«Речевая мозаика» (речевое развитие)
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Хабибуллина Лейсан Заудатовна

Программа кружка

дополнительного образования «Речевая мозаика»

(речевое  развитие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_mozaika.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 7 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Принято: на заседании

Педагогического совета.

 Протокол №___от ________

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОБУ д/с№7

________________Н.Д.Зимина

Приказ  №____  от __________

Программа кружка

дополнительного образования «Речевая мозаика»

(речевое  развитие)

Срок реализации: 1 год

Составитель: Хабибуллина Л.З.,

 воспитатель                  

Оглавление

I.

Информационная часть программы

II.

III.

Пояснительная записка

Учебный план

IV.

Календарно – тематический план обучения

V.

VI.

Содержание образоательной программы

Информационно - методическое обеспечение программы

«Речевая мозаика»

VII.     Приложение

I.  Информационная часть программы

Вид программы – развивающая.

Период обучения – 1 год.

Возраст обучающихся воспитанников – 4-5 лет (средний

дошкольный возраст).

Состав обучающихся воспитанников – постоянный.

Используемые методы:

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3.Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

Форма реализации программы: фронтальная

Развивающая среда:

  • размещение в группах альбомов с примерами артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамических упражнений,  массажа, дыхательных упражнений, мимических упражнений;
  • размещение  в группах атрибутов различных игр для самостоятельной деятельности детей.
  • иллюстрации и репродукции;
  • дидактический материал;
  • игровые атрибуты;
  • музыкальные инструменты;
  • аудиоматериалы;
  •  индивидуальные зеркала.

Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

II Пояснительная записка.


             Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
            Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
          Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.  
         Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой матери

ал предварительно не выучивается.

Занятия проводятся во вторую половину  дня. Продолжительность занятия от 15 до 20 минут, так как занятия являются интегрированными.  Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Кружок проводится 1 раз в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов для проведения занятий и мониторинга) составляет 34 часов в год.

По желанию педагога  возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Регулярное проведение  занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Направленность программы: тематическая направленность  и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное  отношение  детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Цель кружка:

*развитие речевых способностей у детей 3-4 лет;

*преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и  речевых психических функций ребёнка через музыку и движение;

*адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды;

Задачи кружка:

*создание на занятиях кружка атмосферы праздника, радости; ввести ребёнка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой;

*развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

*воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка;

*развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

*выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;

*развитие слухового внимания и памяти;

*укрепление костно-мышечного аппарата;

*развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;

*развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.

Взаимодействие с родителями:

  • индивидуальные консультации;
  • тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
  • анкетирование;
  • информирование о результативности работы;

 

Предполагаемый результат:

  • сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
  • способность правильно выполнять артикуляции звуков;
  • сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
  • способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;
  • способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
  • улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
  • способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
  • улучшения показателей диагностики развития речи;
  • воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей. 

Программа составлена с учётом межпредметных связей по областям:

  • познание: занятия, наблюдения, беседы, игры;
  • социализация: используются дидактические, сюжетно-ролевые игры;
  • художественная литература: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен);
  • музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для реалаксации, упражнений, игр;
  • физическая культура: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги;
  • коммуникация: овладение способами  и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Структура  занятия:

1.Вводная часть длится 3-5 минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

2.Основная часть занимает 10-12 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических  движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа,  упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

III. Учебный план

Название кружка

Колличество

в неделю

Колличество в месяц

Продолжи-тельность

Колличество

занятий в год

Колличество

академических часов

"Речевая мозаика"

1

4

15 мин.

34

34

IV. Календарно-тематический план занятий кружка

Дата

проведения

Название занятия

Методическое обеспечение

1

2

3

4

5

1 октября

8 октября

15 октября

22 октября

29 октября

Цыпленок и его семья

История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали

Белая козочка

У Кошки день рождения

Лесные звезды

 М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» -М.:ТЦ СФЕРА, 2005. - 144 С.; Стр. 7-10

 Стр. 10-14

 

Стр. 14-18

 Стр. 18-21

 Стр. 21-25

6

7

8

9

5 ноября

12 ноября

19 ноября

26 ноября

Зайка-огородник

Любимое кушанье

Дорога на мельницу

Верные друзья

 Стр. 25-28

 Стр. 28-32

 Стр. 32-35

 Стр. 35-38

10

11

12

13

14

 3 декабря 10 декабря 17 декабря 24 декабря 31 декабря

Сказка про зайцев

Круглый год

Времена года

Про Мурочку-Мурысоньку

Мурка в город собирается

 Стр. 39-42

 Стр. 42-46

 Стр. 46-51

 Стр. 51-54

 Стр. 55-59

15

16

17

14 января

21 января

28 января

 Как Муроча Деда Мороза будила

Дед Мороз

Снегурочка на новогодней елочке в лесу

 Стр. 59-62

 Стр. 63-67

 Стр. 67-70

18

19

20

21

4 февраля

11 февраля

18 февраля

25 февраля

Волчья песня

Петушок

Лисичка со скалочкой

Петух да Собака

 Стр. 70-73

 Стр. 73-78

 Стр. 78-82

 Стр. 82-85

22

23

24

25

4 марта

11 марта

18 марта

25 марта

Бременские музыканты

Возьми меня с собой

А что у вас?

Вот так мастера!

 

 Стр. 86-89

 Стр. 89-92

 Стр. 93-96

 Стр. 96-100

26

27

28

29

30

1 апреля

8 апреля

15 апреля

22 апреля

29 апреля

Как стать большим

Даша и Маша

Горшочек каши

Как Мышонок стал трудолюбивым

Сказка про Бурого Мишку и Мышку-вертушку

 Стр. 100-103

 Стр. 103-107

 Стр. 108-110

 Стр. 110-114

 Стр. 114-116

31

32

33

34

6 мая

13 мая

20 мая

27 мая

Чьи это ушки?

История о том, как мышата помогали Зайчонку свой дом найти

Красный фонарик

 Стр. 117-120

 Стр.121-124

 Стр. 124-126

 Стр. 126-130

IV Содержание образовательной программы:

содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного  возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного  представления  о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье,  развитии коммуникативных способностей.

V Информационно - методическое обеспечение программы

«Речевая мозаика»

  • М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;
  • О.А. Новиковская « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;
  • Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги»;
  • Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;
  • Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»
  • Аудиодиск  Железновой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевая мозаика"

Мною был проведен мастер-класс среди своих сотрудников ГБДОУ № 34 на тему "Речевая мозаика"(слайд №1)Речевая мозаика получила название , так как прием основан на зашифровке изображений в ква...

проект "Речевая мозаика"

проект по развитию речи детей первой младшей группы...

Олимпиада по развитию речи «Речевая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста.

Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса, закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в кол...

Проект "Речевая мозаика"

Представлен проект в подготовительной группе по речевому развитию "Речевая мозаика" .В содержание пректа включены дидактические игры, задания по составлению рассказов по картинам, из личного...

Викторина "Речевая мозаика"

Умение детей работать в коллективе, развивать способность анализировать, делать выводы...

Дополнительная образовательная программа по развитию речи детей от 3 до 5 лет «Речевая мозаика»

Дополнительная образовательная программа «Речевая мозаика» по профилактике речевых нарушений у детей  3-5 лет.  Пояснительная записка Актуальность. Дошкольный возраст &ndash...