Аналитическая справка о результатах тематической проверки «Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие»»
методическая разработка по развитию речи

Тарасова Лейля Энверовна

Невозможно сформировать личность ребенка без,овладения им хорошей,грамотной речи.Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным бедным.Целенаправленое обучение предусматривает занятия игры,индивидуальное общение.Важно помнить,что главным является общение:настолько грамотной выразительной,богатой будет речь воспитателя,настолько ребенок будет подражать речи взрослого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка о результатах тематической проверки

«Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие»»

Сроки: с__15.03.21_ по_29.03.21__

Ответственные:

заведующая ДОУ – Мироненко В.Н.

Зам.зав.по в/о работе – Горбенко Е.А.

старший воспитатель  – Тарасова Л.Э.

Задачи:

1. Оценить знания педагогов по методике развития речи детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать уровень планирования работы.

3. Оценить условия для речевого развития детей.

4. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.

5. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.

Основные формы и методы контроля

1. Экспресс-опрос педагогов.

2. Анализ календарного планирования воспитателей.

3. Просмотр занятий.

4. Обзорное изучение развивающей среды в группах

Оценочный инструментарий

1. Уровень овладения педагогами теоретическими и практическими вопросами по речевому развитию детей.

2. Грамотность написания планов работы.

3. Соответствие темы занятия тематике контроля.

4. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.

5. Творческое построение работы с родителями.

Вопросы, подлежащие проверке:

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей - экспресс-опрос.

2. Проверка документации педагогических работников.

3. Оценка эффективности занятий по развитию речи

В тематической проверке приняло участие 9 групп:

• 1 младшая группа «А»

• 1 младшая группа «Б»

• 2 младшая группа «А»

• Средняя группа «А»

• Средняя группа «Б»

• Старшая группа «А»

 • Старшая  группа «Б»

• Подготовительная группа «А»

• ГКН

Выводы:

Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми дошкольного возраста по развитию речи: Реализуемая примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под. ред. Н.Е. Вераксы,Т.С Комаровой, М.А . Васильевой.

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей (Положение1).

Невозможно сформировать личность ребёнка без овладения им хорошей, грамотной речью. Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого. Были просмотрены занятия в старшей группе «Б» (воспитатели Кусярбаева Н.Ф),старшей группе «А»(воспитатель Тимербулатова М.Н),подготовительной (воспитатель Фандеичева И.В);1 младшей группе « А»(воспитатель Красильникова.И.Н; Шатон Е.);2 младшей группе (воспитатели Щербенко В.С; Сотрудинова Е.В)., в 1 младшей (Гречко Е.В.;Овчарова А.А), в средней группе «Б» ( воспитателя Карташовой М.И).В средней группе «А» (воспитатели Утонова Е.В; Сидорук Д.А). Речь у воспитателей соответствовала возрастным особенностям детей; воспитатели владеют оптимальностью режима громкости голоса, темпа речи; тон доброжелательный, эмоциональный. Вместе с тем не всегда прослеживалась точность и четкость формулировок, не безупречна и грамматическая и звуковая структура речи.

Рекомендации: четко и точно формулировать вопросы к детям; включать литературные образцы в речь воспитателя (пословицы, поговорки, стихи)

2. Проверка документации педагогических работников (Положение2)

Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В утренний промежуток времени педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

Анализ планирования в старшей группе «А» и подготовительной группах «А» показал, что в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются неразвитым сюжетом, бедны по содержанию, зачастую носят характер игры всего на один день. Мало планируется игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и др., игр-драматизаций, режиссерских игр, игры-фантазии.

В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по речевому развитию детей.

Рекомендации: Ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

При планировании сюжетно-ролевых игр планировать предшествующую и последующую работу (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.) . Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.

Срок – постоянно, ответственные – воспитатели групп.

3. Оценка эффективности занятий по развитию речи:(Положение3)

Главная цель посещения занятий по развитию речи заключалась в изучении уровня развития связной монологической речи, формировании звуковой культуры речи, выявлении методов и приёмов работы с детьми.

