Методическая разработка, конспект НОД по теме "Весна"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Леонова Галина Николаевна

Конспект НОД «ВЕСНА»

Цель:  создать условия для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по весенней тематике.

Задачи:

Образовательные:

- расширять словарный запас;

- упражнять в употреблении глаголов, прилагательных, предлогов в связной речи детей;

- закреплять представления детей о природе весной, о весенних явлениях в природе.

Развивающие:

- развивать речь, внимание, мышление;

- развивать умение составлять рассказ о весне, о природе весной, о весенних явлениях в природе;

- развивать самостоятельность.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность;

- воспитывать доброжелательное отношение;

- воспитывать стремление помогать друг другу;

- воспитывать навыки  безопасного поведения дома и на улице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_konspekt_nod_vesna.docx56.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка, конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Весна». Составитель: старший воспитатель Леонова Галина Николаевна.

                                                             

Использование современных педагогических технологий:

  • здоровьесберегающая технология (развитие правильного дыхания);
  • полисенсорная технология (воздействие на разные анализаторы ребенка);
  • технология моделирования (перевод сенсорного материала в знаково-символический язык);
  • игровая технология (ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста);
  • мнемотехника;
  • информационно-коммуникативная технология.

Тема: «ВЕСНА»

Цель:  создать условия для развития у детей  старшего дошкольного возраста связной речи в процессе совместной деятельности по весенней тематике.

Задачи:

Образовательные:

- расширять словарный запас;

- упражнять в употреблении глаголов, прилагательных, предлогов в связной речи детей;

- закреплять представления детей о природе весной, о весенних явлениях в природе.

Развивающие:

- развивать речь, внимание, мышление;

- развивать умение составлять рассказ о весне, о природе весной, о весенних явлениях в природе;

- развивать самостоятельность.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность;

- воспитывать доброжелательное отношение;

- воспитывать стремление помогать друг другу;

- воспитывать навыки  безопасного поведения дома и на улице.

Предварительная работа: чтение художественной литературы на весеннюю тематику, беседы,  рассматривание репродукций картин художников, фотографий, иллюстраций в журналах, книгах, проведение  игр с весенней тематикой, рисование и аппликация весенних пейзажей.

Материалы для совместной непрерывной образовательной деятельности: подбор речевых игр, картинки,  мнемотаблица.


Интеграция образовательных областей:

-  познавательное развитие;

-  социально-коммуникативное развитие;

-  речевое развитие;

-  физическое развитие.

Примерный ход непрерывной образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед НОД.
Воспитатель подзывает детей.
- Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

- Может быть, мы пригласим нашего друга Ежика, чтобы он тоже поздоровался с нашими гостями?


Дети играют в группе.

Дети здороваются.

Дети обнаруживают, что Ежик пропал, а на месте, где он был, стоит коробка.

Мотивация (игровая ситуация)
Воспитатель показывает детям коробку.

- Даже не знаю, что за коробка, что в ней может быть?
- Ребята, а как вы думаете, что в этой коробке?




Рассуждения и предположения детей.

Дети открывают коробку, находят в ней записку и с помощью воспитателя читают:

«Я – Баба-Яга, помните, приходила к вам на праздник. Вчера поздно вечером я встретила вашего друга Ежика на улице одного и позвала его к себе в гости. Он согласился. Ха-ха-ха. А теперь я его не отпущу, пока вы не выполните все мои задания».  

Выявление проблемы.
- Что случилось с Ежиком? Как вы думаете, почему такое могло произойти с Ежиком? Почему он оказался в беде?


Дети высказывают свои предположения.
Дети рассуждают, почему Ежик мог оказаться в беде.

Целеполагание.
- Ребята, что будем делать?

Я согласна с вами, друзей нельзя бросать в беде.

Ребята рассуждают, что надо помочь другу.

Утверждают, что друзей нельзя бросать в беде. 

Планирование будущей деятельности.
- Как мы можем помочь нашему другу?

– А о каких заданиях говорила Баба-Яга?


Предположения детей (можно поискать, выполнить задания Бабы-Яги и т.д.)

 

Дети заглядывают в коробку и вскрывают конверт с заданиями и с помощью воспитателя читают:
«Задания выполняйте по порядковому счету и двигайтесь по стрелкам, которые я  нарисовала. Первое задание находится там, где вы читаете книги».

Реализация плана.
Воспитатель помогает найти конверт в книжном уголке.
Задание 1.
Воспитатель помогает прочитать записку.
«Отгадайте ребус, если отгадаете, поймете, о чем будут все мои задания»

- Ребята, мы любим ребусы разгадывать?

