Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по речевому развитию "Говорушки"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Гребнева Дарья Владимировна

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dod_govorushki.docx290.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.

Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.

Дошкольник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.

При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе занимает развитие речи. Через речь ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

В процессе освоения речи обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.

Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себe.

Актуальность

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр.

Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества.

Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители  частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речь падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Цель

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста. Формирование умения выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

Задачи

Обучающие:

  1. Знакомить        детей        с        устным        народным        творчеством,        русским фольклором.
  2. Обогащать, активизировать речь детей.
  3. Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

6.Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память. 2.Развивать интерес к народному творчеству.

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4.Развивать внимание, зрительное восприятие.

5.Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

2.Воспитывать любовь ко всему живому.

Ожидаемые результаты

ДОД позволит

  • Занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время,
  •  раскрепостить детей, снять «установку»         на        образовательную деятельность,
  • способствовать развитию фантазии, воображения, памяти детей,
  • научить детей передавать различные эмоциональные состояния.
  • Повысить уровень словарного запаса, речевых навыков детей,
  • Овладеть разнообразными речевыми умениями, средствами

Принципы организации работы ДОД

Дополнительная образовательная программа «Говорушки» построена на принципах:

1)принцип развивающего образования, целью которого является развитие творческих способностей и формирование ценностного отношения ребёнка к миру;

2)принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и может быть реализовано в массовой практике);

3)принцип полноценности, необходимости, достаточности (решение поставленных целей и задач на необходимом и достаточном материале максимально приближено к разумному «минимуму»);

4)обеспеченность единства воспитательных развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста (формируются умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию у детей творческих способностей);

5)принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

6)принцип здоровьесбережения, включающий в себя релаксацию, игровые технологии, систему дыхательных упражнений.

Методы работы

  1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр).
  2. Наглядный - показ действий.
  3. Действия руками ребёнка.
  4. Самостоятельные действия ребёнка.

Режим ДОД

В реализации дополнительной образовательной программы участвуют дети 4-5 лет, посещающие ДОУ.

Программа предполагает проведение одного занятия в две недели( вторник, 15:30)

Общее количество занятий в год – 18.

Количество детей – 10 человек.

Время занятия - 15 минут.

Срок реализации – 1 год.

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год( на начало года- вводная, в конце года – итоговая)

Календарно-тематическое планирование ДОД

Месяц

№ п/ п

Тема

Количество

часов

всего

кол-во занятий

мин.

Сентябрь

1

Песенка- закличка «Осень, осень, в

гости просим».

1

15 мин.

2

Русская народная сказка «Теремок»

(инсценировка)

1

15 мин.

Октябрь

3

Русская народная сказка «Колобок» (настольный театр)

1

15 мин.

4

Пальчиковая        игра        «Засолка

капусты»

1

15 мин.

Ноябрь

5

Потешка «Зайка серенький сидит»

1

15 мин.

6

Пальчиковая игра «Котик»

1

15 мин.

Декабрь

7

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

1

15 мин.

8

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».

1

15 мин.

Январь

9

Потешка «Ты мороз, мороз, мороз»

1

15 мин.

10

Пальчиковая игра «Варежка

1

15 мин.

Февраль

11

Загадывание загадок о зиме

1

15 мин.

12

Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса».

1

15 мин.

Март

13

Потешка «Мыши»

1

15 мин.

14

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)

1

15 мин.

Апрель

15

Потешка « Пекла кошка пирожки»

1

15 мин.

16

Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

1

15 мин.

Май

17

Пальчиковая игра «Сказки»

1

15 мин.

18

Русская народная сказка «Гуси- лебеди» (рассказывание с

использованием иллюстраций

1

15 мин.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Тема

Содержание

Методы обучения

Формы работы

1

Песенка-закличка

«Осень, осень, в гости просим».

Побуждать детей к участию в театрализованной игре, воспитывать доброе отношение к природе, поощрять творческую инициативу. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яркую окраску листьев.

