Проектная работа по вариативному модулю совместной с детьми деятельности в группе раннего возраста "Потешки-помощницы" (2021)
проект по развитию речи (младшая группа)

Бебенина Ольга Павловна

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка.     Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

 

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poteshki_teoriya.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

  Проектная работа   по вариативному модулю совместной с

            детьми  деятельности в  группе раннего возраста

                               ( в рамках самообразования)

                           Тема: «Потешки - помощницы» 

                                                               Подготовила:  воспитатель

                                                              первой квалификационной категории

                                                              Бебенина О.П.  

Актуальность:

     

 Потешки - малый жанр устного народного творчества

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка.     Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

       Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

        Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

        Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Проблема

Развитие речи  детей раннего возраста  через малые формы фольклора (народные потешки).

Игровая мотивация

       Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

        Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Цель:  Создание условий для развития речи  детей раннего развития  при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта) с использованием произведений фольклора (потешек).

Задачи:

  1. Наполнить режимные моменты увлекательным для детей содержанием, позволяющим поддерживать хорошее настроение у малышей, разнообразить и расширять образовательную деятельность.
  2. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Повышать интерес к  потешкам.
  3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».
  4. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
  5. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры;
  6. стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых потешек.
  7. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыкальное произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.
  8. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.

Участники проекта: воспитатели группы,  родители и дети 1 младшей группы.

Предполагаемый результат:

  • Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
  • Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.
  • Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника деятельности.
  • Словотворчества детей.

 

1-й этап. ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА

  1. Поставить цель проекта на основе изученных проблем детей.
  2. Разработать план движения к цели (воспитатели обсуждают план).
  3. Составление плана-схемы проекта.
  4. Сбор, накопление материала.
  5. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  6. Работа с родителями (консультации)
  7. Презентация проекта:  тематический день.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ

  1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
  2. Беседы по содержанию потешек.
  3. Рассматривание детских книг «Любимые потешки».
  4. Физкультурное занятие «На бабушкином дворе»
  5. Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото «Животные и птицы».
  6. Чтение потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь.'».
  7. Изготовление руками детей оладушек и крендельков из соленого теста, заборчика для домика петушка и улитки из пластилина; рисование пальчиками («У меня живет козленок», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки») и ладошками («Петушок»).
  8. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек. (настольный пальчиковый театр)

     

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ

Родительский клуб «Семейная академия»

  1. Чтение потешек детям дома.
  2. Заучивание потешек вместе с детьми.
  3. Консультация «Ребенок и книга»
  4.  Консультация «Роль потешки в развитии детей раннего возраста»  
  5.  Выставка книг «Читаем с детьми»
  6.  Онлайн/консультация «Что читать детям 2-3 лет»    

                                 

                          2-й этап. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Игровая деятельность

Дид. игры: «Помоги петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали», «На лошадке, на коровке», «Кукла идет на прогулку», развивающее лото «Животные и птицы», «Чудесный мешочек», «Купание куклы Кати».
Подв.игры: «Солнышко и дождик», «Пастушок дудит в рожок», «Шла коза по лесу», «Каждое зернышко в свой мешочек», «Идет дождик», «Поймай белочку», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает».

Рисование

«Спрячем божью коровку в траве» «У меня живет козленок», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки» (пальчиками), «Петушок» (ладошкой).

Лепка

«Испечем оладушки», «Угощение для котика», «Заборчик у домика Петушка», «Крендельки», «Угостим Петушка горохом», «Улитка», «Дождик».

Конструирование

«Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота»

Ознакомление с худ.литературой

Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Обновки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь!», «Божья коровка».

Театрализованная деятельность

Драматизация потешек. Занятия в кружке «Театр одного актера». Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Хлопья снежные кружат», «Катание на санках», «Калачи из печи», «Котик простудился», «Волшебная дудочка», «Водичка, умой мое личико».

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды; о характеристике и свойствах воды, снега. Экспериментирование с водой и снегом. Знакомство с огурцом.Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках».Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?» Наблюдение на прогулке за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных.

Физическое развитие

Занятия: «На бабушкином дворе», «Жили у бабуси веселые гуси».Подв.игры: «Солнышко и дождик», «Пастушок дудит в рожок», «Шла коза по лесу», «Каждое зернышко в свой мешочек», «Идет дождик», «Поймай белочку», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает

Музыкальное развитие

Попевки: «Петушок», «Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом». Ритмика «На бабушкином дворе». Песни: «Серенькая кошечка», «Заболел наш Петушок», «Жили у бабуси два вееелых гуся».

4-й этап  

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и "открытиям".

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Киселева Л.С., Данилина Т.Д. «Проектный метод в деятельности ДОУ».
  2. Гербова «Занятия по развитию речи».
  3. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности».
  4. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги».
  5. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в д/саду».
  6. Лебедева E.X. «Простые поделки из бумаги и пластилина».
  7. Шебеко B.Л., Ермак Н.Н. «Физкультурные праздники в детском саду».
  8. Карпухина Н.А. «Педагогика нового времени».
  9. Сборник «Первые шаги».
  10. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов », «Забавы для малышей», «Конспекты логаритмических занятий с детьми 2-3 лет».
  11. «Дошкольное воспитание» №5- 1995 г., №4-2004.
  12. Художественная литература: русские народные потешки, соответствующие детям 2-3 лет.
  13. Галанов А.С. «Игры, которые лечат».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая проектная работа по вариативному модулю: «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников» Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна

Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...

Школа резерва управленческих кадров вариативный модуль "Материальная мотивация сотрудников ДОУ"

1.     Стоит ли платить «за все?». Благодарность — это то немногое, что нельзя купить......

Вариативный модуль по теме «Внедрение изменений. Виды изменений»

Вариативный модуль по теме«Внедрение изменений. Виды измененений"ВведениеОдной из основных проблем управления современным предприятием или организацией является их быстрое развитие и изменение в соотв...

Статья Вариативная программа совместной деятельности с детьми 2-3 лет. Направление: «Развитие мелкой моторики через пальчиковые игры у детей раннего возраста»

Актуальность. Развитие мелкой моторики - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, осо...

Календарный план воспитательной работы к модулю рабочей программы Воспитания «Ранняя профориентация» на 2021-2022 учебный год

Цель: создание условий для ранней профессиональной ориентации удетей дошкольного возраста.Задачи:Формировать максимально разнообразные представления детей опрофессиях.Формировать умение воссоздавать п...

Рабочая тетрадь "Я и правила дорожного движения" формирование основ безопасного поведения на дорогах вариативный модуль к образовательной области «РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Рабочая тетрадь «Я и Правила дорожного движения» разработана авторским коллективом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Пестречинский детский сад №1 «Кол...