Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста Тема: «Путешествие в страну «Геральдика» НОД «Путешествие в страну «Геральдика. Флаг Минераловодского района»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кривунёва Ирина Николаевна

Образовательные области: «Познавательное развитие », «Социально- коммуникативное развитие », «Художественно-эстетическое развитие », «Речевое развитие ».

Цель: Воспитание любви к Родине, через закрепление знаний о символики России.

Задачи:

- познакомить детей с  флагом Минераловодского района;

- воспитывать у детей чувство патриотизма, уважение к своей малой  Родине;

- развитие речевой активности и наглядно – образного мышления.

- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

-активизировать и расширять словарный запас дошкольников.

Демонстрационный материал: Флаг, Минераловодского района, карта Ставропольского края.

Раздаточный материал: Игра «Найди флаг Шпаковского района.

Игра «Сложи флаг Шпаковского района из фрагментов» - изображение флага состоящее из 4-8 фрагментов.

Экспериментирование «Что изображено на монетах?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mineralovodskiy_rayon.doc790.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста

Тема: «Путешествие в страну «Геральдика»

НОД «Путешествие в страну «Геральдика. Флаг Минераловодского района»

Образовательные области: «Познавательное развитие », «Социально- коммуникативное развитие », «Художественно-эстетическое развитие », «Речевое развитие ».

Цель: Воспитание любви к Родине, через закрепление знаний о символики России.

Задачи:

- познакомить детей с  флагом Минераловодского района;

- воспитывать у детей чувство патриотизма, уважение к своей малой  Родине;

- развитие речевой активности и наглядно – образного мышления.

- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

-активизировать и расширять словарный запас дошкольников.

Демонстрационный материал: Флаг, Минераловодского района, карта Ставропольского края.

Раздаточный материал: Игра «Найди флаг Шпаковского района.

Игра «Сложи флаг Шпаковского района из фрагментов» - изображение флага состоящее из 4-8 фрагментов.

Экспериментирование «Что изображено на монетах?»

Ход занятия:

Дети входят под музыку, встают полукругом. Упражнение «Приветствие». Дети прикасаясь, друг к другу ладошками смотрят в глаза и произносят:
Добрый день, Маша!(улыбнуться и кивнуть головой).Далее по очереди все присутствующие приветствуют друг друга.
Добрый день, солнце (все поднимают руки вверх)
Добрый день, земля, (все опускают руки вниз)
Добрый день, деревья (все поднимают руки вверх)
Добрый день, речка, (все вытягивают руки вперед и выполняют волнообразные движения)
Добрый день, птицы, (все поднимают руки вверх и машут ладошками)
Добрый день, всем нам! (все разводят руки в стороны, берутся за руки)
А теперь помашем и подарим улыбки своим друзьям!

 Воспитатель:

Ребята, сегодня мы отправляемся в необычное путешествие в страну под названием «Геральдика». Кто знает, что это за страна?

Д.

В.Но прежде чем мы туда попадем, давайте решим головоломку; отгадаем зашифрованное слово (дети отгадывают слово и вписывают буквы в клеточки; читают слово “Родина”)

http://50ds.ru/img/_3MO0Z5YEZ.gif

- А как называется наша Родина? (Россия)

В.Правильно, ребята! Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Россия, наша Родина, наша страна. В этой большой стране есть место, где мы родились и живём  -  это малая родина.  Где мы с вами живём?.

 - В Ставропольском крае. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Ставропольскому краю на юг нашей малой Родины _Минераловодский район.

(Подойти к карте Ставропольского края . Рассмотреть ее.)

В.Ну, что готовы? Тогда в путь.

(играет песня «Если с другом вышел в путь»). Упражнение «А сейчас мы с вами, дети»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь! (1-2 – стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4 – основная стойка.)
 

Первая наша остановка – Город Флагов.

В. Какие вы молодцы! Давайте вспомним, что мы знаем о нашем флаге.

