегодня научился петь язычок? (песенку Паровозика)

- А как он её поёт? (все дети отвечают: ч-ч-ч).

Молодцы, ребята.

Рефлексия:

Что нового вы сегодня узнали?

С кем познакомились?

Что научились делать? Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе. «Звуки м, мь»

конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе...

Конспект ООД по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З" средняя группа

Конспект ООД по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З"...

Подгрупповая работа по звуковой культуре речи «Звук «Ж» » (Средняя группа)

Цель:Формировать  умение  правильно  произносить  звук  «Ж».Задачи:Показать детям артикуляцию звука «ж».Упражнять  детей    в ...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе на тему: «Звук [с]».

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [с]»....

Конспект по развитию речи " Звуковая культура речи, звук "Ж". ( средняя группа )

Цель: воспитание звуковой культуры речи: звук «Ж». Задачи: Образовательные: -Упражнять детей в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в слогах, в разных словах, в чистоговорках...