Программа дополнительного образования: "Развитие речи у дошкольников"
рабочая программа по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Шахназарян Лилит Гельбертовна

Речевое развитие детей дошкольного возраста является основным направлением в системе дошкольного образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития дошкольников, их уме­ния пользоваться устной речью.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitie_rechi.docx130.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Речевое развитие детей дошкольного возраста является основным направлением в системе дошкольного образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития дошкольников, их умения пользоваться устной речью.

Цель:

- овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, ознакомление с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.

Задачи:

- Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.

- Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.

- Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

- Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.

- Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.

- Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.

- Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.

Принципы реализации программы:

  1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала «от легкого к трудному», «от простого к сложному» обучения;
  2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
  4. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
  5. Методы и приемы:
  • Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
  • Наглядные
  • Практические
  • Игровые

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую или в первую половину дня в рамках работы факультатива «Логопед плюс». Общее количество занятий в год - 64, длительность занятия - 25мин. Ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 4-7лет и рассчитана на три года обучения.

Форма организации детей: (малыми группами 6-10 детей)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Вычленять звук при четком произнесении слова, фразы прийти к пониманию терминов «звук», «слово».

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе накопления и обогащения словаря на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка; активизации разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных и глаголов.

Различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: кто это? что это? видеть их особенности, выделяя характерные признаки и качества(какой?), а также действия связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека (что делает? что можно с ним делать?)

Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

При названии действий объекта развивать умение видеть начало и конец действия (игра с картинками «Что сначала, что потом»).

Нан наглядной основе дошкольники учатся различать слова с противоположным значением (большой – маленький, высокий - низкий).

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (одежда, посуда, мебель, овощи, животные и т. п.).

Грамматический строй речи. Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе.

Активизация в речи ребенка пространственных предлогов (в, на, за, под, около) одновременно подводит его к употреблению падежных форм.

Обучение разным способам словообразования: названия животных и их детенышей, наименования предметов посуды образуются с помощью самых разнообразных суффиксов (заяц-зайчонок-зайчата; сахарница, хлебница).

Ознакомление с образованием звукоподражательных глаголов (воробей чик-чирик-чирикает, утенок кря-кря-крякает). Формировать умение образования глаголов и закреплять эту информацию в играх «Добавь слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?»

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Пересказывать литературные произведения, формируя умение воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем и без них.

При рассматривании картин дошкольников учат отвечать на вопросы по содержанию и, подводят к составлению коротких рассказов сначала вместе со взрослым затем самостоятельно.

При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы, побуждающие к описанию игрушки, ее качеств и действий, назначения предметов, и подводятся к составлению рассказа.

Обучая детей составлять рассказы повествовательного типа, надо развивать умение видеть структуру рассказа (начало, середина, конец) побуждать к употреблению соответствующей глагольной лексики.

Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по развитию связной речи

 (средняя группа)

дата

Тема

Кол занятий

Содержание

ОКТЯБРЬ

1-я

неделя

Игрушки. 

 Игрушки. Описательный рассказ

2

Учить детей практически определять признаки предметов (форму, цвет, величину). Закрепить обобщающее понятие «игрушки». Продолжать учить детей строиться в ряд и определять начало и конец ряда. Учить составлять предложения, называя 2—3 признака предмета. Продолжать формировать связную речь. Развивать внимание, память, мышление.

2-я

неделя

Овощи

Овощи. Предлоги «НА», «С»

2

Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «овощи». Формировать умение употреблять имена существительные в именительном падеже множественного числа. Учить строить фразу из 2—3 слов с предлогами «В», «НА». Закрепить знание красного, синего, зеленого, желтого, коричневого, оранжевого цветов. Учить выделять и называть оранжевый цвет. Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей рук.

3-я

неделя

Осень

Осень. Один - два - много - ни одного

2

Формировать представление об осени, ее признаках. Учить строить фразу из 2-4 слов. Учить воспроизводить простой ритм. Развивать слуховое и зрительное внимание, физиологическое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук. Учить составлять предложения по совершаемому действию и вопросам с использованием имен существительных единственного и множественного числа. Закрепить понятия «один — много — ни одного».

4-я

неделя

Осень. Предлоги «НА», «С»

Осень. Описательный рассказ

2

Продолжать формировать представление об осени и ее признаках. Формировать понимание и правильное употребление в речи предлогов «НА», «С». Учить строить фразу из 2-4 слов. Продолжать закреплять умение использовать в речи имена существительные во множественном числе. Учить составлять простой описательный рассказ.. Развивать слуховое и зрительное внимание, общую моторику, физиологическое дыхание

НОЯБРЬ

1-я

неделя

Фрукты (знакомство)

Фрукты. Предлоги «НА», «С»

2

Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «фрукты». Учить различать и практически использовать единственное и множественное число имен существительных. Учить строить фразу из 2—4 слов. Закрепить знание основных цветов. Учить употреблять имена собственные в форме единственного числа родительного падежа с предлогом «У», имена существительные единственного и множественного числа в именительном и винительном падежах. Закреплять употребление в речи предлогов «НА», «С». Развивать внимание, мышление, память, речевое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

2-я

неделя

Фрукты. Счет до 5

Фрукты. Описательный рассказ

2

Учить считать до 5. Формировать умение называть итоговое число. Закрепить названия фруктов и обобщающее понятие «фрукты».  Закрепить предлоги «НА», «С». Учить строить фразу из 4-5 слов. Учить простому описанию фруктов. Формировать умение использовать имена существительные в форме единственного числа творительного и винительного падежей Развивать внимание, память, тактильное восприятие.

3-я

неделя

Овощи - фрукты. Дифференциация

Овощи - фрукты. Сад и огород

2

 Закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты». Учить дифференцировать овощи и фрукты. Учить строить фразу из 2—5 слов. Учить использовать имена существительные в единственном числе родительном падеже с предлогом «ИЗ». Учить составлять рассказы по картинкам, вопросам логопеда и картинно-графическим планам. Развивать внимание, память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

                                                             Декабрь

1-я

неделя

Тема: Наше тело (знакомство)

Наше тело (продолжение)

2

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Учить различать и употреблять имена существительные в единственном и множественном числе. Составлять простые предложения по совершаемому действию и сюжетным картинкам. Развивать внимание, память, мышление. Учить строить фразу из 2—4 слов. Учить правильно использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных.

