Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гудкова Ольга Евгеньевна

Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям, необходимость заботы о мамах, помощи маме по дому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Лесная сказка» п. Лонгъюган Надымского района»

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие».

Образовательная область

«речевое развитие»

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

Изучение нового знания

Тема НОД

Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»

Цель

Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям, необходимость заботы о мамах, помощи маме по дому.

Задачи

1. Совершенствовать образную речь, умение подбирать образные выражения; активизация словаря;

2. Развивать умение поддерживать беседу; совершенствовать диалогическую форму речи;

3. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим; формировать умение работать в команде.

Материал

Книги, аудиозаписи стихов

Предполагаемый результат

дети поймут, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

  1. Введение в ситуацию

Ребята, к нам пришла в гости кукла Вишенка! Сегодня мы поговорим с вами о самой лучшей, самой главной, самой красивой, самой желанной!

Как вы думаете, о ком?

Подумайте и скажите, какое слово самое лучшее на свете?

Ответы детей.

Кто ещё не успел догадаться, тем поможет моя загадка:

В мире нет её роднее,

Справедливей и добрее.

Я скажу, друзья вам прямо –

Лучше всех на свете… (мама)

Беседа, вопрос-ответ, загадка

Отвечают на поставленные вопросы

Принимают учебную задачу

Добиваться нужного ответа

Этапные задачи

Обобщить опыт детей о маме

  1. Актуализация знаний

Конечно, самое лучшее слово на свете – это … мама!

У ребёнка самое первое слово "мама"- потому что для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек.

А правда ли, что наши мамы самые лучшие, самые главные, самые красивые, самые желанные?

Про маму есть много пословиц и поговорок!

• Сердце матери лучше солнца греет;

• Птица рада весне, а младенец – матери;

• Нет милее дружка, чем родная матушка;

• При солнышке тепло, при матушке добро;

• Родных много, а мать роднее всего.

Ребята, о чём говорится в пословицах и поговорках?

Обсуждение.

Подскажите мне, пожалуйста, а мы любим наших мам? Это верно – очень, очень!

Ребята, а за что мы любим своих мам?

Ответы детей. 

У меня в руках это красивое сердечко

Я предлагаю поиграть в игру «Дополни предложение», в которой каждый из вас скажет о своей мамочке самые лучшие слова.

(По кругу дети передают сердечко и каждый дополняет фразу «Моя мама самая…» или «Моя мама лучше всех может…»).

Наши мамы не только самые любимые, ещё наши мамы самые трудолюбивые!

Ребята, подскажите, где работают ваши мамы? Кто знает?

Ответы детей.

У наших мам разные профессии. Мамы работают - кто в больнице (мама Славы и Павлика), кто в детском саду (мама Маши Б., Руслана), кто в магазине (мамы Кирилла, Гриши). Профессий очень много!

Мамочки трудятся, а потом, возвращаясь домой, ещё справляются с множеством домашних дел.

Как вы думаете, мамам очень трудно? Они устают? Почему?

Ответы детей.

Всё верно наши мамы устают. Все согласны с этим?

беседа, обсуждение.

Д/и «Дополни предложение»

Отвечают на поставленные вопросы.

Дети обсуждают пословицы и поговорки

Находят способы решения

Добиваться нужного ответа

Этапные задачи

Дидактическая задача: актуализировать знания детей о своих мамах: черты характера, внешние данные, где работают.

  1. Затруднение в ситуации

Я вот не сомневаюсь, но наша кукла Вишенка не верит нам! Она говорит, что мамы не устают. Они целый день делают массу различных дел, им это нравится и никакой усталости мамы не испытывают. Им работа только в радость. Вишенка утверждает, что мамы должны работать, чтобы покупать нам конфеты!

Представляете себе?

Ребята, надо бы разобраться. Устают или не устают?

Ответы детей.

Ну что, давайте представим одну из ваших мам.

(Воспитатель выбирает девочку среди детей, которая повторяет все движения за словами воспитателя).