В Старшей группе «Б» прошло занятие по развитию речи «Пересказ рассказа Г.Снегирева «Про пингвинов» воспитатель Кусярбаева Н.Ф. Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: рассказ, пересказ, работа с текстом, вопрос-ответ, заучивание чисто говорки. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. Дети составляют и придумывают свой конец сказки, каждый рассказ индивидуален, интересен, логичен и содержателен. Но несмотря на это у 3 детей наблюдалось отвлечённое внимание, педагог не обращала внимание на посадку и осанку детей.

Рекомендации: Обращать внимание на осанку детей на протяжении всего занятия, привлекать к общению пассивных детей.

В 2 младшей группе «А» у воспитателя Сотрудиновой Е.В прошло занятие по развитию речи «Пересказ сказки  «У страха глаза велики». Занятие построено методически правильно, речь воспитателя  чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: рассказ, рассматривание картины, разучивание скороговорки, работа над звуковой культурой речи.

 У многих детей имеются нарушение звуковой культуры речи (шипящих и свистящих звуков). В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. У некоторых детей недостаточно развит активный словарь, поэтому они испытывают трудности в построении сложных предложений.

Рекомендации: воспитателю использовать более эффективные приёмы мотивации, заинтересованности малоактивных детей.

В Средней группе «А» воспитателя: Сидорук Д.А прошло занятие по развитию речи Гербов астр.62 «Пересказ по картинкам». В начале занятия не было мотивации занятия, поэтому на протяжении всего занятия детям было не интересно выполнять задания. Дети составляют и придумывают свой конец сказки, у 5 детей наблюдалось отвлечённое внимание, педагог не обращала внимание на посадку и осанку детей.

На занятии были использованы следующие методы и приёмы: дидактическая игра, беседа. На вопросы отвечали не все дети. Необходимо обращать внимание на всех детей, добиваться правильных и полных ответов. Дети отвечают одним словом, отвлекаются, не слышат педагога.

Рекомендации: Своевременно и тщательно готовиться к занятиям, продумывать ход занятия, и необходимое оборудование и материалы, продумывать задаваемые детям вопросы.

Во 1 младшей группе прошло занятие по развитию речи «дидактическая игра «Мяу» ». Воспитатель: Овчарова А.А.. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: рассказ об игрушке, работа над звуковой культурой речи.

Занятие методически не совсем правильно построено, не было динамической паузы, очень затянут момент с выбором игрушки и рассказ о ней. Мало форм организации речевой активности детей. У детей недостаточен словарный запас, плохо развита звуковая сторона речи. Речь детей монотонна, слабые навыки рассказывания об игрушке. Не была проведена динамическая пауза, поэтому дети устали и отвлекались. Речь воспитателя не эмоциональна

Рекомендации: воспитателю необходимо использовать на занятии разнообразные речевые методы и приемы, формулировать точно вопросы и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос. Необходимо было дать воспитателю образец рассказывания об игрушке, а затем спрашивать детей. Своевременно проводить динамическую паузу.

В 1 Средней группе «Б» прошло занятие по развитию речи «Чтение рассказа «Петушок и бобовое зернышко»». Воспитатель: Утонова Е.К. Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: загадывание загадок, дидактическая игра, дети  обыгрывали сказку, закреплял навык определенного темпа и ритма, подражая взрослому. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя. Дети проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг и от совместной деятельности, выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг, грусть.

Рекомендации: Готовиться своевременно к занятию. Воспитателю на протяжении всего занятия привлекать к общению пассивных детей, и называть себя по имени отчеству.

Таким образом, тематический контроль показал, что речевое развитие детей в МКДОУ №1 «ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА» соответствует среднему уровню программных требований. У многих детей не сформирована связная речь, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала.

Необходимо все занятия строить на игровой основе, стремиться к развивающему обучению. Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, от его интересов и склонностей.

Справку составила:

старший воспитатель Тарасова Л.Э.

Члены комиссии тематического контроля

логопед :Шаяхмедова Э.А



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка о результатах тематической проверки

«Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие»»

Сроки: с__15.03.21_ по_29.03.21__

Ответственные:

заведующая ДОУ – Мироненко В.Н.

Зам.зав.по в/о работе – Горбенко Е.А.

старший воспитатель  – Тарасова Л.Э.

Задачи:

1. Оценить знания педагогов по методике развития речи детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать уровень планирования работы.

3. Оценить условия для речевого развития детей.

4. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.

5. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по речевому развитию детей.