2-я

неделя

Наше лицо

Средства гигиены

2

Уточнить и расширить словарь по теме. Учить строить фразу из 2—5 слов. Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. Учить правильно употреблять слова «чистый» — «грязный», «сухой» — «мокрый» с существительными, обозначающими части лица. Развивать внимание, память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, мелкую моторику кистей рук.    Уточнить и расширить словарь детей по теме: мыть, умываться, стричь, чистить, причесывать, расчесывать, тереть, чистый, грязный, мокрый, сухой, лохматый, причесанный. Учить составлять предложения по картинкам.

3-я

неделя

Зима (знакомство) Зимние забавы

2

Уточнить и расширить словарь детей о признаках зимы. Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов. Развивать физиологическое и речевое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук, воображение, внимание, мышление, память. Закрепить знания о признаках зимы, зимних забавах детей. Продолжать работать над формированием фразы, учить составлять предложения по картинно-графической схеме. Развивать физиологическое и речевое дыхание, внимание, мышление, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе, зимним забавам.

неделя

Новый год. Описательный рассказ

Новый год. Составление рассказа

2

Формировать обобщающее понятие «елочные игрушки». Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов. Обучать простому описательному рассказу. Учить правильно использовать в речи форму творительного падежа имен существительных в единственном числе. Закреплять использование в речи предлога «С». Развивать внимание, память. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к новогоднему празднику. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке. Формировать связную речь. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к новогоднему празднику.

                                                         Январь

неделя

Зима. Слоговая структура

Зима. Составление рассказа

2

Формировать слоговую структуру слов. Закрепить правильную артикуляцию гласных звуков «А», «У», «О», «И» и символы, которыми эти звуки обозначаются. Формировать связную речь. Учить составлять рассказ по картинному плану. Развивать внимание, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

неделя

Одежда (знакомство)

Одежда. Развитие мышления

2

Уточнить словарь детей по теме, расширить и активизировать его. Познакомить с назначением одежды. Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Учить составлять предложения по действию. Учить использовать глаголы «надеть-снять» во фразах. . Активизировать фразовую речь детей. Развивать зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление

неделя

Одежда. Предлоги «В», «ИЗ»

Одежда. Средний род имен существительных

Учить понимать предлоги «В», «ИЗ» и правильно их использовать в речи. Активизировать фразовую речь детей. Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику кистей рук. Воспитывать бережное отношение к одежде. Формировать практическое усвоение согласования прилагательных с именами существительными среднего рода.  Продолжать учить детей строить фразы из 2—5 слов. Развивать внимание, память, мышление.

                                                Февраль

неделя

Обувь (знакомство

Обувь. Развитие мышления

2

Уточнить и расширить словарь детей по теме. Познакомить с обобщающим понятием «обувь» и ее назначением. Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. Учить составлять предложения по совершаемому действию, использовать глаголы «обуть-снять» при формировании фразы. Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов. Развивать зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление.

неделя

Обувь. Предлоги «В», «ИЗ»

Обувь. Пересказ

2

Учить понимать предлоги «В», «ИЗ» и правильно их использовать. Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов. Учить пересказывать рассказ, составленный по сюжетной картинке. Формировать связную речь. Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику кистей рук. Воспитывать эмоциональное отношение к содержанию рассказа.

неделя

Тема: Дикие животные (знакомство)

Дикие животные. Части тела

2

Уточнить и расширить словарь детей по теме. Формировать обобщающее понятие «дикие животные». Продолжать формировать фразовую речь. Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов Развивать внимание, память, воображение, образное мышление, общую и мелкую моторику кистей рук. Воспитывать эмоциональное отношение к живой природе.

неделя

Детеныши диких животных (знакомство)

Детеныши диких животных (продолжение)

2

Уточнить и расширить словарь детей по теме. Закрепить обобщающее понятие «дикие животные», формировать понятие «детеныши диких животных». Учить различать и употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе.Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов. Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику кистей рук. Продолжать воспитывать эмоциональное отношение к живой природе.

Март

неделя

Мамин праздник. Пересказ

Мамин праздник

2

Закрепить и активизировать словарь детей по теме. Формировать связную речь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать эмоциональное отношение к Женскому празднику. Расширять знания детей об окружающем мире. Продолжать учить строить фразу из 2-5 слов. Развивать внимание, память. Воспитывать уважение к труду взрослых, эмоциональное отношение к Женскому празднику.

неделя

Домашние животные (знакомство)

Домашние животные. Части тела. Словообразование

2

Уточнить и расширить словарь детей по теме. Формировать обобщающее понятие «домашние животные».  Учить строить фразу из 2-5 слов. Развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к домашним животным. Уточнить и расширить номинативный и глагольный словарь детей по теме. Закрепить обобщающее понятие «домашние животные». Развивать внимание, память, мышление, общую моторику и мелкую моторику кистей рук. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к домашним животным.

неделя

Домашние животные. Словоизменение

Домашние животные (продолжение)

2

Обучать приемам словоизменения. Продолжать закреплять обобщающее понятие «домашние животные». Формировать правильное употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных. Учить строить фразу из 2—5 слов. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику кистей рук.  Воспитывать ласковое отношение к домашним животным. Учить правильно использовать форму творительного падежа имен существительных в единственном числе. Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику. Воспитывать доброту и внимание к домашним животным

неделя

Детеныши домашних животных (знакомство)

Детеныши домашних животных. Словоизменение

2

Уточнить и расширить словарь детей по теме. Формировать обобщающее понятие «детеныши». Учить строить фразу из 3-х слов с использованием имени существительного в родительном падеже без предлога и с предлогом «У». Развивать внимание, память, наглядно-образное мышление. Воспитывать доброту и внимание к домашним животным. Закрепить обобщающее понятие «детеныши». Учить практическому усвоению образования множественного числа и уменьшительно-ласкательной формы имен существительных. Закрепить в экспрессивной речи умение строить фразу из 2—3 слов. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику кистей рук. Продолжать воспитывать доброе и внимательное отношение к домашним животным.

Апрель

неделя

Детеныши домашних животных. Предлоги «ЗА», «ПОД»

Весна (знакомство)

2

Учить понимать предлоги «ЗА», «ПОД». Учить строить фразу из трех слов с предлогами «ЗА», «ПОД». Развивать умение ориентироваться в ближайшем окружении. Развивать внимание, память, обшую моторику. Воспитывать доброе и внимательное отношение к домашним животным. Уточнить и расширить словарь детей по теме. Формировать понятие «весна». Формировать связную речь. Развивать внимание, память, общую п мелкую моторику кистей рук.  Воспитывать любовь к родной природе.

