Конспект занятия ООД по развитию связной речи детей от 6 до 7 лет группы общеразвивающей направленности с помощью развивающих технологий на тему «Путешествие в весеннюю сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Весна». Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                                                                                          «Детский сад    комбинированного вида № 2 «Березка»

Конспект занятия ООД по развитию связной речи детей от                                                                                           6 до 7 лет группы общеразвивающей направленности  

с помощью развивающих технологий  

                                                            на тему:

«Путешествие в весеннюю сказку»

 

Воспитатель

 I квалификационной категории

                                        Остолопова Марина Владимировна

                                        

     г. Моршанск

                                        2017 г

Тема:  «Путешествие в весеннюю сказку»

Направление: речевое  развитие        

Цель: развитие связной речи по теме «Весна» с использованием развивающих технологий

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представления детей о весне.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме «Весна».
  • Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.

Развивающие:

  • Развивать связную речь детей, учить детей рассказывать, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику.
  • Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к живой природе, умение видеть красоту, хрупкость природы.
  • Продолжать совершенствовать основные правила поведения в коллективе: не перебивая слушать ответы товарищей, ждать своей очереди в ходе выполнения задания.

Оборудование:    ноутбук, презентация «Весна-красна», колокольчик, указка, солнышко,   значки –смайлики «улыбка»

Технологии:    компьютерная, здоровьесберегающая, игровая, мнемотаблицы, моделирование.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, картинок о весне. Наблюдение во время прогулки. Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций о природе, животных, птицах, растениях, насекомых. Загадывание загадок. Заучивание песен, стихов, пословиц, поговорок о весне.

Интеграция образовательных областей:
1) Социально-коммуникативная
2) Физическое развитие
3) Художественно-эстетическое развитие
4) Познавательное развитие

Виды деятельности:

  • игровая
  • коммуникативная
  • двигательная
  • восприятие художественной литературы

Методы и приемы:

  • игровой
  • словесный
  • наглядный
  • практический

Ход ООД:

Дети встают полукругом.

Психогимнастика
Воспитатель:        Станем рядышком по кругу,
                                 Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
                                 Нам здороваться ни лень,
                                  Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
                                  Если каждый улыбнётся -
                                  Утро доброе начнётся».
                                 - Доброе утро!!!

Воспитатель:        Ребята, сегодня утром у дверей нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Детям детского сада».  Но письмо не простое, а звуковое, давайте его послушаем.  

( включается         звуковое письмо)

Зима:     «Здравствуйте ребята. Мне очень понравилось в ваших краях и хоть наступило время весны,  я не тороплюсь уходить и поэтому заколдовала  Весну.  А расколдовать  Весну сможете вы,  если выполните все мои задания и  составите  разгадку  -  рассказ. За правильный ответ я вам буду дарить карточки - подсказки, которые спрятаны в снежинках с заданиями. С уважением Зима»  

Воспитатель: Ну что ребята, поможем расколдовать Весну?

Первое задание Зима спрятала в снежинке с цифрой 5

         1 задание: О каком времени года это стихотворение?

Зеленоглаза, весела.

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень-листьям, нам-тепло,

Волшебство - чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы

- Песни петь все мастерицы.

Догадались. Кто она?

 Эта девица-…              (Весна)                           

Воспитатель:      Ребята, какие весенние месяцы вы знаете?

Ответы детей:    Март, апрель, май.

Воспитатель:  А сейчас какой месяц, ребята?

Ответы детей:   Апрель.

Воспитатель:   Ребята, как в народе называли март? Почему? 

Ответы детей:    Март-капельник. Снег тает, с крыш свисают сосульки, а когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять и  капает капель. Снег на крышах тает, капает вода.

Воспитатель: А как называли апрель? Почему?

Ответы детей:     Апрель-водолей. Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются.

Воспитатель:   Как называли май? Почему?

Ответы детей:    Май-травень, цветень. В мае расцветают деревья и кустарники, распускаются цветы.

Воспитатель:    Молодцы! Справились с  заданием и получаем первую картинку. 

Воспитатель: Ребята, а следующее задание, которое приготовила нам Зима, находится в снежинке под цифрой 4.

2 задание: «Вставьте пропущенное слово»

Что ни сутки – на минутку день длинней, короче ночь.

                        Потихоньку, помаленьку прогоняем… (зиму) прочь!

Воспитатель:           Назовите приметы весны. Выполнить это задание нам  

поможет  экран. Пройдите на стулья. Отвечать будете по цепочке. Каждое

предложение начинается со слова «весной».

Ответы детей:       - Выглянуло яркое, лучистое солнце.

                                           - По небу плывут легкие, воздушные, пушистые облака.

                                           - Вернулись перелетные, шумливые птицы.

                                           - Тает зимний, темный снег.

                                           - Бегут веселые, быстрые, говорливые ручьи.

                                           - На улице капают сосульки, слышна звонкая капель,  

                                             появились темные        проталины.

                                           -  На деревьях набухли пышные, клейкие почки.