В. Правильно. Государственный флаг России – это полотнище прямоугольной формы из трех полос: верхний – белый, средний – синий, нижний – красный

В. : Я Вам предлагаю рассмотреть флаг Минераловодского района. Желтое прямоугольное полотнище , в центре которого – летящий к древку черный орел с воздетыми крыльями, имеющий красные: глаз, клюв, лапы, когти – в лапах ключ такого же цвета, под ним выходящий из нижнего края полотнища – голубой фонтан.

В. : А сейчас я предлагаю еще одну игру: Д/и «Найди флаг «Минераловодского района» (На столе лежат рисунки флагов районов  Ставропольского края, нужно найти флаг Минераловодского района)

 «Сложи флаг района» (Воспитатель показывает детям флаг Минераловодского района и, убирает и предлагает выложить флаг района)

В.А где мы можем увидеть флаг?

В. Наше путешествие продолжается ! Ребята, мы пришли в другой город страны Геральдика. В этом городе живет история флага.

Обоснование символики: 
Минераловодский район на карте Ставропольского края занимает уникальное место. Здесь сходятся в одной точке – воздушные, железнодорожные и автомобильные пути, ведущие на Кавказ. Поэтому черный орел, сам по себе являющийся символом Кавказских Минеральных Вод, несущий в лапах червленый ключ, как бы открывает эти пути. 
Лазоревый фонтан символизирует источники минеральных вод, берущих начало на территории района что позволяет говорить о гласности флага, поскольку лазоревый фонтан отражает значение слова «минераловодский». 
Золотой цвет щита, помимо своих солярных значений, в данном случае призван символизировать сельскохозяйственную направленность района, обилие пашни и изобилия урожая, а также уникальность климатической зоны. 
Золото символизирует просвещение, мужское начало, неподверженность порче, мудрость, стойкость, честь, богатство, свет, озарение, гармонию, истину. 
Червлень символизирует веру, великомученичество, зенит цвета, воинственность, достоинство, мужество, силу, неустрашимость, упорство, великодушие, праздник, отвагу. 
Лазурь символизирует истину, интеллект, откровение, мудрость, лояльность, верность, постоянство, непорочность, чистые побуждения, безупречную репутацию, широту души, благоразумие, благочестие, мир, созерцание, цвет Терского казачьего войска. 
Чернь символизирует цвет нефти, мудрость, таинство, аскезу, суровую неотвратимую справедливость, благоразумие, загадочность

В. Нас ждёт еще одно задание !

Д/и «Собери флаг из 8 фрагментов)

В. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по достопримечательностям Минераловодского района (слайд достопримечательности Минераловодского района)

В 1820 году Кавказские минеральные поды посетил Л. С. Пушкин. В 1829 году проездом по России в Арзрум Пушкин был здесь еще раз. Кто не знает известных строк из «Путешествия Онегина»;

Уже пустыни сторож вечный,
Стесненный холмами вокруг,
Стоит Бешту остроконечный
И зеленеющий Машук,
Машук, податель струй целебных;
Вокруг ручьев его волшебных
Больных теснится бледный рой.

Район Кавказских минеральных вол тесно связан с памятью М. Ю. Лермонтова. Поэт неоднократно бывал здесь и с ранних лет страстно полюбил Кавказ. 15 июля 1841 года у северной подошвы Машука Лермонтов был убит на дуэли.

В. Вы у меня молодцы. А наше путешествие по стране Геральдика подошло к концу. Что же мы увидели интересного в этой стране?

ИГРА» ПЕРЕДАЙ СЕРДЕЧКО И СКАЖИ СЛОВЕЧКО». О ЧЕМ МЫ СЕГОДНЯ БЕСЕДОВАЛИ?

(Играет музыка)

В.Вот мы и вернулись. Давайте наведем порядок в группе. Расставим все по свои местам и нарисуем, то, что нам больше всего запомнилось из нашего путешествия.