неделя

Весна. Предлоги «НА», «С»

Посуда. Предлоги «В», «НА», «ОКОЛО», «ЗА», «ПОД»

2

Закрепить и активизировать словарь детей по теме. Закрепить обобщающее понятие «весна». Учить строить фразу с дополнением, выраженным именем существительным единственного числа в предложном падеже с предлогом «НА». Учить строить фразу с дополнением, выраженным именем существительным единственного числа в родительном падеже с предлогом «С». Развивать просодическую сторону речи, ритм, слуховое внимание, общую и мелкую моторику кистей рук. Воспитывать любовь к природе. Развивать пространственные представления и умение ориентироваться относительно своего тела. Закрепить обобщающее понятие «посуда». Учить использовать в речи сложно-подчиненные предложения. Учить правильно использовать во фразовой речи предлоги «В», «НА», «ОКОЛО», «ЗА», «ПОД». Учить составлять предложения по совершаемому действию с противительным союзом «А». Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к посуде.

неделя

Посуда. Словоизменение

Посуда. Составление рассказа

2

Расширить словарь детей по теме (части посуды). Закрепить обобщающее понятие «посуда». Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. Учить правильно употреблять имена существительные в родительном падеже единственного числа. Учить использовать в речи сложно-сочиненные предложения с союзом «А». Развивать внимание, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук. Воспитывать бережное отношение к посуде.Активизировать словарь детей по теме. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке и вопросам логопеда.  Учить отвечать на вопросы полными ответами, предложениями из 3—5 слов. Развивать внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику кистей рук. Воспитывать уважение к труду взрослых и желание помогать им.

неделя

Мебель. Словоизменение

Мебель. Предлоги «В», «НА», «С», «ИЗ», «ОКОЛО»

2

Закрепить обобщающее понятие «мебель». Учить образовывать множественное число имен существительных в именительном падеже. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных в единственном и множественном числе. Учить составлять предложения с противительным союзом «А». Формировать умение строить фразу из 3-4 слов с прямым дополнением. Развивать внимание, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук. Продолжать воспитывать бережное отношение к мебели.

Развивать пространственные представления, умение ориентироваться в пространстве. Закрепить предметный словарь по теме и обобщающее понятие «мебель». Закреплять правильное употребление предлогов «В», «НА», «С», «ИЗ». Учить детей понимать и использовать в речи предлог «ОКОЛО». Развивать внимание, память. Воспитывать бережное отношение к мебели.

неделя

Мебель. Предлоги «ЗА», «ПОД»

Мебель. Предлоги «К», «ОТ»

2

Развивать пространственные представления, умение ориентироваться в пространстве. Закрепить предметный словарь по теме и обобщающее понятие «мебель». Учить детей понимать и использовать в речи предлоги «ЗА», «ПОД», строить фразу из 3-4 слов с косвенными дополнениями в творительном и винительном падежах. Развивать внимание, память. Воспитывать бережное отношение к мебели, аккуратность. Развивать пространственные представления, умение ориентироваться в пространстве. Закрепить предметный словарь по теме и обобщающее понятие «мебель». Учить детей понимать и использовать в речи предлоги «К», «ОТ», строить фразу из 3-4 слов с косвенными дополнениями в дательном и родительном падежах. Развивать внимание, память. Воспитывать бережное отношение к мебели, аккуратность.

                                                          Май

неделя

Транспорт (знакомство)

Транспорт. Предлоги «ПО», «К», «ОТ», «ОКОЛО», «НА», «В» с глаголами

2

Уточнить и расширить словарь детей по теме. Формировать обобщающее понятие «транспорт». Учить образовывать множественное число имен существительных в именительном падеже. Учить составлять сложно-подчиненные предложения цели и предложения с противительным союзом «А». Развивать внимание, память. Формировать у детей пространственные представления и умение ориентироваться в пространстве. Закрепить предметный словарь и обобщающее понятие по теме. Уточнить и расширить словарь глаголов. Закрепить правильное употребление предлогов «НА», «В», «К», «ОТ», «ОКОЛО». Формировать умение правильно употреблять предлог «ПО».  Учить строить предложения с разноприставочными глаголами и дополнениями в разных падежах с предлогами. Развивать внимание, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

неделя

Профессии

Обувь (знакомство

2

Познакомить детей с профессиями врача, повара, шофера. Повторить профессии людей, работающих в группе. Формировать обобщающее понятие «профессия». Продолжать формировать умение использовать в речи простые распространенные и сложно-подчиненные предложения. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать уважение к труду людей Уточнить и расширить словарь детей по теме.  Познакомить с обобщающим понятием «обувь» и ее назначением. Учить использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. Учить составлять предложения по совершаемому действию, использовать глаголы «обуть-снять» при формировании фразы. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.

неделя

Обувь. Развитие мышления

Обувь. Предлоги «В», «ИЗ»

2

Закрепить обобщающее понятие «обувь». Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов.  Развивать зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление. Учить понимать предлоги «В», «ИЗ» и правильно их использовать. Продолжать учить строить фразу из 2—5 слов.  Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику кистей рук

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по развитию речи

(старшая группа)

дата

Тема

Кол занятий

Содержание

ОКТЯБРЬ

1-я

неделя

Игрушки. Рассказ по картинк

 Игрушки. Описательный рассказ

2

  1. Расширять и обогащать словарь по теме, активизировать глагольный словарь. Закрепить обобщающее понятие «игрушки». Учить составлять предложения по действиям с игрушками, картинкам и картинно-графическим схемам. Учить составлять предложения с однородными сказуемыми. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить составлять описательный рассказ с опорой на картинно- графический план. Развивать моторику, внимание, память, физиологическое дыхание.4a0um4x3g1y9cllk7

2-я

неделя

Осень»

Осень. Предлоги НА, С»

2

Формировать понятие «осень». Уточнить и расширить словарь по теме. Развивать память, мышление, внимание, физиологическое и речевое дыхание, общую и мелкую моторику, просодическую сторону речи.

Закрепить признаки осени. Учить ориентироваться в пространстве. Учить использовать предлоги НА, С с существительными единственного и множественного числа в родительном, винительном и предложном падежах. Развивать внимание, память, мышление, физиологическое дыхание, общую и мелкую моторику. Воспитывать умения вслушиваться в речь логопеда и точно отвечать на вопросы.

3-я

неделя

Осень. Пересказ

Части дерева

2

Закрепить признаки осени. Учить пересказывать рассказ по картинно-графическому плану. Продолжать учить ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, память, мышление, физиологическое дыхание, общую и мелкую моторику. Воспитывать умение вслушиваться в речь логопеда и точно отвечать на вопросы.