Основные формы и методы контроля

1. Экспресс-опрос педагогов.

2. Анализ календарного планирования воспитателей.

3. Просмотр занятий.

4. Обзорное изучение развивающей среды в группах

Оценочный инструментарий

1. Уровень овладения педагогами теоретическими и практическими вопросами по речевому развитию детей.

2. Грамотность написания планов работы.

3. Соответствие темы занятия тематике контроля.

4. Грамотность оформления и наполняемости развивающей среды.

5. Творческое построение работы с родителями.

Вопросы, подлежащие проверке:

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей - экспресс-опрос.

2. Проверка документации педагогических работников.

3. Оценка эффективности занятий по развитию речи

В тематической проверке приняло участие 9 групп:

• 1 младшая группа «А»

• 1 младшая группа «Б»

• 2 младшая группа «А»

• Средняя группа «А»

• Средняя группа «Б»

• Старшая группа «А»

 • Старшая  группа «Б»

• Подготовительная группа «А»

• ГКН

Выводы:

Тематический контроль, направленный на изучение работы педагогов с детьми дошкольного возраста по развитию речи: Реализуемая примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под. ред. Н.Е. Вераксы,Т.С Комаровой, М.А . Васильевой.

1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей (Положение1).

Невозможно сформировать личность ребёнка без овладения им хорошей, грамотной речью. Без специально организованного обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, индивидуальное общение. Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого. Были просмотрены занятия в старшей группе «Б» (воспитатели Кусярбаева Н.Ф),старшей группе «А»(воспитатель Тимербулатова М.Н),подготовительной (воспитатель Фандеичева И.В);1 младшей группе « А»(воспитатель Красильникова.И.Н; Шатон Е.);2 младшей группе (воспитатели Щербенко В.С; Сотрудинова Е.В)., в 1 младшей (Гречко Е.В.;Овчарова А.А), в средней группе «Б» ( воспитателя Карташовой М.И).В средней группе «А» (воспитатели Утонова Е.В; Сидорук Д.А). Речь у воспитателей соответствовала возрастным особенностям детей; воспитатели владеют оптимальностью режима громкости голоса, темпа речи; тон доброжелательный, эмоциональный. Вместе с тем не всегда прослеживалась точность и четкость формулировок, не безупречна и грамматическая и звуковая структура речи.

Рекомендации: четко и точно формулировать вопросы к детям; включать литературные образцы в речь воспитателя (пословицы, поговорки, стихи)

2. Проверка документации педагогических работников (Положение2)

Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В утренний промежуток времени педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

Анализ планирования в старшей группе «А» и подготовительной группах «А» показал, что в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр, которые отмечаются неразвитым сюжетом, бедны по содержанию, зачастую носят характер игры всего на один день. Мало планируется игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и др., игр-драматизаций, режиссерских игр, игры-фантазии.

В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по речевому развитию детей.

Рекомендации: Ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

При планировании сюжетно-ролевых игр планировать предшествующую и последующую работу (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.) . Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.

Срок – постоянно, ответственные – воспитатели групп.

3. Оценка эффективности занятий по развитию речи:(Положение3)

Главная цель посещения занятий по развитию речи заключалась в изучении уровня развития связной монологической речи, формировании звуковой культуры речи, выявлении методов и приёмов работы с детьми.

В Старшей группе «Б» прошло занятие по развитию речи «Пересказ рассказа Г.Снегирева «Про пингвинов» воспитатель Кусярбаева Н.Ф. Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: рассказ, пересказ, работа с текстом, вопрос-ответ, заучивание чисто говорки. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. Дети составляют и придумывают свой конец сказки, каждый рассказ индивидуален, интересен, логичен и содержателен. Но несмотря на это у 3 детей наблюдалось отвлечённое внимание, педагог не обращала внимание на посадку и осанку детей.

Рекомендации: Обращать внимание на осанку детей на протяжении всего занятия, привлекать к общению пассивных детей.

В 2 младшей группе «А» у воспитателя Сотрудиновой Е.В прошло занятие по развитию речи «Пересказ сказки  «У страха глаза велики». Занятие построено методически правильно, речь воспитателя  чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: рассказ, рассматривание картины, разучивание скороговорки, работа над звуковой культурой речи.

