Обучение рассказыванию по картинкам "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Звёздочки

Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании.

Задачи:

Образовательные:

• формировать умение отбирать содержание рассказа, определять последовательность изложения, используя картину – матрицу;

• упражнять детей в образовании названий детенышей животных в именительном падеже множественного числа;

• учить детей образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением.

Развивающие:

• развивать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики предметов и явлений;

• развивать диалогическую речь, умение вступать в речевое взаимодействие с взрослым, реагировать на сообщения сверстников.

Воспитательные:

• воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающей природе;

• воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Матрица – непрерывная или основная фаза, в которой размещены составляющие части.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о приметах весны, беседы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением весенних пейзажей, чтение художественной литературы о весне, заучивание готовых литературных форм диалогов.

Материал: картинки на магнитной основе для составления картины, магнитная доска, мяч.

Ход НОД.

1. Настрой на работу.

- Вы сегодня умывались?

- Умывались, причесались.

- Вы покушали с утра?

- Каша вкусная была.

- Вы спасибо говорили?

- Это точно не забыли!

-А к работе вы готовы?

-Мы готовы каждый день

И трудиться нам не лень!

Менщикова М.

2. Инсценирование готовых литературных диалогов.

-На дворе – Весна-красна!

Чем Весна-красна ясна?

Солнцем жарким,

-Да!

-Светом ярким,

-Да!

-Клейкою почкой,

-Да!

-Первым листочком,

-Да!

-Небом ясным,

-Да!

-Солнцем красным,

-Да!

-Весна уже пришла,

Капель на улицах слышна:

-Кап - кап, кар - кар и чик-чирик –

Весенний шум и гам, и крик!

Выходят мальчик и девочка в веночке.

-Ты кто?

-Весна!

-Когда пришла?

-Когда солнце пригрело,

Снег весь съело,

Птицы прилетели,

Вы повеселели.

-Что с собою принесла?

-Светлые денечки,

На деревья почки,

Первые листочки,

На луга цветочки!

Менщикова М.

3. Введение в тему.

- О каком времени года мы сейчас с вами говорили?

- Сегодня будем составлять рассказ по картине «Весна», которую написал художник. Но пока я ее несла, она рассыпалась на части, как пазлы. Остались на картине только деревья. Давайте попробуем восстановить всю картину.

4. Составление картины – матрицы.

-Создавать картину будем с помощью загадок.

Воспитатель загадывает загадки и выставляет на магнитную доску картинки – отгадки.

Встаёт рано, ложится поздно,

Светит ярко, греет жарко.

(солнце)

-Как весной светит солнце?

-Как оно греет?

Выгляну в оконце,

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

(снег)

-Что происходит весной со снегом? Во что он превращается?

В голубой рубашечке,

Бежит по дну овражка.

(ручей)

-Что делают ручейки весной?

-Какие ручейки?

-Что можно пускать весной в ручейках?

-Кто любит пускать кораблики?

Кто отправился в полёт,

В клюве веточку несёт?

(птица)

-Почему птицы улетали на зиму в теплые края?

-Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются обратно?

Здесь на ветке чей - то дом,

Ни дверей в нем, не окон,

Но птенцам там жить тепло,

Дом такой зовут.

(гнездо)

-Что делают птицы весной?

-Вот у нас и получилась картина.

- Какое настроение у вас вызывает эта картина?

- Как называется наша картина?

5. Примерный рассказ воспитателя.

-Послушайте, какой рассказ по этой картине

составила я.

Наступила весна. Ярко светит

солнце. Бегут звонкие ручейки. Прилетели

с юга птицы. Они вьют гнезда и высиживают

птенцов. Дети пускают кораблики. Хорошо

весной!

6. Рассказы детей.

- Кто желает составить свой рассказ по картине?

Воспитатель спрашивает 3- 4 детей.

- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?

7. Физкультурная минутка.

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Протяни ему ты руку!

8. Игра с мячом «У кого кто».

-Весной ярко светит солнце, растаял снег, появилась первая травка, прилетели с юга птицы. Они вьют гнезда и высиживают птенцов.

-А какие изменения весной происходят у диких животных?

-У всех лесных зверей весной появляются детеныши.

Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч детям, называя животных.

Дети возвращают мяч воспитателю, называя их детенышей.

У лисицы – лисята.

У волчицы – волчата.

У зайчихи – зайчата.

У ежихи – ежата.

У белки – бельчата.

У бобрихи – бобрята.

У лосихи – лосята.

У мыши – мышата.

У рыси – рысята.

У соболихи – соболята.

У бурундучихи – бурундучата.

У оленухи – оленята.

У медведицы – медвежата.

9. Игра «Мама и детеныш».

-Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.

У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.

У медведицы нос, а у медвежонка носик.

У медведицы уши, а у медвежонка ушки.

У медведицы лапы, а у медвежонка лапки.

У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик.

У медведицы спина, а у медвежонка спинка.

У медведицы живот, а у медвежонка животик.

10. Рефлексия:

- О чем мы сегодня говорили? Что делали?

- Каким было ваше настроение?

- Почему?

- Что вам больше понравилось?

11. Игровое упражнение «Рисунок на спине».

Дети встают в круг друг за другом.

- Сейчас мы нарисуем нашу картину на спине того, кто стоит впереди вас.

Воспитатель описывает сюжет картины, дети пальчиком «рисуют» на спине впередистоящего ребенка.

12. Игровое упражнение «Всем – всем, до свидания!»

Дети образуют круг, а затем ставят свои кулачки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем- всем, до свидания!». Убирают кулачки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Консультация для педагогов. В  материале кратко описана система работы по обучению дошкольников с ОНР связной монологической речи, предлагаются игры и игровые приемы, позволяющие активизировать д...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников....

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие (обучение рассказыванию)» в средней группе детского сада Тема: «Рассказывание об игрушках»

Конспекторганизованной образовательной деятельностив образовательной области «Речевое развитие(обучение рассказыванию)»в средней группе детского садаТема: «Рассказывание об игрушках...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Обучение рассказыванию». Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»

Конспект открытого занятия по развитию речив старшей группе (5-6 лет)Тема: «Обучение рассказыванию».Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке...

Задачи и содержание обучения связной речи. Приемы обучения рассказыванию.

quot;Развитие связной речи  определяет уровень  речевого и умственного развития ребёнка» (Л.С. Выготский,Н.И. Жинкин,А.А. Леонтьев)...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...