Уточнить и расширить словарь по теме.

Учить образовывать множественное число существительных в именительном падеже.

Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Развивать внимание, память, мышление, правильное физиологическое дыхание

4-я

неделя

Части дерева. Словоизменение

Деревья. Словоизменение

2

Закрепить названия частей дерева. Учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже. Учить согласовывать числительные 1—5 с существительными. Развивать внимание, память, мышление.

Уточнить и расширить словарь по теме. Познакомить с деревьями, их названиями, закрепить знание о пользе, которую приносят деревья. Учить образовывать существительные множественного числа. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Развивать внимание, память, мышление.

5-я

неделя

Листья. Описательный рассказ»

Овощи. Словоизменение

2

Учить составлять и пересказывать описательные рассказы по теме, используя картинно-графический план. Закрепить признаки осени.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать навыки организационного поведения.

Уточнить знания об овощах, расширить словарь по теме. Учить образовывать именительный падеж множественного числа и уменьшительно-ласкательную форму существительных. Формировать фразу с противительным союзом А.4f043ppzhuvj1vy97

Развивать внимание, память, правильное речевое дыхание моторику, темп и ритм.

                                              Ноябрь

1-я

неделя

Овощи. Предлоги В, НА, С, ИЗ

Овощи. Словоизменение. Словообразование»

2

Расширять и активизировать глагольный словарь по теме (выкапывают, срезают, выдергивают, срывают, поливают и т.д.) Уточнить и закрепить правильное употребление предлогов В, НА, С, ИЗ (в земле, на земле, из земли, с грядки и т.д.). Учить правильно использовать творительный падеж существительных без предлога в значении орудийности.. Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения. Развивать внимание, память, мышление, координацию слова и движения, физиологическое и речевое дыхание Закрепить обобщающее понятие «овощи». Учить правильно согласовывать числительные 1-5 с существительными. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных в мужском, женском и среднем роде. Развивать внимание, память, мышление, координацию слова и движения, физиологическое и речевое дыхание.4t0yrlx4mayqk3197

2-я

неделя

Овощи. Описательный рассказ

Фрукты

2

Закрепить обобщающее понятие «овощи».

Расширять фразу путем распространения ее прилагательными. Учить составлять описательные рассказы об овощах. Формировать навыки диалогической речи. Развивать внимание, память, мышление, координацию слова и движения, физиологическое и речевое дыхание. Уточнить знания о фруктах. Расширять и обогащать словарь по теме. Учить образовывать именительный падеж множественного числа и уменьшительно-ласкательную форму существительных. Развивать внимание, память, речевое дыхание, моторику4bo04toh3daxfi1974ig0d4gtpgc319na7

3-я

неделя

Фрукты. Словоизменение

Фрукты. Словообразование

2

Расширять и активизировать словарь по теме.40aw4eqi3lrfq1k97

Учить согласовывать числительные 1—5 с существительными. Правильно использовать родительный падеж множественного числа существительных. Развивать внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику, речевое дыхание. Учить использовать родительный падеж множественного числа существительных. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных. Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие404q31yxfj9wprzn7

4- я

неделя

Фрукты. Распространенные предложения

Овощи - фрукты. Пересказ»

Закреплять умение составлять рассказы описательного характера с опорой на картинно-графическую схему. Учить согласовывать прилагательные с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа. Учить распространять предложения прилагательными с опорой на картинно-графическую схему. Развивать внимание, память, диалогическую речь.

Учить дифференцировать понятия «овощи» и «фрукты». Учить пересказывать рассказы с опорой на картинно-графический план. Закреплять навыки правильного речевого дыхания. Развивать внимание, память, мышление.

Декабрь

1- я

неделя

Перелетные птицы

Перелетные птицы. Описательный рассказ

2

Формировать понятие «перелетные птицы».

Уточнить и расширить словарь по теме. Учить образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных. Развивать внимание, память, мышление. Учить образовывать новые слова типа «белокрылый». Учить согласовывать прилагательные с существительными. Учить составлять описательные рассказы о перелетных птицах. Развивать внимание, память, мышление40zdh43iaics1c9t74jbxedncw0a431e97

2- я

неделя

Дикие животные. Словоизменение

Дикие животные. Части тела

2

Уточнить знания по теме. Расширить и активизировать словарь по теме. Закрепить образование множественного числа существительных. Формировать обобщающее понятие «дикие животные». Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными. Продолжать учить использовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных. Развивать внимание, память, мышление. Расширять словарь по теме. Формировать умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Формировать фразовую речь.

Развивать внимание, мышление, память

3- я

неделя

Дикие животные. Пересказ»

Дикие животные. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА

2

Закрепить и расширить знания о диких животных наших лесов, обогащать словарь. Учить пересказывать и составлять рассказы цепной структуры по картинно-графическим планам.

Развивать внимание, память, мышление, общую моторику. Воспитывать навыки организационного поведения.

Учить правильно употреблять предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. Учить составлять предложения по картинно-графическим схемам. Закрепить обобщающее понятие «дикие животные».  Продолжать развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление.

4- я

неделя

Зима. Изменения в природе

Новогодняя елка. Предлоги

2

Учить составлять рассказы с опорой на картинный план и вопросы. Уточнить знания о признаках зимы. Формировать понятие «время года». Развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память.

Закрепить умение составлять предложения с существительными множественного числа в творительном падеже без предлога. Закрепить умение использовать в предложениях предлоги НА, С. Формировать обобщающее понятие «елочные игрушки». Учить распространять предложения прилагательными и согласовывать их с существительными единственного и множественного числа. Развивать общую моторику, внимание, память, воображение.4v0r43ik1tpiavc97

Январь

3- я

неделя

Елка в детском саду. Пересказ

Снеговик. Описательный рассказ

2

Учить пересказывать рассказы по вопросам и картинно-графическому плану. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание, память, мышление.4imhgd0fw4l31u9m7

Закрепить знания о признаках зимы. Учить составлять описательные рассказы. Учить согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Развивать речевое дыхание, умение владеть собой, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память.

4- я

неделя

Зимние забавы

Снежный ком. Рассказ по серии картинок

2

Повторить признаки зимы. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Закрепить умение пользоваться изученными предлогами. Развивать внимание, память, мышление. Активизировать словарь по теме. Учить составлять предложения по картинно-графическим схемам. Обучать пересказу по картинкам и самостоятельному составлению рассказов по картинно-графическому плану.404j3i1epey9ehfv7

Закрепить и расширить знания о зиме. Учить составлять и пересказывать рассказ по серии картинок и вопросам. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику, ритм. Воспитывать навыки организационного поведения.