 У многих детей имеются нарушение звуковой культуры речи (шипящих и свистящих звуков). В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. У некоторых детей недостаточно развит активный словарь, поэтому они испытывают трудности в построении сложных предложений.

Рекомендации: воспитателю использовать более эффективные приёмы мотивации, заинтересованности малоактивных детей.

В Средней группе «А» воспитателя: Сидорук Д.А прошло занятие по развитию речи Гербов астр.62 «Пересказ по картинкам». В начале занятия не было мотивации занятия, поэтому на протяжении всего занятия детям было не интересно выполнять задания. Дети составляют и придумывают свой конец сказки, у 5 детей наблюдалось отвлечённое внимание, педагог не обращала внимание на посадку и осанку детей.

На занятии были использованы следующие методы и приёмы: дидактическая игра, беседа. На вопросы отвечали не все дети. Необходимо обращать внимание на всех детей, добиваться правильных и полных ответов. Дети отвечают одним словом, отвлекаются, не слышат педагога.

Рекомендации: Своевременно и тщательно готовиться к занятиям, продумывать ход занятия, и необходимое оборудование и материалы, продумывать задаваемые детям вопросы.

Во 1 младшей группе прошло занятие по развитию речи «дидактическая игра «Мяу» ». Воспитатель: Овчарова А.А.. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: рассказ об игрушке, работа над звуковой культурой речи.

Занятие методически не совсем правильно построено, не было динамической паузы, очень затянут момент с выбором игрушки и рассказ о ней. Мало форм организации речевой активности детей. У детей недостаточен словарный запас, плохо развита звуковая сторона речи. Речь детей монотонна, слабые навыки рассказывания об игрушке. Не была проведена динамическая пауза, поэтому дети устали и отвлекались. Речь воспитателя не эмоциональна

Рекомендации: воспитателю необходимо использовать на занятии разнообразные речевые методы и приемы, формулировать точно вопросы и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос. Необходимо было дать воспитателю образец рассказывания об игрушке, а затем спрашивать детей. Своевременно проводить динамическую паузу.

В 1 Средней группе «Б» прошло занятие по развитию речи «Чтение рассказа «Петушок и бобовое зернышко»». Воспитатель: Утонова Е.К. Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: загадывание загадок, дидактическая игра, дети  обыгрывали сказку, закреплял навык определенного темпа и ритма, подражая взрослому. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя. Дети проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг и от совместной деятельности, выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг, грусть.

Рекомендации: Готовиться своевременно к занятию. Воспитателю на протяжении всего занятия привлекать к общению пассивных детей, и называть себя по имени отчеству.

Таким образом, тематический контроль показал, что речевое развитие детей в МКДОУ №1 «ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА» соответствует среднему уровню программных требований. У многих детей не сформирована связная речь, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала.

Необходимо все занятия строить на игровой основе, стремиться к развивающему обучению. Воздействие той или иной игры на ребят во многом зависит от личности воспитателя, от его интересов и склонностей.

Справку составила:

старший воспитатель Тарасова Л.Э.

Члены комиссии тематического контроля

логопед :Шаяхмедова Э.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по результатам тематической проверки «Система работы в ДОУ в процессе развития навыков безопасного поведения в быту, природе, на улице у детей дошкольного возраста»

Методический материал по реализации образовательной области "Социально-коммуникативно развитие" в разделе "Безопасность".(Справка по тематическому контролю, справка по итогам конкурса Центр "Безопасно...

Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Эстетическое предметно-пространственное окружение педагогического процесса в группах ДОУ»

В ходе проверки подробно были изучены и проанализированы условия осуществления образовательного процесса: создание развивающего пространства в МБДОУ, оформление и оборудование помещений....

Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Создание в ДОУ условий для художественно-эстетического развития детей с учетом современных требований».

Целью  тематического контроля было определение  эффективности  воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей разных возрастных групп средствами из...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»

Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...

Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Организация работы по художественно-эстетическому развитию»

Цель:Изучить систему организации образования по художественно – эстетическому воспитанию.Проанализировать развивающую среду для  развития художественно-творческих способностей детей и...

Аналитическая справка о результатах тематической проверки «Речевое развитие детей в ДОО»

Аналитическая справкао результатах тематической проверки«Речевое развитие детей в ДОО»...