Конспект занятия - исследования

"Что может герб нам рассказать"

в подготовительной к школе группе.

Цель занятия: Закрепить представление детей о значении герба, как символа  района края, страны.

Закрепить умение детей "читать" герб, самостоятельно давать характеристику района, его основной "профессии", природным богатствам и истории.

Дать детям представление о том, что герб-это не только маленькая информация (рассказ) о гербе, это то, чем район очень гордится.

Воспитывать в детях чувство гордости за родную страну, уважение к ее жителям, любовь к природе, интерес к истории.

Развивать внимание, наблюдательность, устойчивый познавательный интерес.

Предварительная работа: Знакомство детей с историей возникновения флага, герба. Рассматривая гербов и флагов разных стран, умение находить изображение флага и герба России, Ставропольского края, Минераловодского района, рассказывать о них.

Чтение "Мы живем в России" Вл. Степанова.

Материал к знанию:

Карточки с изображением гербов России, Ставропольского края, Минераловодского района.

Словарная работа: житница, минеральные  источники

 Ход занятия.

Первая часть занятия проводится, стоя у доски.

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на панно. Что вы на нем видите?

Дети: Это изображение гербов.

Воспитатель: Форму какого предмета имеют гербы?

Дети: Гербы имеют форму щита.

Воспитатель: Кто начал первым придумывать гербы?

Дети: Рыцари, чтобы видеть рыцарей своего войска.

Воспитатель: Найдите и покажите герб России.

(вызванный ребенок показывает)

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно орел выбран символом России?

Дети: Это бесстрашная, гордая, свободная птица.

Воспитатель: Почему орел изображен двуглавым, хотя такого в природе не бывает?

Дети: Наша страна большая, одна голова орла смотрит на восток, другая на запад.

- Орел раскрыл крылья над всей Россией.

- Как будто хочет защитить всех людей России от беды.

Воспитатель: Что изображено на гербе Ставропольского края ?

Хороши ставропольские просторы,

Плодородна щедрая земля,

Нивы необъятные, как море,

Край казачий — Родина моя!

Воспитатель: Дети, что означает герб Ставропольского края ?

Он представляет собой щит, разделенный по горизонтали на две части. В верхней половине на голубом фоне изображена крепость, к воротам которой ведет дорога.

В нижней части щита на синем фоне золотым цветом изображена карта Ставропольского края. Золотой цвет говорит о том, что наш край – «это край золотого колоса и золотого руна». На левой стороне карты, там, где расположен город Ставрополь, находится изображение прямого креста белого цвета, от которого отходит линия 45 параллель. Щит обрамлен венком из листьев дуба и пшеничных колосьев, что означает прочность, надежность, долголетие, плодородие.

Воспитатель: Молодцы, дети, вы рассказали о гербе нашего Ставропольского края  как будто рассказали о его жителях - трудолюбивых, добрых, дружных. Герб - это не только маленький рассказ о крае , но и то, чем  край гордится.

Вы хотите отправиться в путешествие и узнать о районах Ставропольского края  по их гербам?

Дети: Да.

Воспитатель: Садитесь, дети, на места.

Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть герб Минераловодского района.  (показывает изображение герба Минераловодского района).

Дети: На гербе изображён орёл

Воспитатель:Ставропольский край является здравницей нашей страны. В подземных кладовых Ставрополья десятки целительных минеральных источников, лечебных грязей. Они помогают вернуть людям здоровья..

Воспитатель: Это, дети, герб Минеральных вод.

Это место, куда ведут три дороги (воздушная, железнодорожная и автомобильная) .

 Этот  герб рассказывает о том, что жители этого района  очень дорожат - любят, гордятся своей природой..