5- я

неделя

Зимующие птицы. Словоизменение

Зимующие птицы. Словообразование.

Описательный рассказ40lo43duw1k9wiqw7

2

Познакомить с понятием «зимующие птицы», уточнить и расширить словарь по теме. Учить образовывать существительные множественного числа в именительном, родительном и творительном падежах. Формировать фразовую речь. Развивать внимание, память, мышление, речевое дыхание.4eo0pd4o31bnar9e7

Учить подбирать слова-признаки к существительным. Закрепить умение составлять сложные слова типа «длинно- клювый». Учить составлять описательные рассказы о зимующих птицах. Развивать внимание, память, мышление.

Февраль

1-я

неделя

Зимующие птицы. Рассказ по серии картинок

Одежда

2

Закрепить пространственные представления, уточнить и закрепить использование предлогов НА, НАД, ПОД, К, ОТ. Формировать умение определять последовательность событий. Учить составлять рассказы по серии картинок. Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать культуру речевого поведения

Уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его. Познакомить с назначением одежды. Учить образовывать и использовать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Формировать правильное употребление родительного падежа множественного числа.

Развивать внимание, память, мышление

2- я

неделя

Одежда. Словообразование. Словоизменение

Одежда. Словообразование (продолжение)»

2

Учить согласовывать и использовать местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными. Учить образовывать и правильно использовать притяжательные прилагательные типа: мамин(-а, -о), папин(-а, -о), дедушкин(-а, -о), Катин(-а, -о) и т.п. Развивать внимание, память, мышление.

Формировать обобщающее понятие «одежда». Учить образовывать относительные прилагательные от существительных. Учить расширять предложения посредством прилагательных. Развивать внимание, память

3- я

неделя

Одежда. Глаголы

Одежда. Предлоги С, БЕЗ

2

Расширять словарь по теме. Учить правильно использовать предлог БЕЗ и приставочные глаголы, понимать семантику слова. Учить согласовывать глаголы настоящего времени с личными местоимениями. Познакомить с профессией портнихи. Развивать внимание, память, мышление.

Учить правильно использовать существительные в родительном падеже с предлогом БЕЗ и творительном падеже с предлогом С, понимать семантику слова. Учить использовать противительный союз А и соединительный союз И. Обучать диалогической речи. Развивать внимание, память, мышление.4z0alf4cz319htmb7

4- я

неделя

Обувь. Словоизменение

Обувь. Словообразование»

2

Уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его. Познакомить с названиями обуви, ее назначением, использованием, уходом за ней. Учить использовать единственное и множественное число существительных. Закрепить правильное использование существительных единственного числа в творительном падеже и существительных множественного числа в родительном падеже.

Формировать умение согласовывать слова в предложении. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику. Формировать обобщающее понятие «обувь». Учить образовывать прилагательные от существительных. Формировать умение распространять предложения за счет прилагательных. Развивать внимание, память, мышление.4j0slg4doedn31p97

                                                                        Март

1- я

неделя

Обувь и ее детали. Глаголы

Головные уборы. Словоизменение

2

Расширять и активизировать словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «обувь». Познакомить с профессией сапожника. Учить использовать существительные с предлогом БЕЗ.

Закрепить умение согласовывать личные местоимения с глаголами будущего времени. Закрепить умение составлять простое распространенное предложение по картинно-графической схеме. Формировать диалогическую речь. Развивать внимание, память, мышление. Уточнить и расширить словарь по теме, формировать фразовую речь. Формировать обобщающее понятие «головные уборы». Формировать представление о назначении головных уборов. Формировать умение использовать существительные в именительном падеже множественного числа. Учить согласовывать существительные с числами 1, 2, 5, местоимениями «мой», «моя».  Развивать внимание, память, мышление.4a0m4pb3zh19suug74l0xpv43kt19innh7

2- я

неделя

Головные уборы. Словообразование

Одежда, обувь. Рассказ»

2

Формировать обобщающее понятие «головные уборы». Учить образовывать прилагательные от существительных. Учить согласовывать относительные прилагательные с существительными в винительном падеже. Учить составлять простое распространенное предложение с относительными прилагательными. Развивать внимание, память, мышлениеЗакрепить обобщающие понятия «одежда» и «обувь». Учить составлять предложения по картинкам. Учить составлять рассказы. Закрепить употребление изученных предлогов В, НА, С, ИЗ. Развивать внимание, мышление, память, внимание.4k0ai43vub1trou97

3- я

неделя

Семья (знакомство). Словоизменение

Семья (продолжение)

2

Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «семья». Учить составлять предложения с дополнением, выраженным существительными единственного числа в косвенных падежах. Учить понимать сложные логико-грамматические конструкции.4gol0ff4i319xstn7

Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику.

Формировать употребление сравнительной степени прилагательных: старший (старше), младший (младше), большой (больше), маленький (меньше). Учить составлять сложносочиненные предложения с противительными союзами А, НО. Формировать правильное употребление падежных окончаний существительных единственного числа. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

4- я

неделя

Весна

Весна. Пересказ

2

Формировать понятия «время года», «весна».

Учить выделять признаки весны, отличать ее от других времен года. Учить составлять рассказ по картинно-графическому плану. Развивать внимание, память, мышление, речевой ритм и координацию речи и движения.4nt04s31tnxod9ns7

Учить составлять рассказ по картинке и вопросам, пересказывать его. Формировать понятия «время года», «весна». Закрепить признаки весны. Закрепить образование множественного числа существительных. Развивать внимание, память, мышление, ритм.

Апрель

1- я

неделя

Животные и птицы холодных стран, их детеныши и птенцы

Животные и птицы холодных стран.

Словообразование

2

Уточнить знания по теме, расширить и активизировать словарь. Закрепить умение употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа.

Закреплять умение употреблять существительные множественного числа в родительном падеже.

Учить составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом А.

Развивать внимание, память, мышление.

Учить образовывать притяжательные прилагательные от названий животных и птиц.

Формировать представление о питании животных и птиц холодных стран. Учить правильно использовать предлоги ЗА, ИЗ-ЗА, В, ИЗ. Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения. Развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление.

2- я

неделя

«Животные и птицы холодных стран.