Воспитатель:   Молодцы, быстро отвечали.  Знаете  приметы весны. Получаете вторую картинку от Зимы. Следующее задание спряталось под цифрой 3

3 задание: «Переправа»

Воспитатель: Посмотрите, что это?  Ребята, а ещё весной реки вскрываются ото льда, и начинается ледоход.

Воспитатель:    Как нам перебраться на другой берег?

Ответы детей:  ответы по безопасности

Воспитатель:  Вы правы во время ледохода переправляться через реку нельзя. Но во время весеннего половодья это сделать можно. Как вы думаете на чем мы с вами можем попасть на другой берег реки?

Ответы детей:   Можно на лодке или на плоту.

Воспитатель:    Если перебраться на лодке, то из чего её лучше сделать?

У нас есть дерево, камни, металл.

Давайте по очереди будем отпускать предмет в воду и определять, какой это предмет.

- Дерево-лёгкое, прочное, не тонет

- Камень – тяжёлый, прочный, тонет

- Металл - твердый, тяжёлый, тонет

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Ответы детей:   Лучше сделать лодку из дерева, т.к. оно прочное, лёгкое не тонет.

Воспитатель:  Молодцы. Получаете третью картинку от Зимы за правильный ответ.

Следующее задание находится под цифрой 6

Зрительная гимнастика

          4  задание:  Дидактическая игра  «Кто здесь лишний»»

Воспитатель:   Вы, наверное, и не заметили, как очутились на лесной поляне. Ребята, посмотрите вокруг тихо, грустно  и чего – то не хватает. Как вы думаете чего? Вспомните одну из примет, кто весной возвращается в родной край.

Ответы детей:       Птицы.

Физ. мин. «Птицы»

  Стая птиц летит домой

  Весна вернулась в край родной

  Чтоб скорее прилетать,

  Надо крыльями махать! 

  Весна вернулась в край родной

  Стая птиц летит домой.

(Дети садятся за столы)

ВоспитательА  как одним словом назвать тех птиц, которые прилетели к нам из теплых стран?

Ответы детей:     Птицы, которые прилетают к нам из тёплых стран, называются перелётными.

Воспитатель: Ребята, скажите, а что делают птицы, когда прилетают из тёплых стран?

Ответы детей:      Птицы начинают вить гнёзда и выводить птенцов.

Воспитатель:  Зима перепутала всех птиц. Вам надо разделить их: перелетных птиц соедините с солнцем красным карандашом, а зимующих птиц соедините со снежинкой голубым карандашом.

(дети выполняют задание)                           

Воспитатель:          Ребята, проверьте друг у друга. А сейчас посмотрите на экран: у вас так получилось? Молодцы!

Воспитатель:   Какая птица первая возвращается к нам весной?

Ответы детей:   Грач.

Воспитатель:  А как ещё называют грача?

Ответы детей:   Вестник весны.

Воспитатель:  Правильно. А ещё говорят, что грач на своих крыльях весну приносит. Грач ходит по оттаявшему полю и кричит: «Крак! Всем червякам - враг!»

Воспитатель:  А вот ласточка прилетает к нам самая последняя из перелётных птиц. Считается, что если эта юркая птичка построила свое гнездышко под карнизом вашего жилища, то это указывает на то, что вы очень добрая семья, где люди живут в спокойствии и любви. Если ласточка пролетает низко над землей, то скоро начнется дождь, а высокий полет птицы предсказывает ясную и солнечную погоду.

Воспитатель:  Замечательно, ребята, вы смогли получить еще одну картинку.   Следующее задание находится под цифрой 2

         5 задание:  «Цветы»

Воспитатель:     Как только растает снег, распускаются цветы.

Выходите на полянку.

Выпрямите спины,

Протяните мне ладони.

Будем цветы называть

И ладонями играть.

Кого ладонью коснусь,

Тот называет цветок.

Раз, два, три! Превратились дети в цветы.  Ты какой цветок?

Ответы детей:     Подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш и т.д.

Упражнение «Цветы»

Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.

Сначала опустили головки,                        Дети опускают головы, плечи,

 потом листочки.                                        роняют руки вдоль туловища.

 А потом согнулся весь стебелек                Приседают на корточки.

 до самой земли.

 Вдруг закапал дождь,                                 Медленно встают, поднимают руки,

 и цветочки начали оживать.                        потом поднимают головки.

 Подул ветерок,                                    Руки над головой, произносят звук «ш»,

 зашумели стебельки.                                покачивают руками.

 Затих ветерок.                                        Спокойно опускают руки.

Воспитатель:         Раз, два, три! Стали мы опять детьми.  Понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох носом, на выдох произнесем: «Ах, как чудно пахнет цветок». И еще картинка у нас появилась.

          6 задание:  «Главное чудо весны»

Воспитатель:   следующее задание находится под цифрой 1

Ребята, Зима спрашивает, знаете ли вы  чудо, которое поможет победить холод?  И предлагает три ответа.

( лампочка, костер и солнце). 

Ответы детей: Это солнце.

Воспитатель:  Почему?

Ответы детей:   Зимой солнце светит тускло, не ярко, его почти не видно за снежными облаками. А весной солнце становится ярким и теплым, и все живое радуется солнцу.

Воспитатель:  Наступить ли весна, если солнце не будет светить и пригревать? Что произойдет?