Рассматривани е листьев, чтение и разучивание, вопросы, показ действий

руками.

Образовательн ая ситуация.

Музыкальная игра.

2

Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

Продолжать знакомить детей с литературным жанром – сказка, с приемами управления настольными куклами. Воспитывать интерес к занятию, эмоциональную отзывчивость и

желание общаться.

Рассматривани е иллюстраций, вопросы, инсценировка.

Театральная деятельность, подвижная игра «Кто в

домике живет»

3

Русская        народная

сказка        «Колобок»

(настольный театр)

Учить эмоционально воспринимать

сказку, точно отвечать на вопросы;

развивать интерес к чтению

обогащать словарь, формировать

умение строить предложение,

добиваться правильного и четкого

произношения слов.

Рассматривани

е, чтение и

рассказывание

сказки.

Пальчиковая

гимнастика

«Замесили

тесто»,

театральная

деятельность.

4

Пальчиковая        игра

«Засолка капусты»

Развивать умения подражать

взрослому, понимать смысл речи,

повышать речевую активность.

Добиваться правильного и четкого

произношения слов, согласовывать

движения с текстом.

Отгадывание

загадок,

рассматривани

е альбома

«Овощи»,

дидактическая

игра «Огород»

Чтение и

разучивание,

пальчиковая

игра.

5

Потешка        «Зайка

серенький сидит»

Учить слушать текст игры, сопровождать его

соответствующими движениями. Побуждать

передавать основные эмоции с помощью

выразительных средств.

Рассказывание

по игрушке,

произношение

стихотворения,

совершая

движения

иллюстрирующ

ие текст.

Образовательн

ая ситуация –

разучивание

потешки.

6

Пальчиковая        игра

«Котик»

Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней. Развивать моторику рук.

Иллюстрации, чтение с использование м пальчиковых игр, игровое упражнение с

Солнышком.

Чтение и разучивание, пальчиковая игра.

7

Знакомство с русскими народными загадками о домашних

животных.

Познакомить детей с русскими народными загадками. Вызывать желание слушать народные загадки.

Отгадывание загадок, подвижная игра «Тень- тень-потетень»

Образовательн ая ситуация

8

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).

Познакомить детей с кукольным спектаклем

«Кот, петух и лиса». Воспитывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле.

Рассматривани е иллюстраций, дидактическая игра

«Угадай сказку

», беседа

«Один дома».

Игра –

драматизация

9

Потешка «Ты мороз, мороз, мороз»

Познакомить детей со значением и содержанием потешки- заклички; учить выразительно и ритмично рассказывать

наизусть. Учить четко выполнять имитационные движения по показу взрослого.

Рассматривание игрушки- зайчика, беседа по

пословице «Бер еги нос в

большой мороз

», игра «Зайка беленький сидит»

Словесная игра

10

Пальчиковая        игра

«Варежка»

Активизировать речь детей. Развивать образное мышление детей.

Чтение потешек с использование м пальчиковых игр.

Театральная игра

11

Загадывание загадок о зиме

Развивать умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы воспитателя.

Беседа, рассматривание репродукции зимних пейзажей ,

чтение загадок, слушание песни о зиме.

Игра – массаж

«Одеваемся теплее».

12

Знакомство со сказкой

«Снегурушка и лиса» (настольный театр)

Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, воспитывать умение выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах.

Обогащать речь сказочной лексикой.

Рассматривание альбома с изображением диких

животных, игровая мотивация, показ иллюстраций настольного

театра.

Чтение, театральная

деятельность.

13

Потешка «Мыши»

Развивать выразительность речи, способствовать формированию звуковой культуры речи. Развивать коммуникативное общение с использованием народного

фольклора.

Игровая ситуация,

беседа-диалог, рассматривани

е картинок, загадки.

Игра -

драматизация

14

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)

Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Развивать умения согласовывать действия с другими

детьми – героями сказок, развивать слуховое внимание, фантазию интерес к сценическому искусству.

