Конспект НОД по речевой деятельности для детей 4-5 лет. Тема: «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Гуси».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Валентина Николаевна Коканова

Цель: учить пересказывать рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rr_s_igrami.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевой деятельности для детей 4-5 лет.                                                                              

Тема: «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Гуси».

Форма организации: игровая деятельность.                                                                      

Цель: учить пересказывать рассказ.

Задачи: Учить детей передавать ранее не знакомый рассказ, доводить передачи его содержания без пропусков и искажений; поощрять использование авторских слов и сочетаний, побуждать к выразительной речи. Формировать умение образовывать формы единственного и множественного числа. Продолжать закреплять умение находить сходные слова, регулировать темп и силу голоса. Упражнять в сочетании существительных с прилагательными. Упражнять в произношение звука [ г ] в словах.

Материал: украшенная коробка, игрушка или картинка  гусь, рассказ К.Д.Ушинского «Гуси».

Предварительная работа: рассматривание картины «Птичий двор» /из серии «Домашние животные»/,  чтение рассказов, стихов; рисование и лепка домашних птиц; рассматривание альбома «Птицы».

Словарь: шеи вытянули, лапы растопырили, хозяюшка, хворостина.

Ход НОД

Этапы работы

Действия педагога  (методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

Ребята, посмотрите,  к нам опять пришла посылка и письмо. Что в этой посылке вы узнаете, только если отгадаете загадку?

Простановка цели детьми

По лужку он важно бродит                                Длинная шея,

Из воды сухим выходит                                     Красные лапки,

Носит красные ботинки                                     Щиплет за пятки,

Дарит мягкие перинки.                                       Беги без оглядки.

(Гусь)                                                                                      (Гусь)

Совместная и самостоятельная работа

с детьми

  - Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали загадки?/вынимает из коробки гуся/показывает картинку/.

    - Правильно! Вот он какой красивый, важный, как настоящий.

    - А сейчас, ребята, я предлагаю вам послушать рассказ                К. Д. Ушинского «Гуси». Только слушайте внимательно и запоминайте о чём пойдёт речь в рассказе, потом мне

расскажите.

В: /читает рассказ/ «Вышла хозяйка на двор и манит гусей домой: «Тега – тега – тега! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»

А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га – га – га! Не хотим мы домой идти! Нам и здесь хорошо!»

Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьёшься: взяла длинную хворостину и погнала их домой».

В: - Ребята, как называется рассказ?

    - Кто его написал?

    - О ком этот рассказ?

    - Что произошло в рассказе?

    - Как хозяйка манила гусей, как звала их?

    - А что гуси отвечали ей?

    - Что сделала хозяйка, чтобы гусей домой загнать?

    - Какое слово в этом рассказе вам показалось не знакомым?

    - Давайте, я прочитаю рассказ ещё раз, чтобы лучше его запомнить  /читает ещё раз, дети пересказывают текст/.       

Физминутка «Гуси».

Гуси летят,                                    бегут по кругу,

Крыльями машут                         размахивают руками.

Прогнулись над водой                остановились, наклон вперёд,

Качают головой                          голова вверх, качают вправо, влево

Прямо и гордо умеют держаться    выпрямились, шеи вытянули

Очень бесшумно на воду садятся     садятся на корточки

На воду сели, посидели,

И снова полетели.                        полетели на стульчики.

Чистоговорка.

Га – га – га – наши гуси у пруда.

Го – го – го – стоит в сенях ведро.

Гу – гу – гу – по лугу бегу.

Ги – ги  - ги – дотянусь до ноги.

Игра «Кто внимательный?»

Найди одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, гамак, грабли.

Скороговорка.

Шлёпают гуськом, гусак с гусаком.

Игра «Найди похожее слово».

Нужно найти сходные по звучанию слова: гусёнок – утёнок, цыплёнок, телёнок, жеребёнок, котёнок, медвежонок, лисёнок, волчонок.

Игра «Закончи предложение».

У гуся шея длинная, а у утки……………(короткая).

Кошка большая, а котёнок……………..(маленький).

Дорога широкая, а тропинка……………(узкая).

Папа высокий, а мама…………………..(низкая).

Днём светло, а ночью…………………...(темно).

Сахар сладкий, а лимон…………………(кислый).

Снег холодный, а чай……………………(горячий).

Речка мелкая, а море…………………… (глубокое).

Самостоятельная деятельность детей по апробации способов деятельности

Игра «Один – много».

Гусь - гуси                                         Нога – ноги                                      

Перо - перья                                      Бок – бока

Лапа - лапы                                       Глаз - глаза

Игра «Кто как голос подаёт?».

Гусь – гогочет                                    Кошка - мяукает

Собака – лает                                      Корова - мычит

Утка – крякает                                    Ворона - каркает

Лошадь – ржёт                                   Свинья - хрюкает

Овца – блеет                                       Мышь - пищит

Подведение итога

- Ребята, вам понравилась заниматься?

- В какие игры мы играли?

- Что было трудно выполнять?

- А что легко?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности во 2 мл. группе на тему:"Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Курочка"

Образовательные области "Чтение художественной литературы", "Физическая культура"В конспекте НОД используется совокупность подвижной игры и пересказа. ...

Конспект НОД (речевое развитие) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»

Конспект НОД (речевое развитие) для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  Пересказ рассказа  Я. Тайца «Поезд»Цель : познакомить детей с произведением Я. Тайца «Поезд». Развивать р...

Конспект НОД по речевому развитию для детей 4-5 лет Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Конспект НОД по речевому развитию для детей 4-5 летТема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»Задачи:1.связная речь: учить составлять рассказ по картине совмест­но с воспитателем и самост...

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы на тему"Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову)"

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего возраста на тему: Пересказ «Сказка о крылатках»

Конспект занятия по речевому развитию  для детей старшего возраста на тему:Пересказ «Сказка о крылатках»  Программные задачи: 1.      Учить детей передав...