Описательный рассказ»

апреля - День космонавтики

2

Учить составлять описательные рассказы. Познакомить с профессией зверолова. Учить согласовывать числительные 1—5 с существительными. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику. Учить составлять рассказ по картинке. Учить использовать существительные единственного числа в различных падежах. Закрепить умение согласовывать числительные 1—5 с существительными. Учить префиксальному способу образования глаголов.4oy0r4rmf31cxnh97

Развивать внимание, память, мышление

3- я

неделя

Домашние животные»

Домашние животные. Описательный рассказ»

2

Уточнить знания по теме, расширять и активизировать словарь. Закрепить образование множественного числа существительных. Закрепить использование в речи творительного падежа существительных. Закрепить умение составлять предложения по картинкам. Развивать внимание, память, мышление. Расширять и обогащать глагольный словарь (ест, жует, грызет, дерет, щиплет, лакает). Закрепить обобщающее понятие «домашние животные». Формировать умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже. Учить образовывать составные прилагательные. Формировать диалогическую форму речи. Учить составлять рассказы описательного характера о домашних животных. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение слушать товарищей.4kh0wum43jg1a9gb7

4- я

неделя

Детеныши домашних животных. Словоизменение»

Детеныши домашних животных. Пересказ»

Цели:

2

Расширить и активизировать словарь по теме и формировать обобщающее понятие «детеныши».

Учить детей образовывать именительный и родительный падежи множественного числа существительных. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. Учить составлять простые распространенные предложения и сложносочиненные предложения с противительным союзом А.

Развивать внимание, память, мышление Активизировать словарь по теме, развивать навыки связной речи. Учить составлять рассказы по картинке, вырабатывать алгоритм составления рассказа. Учить изменять существительные по падежам во множественном числе. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

Воспитывать положительное отношение к труду, желание помогать взрослым.

Май

1- я

неделя

Домашние птицы и их птенцы

Посуда. Словоизменение. Словообразование

2

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Формировать обобщающие понятия «домашние птицы», «птенцы». Познакомить с профессией птичницы. Учить согласовывать числительные 1-5 с существительными. Учить пересказывать рассказ по серии сюжетных картинок. Развивать внимание, память, мышление, воображение Уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его. Формировать обобщающее понятие «посуда».

Закрепить понимание назначения посуды. Учить использовать существительные множественного числа в родительном падеже. Учить суффиксальному способу образования существительных (сухарница, супница и т.д.).

Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.

2- я

неделя

Посуда. Описательный рассказ»

Посуда. Рассказ по картинке

2

Учить образовывать относительные прилагательные. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «мое», «мои». Учить составлять описательные рассказы о посуде. Развивать внимание, память, мышление. Учить составлять рассказ по картинке и пересказывать его по картинно-графическому плану. Формировать навыки связной речи и творческого рассказывания. Формировать умение правильно употреблять предлоги в речи. Развивать память, внимание, мышление.40zojuk431ryozz974x0xya4lqr31ce9d7

3 я

неделя

Мебель. Описательный рассказ

Транспорт, профессии на транспорте

2

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Закрепить обобщающее понятие «мебель». Учить образовывать относительные прилагательные. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Учить составлять описательные рассказы о мебели.

Формировать навыки диалогической речи. Познакомить с профессией столяра. Развивать внимание, память, мышление. Формировать представления о транспорте, профессиях на транспорте. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Формировать обобщения по теме (транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, воздушный транспорт, подземный транспорт). Закрепить умение использовать существительные в именительном падеже множественного числа и в творительном падеже единственного числа без предлога. Развивать внимание, память, мышление.4myxe0ihkb4n319p7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по развитию речи

(подготовительная к школе группа)

дата

Тема

Кол занятий

Содержание

ОКТЯБРЬ

1-я

неделя

Наш детский сад»

Слова-предметы

2

Уточнить знания об окружающем мире. Уточнить и расширить словарь по теме. Закрепить понятие «профессия». Учить составлять сложноподчиненные предложения. Формировать умение ориентироваться в помещениях детского сада. Развивать внимание, память, умение вслушиваться в обращенную речь. Воспитывать навыки организованного поведения. Познакомить с понятиями «слово», «слово-предмет». Формировать умение ориентироваться относительно своего тела. Развивать внимание, память. Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего.

2-я

неделя

Слова-предметы (продолжение)

Слова-действия

2

Формировать понятия «слово», «слово-предмет». Формировать понятия о словах, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Учить задавать вопросы к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы. Закрепить понятие «ряд». Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего. Формировать понятие о слове, обозначающем действие (слово- действие). Учить задавать вопросы к словам-действиям. Учить точно отвечать на поставленный вопрос одним словом. Формировать элементы диалогической речи. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего.

3-я

неделя

Слова-признаки

Слова предметы, слова-действия, слова-признаки

2

Расширять и обогащать словарь по теме относительными и качественными прилагательными. Учить точно отвечать на поставленный вопрос. Формировать понятие о слове, обозначающем признак предмета (слово-признак). Учить задавать вопросы к словам-признакам. закрепить понятия о словах, обозначающих предметы. Развивать внимание, память, мышление.            Закрепить понятия о словах-предметах, словах-действиях и словах-признаках. Закрепить умение правильно задавать вопросы к этим словам. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать навыки организованного поведения.

4-я

неделя

Предложение из двух слов

Предложение из трех слов с прямым дополнением

2

Закрепить понятия о словах, обозначающих предметы и действия. Практически познакомить с понятием «предложение». Учить составлять предложения из двух слов - по действию и сюжетным картинкам. Дифференцировать понятия «слово» и «предложение». Развивать внимание, память, общую моторику. Воспитывать умение слушать логопеда и сверстников.       Закрепить понятие о предложении. Учить составлять предложения из трех слов с прямым дополнением. Учить анализировать предложение. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, общую моторику. Воспитывать навыки организованного поведения.

5-я

неделя

Предложение с однородными прилагательными

Предложения с предлогами НА, С, В, ИЗ

2

Учить распространять предложение однородными определениями. Закрепить умение правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Расширять объем кратковременной слуховой памяти. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать навыки организованного поведения. Учить составлять предложения с предлогами НА, С, В. ИЗ, анализировать их и выделять предлог. Закрепить умение правильно согласовывать слова в предложении. Расширять объем кратковременной слуховой памяти. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать навыки организованного поведения.

Ноябрь

1-я

неделя

В огороде”. Рассказ

Осень

2

Учить составлять рассказ по картинке и пересказывать его с опорой на схему. Закрепить понятия «слова-предметы», «слова-признаки», «слова-действия», «предлоги и их символы». Развивать внимание, память, мышление, умение рассуждать.

