Путешествие в страну Диалектика
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Шимкус Екатерина Сергеевна

Идеал триз педагогики  - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое, системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов  решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель

Задача - воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Обучать и воспитывать ребенка под девизом “Творчество во всем”

К сожалению на сегодняшний день массового внедрения триз-технологии  в систему работы доу не происходит. Это вызвано в первую очередь недостаточной разработанностью содержания программы триз, соответствующих форм и методов обучения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_dokument_1.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

        Проект «Путешествие в страну Диалектики»

ГБДОУ детский сад №22 Кировского района Санкт-Петербурга        

Вид проекта

Долгосрочный,познавательно-творческий

        Разработчики Проекта

Воспитатели:

Шимкус Екатерина Сергеевна

Аншукова Анна Андреевна

Основные исполнители Проекта

                        
воспитатели ДОУ                                        

  • воспитанники ДОУ                                 
                                    
  • родители воспитанников, посещающих ДОУ

Актуальность проекта

определяется важностью и своевременностью модернизации образовательного процесса, оптимизации практической деятельности на основе включения современных образовательных технологий в образовательную работу с детьми среднего и  старшего дошкольного возраста.

Цель                Проекта

Научить ребенка мыслить системно, с пониманием закономерностей окружающего мира. Развивать воображение и творческие способности

Основные задачи Проекта

  • Совершенствовать информационно – методическую базу ДОУ по теме проекта.
  • Отобрать содержание работы с родителями.
  • Создать условия для работы с детьми: систему усложняющихся игровых упражнений и специальные пособия для выполнения заданий.
  • Развивать у детей познавательную активность и мыслительные процессы.
  • Помочь детям осознать связи и зависимости посредством восприятия объекта всеми органами чувств.
  • Расширить информационный фонд ребенка, который позволит представить тот или иной объект с разной степенью подробности.
  • Развивать нравственные стороны ребенка, интерес к труду, процессу творчества и познания.
  • Развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать общую культуру личности детей, в том числе развитие их социальных, нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств.
  • Формировать предпосылки учебной деятельности.
  • Включить родителей в процесс работы с детьми (совместная деятельность с ребенком по выполнению творческих заданий, консультирование).
  • Обобщить и распространить опыт работы по теме проекта.

        

        Методы и технологии

                

                        

  • психологический тренинг (активизация зрительного, тактильного, слухового, вкусового и обонятельного анализаторов) – развиваем восприятие;
  • противоречия
  • ИКР
  • Схема талантливого мышления
  • ВПР
  • «Метод маленьких человечков» (живая и условно-символическая модели)- развиваем наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
  • метод эмпатии, дорисовывания фигур, типовые приемы фантазирования, придумывание загадок, историй, сказок развивают воображение, мышление, речь.
  • проблемный метод   и «мозговой штурм» учит видеть противоречие, формулировать и разрешать его, формирует задатки диалектического мышления.

     Опыт, эксперимент также играют важную роль в развитии мышления: когда изменения и преобразования с объектом осуществляет сам ребенок, формируется самостоятельность, гибкость, подвижность детского мышления.

Практика показывает, что применение ТРИЗ всегда вызывает у детей живой интерес, положительный эмоциональный настрой, всплеск познавательной активности, что ведет к развитию умственных способностей и творческого воображения у детей.

     Одним из интересных методов развития воображения детей дошкольного возраста является морфологический анализ.

                        

Основные принципы                         Проекта

                

        

  • принцип научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений;  
  • принцип доступности,  обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных особенностей   детей;
  •  принцип последовательности и концентричности,  обеспечивающий постепенное обогащение содержания сферы образовательной области «Познавательное  развитие»;
  • -принцип системности;    
  • принцип интегративности;
  • принцип комплексно-тематического планирования;  
  • принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • принцип преемственности (взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи).

