презентация "Сиквейн-игровая технология познавательно-речевого развития"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Пасметюха Инесса Александровна

В презентации кратко изложено как можно использовать такую технологию как "сиквейн" в работе с детьми с ОНР для развития лексико-грамматических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sikvein-master-klas_vc53d.pptx1.67 МБ
Файл sikveyn_kak_priem_poznavatelno.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синквейн – игровая технология познавательно-речевого развития Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с № 14 Пасметюха И.А.

Слайд 2

. « Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К. Д. Ушинский

Слайд 3

Слово « синквейн » происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»; Синквейн – это нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Слайд 4

Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.

Слайд 5

1 строка - одно слово (кто, что?), название предмета, явления – название темы; 2 строка - два слова, признаки предмета (какой, какая, какое?); 3 строка - три слова, обозначающие действие предмета, явления (что делает?); 4 строка – фраза (предложение) из нескольких слов, показывающая отношение к теме; 5 строка - одно слово или несколько, отражающие сущность темы, резюме сказанному (синоним, ассоциация или обобщающее слово).

Слайд 6

Педагогическая ценность Обогащает словарный запас. Активизирует и развивает мыслительную деятельность. Является игровым приемом. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.

Слайд 7

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи: Уточнение, расширение, активизация словаря старших дошкольников; Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»; предложение. Закрепляется умение составлять предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений; Дети учатся выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме .

Слайд 8

Синквейн для закрепления изученной темы 1. Машина 2. Быстрая, синяя. 3. Едет, обгоняет, тормозит. 4. Я люблю играть с машинами. 5. Транспорт. 1 . Кукла 2. Красивая, любимая. 3. Стоит, сидит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая. 5. Игрушка.

Слайд 9

Составление краткого рассказа по готовому синквейну Морозная Наступила Засыпала снегом Завьюжила Так морозно, светло и бело! Время года Снежная Зима

Слайд 10

Синквейн – описание литературного персонажа:

Слайд 11

Синквейн про персонаж мультфильма Лунтик Большой Добрый Играет Помогает бабе Капе Дружит с Кузей и Милой Я бы хотел дружить с Лунтиком Инопланетянин

Слайд 12

Синквейн – загадка. Угадай кто это? ? Добрая Умная Воспитывает Помогает Заботится Любит учить Буратино . Девочка с голубыми волосами .

Слайд 13

Синквейн по отрывку из прослушанного произведения, как результат обсуждения проблемной ситуации «Что и почему произошло с зайчиком» Зайчик Хромой Бежал Не смотрел Пострадал На дороге надо быть осторожным! Бедняжка Бедный

Слайд 14

Синквейн как игра- соревнование «Кто больше слов назовет?» Кто? Еж, ежик, ежонок, ежиха Какой? Какая? Колючий, маленький, веселый, лесной и т.д. Что делает? Собирает (грибы), сворачивается, катится и т.д.

Слайд 15

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать. Синквейн - свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.



Предварительный просмотр:

Синквейн -игровая технология познавательно-речевого развития

Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению словаря, дает возможность логопедам  оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса.

При творческом использовании  синквейна  на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное это то, что синквейн получается у всех и при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей.

Синквейн — это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Использование дидактического синквейна в работе позволяет гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Вывод:    Если применять методику синквейн в коррекционно- развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности, то у детей увеличивается словарный запас, речь станет богаче, что в свою очередь, будет способствовать развитию связной речи. Дети будут проявлять интерес к учебной деятельности, на протяжении всего занятия, самостоятельно рассуждать, классифицировать, делать обобщения и выводы. В результате у детей разовьется критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, речевой самоконтроль

«Сиквейн  - игровая технология познавательно-речевого развития»

СЛАЙД 2

Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,

но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К. Д. Ушинский

СЛАЙД 3

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;

 Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

СЛАЙД 4, 5

1 строчка - одно слово (кто, что, название предмета, явления – название темы;

2 строчка - два слова, признаки предмета (какой, какая, какое);

3 строчка - три слова, обозначающие действие предмета, явления (что делает);

4 строчка – фраза (предложение) из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5 строчка - одно слово или несколько, отражающие сущность темы, резюме сказанному (синоним, ассоциация или обобщающее слово).

СЛАЙД 6

Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.

Педагогическая ценность

• Обогащает словарный запас.

• Активизирует и развивает мыслительную деятельность.

• Является игровым приемом.

• Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

• Получается у всех.

СЛАЙД 7

Решаются следующие задачи:

Уточнение, расширение, активизация словаря;

Знакомство с понятиями«слово, обозначающее предмет»«слово, обозначающее действие предмета»«слово, обозначающее признак предмета»; предложение.

Формирование умения подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;

Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;

Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

СЛАЙД 8

Виды работы над синквейном.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну

(с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3. «Кто или что это?» Сиквейн-загадка.

Совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.

Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).

4. Использование синквейн для закрепления изученной темы;

5.При составлении синквейнов можно использовать игру-соревнование«кто назовет больше слов».

Синквейн – это способ контроля и самоконтроля

(дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).

СЛАЙД 9

Примеры сиквейна для закрепления изученной темы«транспорт»«игрушки».

СЛАЙД 10

Составление краткого рассказа по готовому синквейну

(с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего).

СЛАЙД 11

Сиквейн описание литературного персонажа

Слайд12

Про персонажа мультфильма

СЛАЙД 13

Сиквейн-загадка «Кто это может быть?»

СЛАЙД 14

Сиквейн по прослушанному отрывку произведения К. Чуковского «Айболит», как итог обсуждения ситуации «Что и почему произошло с зайчиком?»

СЛАЙД 14

Сиквейн как игра- соревнование «Кто больше слов назовет?»

СЛАЙД 14

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыслить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать.

Сиквейн - свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

СЛАЙД 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Современные технологии познавательно-речевого развития дошкольников

Сценарий педагогического совета с использованием ТРИЗ - технологий. Основная задача - вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области использования современных технологий п...

«ТРИЗ – технология познавательно-речевого развития»

Материал будет полезен воспитателям....

ТРИЗ - технология познавательного -речевого развития, формирования инженерного и творческого мышления дошкольников

ТРИЗ - технология познавательного -речевого развития, формирования инженерного и творческого мышления дошкольников...