Воспитывать умение слушать логопеда и сверстников. Уточнить признаки осени. Формировать представление о временах года. Учить пересказу с использованием схемы. Развивать внимание, память, мышление, физиологическое и речевое дыхание, общую моторику.

          2-я

неделя

Деревья и их части. Словоизменение»

Лес. Родственные слова. Пересказ»

2

Расширять словарь по теме. Закрепить названия деревьев средней полосы России. Формировать понятие о пользе деревьев. Формировать правильное употребление падежных окончаний имен существительных во множественном числе. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать любовь к родной природе, навыки организованного поведения Расширять словарь по теме. Формировать практическое усвоение понятия «родственные слова». Учить составлять рассказ по серии картинок. Развивать внимание, память, мышление. Формировать понятие о безопасном поведении и охране жизни детей. Воспитывать навыки организованного поведения.

3-я

неделя

Деление на слоги

Фрукты. Составление рассказа, пересказ

2

Повторить звуки «М», «п», «Т», «К». Формировать понятие «слог». Учить делить слова на слоги и практически определять количество слогов в словах. Учить читать слоги с изученными буквами. Развивать внимание, память, фонематическое восприятие. Развивать связную речь. Закрепить обобщающее понятие «фрукты». Учить составлять описательные рассказы. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке и пересказывать его. Развивать внимание, память, мышление.

4-я

неделя

Гигиена

Предложения с предлогами НА, С, В, ИЗ

2

Уточнить словарь по теме. Учить подбирать слова-антонимы. Учить составлять рассказы по картинке и вопросам. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. Учить составлять предложения с предлогами НА, С, В. ИЗ, анализировать их и выделять предлог. Закрепить умение правильно согласовывать слова в предложении. Расширять объем кратковременной слуховой памяти. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать навыки организованного поведения.

Декабрь

1-я

неделя

Дикие животные. Творческий пересказ

Дикие животные. Рассказ по серии картинок»

2

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке. Формировать навыки словообразования при помощи суффикса -иш. Формировать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать интерес к живой природе.                                      Закрепить и расширить знания о диких животных наших лесов. Учить составлять рассказ по серии картинок, вопросам и пересказывать его. Формировать умение согласовывать числительные с существительными. Развивать внимание, память, мышление.

2-я

неделя

Предзимье. Пересказ

Зимующие птицы. Пересказ

2

Учить составлять рассказы по картинке и пересказывать их. Закрепить правила составления рассказа. Развивать внимание, память, мышление, умение слушать. Учить пересказывать рассказы по картинно-графическому плану. Учить подбирать родственные слова. Развивать внимание, память, мышление.

3-я

неделя

Зима»

Зима. Рассказы

2

Учить пересказывать рассказы с опорой на картинно-графический план и по вопросам. Уточнить знания о зиме. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными и распространять предложения с помощью слов-признаков. Развивать внимание, память, мышление.Учить составлять рассказы по серии картинок и вопросам. Учить составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом А. Учить составлять рассказы описательного характера. Формировать умение расширять предложения с помощью слов-признаков. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение слушать сверстников

4-я

неделя

Елка

Новый год. Рассказ по серии картинок

2

Учить составлять описательные рассказы. Формировать умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Закрепить умение использовать предлоги НА, С в предложе ниях. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение слушать сверстников. Учить составлять рассказы по серии картинок и вопросам.Учить составлять сложноподчиненные предложения. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение слушать сверстников.

Январь

3-я

неделя

Зима. Родственные слова

Зимующие птицы. Словообразование.

Описательный рассказ40lo43duw1k9wiqw7

2

Уточнить и закрепить понятие «родственные слова». Учить правильно использовать эти слова в предложениях. Формировать семантическую сторону речи. Развивать внимание, мышление, слухоречевую память.Учить подбирать слова-признаки к существительным. Закрепить умение составлять сложные слова типа «длинно- клювый». Учить составлять описательные рассказы о зимующих птицах. Развивать внимание, память, мышление.

4-я

неделя

Зимние забавы»

Снеговик. Описательный рассказ

2

Повторить признаки зимы. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Закрепить умение пользоваться изученными предлогами.

Развивать внимание, память, мышление. Активизировать словарь по теме. Учить составлять предложения по картинно-графическим схемам.Закрепить знания о признаках зимы. Учить составлять описательные рассказы. Учить согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Развивать речевое дыхание, умение владеть собой, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память.

5-я

неделя

Зимние виды спорта. Словообразование

Зимние виды спорта. Описательный рассказ.

2

Обучать пересказу по картинкам и самостоятельному составлению рассказов по картинно-графическому плану. Формировать навыки словообразования. Формировать умение понимать и объяснять незнакомые слова. Формировать навыки составления сложнрподчиненного предложения. Развивать внимание, память, мышление. Активизировать словарь по теме. Учить составлять предложения по картинно-графическим схемам. Закрепить знания о признаках зимы. Учить составлять описательные рассказы.404j3i1epey9ehfv7

Февраль

1-я

неделя

Животные и птицы холодных стран, их детеныши и птенцы

Животные и птицы холодных стран. Словообразование

2

Уточнить знания по теме, расширить и активизировать словарь. Закрепить умение употреблять существительные в именительном падеже единственного и множественного числа. Закреплять умение употреблять существительные множественного числа в родительном падеже. Учить составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом А..Развивать внимание, память, мышление. Учить образовывать притяжательные прилагательные от названий животных и птиц. Формировать представление о питании животных и птиц холодных стран. Учить правильно использовать предлоги ЗА, ИЗ-ЗА, В, ИЗ. Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения. Развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление.

2-я

неделя

Животные и птицы холодных стран. Описательный рассказ

Домашние животные. Описательный рассказ

2

Учить составлять описательные рассказы. Познакомить с профессией зверолова. Учить согласовывать числительные 1—5 с существительными. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.4oy0r4rmf31cxnh97

Расширять и обогащать глагольный словарь (ест, жует, грызет, дерет, щиплет, лакает). Закрепить обобщающее понятие «домашние животные». Формировать умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже. Учить образовывать составные прилагательные. Формировать диалогическую форму речи. Учить составлять рассказы описательного характера о домашних животных. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение слушать товарищей

3-я

неделя

Детеныши домашних животных. Пересказ»

23 февраля - День защитника Отечества

2

Активизировать словарь по теме, развивать навыки связной речи. Учить составлять рассказы по картинке, вырабатывать алгоритм составления рассказа. Учить изменять существительные по падежам во множественном числе. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать положительное отношение к труду, желание помогать взрослым. Расширять и обогащать словарь по теме. Формировать навыки словообразования и словоизменения. Учить составлять простое распространенное и сложноподчиненное предложения. Формировать умение определять родственные слова. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать чувство патриотизма - гордость за свою Родину и армию.