                        

Принципы педагогического воздействия на воображение и творческое мышление:

                

  • -принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии предоставляю  ребёнку право выбора);
  • принцип открытости (предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения);
  • принцип деятельности (в любое творческое задание включаю практическую деятельность);
  • принцип обратной связи (регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих);
  • принцип идеальности (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности).  

                        

Обеспечение                         проекта:

                        

материально-техническое                                                  

                

Наглядно-дидактический материал, компьютерные презентации, ТСО, современные медийные средства (компьютер, принтер).

Материал для художественного творчества

В ходе реализации проекта  используются разнообразные

с родителями: анкетирование, беседы,  консультации («Стимулирование творческой деятельности в системе семейного воспитания», «Представьте мир иным, или слово о воображении», «Развитие воображения у детей», памятки («Варианты родительского поведения и отношения, стимулирующие позитивное развитие детей»), буклеты «Поиграй со мной», открытые занятия, семинары-практикумы по ознакомлению и практическому применению методов ТРИЗ, родительское собрание «Развитие творческих способностей дошкольников»;

Содержание проекта

1 - 2 неделя

“Что имеет колобок, чтоб спасти румяный бок”

содержание:

-знакомство с вещественно-полевыми ресурсами - впр колобка

-активизация интереса детей к окружающему миру

- систематизация знания детей о явлениях природы

- знакомство и игрой-противоречий

  1. стихотворение дождь  Сергея михалкова
  2. как измерить  глубину лужи
  3. колобок промок - как ему помочь
  4. подвижная игра “Солнышко и дождь”
  5. Обсуждения с детьми противоречий в природе
  6. как помочь колобку стать невкусным для лисы
  7. подведение итогов

В свободной деятельности предложить ребятам нарисовать иллюстрации к беседе

включение триз-игра в образовательную деятельность и режимные моменты

1. Хорошо-плохо

3-4 неделя

“Сухарем быть хорошо, а ежиком лучше”

  1. песенка про ежика
  2. классификация предметов по разным признакам
  3. Подвижная игра “Разбежались”
  4. Обсуждения противоречий в предметах
  5. как сделать колобку шубку
  6. итог занятия

В свободной деятельности предложить детям слепить колобка и из бросового материала и природных элементов придумать иголки.

Включение триз-игр в образовательную деятельность и режимные моменты

  1. хорошо-плохо
  2. Противоречия

5-6 неделя

“Колобок отправляется в путь с волшебным микроскопом и Чудесным секретом”

  1. Колобок отправляется в путь. Как уйти и не огорчать ребят. Идеальный конечный результат
  2. как взять ежика с собой
  3. игра “Дрессировщик”
  4. яркое солнце в лесу и облака
  5. стихотворение “Облака”
  6. Обсуждение
  7. итоги

В свободной деятельности предложить создать поделку, в которой облака будут разные по размеру, форме, цвету. из разных материалов

7-8  неделя

“Каждому нужна своя песня”

  1. колобок встречает нового друга и слушает про себя песню
  2. знакомство с укулеле
  3. игра много-мало
  4. противоречия
  5. подвижная игра “Много-мало”
  6. Игра “Наоборот”
  7. Анализ проблем и последовательное решение
  8. Итого

С родителями предложить детям придумать короткие песенки

создание буклеты для родителей с описанием и инструкцией

триз-игр

9-10 неделя

“Превратить врагов в друзей и что из этого получится”

  1. цепочка противоречий
  2. Как помочь колобку и муравью
  3. “хорошо-плохо”
  4. Система, надсистема, подсистема
  5. П/и “Руки, ноги, голова
  6. Песня “почему на голове не растут цветочки”
  7. Итоги

в свободной деятельности предложить придумать фрукты и овощи которые могут расти в “Ходячем огороде”  

11-12 неделя

“Заброшенная крепость, не выходя из дома”

  1. прием прямой аналогии
  2. Рассматриваем облака и на что они похожи
  3. п/и “строим дом”
  4. Стихотворение “Чудо ракушка”
  5. Обсуждение “Что для чего”
  6. Почему мальчики часто деруться
  7. Итоги