Ответы детей:  Будет вечная зима. Не будет смены времен года. Все    живое погибнет.

Воспитатель:   Правильно, солнце  - самое большое и доброе чудо.  

словесная игра «Сравни и назови»

Воспитатель:      Передавая солнце  друг другу, давайте скажем, на что оно похоже.

Солнце желтое, как… (одуванчик,  цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое,  как… (огонь, костер)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы получили последнюю картинку от Зимы.

Давайте подойдем к доске.  Что у нас получилось? Можно теперь составить рассказ о весне, чтобы она быстрее к нам вернулась.

Игра «Составь рассказ по опорным картинкам»

Воспитатель:  Но, весна здесь какая-то не яркая, грустная. Разве о такой весне мы говорили? Я предлагаю вам раскрасить и оживить нашу весну красивыми предложениями и яркими образными словами.  Вам надо договориться, кто по какой  картинке будет рассказывать.   А кто начнет первым, а кто     дальше продолжит рассказывать, вам подскажет план – схема.

(Воспитанники договариваются.)

Воспитатель:  Готовы? Придумали? Посмотрите внимательно на план-схему. Итак, кто же первым начинает рассказ?

1.Пришла весна.

2. Весной ярче светит солнце. Его теплые, ласковые лучики согревают природу. День стал длиннее.

3. Днем на крышах тает снег, вода каплями стекает с крыш. И мы слышим звонкую капель. Ночью вода замерзает, и «вырастают» (образуются) большие сосульки.

4.Весной звонче поют птицы. Они вернулись из теплых краев. Птицы вьют и строят гнезда, чтобы выводить птенцов.

5.Природа просыпается. Снег тает, и появились проталинки. На деревьях набухают почки. Выглянули из - под снега подснежники.

6..Больше всех радуются весне дети. Они любят пускать кораблики в весенних ручейках.

Воспитатель: А кто из вас, ребята сможет повторить то, о чем вы сейчас говорили?

Ответы детей.

Воспитатель:     Ребята, какие вы молодцы! Из ваших предложений получился замечательный рассказ о весне! Как вы думаете, смогли мы прогнать злую Зиму?  Так в чем же главная причина того, что пришла   весна?

Ответы детей:      Солнце весной не только светит, но и греет.

Весна:   Спасибо,  ребята, за ваш  рассказ обо мне! Вы помогли мне освободиться от чар Зимы.    Но дел  у меня еще немало.  До новых встреч!»

Воспитатель:   Ребята, Зима больше не будет мешать Весне.

Предлагаю вам сделать лодочку, загадать желание и отправить её в путь. И тогда все мечты обязательно сбудутся.

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Вот помощники мои,

Как их хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

(выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения)

Воспитатель:    Как вы думаете, смогли вы  освободить Весну от чар Зимы?

Как вам это удалось?

Что больше всего понравилось?

При выполнении какого задания вы испытали затруднение?

Что больше всего запомнилось?

Что вы расскажите друзья и родителям о весне?

Ответы детей:

Воспитатель:   Какое у вас настроение?

Ответы детей:  хорошее, весеннее, радостное…

Воспитатель:      Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали, как вы

рассказывали о весне. Вы справились со всеми заданиями, прошли все трудности и нашли свои знания. (Индивидуальные поощрения).

Рефлексия:

Воспитатель:          А весна за помощь подарила вам маленькие солнышки.

 Солнце дарит всем улыбку и тепло своих лучей. Маленькое солнышко возьми дружок скорей. (Ребятам раздаются маленькие солнышки с прикреплёнными к ним шоколадными медальками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по речевому развитию (приобщение к художественной литературе) в младшей группе общеразвивающей направленности "Путешествие в сказочную страну".

      Конспект занятия составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Основная цель –  формирование интереса к художественной литературе, совершенствование навыков конструиро...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Составление описательного рассказа по теме «Космонавт» с опорой на мнемотаблицу

Цель: создание условий для развития коммуникативной деятельности в процессе составления описательного рассказа о космонавте.Задачи:1.коррекционно - обучающие: закрепить умение детей составлять описате...

Конспект организованной образовательной деятельности по реализации образовательной области « Познавательное развитие» с детьми группы общеразвивающей направленности от 5-6 лет на тему: «Путешествие в русскую избу».

Познакомить детей с особенностями жизни крестьянской семьи времён прабабушек и прадедушек: избой-жилищем, с предметами русского быта (печь, ухват, прялка, стиральная доска ); некоторыми кухонными прин...

Конспект интегрированного занятия в группе общеразвивающей направленности №4 (2-3 года) по теме: «Путешествие за сюрпризом»

Конспект интегрированного занятияв группе общеразвивающей направленности №4 (2-3 года)по теме: «Путешествие за сюрпризом» Образовательные области:«Познавательное развитие»...

Конспект ООД по познавательному развитию детей от 5 до 6 лет группы общеразвивающей направленности с использованием макетных технологий на тему: «Городок»

Конспект ООД по познавательному развитиюдетей от 5 до 6 лет группы общеразвивающей направленности с использованием макетных технологий                  ...