4-я

неделя

Домашние птицы и их птенцы

Домашние птицы и их птенцы. Описательный рассказ.

2

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Формировать обобщающие понятия «домашние птицы», «птенцы». Познакомить с профессией птичницы. Учить согласовывать числительные 1-5 с существительными. Учить пересказывать рассказ по серии сюжетных картинок.  Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Март

1-я

неделя

Марта

8 марта. Описательный рассказ

2

Учить составлять простые распространенные предложения. Формировать связную речь. Формировать навыки диалогической речи. Закрепить понимание семейных родственных связей. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать уважение к старшим членам семьи, женщинам, девочкам.

2-я

неделя

Семья

Семья. Словоизменение

2

Уточнить и расширить словарь по теме. Учить составлять распространенные предложения. Учить понимать сложные логико-грамматические конструкции. Учить составлять рассказы по сюжетным картинкам. Развивать мышление, внимание, память. Воспитывать уважение и любовь к семье. Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «семья». Учить составлять предложения с дополнением, выраженным существительными единственного числа в косвенных падежах. Учить понимать сложные логико-грамматические конструкции. Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику.4gol0ff4i319xstn7

3-я

неделя

Весна

Весна. Пересказ

2

Учить составлять рассказы по картинно-графическому плану и вопросам. Уточнить знания о весне. формировать умение распространять предложения с помошью слов-действий. Развивать внимание, память, мышление. Учить составлять рассказ по картинке и вопросам, пересказывать его. Формировать понятия «время года», «весна». Закрепить признаки весны. Закрепить образование множественного числа существительных. Развивать внимание, память, мышление, ритм.

4-я

неделя

Посуда. Словоизменение. Словообразование

Посуда. Описательный рассказ

2

Уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его. Формировать обобщающее понятие «посуда». Закрепить понимание назначения посуды. Учить использовать существительные множественного числа в родительном падеже. Учить суффиксальному способу образования существительных (сухарница, супница и т.д.). Развивать внимание, память, мышление, общую моторику. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «мое», «мои». Учить составлять описательные рассказы о посуде. Развивать внимание, память, мышление.40zojuk431ryozz97

Апрель

1-я

неделя

Посуда. Рассказ по картинке

Дом

2

Учить составлять рассказ по картинке и пересказывать его по картинно-графическому плану. Формировать навыки связной речи и творческого рассказывания. Формировать умение правильно употреблять предлоги в речи. Развивать память, внимание, мышление. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить образовывать сложные слова типа «пятиэтажный». Познакомить с профессией строителя. Формировать представление о высоте, используя сравнительные прилагательные: выше, ниже, самый высокий, пониже, повыше. Развивать внимание, память, мышление.4x0xya4lqr31ce9d7

2-я

неделя

Дом. Строительство

День космонавтики

2

Уточнить и расширить словарь по теме, активизировать его. Учить составлять рассказ по выполненному действию. Учить составлять рассказы по сюжетной картинке. Учить составлять описательные рассказы. Учить префиксальному способу образования глаголов. Развивать внимание, память, мышление. Уточнить и расширить знания по теме. Учить понимать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения. Формировать умение подбирать родственные слова. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою родину.

3-я

неделя

Мебель

Мебель. Описательный рассказ

2

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «мебель». Упражнять в правильном использовании предлогов НА, ПОД, НАД, ОКОЛО, ЗА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД во фразовой речи. Учить согласовывать местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными. Учить находить общую часть родственных слов. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Закрепить обобщающее понятие «мебель». Учить образовывать относительные прилагательные. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Учить составлять описательные рассказы о мебели. Формировать навыки диалогической речи. Познакомить с профессией столяра. Развивать внимание, память, мышление.4et0w4xewz31uw9i74myxe0ihkb4n319p7

4-я

неделя

Транспорт, профессии на транспорте

Транспорт и его части. Словообразование

2

Формировать представления о транспорте, профессиях на транспорте. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Формировать обобщения по теме (транспорт, водный транспорт, наземный транспорт, воздушный транспорт, подземный транспорт). Закрепить умение использовать существительные в именительном падеже множественного числа и в творительном падеже единственного числа без предлога. Развивать внимание, память, мышление.

Расширить и активизировать словарь по теме. Учить префиксальному способу образования глаголов. Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже множественного числа. Формировать умение правильно употреблять простые предлоги.4h04ioepy3aed1m97

Развивать внимание, память, мышление, связную речь.

МАЙ

1-я

неделя

День Победы

Профессии

2

Расширить знания о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. и празднике Победы. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за страну, уважение к ветеранам. Закрепить и активизировать словарь по теме. Закрепить понятие «профессия». Формировать связную речь. Развивать внимание, память, мышление.

2-я

неделя

Профессии. Описательный рассказ

Лето

2

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Закрепить правильное употребление предлогов. Учить составлять рассказ по сюжетной картинке. Развивать внимание, память, мышление.40vdayzmw4319bss7

3-я

неделя

Лето, цветы, насекомые

Лето. Описательный рассказ

2

Расширить и активизировать словарь по теме. Учить префиксальному способу образования глаголов. Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже множественного числа. Формировать умение правильно употреблять простые предлоги.4h04ioepy3aed1m97

Развивать внимание, память, мышление, связную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования развития интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «Математическая мозаика»

Программа кружка «Математический ка» способствует всестороннему развитию  ребёнка: развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности....

Программа дополнительного образования "Развитие личности ребенка, его креативных способностей в процессе детского экспериментирования"

Содержание представленного опыта работы по детскому экспериментированию соответствует возрасту детей и имеет строгий отбор материала, который исключает перегрузки. В нем представлены рекомендации по у...

Программа дополнительного образования "Развитие речи".

Программа дополнительного образования "Развитие речи"....

Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений». для воспитанников подготовительной группы

Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений» для воспитанников подготовительной группы включа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста» 2021- 2022 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования«Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста»2021- 2022 учебный год...

Программа дополнительно образования «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через ЛЕГО- конструирование и роботехнику».

Предлагаю Вашему вниманию программу дополнительного образовани на тему «Развитие конструктивной  деятельности и технического творчества дошкольников  через ЛЕГО- конструирование и...