В свободной деятельности или дома с родителями нарисовать причудливые плывущие облака , различными техниками

13-14 неделя

“Мир населен маленькими человечками”

  1. Продолжаем знакомство с микроскопом
  2. не бывает плохих ребят
  3. Обсуждение “Что не  делится на части?”
  4. Игра “Назови твердое”
  5. Инсценировка с маленькими человечками
  6. жидкое, твердое и газообразное
  7. Волшебство
  8. Итоги

В свободной деятельности попросить нарисовать маленьких человечков

15-16 неделя

“Зимой по реке можно ходить и куда исчезла вода из чайника”

  1. Игра нарисуй ответ на мои вопросы
  2. песня “коль зимою прыгнуть с вышки
  3. Что будет если?
  4. Сравнение твердых и жидких веществ
  5. п/и “Замри”
  6. Моделирование ситуации “Сосулька весной”
  7. Итоги

проведение мастер-класса с родителями по использованию триз-технологий

17-18 неделя

Колобок с ребятами учится строить модели

  1. Анализ проблемной ситуации
  2. Беседа о газообразных человечках
  3. Игра “маленькие человечки”
  4. Работа с карточками “Маленькие человечки”
  5. Итоги

Провести простейшие опыты детям вместе с родителями, моделируя процессы, которые наблюдают дома и на улице

19-20 неделя

“Борщ” съел борщ

  1. продолжаем учится строить модели
  2. упражнение “Волшебная дорожка”
  3. беседа о свойствах веществ
  4. о мыльных пузырях
  5. итоги

В свободной деятельности построить модель пруда с рыбками, водой, бревном и всем остальным о чем сегодня в сказке говорили ребята

 на этом занятии ребята знакомятся с такими элементами диалектики

  • соединения анализа и синтеза
  • бесконечный процесс познания человеком вещей, явлений, процессов.

21-22 неделя

“Открытие мягкого и как рисунок появляется на бумаге”

  1. стихотворение “Кто-то хнычет”
  2. Из каких человечков состоят мягкие предметы
  3. Игра с карточками “Маленькие человечки”
  4. модель рисующего  на бумаге карандаша
  5. игра хорошо - плохо
  6. итоги

Нарисовать модель сухого и мокрого песка в свободной дейтельности или дома с родителями

23-24 неделя

“Зайку бросила хозяйка и как можно плакать”

  1. беседа о  том что мы меняемся
  2. Стихотворение “Я сегодня поменял”\
  3. моделируем стихотворение с помощью маленьких человечков
  4.  п/и  ручей
  5.  исценировка ММЧ
  6. Итоги

Рисуем модель стихотворение “Зайку бросила хозяйка”

25-26

неделя

  1. Подведение итогов второй части проекта “Путешествие в страну диалектика”
  2. рассматривание получившейся книги
  3. беседа о планах на следующий год
  4. итоговое мероприятие для детей и родителей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну Говорунов» подготовительная к школе логопедическая группа (Этап реализации проекта « Страна Говорунов») Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье»,

   Цель: Развитие речевой активности детей через игровую деятельность.     Задачи:  Активизировать и обогащать лексическую сторону речи дошкольников.Развивать...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Тема занятия: "Путешествие по стране Математика"

Описание материала:   Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие по стране Математика». Материал подобран и структурирован в соответствии с задача...

Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа «Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа

Интегрированное занятие "Путешествие в страну сказок" 2 младшая группа«Путешествие в страну сказок» Вторая младшая группа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста Тема: «Путешествие в страну «Геральдика» НОД «Путешествие в страну «Геральдика. Флаг Минераловодского района»

Образовательные области: «Познавательное развитие », «Социально- коммуникативное развитие », «Художественно-эстетическое развитие », «Речевое развитие »...

Открытое занятие в средней группе «Путешествие в страну «Путешествие в страну Геометрию».

Закреплять представление детей о числовом ряде, числах и цифрах от 1 до 5, тренировать умение соотносить цифру с количеством. Развивать умение сравнивать предметы по величине, по цвету, развивать глаз...