- Ну, тогда давайте разбираться, что здесь за загадка?
- Давайте подумаем, когда мы с вами можем увидеть почки на деревьях, проталинки?

- Как вы думаете, о чем будут все задания Бабы-Яги?

Я с вами согласна.
- С этим заданием вы справились!

(Далее двигаются по стрелкам)

Задание 2.

Воспитатель помогает прочитать записку.
«Расставьте  эти картины по порядку».


-  Ребята, о каком порядке здесь идет речь? Вы что-то понимаете?
- Давайте разберемся, что изображено на этих картинах?
- Когда появляются проталинки?

А почки на деревьях? Когда на деревьях появляются зеленые листья?
- Тогда давайте расставим картинки по порядку весенних периодов.
- Почему вы решили расставить картины именно в этом порядке?


- Мы справились, и  с этим заданием, можем двигаться дальше.

Задание 3.

Воспитатель помогает читать записку.
«Разбейтесь на пары и подберите к картинкам весенней тематики как можно больше слов, обозначающих действия».

- Ребята, а что на них изображено?

- К чему можно отнести все эти картинки?

- А о каких же действиях говорится в записке?

- А теперь, каждая пара, возьмите по одной картинке и расскажите по ней о действиях.








Ну что, мы все справились с заданием, можем искать следующее задание?

Задание 4.
«Проведите физкультминутку»


Физминутка:

А уж ясно солнышко                  

Припекло, припекло                  

И повсюду золото                      

Разлило, разлило.

Ручейки по улице                        

Всё журчат, журчат.

Журавли курлыкают                  

И летят, летят.                            

- С этим заданием, мы с вами отдохнули.

- Ну что, дальше в путь?

(Далее двигаются по стрелкам)
Задание 5.

Воспитатель помогает читать записку.
«Что обозначают эти слова».
- Ребята, давайте рассмотрим внимательно картинки и прочитаем, что написано.


- Что же могут обозначать эти надписи?
- Ребята, а где мы можем об этом узнать?
- Как вы думаете?
- Я вспомнила: в книге я читала, что в старину так назывались весенние месяцы.

- Почему март в старину называли Солнечником?

- Почему март называли Протальником, Капельником?

- Что такое проталинки?

- В каких местах в первую очередь появляются проталины? Почему?

- Откуда могло произойти название капельник?

- Как называется это явление?

- Попробуйте объяснить пословицу о марте: «То снегом сеет, то солнцем греет».

- О чем говорит вам слово – Снегогон?

- Как появилось у апреля имя Водолей?

Почему апрель называли Цветень. 

-Что важное происходит в апреле в жизни птиц?

- Чем заняты птицы весной?

- Как мы можем помочь  птицам весной?

- Знаете ли вы, какая птица не высиживает своих птенцов?

Почему кукушка подбрасывает свои яйца в гнезда к другим птицам?

- Она питается жирными, мохнатыми гусеницами, а у птенчиков горлышки нежные, и проглотить такую пищу они не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда к другим птицам, чтобы те выкормили ее птенцов маленькими мошками и комариками.

- Может кто-то догадался почему в народе май называют Травень, Цветень.

- Попробуйте объяснить эти названия.

- Что происходит с деревьями и кустарниками в мае?

- Кажется, мы все вместе справились с заданием.

- Есть у нас еще задания?

Задание 6.
Воспитатель помогает прочитать:
«Составьте рассказ о Весне по мнемотаблице»


- Ребята, как вы думаете, справимся с этим заданием?
- Возьмите мнемотаблицу, она поможет вам составить рассказ.
https://pandia.ru/text/80/233/images/image014_18.jpg


Последняя стрелка указывает на мешок.
- Еще одно задание!?

- Ребята, что же в нем может быть?
- Давайте его развяжем и посмотрим, что в нем?

Воспитатель помогает прочитать записку: «Ребята, вы доказали, что вы настоящие друзья Ежика.  Вы помогли ему выбраться из трудной ситуации. Я дарю вам книгу «Правила безопасного поведения»,  чтобы вы никогда  не попадали в такую опасную ситуацию. Баба Яга».



Дети вскрывают конверт, находят в нем записку и ребус.



Ответы детей.

Весной

Наверное, о весне


Дети находят конверт и  вскрывают, достают из него репродукции картин, записку.



Рассуждения детей.


Дети расставляют картины. Доказывают.
Потому что на первой картине изображена ранняя весна, грачи прилетели.

На второй - середина весны

На третьей - поздняя весна: на деревьях листья, трава зеленая,



Дети находят и вскрывают конверт, находят в нем записку и картинки.



