Конспект игры - беседы "Составление сказки "Путешествие волшебной снежинки" с детьми средней группы (от 4 до 5 лет) с использованием морфологической таблицы.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кульбида  Татьяна Николаевна

В конспекте представлен материал по использованию морфологической таблицы с признаками объектов. Морфологическая таблица способствует развитию у детей речи, сопоставлению признаков объектов, простейшему анализу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №72»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект игры - беседы

Составления сказки

«Путешествие волшебной снежинки»

с детьми средней группы (от 4 до 5 лет)

с использованием морфологической таблицы.

Воспитатель

 высшей квалификационной категории

Кульбида Татьяна Николаевна

Возрастная группа: средняя

Тема: Составления сказки «Путешествие волшебной снежинки»

Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие.

Цель: создание условий для придумывания и составления сказки.

Задачи:

формировать осознанное отношение к анализу объектов и их созданию с помощью сочетания новых частей;

развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений, воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;

приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением (физкультурная минутка), дидактические игры, использование морфологической таблицы, игра с мячом.

Оборудование: морфологическая таблица, карточки с предметами разных цветов и формы, мяч, снежинки разных цветов и формы.

Ход.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Воспитатель приглашает детей поиграть.

Дети садятся на стульчики.

- Ребята, а вы любите сказки.

- А вы знаете, кто сочиняет сказки.

- Правильно. Но ведь и мы с вами тоже можем придумывать сказки. Хотите попробовать.

Хорошо. А составить сказку нам сегодня поможет морфологическая таблица. Готовы? Начинаем.

Да.

Народ, писатели.

Да.

II. Основная часть

Сказка называется «Путешествие волшебной снежинки». Маленькая снежинка жила на зимней тучке вместе с другими снежинками. Но однажды, подул сильный ветер, и снежинка не удержалась и полетела на землю со своими подружками. Наша снежинка была очень любопытной, поэтому она летела и кружилась очень быстро, чтобы увидеть побольше интересного. И неожиданно попала на дорожку с признаками объектов. Ребята, посмотрите, у нас в таблице три дорожки: нижняя, средняя и верхняя, на какую попала снежинка.

Что же случилось дальше со снежинкой. Помогите рассказать. (Помещаю снежинку на морфологическую таблицу. В кармашках расположены карточки с признаками: цвет, форма, движение, температура – по горизонтали. По вертикали у признака цвет – конкретный цвет на каждом кармашке, например: красный, синий, зеленый; у признака форма – определенная геометрическая фигура, например: круг, квадрат, треугольник).

Какое красивое платье теперь у меня есть, – сказала снежинка. Вот интересно, что же на свете ещё бывает такого цвета.

Дети выбирают дорожку, по которой будет путешествовать снежинка.

Снежинка попала к домику, в котором живет признак цвет. (ребенок помещает снежинку в кармашек с кляксой, например красного цвета).

Снежинка стала красного цвета, потому что  в домике на нижней дорожке живет красный цвет.

Дидактическая игра «Найди предмет такого же цвета»

Цель. Закрепить знание основных цветов, уметь находить предметы определенного цвета, правильно называть цвета.

Дети выполняют задание.

Очень понравилось снежинке в гостях у признака цвет. Она поблагодарила за гостеприимство и отправилась дальше. Куда попала снежинка?

Какой необычной формы я теперь стала. А что же ещё бывает такой формы?

Снежинка полетела дальше и попала в домик к признаку форма. (ребенок помещает снежинку красного цвета квадратной формы в кармашек)

Снежинка стала квадратной формы, потому что на нижней дорожке в домике признак живет квадрат.

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

Цель. Закрепить знание геометрических фигур, уметь находить предметы определенной формы, правильно называть геометрическую фигуру.

Дети выполняют задание.

Как много предметов квадратной формы, - сказала снежинка и полетела дальше. Кто продолжит нашу сказку?

Ребята, у нас есть две карточки, которые определяют, движется объект или нет (на карточках изображены плюс и минус). Скажите, пожалуйста, снежинка может двигаться?

А когда снежинка не движется?

Ребята, вы, наверное, тоже хотите покружиться и отдохнуть?

Снежинка полетела дальше и попала в домик  с признаком движение.

Да, снежинка может кружиться, падать, лететь, вращаться. Ей помогает ветер.

Когда снежинка лежит на земле.

(Дети ставя карточку по договоренности например, плюс - движение)

Физкультурная минутка «Снежинка»

Кружатся снежинки

В воздухе морозном,

Падают на землю

Кружевные звезды.

Вот одна упала

На мою ладошку.

Ой, не тай снежинка

Подожди немножко.

Дети кружатся на носочках.

Медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок.

Встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку.

Бережно прикрывают снежинку

На ладони другой ладошкой.

Молодцы, ребята. Присаживайтесь на свои места. И продолжаем сочинять сказку. Кто продолжит?

У нас есть две карточки (снежинка и огонь), которые определяют температуру. Какую карточку поставим в кармашек?

Пока снежинка греется у признака температура, предлагаю поиграть.

Ребята, а вы знаете, что бывает горячим?

Игра «Горячо - холодно»

Цель. Развивать внимание и сообразительность при ответе.

Молодцы, ребята. Присаживайтесь на свои места. А что же случилось с нашей снежинкой?

Полетела снежинка дальше и попала в домик с признаком температура.

Снежинка попала к горячей температуре. (выставляют карточку со значком огонь) 

Дети ловят мяч и кидая обратно дают ответ горячий объект или холодный.(снег, чай, включённый утюг, лед, град, огонь, костер, солнце, сосулька, солнце, мороженое,  печь, суп, ручеек и т.д.)

Снежинке стало очень жарко, она растаяла и превратилась в капельку, но у признака температура было очень жарко, поэтому капелька превратилась в пар и поднялась высоко на небо.

III. Заключительная часть

Ну, вот и заканчивается наша сказка про волшебную снежинку. Кто знает, сколько приключений ещё ждет нашу снежинку.

Наверное, она попала на свою родную тучку и очень обрадовалась своему возвращению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по развитию сенсорных и математических представлений в форме игры с использованием логических блоков Дьенеша.

Тема занятия " Поможем мышонку найти свой дом".В ходе образовательной деятельности происходит интеграция областей познания , социализации и коммуникации ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Моя любимая семья» с использованием развивающих игр.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы«Моя любимая семья» с использованием развивающих игр.  Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Комм...

Конспект совместной интегрированной деятельности педагога с детьми средней группы по теме «Зима» с использованием ИКТ, развивающих технологий

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района Санкт-Петербурга         Конспект совместной интегри...

Конспект совместной интегрированной деятельности педагога с детьми средней группы по теме «Весна» с использованием ИКТ, игровых технологий

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района Санкт-Петербурга         Конспект совместной интегри...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми (средняя группа).Тема 1. Знакомство. Волшебные слова.

1. Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми (средняя группа).Тема 1. Знакомство. Волшебные слова.2. Бланк с заданием....