Посмотрите, а вот одна из наших мам пришла с работы. Заходит в дом, ставит тяжёлые пакеты на стол, разбирает продукты. Она знает, что впереди ещё масса дел - готовить еду, мыть посуду, подметать. (Девочка импровизирует движения под речь воспитателя – ставит пакеты, одевает косынку и фартук)

Что мы видим на лице мамы? Какие эмоции?

Ответы – грусть, печаль.

А что же вам надо сделать, чтобы вместо печали появилась улыбка!

Ответы детей.

Всё верно, мы должны помочь маме.

А как вы помогаете вашим мамам?

Ответы детей (протирать пыль, мыть посуду, нести домой покупки, убирать за собой игрушки, поливать цветы, ухаживать за животным).

Молодцы, ребята.

Меньше слов – больше дела! Поможем нашей мамочке, а она пусть отдохнет.

Проводим физкультминутку: «Мамины помощники». Я читаю строки, а вы повторяете со мной и выполняете движения по тексту!

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Дети, надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости. Поводов позаботиться о маме очень много.

Беседа, вопрос-ответ

Физкультминутка

Отвечают на поставленные вопросы.

Театрализация

Находят способы решения

Добиваться нужного ответа

Этапные задачи

Дидактические задачи:

- создать мотивационную ситуацию у детей необходимости заботы о мамах, помощи маме по дому;

- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения

  1. Открытие нового знания или способа действия

Вот наша мама так устала, что заснула прямо за столом.

Пока мама спит, может, пошумим? Может, покричим? Может, попоём?

Ответ детей – нет!

Пока мама спит, мы прослушаем аудиозапись стихотворения Елены Благининой "Посидим в тишине".

Ребята, вы внимательно слушали стихотворение? Оно вам понравилось?

Вопросы детям:

-Как называется стихотворение? «Посидим в тишине».

-О ком стихотворение? О маме.

-Почему девочка сидела в тишине и не играла? Потому что мама устала и девочка хотела, чтобы мама отдохнула.

-Правильно, дети, молодцы.

Далее вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения, побуждать при ответе применять авторские слова.

-Почему мама спит? Она устала.

- Кто крадётся по маминой подушке? Луч крадётся золотой.

- Что сказала девочка лучу? Я тоже двигаться хочу!

- Куда метнулся луч? Луч метнулся по стене.

Далее обговариваются средства выразительности.

-Каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что мама устала и спит? Тихим сочувствующим голосом.

Ребята, а кто-нибудь из вас, поступал так же, как в стихотворении рассказано?

Ответы детей.

Ведь очень часто вы не думайте, что ваша мама может быть уставшей. И вы тоже, как главная героина стихотворения " Посидим в тишине", должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают.

Во сне и дети, и родители набираются новыми силами, а потом, проснувшись, можно поиграть вместе.

Молодцы, порадовали ответами и меня и куклу Вишенку, Посмотрите, ей нравится. Она улыбается.

Ну вот, мамочка немного отдохнула. А мы закроем глаза и представим, что наступает ночь, на улице зажигаются фонари, и всем детям пора спать.

Для детей очень важно, перед сном слышать мамин голос, он успокаивает, убаюкивает.

Известная детская писательница Агния Барто написала стихотворение, называется оно «Перед сном».

Дети прослушивают аудиозапись стихотворения. 

Теперь вы знаете, о чем надо попросить маму, ложась спать. (Посиди со мной, поговорим перед сном).

Беседа, вопрос-ответ,

прослушивание аудиозаписи.

Далее вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения, побуждать при ответе применять авторские слова

Отвечают на поставленные вопросы.

Слушают аудиозапись

Овладение способами решения учебных задач

Добиваться нужного ответа, исправлять ошибки детей

Этапные задачи

Дидактические задачи:

- сформировать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим;

- сформировать эмоциональное отношение к литературным произведениям

  1. Введение новых знаний в систему знаний

Наша беседа подходит к концу, давайте вспомним с вами, что нового мы узнали? Как вы теперь будите относиться к маме? Будете теперь чаще помогать маме, играть в шумные игры, когда мама прилегла отдохнуть?

Ответы детей.