Листья, дождь, птицы, животные.

К весенним признакам.

Дети рассуждают, что листья появляются, дождь идет и т. д.

Дети выбирают себе по картинке и рассказывают:

Листья весной распускаются, растут, зеленеют и т.д.

Дождь весною моросит, идет, льет, заливает, стучит по крыше и т.д.

Птицы весной прилетают, кричат, гнезда вьют и т.д.

Звери весною меняют шубки и т. д.

Дети находят и вскрывают конверт, обнаруживают в нем записку.

(Дети могут выбрать самостоятельно другую физкультминутку)

Дети выбирают ведущего и проводят самостоятельно физкультминутку 

Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки. Продолжают идти и медленно опускают руки.

Бегут на носочках.

Руки на поясе.

Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками.

Дети находят и вскрывают конверт. Достают из него записку, три подписанные картинки.
Дети рассматривают картинки, с помощью воспитателя читают надписи:

- Солнечник, Капельник, Протальник.

- Снегогон, Водолей, Цветень.

- Травень, Цветень.

Дети рассуждают, предполагают.
Предположения детей (в Интернете, в энциклопедиях, спросить у взрослых)


Солнечник – потому, что утром еще бывают морозы, а днем солнце пригревает.

Дети высказывают свои предположения (март, первый месяц весны, поэтому утром еще бывают морозы, а днем солнце пригревает, появляются проталины, сосульки тают).

Это участки земли, где снег уже растаял.
На солнечных участках, где сильнее пригревает солнце.

Сосульки тают, и летят капли воды.

Капель.

Ответы детей.


К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега.


Именно в этом месяце всюду очень много воды: текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди.

Именно в этом месяце расцветают многие весенние цветы

Перелетные птицы возвращаются  к своим гнездам из теплых стран.

Строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.

Надо строить для птиц  скворечники, не трогать, не разорять птичьи гнезда.

Ответы детей.

Кукушка.

Дети высказывают свои предположения
Май, третий месяц весны. В это время зеленеют листочки, земля покрывается травкой, цветут деревья и кустарники у зверей весной появляются малыши

В мае зацветают деревья и кустарники

Дети находят конверт.

Ответы детей.


Дети составляют рассказ с помощью мнемотаблицы.

Рассуждения детей.
Дети развязывают мешок и находят в нем Ежика, записку, книгу «Правила безопасного поведения»

Оценка и рефлексия
Воспитатель подводит детей к  активному обсуждению:

Что мы с вами сегодня делали?

Для чего мы это делали?

Кому помогли?

Что получилось, а что не получилось?

Что узнали нового?

Что больше всего понравилось?

Что вызывало затруднения?

Вы любите весну? За что?

Нужна ли нам подаренная книга?


Дети вспоминают, чем занимались, для чего они все это делали, кому помогли, перечисляют, какие задания выполняли, что узнали нового и т.д.

Рассуждают, доказывают что получилось,  и почему?

Доказывают, рассуждают нужна ли им эта книга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:Конспект занятия для средней группы "Золотая осень"

Данное занятие ставит своей целью научить ребят сравнивать и описывать природу в сентябре и октябре, учить слушать музыкальные произведения, развивать умение работать с витражными красками....

Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".

Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....

Методическая разработка - конспект "Дракоша и его новые друзья." - встреча в семейном клубе

Конспект встречи в семейном клубе во второй младшей группе. Сказочные персонажи - наши бывшие воспитанники и их родители....

Методическая разработка конспекта интегрированного занятия с элементами сказкотерапии по теме: «Путешествие колобка» (младшая группа)

Сказка : « Три медведя»(на ковролине расположены медведи и миски вразброс) Воспитатель: - Узнали к кому мы попали в гости?...

план-конспект Методическая разработка: Конспект комплексного занятия По развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Как измерить удава»

Данная разработка предназначена для того, чтобы: 1) закреплять порядковый и обратный счет от 1 до 10; 2) закреплять пространственно-временные представления: дни недели, месяца, времена года; 3) развив...

Методические разработки «Конспекты» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспекты занятий являются практическим материалом для воспитателей. В конспектах представлен опыт работы по внедрению эффективных методов в работе с детьми. Материал представлены по развитию ре...

Методическая разработка (конспект) Конспект интегрированного занятия: «Опасные предметы»

Конспект ООД "Опасные предметы" младшая группа. В нем присутствует сюрпризные моменты в виде коробки с опасными предметами, с кошечкой. Конспект содержит загадки на данную тему, подвижную иг...