Обучение детей с ОНР творческому рассказыванию (консультация для воспитателей)
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

 

Обучение детей с ОНР

творческому рассказыванию

(консультация для воспитателей)

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_rasskazyvanie.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 78 комбинированного вида»

Обучение детей с ОНР

творческому рассказыванию

(консультация для воспитателей)

Подготовила: учитель-логопед

                          Кострюкова И. А.


Творческое рассказывание – это речевая деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенным и облаченным в определенную словесную форму, соответствующую содержанию.

Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его, выстроить его логически, в словесной форме передать содержание. Такая работа требует большого запаса слов, умения придумывать начало, продолжение, развязку; умения точно и выразительно передавать свои мысли. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Формирование навыков творческого рассказывания у детей с ОНР представляет большие трудности. Они испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии сюжета и его языковом оформлении. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, большое число аграмматизмов при построении предложений. Также у них часто возникают лексические затруднения, дети не могут подобрать нужное по значению слово.

Почти недоступным для детей оказывается самостоятельное описание знакомой игрушки или какого-либо предмета. Рассказ-описание выглядит своеобразно: дети перечисляют некоторые признаки предмета в произвольной последовательности, нарушают стройность повествования, в рассказах наблюдаются смысловые повторы.

Такие трудности обусловлены недоразвитием лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи, наличием у них вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти), недостатком знаний и представлений об окружающей действительности.

Все это определяет необходимость проведения систематической работы с детьми с ОНР, направленной на формирование у них навыков рассказывания с элементами творчества.

Коррекционная работа по развитию навыков связной речи (В.П. Глухов, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) строится в соответствии с общедидактическими принципами систематичности и последовательности обучения, учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленности обучения на развитие их активности и самостоятельности.

Коррекционная работа по формированию навыков рассказывания в логопедических группах строится по тематическому принципу обучения и на основе тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей. Все литературные произведения, сказки, описания предметов, картин подбираются по той теме, которая изучается в течение всей недели.

Формирование связной речи ребенка с ОНР в логопедической группе осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности, при проведении игр, режимных моментов, наблюдения за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях. 

Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

К основным видам творческого рассказывания относятся:

  • рассказ по аналогии,
  • придумывание рассказа по заданному началу,
  • составление рассказа на предложенную тему,
  • по теме с опорой на образец педагога;
  • на тему из личного и коллективного опыта с опорой на план;
  • по наборам игрушек;
  • по опорным словам;
  • про знакомого героя;
  • при наличии только названия рассказа.

Обучение детей с ОНР составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества проводится в основном на втором году обучения.

Работу по обучению детей рассказыванию можно вести, учитывая следующие этапы работы: старшая группа — 3 этапа и подготовительная группа — 3 этапа . На первом году обучения учим детей навыкам составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинкам, учим составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам и их серии, рассказов-описаний, простых пересказов. Главная задача описания состоит в создании словесного образца объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. Занятия по обучению описанию предметов оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в последовательное связное сообщение.

При обучении детей с ОНР описанию предметов ставятся следующие задачи:

1. Формирование умений выделять существенные признаки и основные части предметов.

2. Развитие обобщенных представлений о построении описания предмета.

3. Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

4. Формирование умений описывать заданный предмет или явление, опираясь на модель-схему.

Такое обучение осуществляется поэтапно и включает в себя основные виды работы:

  • подготовительные упражнения к описанию предмета;
  • формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам;
  • обучение развернутому описанию предмета;
  • подготовку к обучению сравнительному описанию предметов.

На третьем этапе (апрель – май) предусматривается обучение составлению рассказа на заданную тему. Главная задача этого этапа – развитие самостоятельной связной речи детей. В занятия по пересказу, рассказыванию по картинам включаем отдельные доступные им задания творческого характера. На занятиях по обучению составлять рассказ по сюжетным картинкам и сериям картин ребенку предлагается придумать на основе наглядного содержания завязку или продолжение изображенного сюжетного действия.

Перед детьми ставится задача представить и воспроизвести в речи наглядное содержание одного из фрагментов картины, закрытого экраном. Логопед помогает детям, называет место действия, изображенного на закрытой его части. Дети, ориентируясь на общее ее содержание, делают догадки о возможных персонажах и их действиях, а логопед выбирает правильно угаданные ими близкие к изображенному варианты (персонажи, предметы, моменты действия). Затем экран убирается, и дети составляют по данному фрагменту рассказ-описание.

При обучении рассказыванию по образцу педагога рекомендуется вспомогательный прием совместного составления рассказа по предлагаемой логопедом сюжетной схеме. Например: «В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат...) отправились (на дачу, рыбалку, в лес и т.д.). Папа взял с собой..., мама..., а я захватил с собой... Мы ехали на... (в... поезде, машине и др.). Там (где?) очень красиво. Рядом есть... (лес, озеро, река). Мы ходили в... (на..., за...). (Что было дальше?) Домой мы вернулись... Мне очень понравилось на... (в...).

Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который применяется как образец для составления ими своих вариантов рассказа.

Для составления рассказов по аналогии использование произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей.

Структура таких занятий включает:

– двукратное чтение и разбор содержания текста;

– конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия и т.д.);

– рассказы детей с последующей коллективной оценкой.

Составление продолжения рассказа (окончания) по заданному началу Текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается одним, двумя детьми. Затем дается задание придумать окончание рассказа по одному из предложенных вариантов.

Педагог сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Например, читает незаконченный рассказ «Путешествие осеннего листочка», после чего задает детям вопросы: «Как вы думаете, листочек прилетел в парк? Как это произошло? Кто гулял в парке? Что случилось дальше?». Вопросы дают толчок творческому воображению детей.