Давайте спросим у нашей куклы Вишенки, понравились ли ей наши ответы?

Воспитатель, берет в руки куклу и делает вид, что шепчется с ней!

Дети, наша Вишенка очень довольна! Она поняла, что мама самая родная, любимая, ласковая. Вишенка, когда дождется свою маму с работы, обнимет её, расскажет стихотворение «Мама спит, она устала», попросить поговорить с ней перед сном!

Я очень рада, что мы смогли переубедить Вишенку, показали ей что мамы устают и мамам надо помогать! А вы?

Ответы детей.

У Вишенки конвертик, она загадала детям несколько вопросов. Ну что? Будем играть в «Отгадай слово»

Нет в квартире грязи, хлама,

Убрала всё чисто…                                        

                                            (мама)              

Борщ в тарелке вкусный самый,

Так готовит только…                  

                                           (мама)

Перед сном, надев пижаму,

Почитать мы просим…                        

                                           (маму)

Подарок своими руками

На праздник сделаем…                

                                            (маме)

Песню с добрыми словами

Сочиним любимой …                  

                                            (маме)

С папой ходим за цветами,

Любим их дарить мы…                  

                                        (маме)

Испечем мы тортик сами

И на нём напишем: «…»                

                                       (маме)

Когда вы, детки, с синяками,

Больней всего не вам, а...              

                                       (маме)

Узнают всё по глазам,

Обмануть нам трудно...                    

                                        (мам)

Тем детишкам стыд и срам,

Кто своих обидел…                          

                                        (мам)

Зря не ставят по углам,

Не сердите добрых…                        

                                        (мам)

Беседа, вопрос-ответ

Д/и «Отгадай слово»

Отвечают на поставленные вопросы

Закрепление новой учебной задачи

Добиваться нужного ответа, исправлять ошибки детей

Этапные задачи

Дидактические задачи:

- закрепить умение ставить слово «мама» в нужную форму;

-  способствовать ситуации успеха в совместной деятельности

  1. Осмысление (итог)

Ребята, вы справились! А теперь я хочу посмотреть, насколько понравилась вам наша беседа про мам. Перед вами смайлики. Выберете тот, который больше подходит вашему настроению во время беседы. Радость красного цвета (всё очень понравилось), грусть коричневого цвета (было скучно), безразличие белого цвета (было непонятно).

Покажите мне ваши смайлики! Я рада, что всем вам понравилась наша беседа.

Давайте подарим смайлики нашей гостье Вишенке, чтобы у неё тоже было всегда радостное настроение! Дети складывают смайлики в пакетик в руках куклы.

Беседа, вопрос-ответ

Отвечают на вопросы.

Выбирают смайлики.

Оценка достижения результата

Подвести итог, сделать выводы

Этапные задачи:

Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине.

Зажигают фонари

За окном.

Сядь со мной,

Поговори

Перед сном.

Целый вечер

Ты со мной

Не была.

У тебя все дела

Да дела.

У тебя я

Не стою

Над душой,

Я все жду,

Все молчу,

Как большой...

Сядь со мной,

Поговорим

Перед сном,

Поглядим

На фонари

За окном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа на тему «Наши мамы».Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»

Конспект представляет собой беседу  на тему «Наши мамы», а также чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Наши мамы". Чтение стихотворения Е.Благининой "Посидим в тишине"

Беседа  о необходимости заботы и любви детьми своих мам, желание им помогать по дому, в транспорте, магазине. Желание быть самым лучшим ребенком для своей мамы....

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе. Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе.Стихотворение Е.Благининой "Посидим в тишине"...

Конспект НОД «Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»

Конспект НОД "Беседа на тему "Наши мамы". Чтение стихотворений Е. Благиной "Посидим в тишине" и А. Барто "Перед сном"...

Конспект занятия по развитию речи «Бесседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном». Старшая группа

Конспект занятия по развитию речи «Бесседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном». Провела Се...

«Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном» для детей 5-6 лет.

Цель: Ребенок умеет составлять описательный рассказ; активизирует в словаре прилагательные, понимает образное значение пословиц....