ГЕРБ МИНЕРАЛОВОДСКОГО РАЙОНА

Дата принятия: 12.12.2014

В золотом поле – летящий вправо черный орел с воздетыми крыльями, имеющий червленые: глаз, клюв, лапы, когти – в лапах ключ такой же тинктуры, под ними снизу – лазоревый фонтан.

Обоснование символики: 
Минераловодский район на карте Ставропольского края занимает уникальное место. Здесь сходятся в одной точке – воздушные, железнодорожные и автомобильные пути, ведущие на Кавказ. Поэтому черный орел, сам по себе являющийся символом Кавказских Минеральных Вод, несущий в лапах червленый ключ, как бы открывает эти пути. 
Лазоревый фонтан символизирует источники минеральных вод, берущих начало на территории района что позволяет говорить о гласности герба, поскольку лазоревый фонтан отражает значение слова «минераловодский». 
Золотой цвет щита, помимо своих солярных значений, в данном случае призван символизировать сельскохозяйственную направленность района, обилие пашни и изобилия урожая, а также уникальность климатической зоны. 
Золото символизирует просвещение, мужское начало, неподверженность порче, мудрость, стойкость, честь, богатство, свет, озарение, гармонию, истину. 
Червлень символизирует веру, великомученичество, зенит цвета, воинственность, достоинство, мужество, силу, неустрашимость, упорство, великодушие, праздник, отвагу. 
Лазурь символизирует истину, интеллект, откровение, мудрость, лояльность, верность, постоянство, непорочность, чистые побуждения, безупречную репутацию, широту души, благоразумие, благочестие, мир, созерцание, цвет Терского казачьего войска. 
Чернь символизирует цвет нефти, мудрость, таинство, аскезу, суровую неотвратимую справедливость, благоразумие, загадочность.

Утверждён Решением Минераловодского Совета (38/423) от 12 декабря 2014 года.

Воспитатель: Это, дети, изображение герба Минераловодского района, он находится на юге Ставропольского края.

Ребята первыми рисовать на щитах придумали рыцари.

Рыцари - люди сильные, мужественные, внимательные. Сейчас и мы с вами поиграем в игру "Запрещенное движение".

 Игра "Запрещенное движение"

Сейчас я предлагаю вам сделать аппликацию герба Минераловодского района.

Прежде, чем начать работать, мы с вами поднимемся над землей.

Физкультминутка

Загудел самолет, отправляемся в полет.

Правое крыло вперед, левое крыло вперед.

Полетел наш самолет.

Самолет летит, самолет гудит у-у-у,

Над землей пронесусь и на землю опущусь.

Вот мы и вернулись на землю, можно приступать к работе.

Далее показываю приемы выполнения работы, подробно объясняя каждое свое действие. Для того чтобы сделать герб нужно:

1внизу щита наклеить фонтан

2. вверху щита наклеить орла

3. в лапы орла наклеить ключ

4. аккуратно разгладить склеенные части герба.

Дети склеивают герб, оказываю им помощь по мере необходимости. Даю общую положительную оценку работам детей.

- Покажите, какие гербы у вас получились. Их можно отнести домой и рассказать своим родителям о том, что вы знаете о гербе минераловодского района.

Воспитатель: Дети, теперь вы знаете, что по гербу можно узнать, чем край район богат . Очень много гербов могут рассказать нам свою историю.

Воспитатель: Молодцы, дети, сегодня вы очень старались, узнали много нового. Вам было интересно?

Дети: Да.

Воспитатель: Прошло много лет. Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не пользуются щитами. Но герб остался.

Свой герб есть у каждой страны, города, района. Герб может иметь школа, детский сад, семья.

Чаще всего герб изображают в виде щита. Это означает, что, в случае необходимости, жители, все, как один, станут на защиту города, страны.

Когда вы будете с родителями в других городах, попросите купить значки с изображением гербов этих городов, чтобы собирать коллекцию.

Наше занятие окончено. Можно подойти и рассмотреть гербы.

Литература:

  1. https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE
  2. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%8B