Темы для детских рассказов могут быть как реалистическими ( «Случай в лесу» ), так и сказочные ( «Как медвежонок с ежом познакомился», «День рождения зайца» и др.).  

Для составления рассказа по наборам игрушек могут быть следующие темы: «У Алены день рождения», «Подарок для Деда Мороза» и др. На составление рассказов желательно отводить два занятия, в структуру которых входит:

1) отгадывание загадок о персонажах и предметах будущего рассказа;

2) характеристика персонажей;

3) описание предметов;

4) определение темы рассказа;

5) составление детьми рассказов с использованием плана;

6) анализ детских рассказов.

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Современный дошкольник привык к красочным игрушкам, ярким, динамичным мультфильмам, то есть сильным впечатлениям. Его уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом, на которых, к примеру, дети катаются с горки или собирают яблоки. Необходимы картины «нового поколения». Но роль картины в обучении дошкольника по-прежнему велика. Картина — прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством педагога:

  • упражняют наблюдательность,
  • совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы (мышление, воображение, внимание, память, восприятие),
  • пополняют запас знаний и сведений,
  • развивают речь.

Картина в различных ее видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребенка.

Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребенок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение. При этом речь ребенка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной.

В целях формирования связной речи старших дошкольников с ОНР проводятся следующие виды занятий с картинным материалом.

1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц («Семья обедает», «Зимние развлечения»). Такие картины дают возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам, что обеспечивает детям последующее составление связного рассказа по всей картине.

2. Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинкам, в которых на первый план выступает изображение места действия и предметов («Деревенский двор»).

3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия.

4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).

5. Описание пейзажной картины.

Занятия по обучению детей рассказыванию по картинам включают ряд общих элементов: подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа), разбор ее содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов.

При обучении рассказыванию по картине или ее части также применяются следующие методические приемы, образец рассказа логопеда по данной картине или ее части, направляющие вопросы, предваряющие план рассказа, составление рассказов по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми. Вначале они упражняются в составлении краткого, а затем развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому логопедом.

Сюжеты для картин, представленных в пособии Т.А.Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников», смоделированы так, что они:

  • отражают интересное событие, нестандартную ситуацию;
  • вызывают яркую эмоциональную реакцию;
  • побуждают к размышлению;
  • стимулируют фантазию;
  • способствуют заинтересованному общению ребенка со взрослым.

Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов.

В качестве основного вспомогательного средства для речевых упражнений используются вопросы. Вопросы делятся на те, которые помогают ребенку анализировать, рассуждать, пополнять знания и сведения, фантазировать и сочинять.

По мере возрастания речевых возможностей детей, в систему формирования связной речи включаются задания по составлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта. Такие задания строятся на основе проводимых в детском саду мероприятий: утренников, экскурсий, наблюдений во время прогулок. Они рассказывают о празднике в детском саду, об интересной игре, о том, как наблюдали всей группой за зимующими птицами, о том, что видели на экскурсии. Рассказы составляются с опорой на образец или по заранее подготовленным модельным схемам. Применяются коллективная форма составления рассказа и прием его дополнения другими детьми. Составление рассказов из коллективного опыта может проводиться с использованием фотографий, рисунков детей, отражающих события из жизни в детском саду. Обучение данному виду рассказывания проводится как на логопедических занятиях, так и на занятиях воспитателя.

Придумывание рассказа или сказки по плану требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Можно составить план в разговорной форме. Например, к сказке «Приключения ежика» даем следующий план: «Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло». В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.

Самый сложный вид рассказывания – придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему (без плана) дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.

Можно предложить детям темы для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Если бы я был медвежонком», «Приключения волка» и т. д.

Педагогу надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания идет постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года («Весна», «Мое любимое время года») нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в это время года с животными, как играют дети и трудятся взрослые. Можно предложить, например, такой план: 1) Чем весна отличается от зимы? 2) Какая погода бывает весной? 3) Что происходит весной с деревьями и кустами? 4) Как живут весной птицы и звери? 5) Что люди делают на огороде и в садах?

На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере освоения детьми умений составлять четкий и последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.

Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на сравнении природных явлений («Зима и лето», «Река осенью и весной», «Зимой и летом в лесу»). Такие темы создают широкие возможности не только для разнообразия содержания рассказа, но и для использования распространенных и сложных предложений.

Например, в начале недели, на которой изучается тема «Весна», даем детям задание подобрать эпитеты и сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественной выразительности.

Занятия такого типа могут начинаться с загадки о времени года (может быть рассмотрена иллюстрация). Далее предлагаем придумать определения к слову небо: «Какое оно весной? (Голубое, безоблачное, синее, приветливое, радостное, солнечное.) А в дождливый день?» (Хмурое, серое, черное, не-приветливое, низкое и т. д.) Затем предлагается слово солнце (яркое, теплое, ясное, веселое, красное, золотое, румяное). Дети придумывают сравнения к слову ручеек (ручеек, как змейка, вьется; как колокольчик звенит; как будто змея в траве ползет). После этого они составляют рассказы о весне.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей средней группы творческому рассказыванию. Тема : "Я-волшебник"

Програмное содержание :Воспитать интерес к сказкам. Развивать умение развивать рассказ на предложенную тему, использовать образные слова и выражения. Материал к занятию :"Волшебное дерево&qu...

Круги Луллия, как средство обучения детей старшего возраста, творческому рассказыванию.

Раймонд Луллий создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все о...

Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"

На мастер - классе представлен матер по применению  в работе с детьми техники "Карты Проппа"...

Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы творческому рассказыванию на тему: "Выступление мишки в цирке".

Творческое рассказывание - это очень интересный вид занятий по развитию речи. Его любят как дети, так и воспитатели. Иногда воображение детей развивает самые непредсказуемые сюжетные линии, в рассказ ...