Художественно е восприятие сказки, беседа, вопросы детям, распределение ролей, самостоятельна я игровая

деятельность.

Проговаривани е сюжетов сказки с опорой на

демонстрацион ный материал.

15

Потешка « Пекла кошка пирожки»

Разучивание русской народной потешки «Пекла кошка пирожки». Пополнять словарный запас

детей.

Игровая ситуация,

беседа-диалог, рассматривани е картинок, загадки.

Игра -

драматизация

16

Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

Учить содержательно и эмоционально рассказывать, используя выразительные

средства. Развивать речевое творчество детей, воспитывать любовь к сказкам,

доброжелательное и корректное отношение друг к другу.

Слушание песни

«Приходите в гости к нам», пальчиковая гимнастика

«Курочка».

Творческое рассказывание, совместная театральная

деятельность.

17

Пальчиковая игра

«Сказки»

Научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к стихам, к русскому фольклору, к пальчиковым играм.

Заучивание текста игры, игра-

драматизация

Пальчиковая игра, образовательна я ситуация.

18

Русская народная сказка «Гуси- лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций

Познакомить со сказкой «Гуси-лебеди». Продолжать развивать речь детей.

Стимулировать развитие творческой индивидуальности детей. Воспитывать

доброжелательное отношение детей друг к другу.

Демонстрация иллюстраций к сказке,

артикуляционн ая гимнастика, пересказ сказки по

иллюстрациям.

Театральная деятельность

Педагогическая диагностика

Высокий уровень : ребенок не допускает ошибок/воспроизводит без помощи воспитателя – 3 балла.

Средний уровень : допускает 1-2 ошибки/ воспроизводит с помощью воспитателя – 2 балла.

Уровень ниже среднего : допускает 3 и более ошибок/ затрудняется воспроизвести даже с помощью воспитателя - 1 балл.

  1.  Методическое обеспечение программы

1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

  1. Художественное слово.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Артикуляционная гимнастика.
  4. Речевые игры.
  5. Подвижные игр.

2. Приемы и методы организации.

  1. Словесный метод- (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр).
  2. Наглядный метод- показ действий, рассматривание иллюстраций, игрушек.
  3. Практический метод - действия руками ребёнка, самостоятельные действия ребёнка.
  4. Музыкальное сопровождение образовательной деятельности.

3. Дидактический материал.

  1. Словесный материал (картотека малых фольклорных форм)
  2. Картотека пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики.
  3. Наглядный иллюстративный материал (картинки по темам)
  4. Музыкальное        оформление        (подборка        музыкальных        произведений        для сопровождения образовательной деятельности)
  5. Наглядный материал: игрушки иллюстрации, разные виды театров по тематике малых фольклорных форм.
  6. ТСО:, аудиозаписи, видеопрезентации.

Список литературы

  1. Красненкова С.В. Пальчиковые игры. Авторское пособие для воспитателей.- г. Липецк 2012г.
  2. Шмелева. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. -М.: Ювента, 2013г.
  3. Бардышева Т.Ю. Учебное пособие. Вышли пальчики гулять. М.: Карапуз, 2013г.
  4. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей Издательство: Учитель М.: 2015г
  5. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  6. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.
  7. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2003. 188с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей через тестопластику: «Тили-тили-тесто»

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.Солѐное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изде...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию "Мы - смоляне"Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом опр

Патриотическое воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданс...

Отчетный концерт музыкальной студии "Звонкие голоса" дополнительная образовательная деятельность детей дошкольного возраста

quot;Незнайка в гостях у ребят музыкальной студии"  - отчетный концерт в конце учебного года для родителей с презентацией....

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию музыкальных способностей по хореографии «Капельки»

приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообраз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по осуществлению образовательной деятельности детей дошкольного возраста 1.5 - 3 лет на основе ПОП "ТЕРЕМОК"

Рабочая программа составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...