Информационная карта проекта "Раз словечко, два словечко".
проект по развитию речи (старшая группа)

Гриненко Анна Александровна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад «Байр»

359010, Республика Калмыкия,

Яшалтинский район, с. Яшалта, ул.Ленина,8

8 (847 45)91230

e-mail: fa.s.67@mail.ru

http://yashaltabair.kalm.prosadiki.ru/

Информационная  карта  проекта

 «Раз словечко, два словечко»

  1. Автор  проекта: учитель-дефектолог Куркина А. А.;
  2. Тип  проекта: творческий;
  3. Участники проекта: воспитанники старших групп;
  4. Продолжительность проекта: долгосрочный;
  5. Актуальность  реализации проекта: 

  Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. Вот почему среди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Темпы освоения ребенком, как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всем этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком. Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также средств и форм осуществления данной работы педагогами.

  1. Цель  проекта: Стимулирование речевого развития, повышение речевой активности воспитанников, побуждение к общению.
  2. Задачи  проекта: 

* Создать условия для социализации личности каждого воспитанника,

* Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

* Формировать общие речевые навыки;

* Побуждать повторять новые слова, договаривать фразу;

* Формировать грамматический строй речи;

* Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;

*Создать предметно – развивающую среду в условиях группы;

*Создание коллективной копилки словарей: 

- «Упрямые слова» (неизменяемые ) 
- «Слова-друзья» (синонимы) 
- «Слова наоборот» (антонимы) 
- «Слова-близнецы» (паронимы);

  1. Предполагаемый  результат  реализации проекта: 
  • Дети пользуются фразой, используют речь для выражения просьб, желаний, участвуют в диалоге, расширено понимание обращенной речи, развита речевая активность;
  • Разработан тематический план по лексическим темам и реализован в течении учебного года;
  • Родители владеют информацией о речевом развитии детей младшего дошкольного возраста, используют рекомендации в работе с детьми по лексическим темам в домашних условиях.
  1. Этапы  реализации проекта:  
  1. Подготовительный (сентябрь – октябрь):
  • Анкетирование родителей воспитанников средних групп с целью выявления проблемных вопросов речевого развития детей;
  • Экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп;
  • Анализ уровня педагогической компетентности родителей о речевых проблемах детей и способах их устранения;
  • Подбор методической литературы по практической логопедии в работе с дошкольниками;
  • Презентация: информирование родителей об основных направлениях проектной деятельности «Раз словечко, два словечко»;
  • Подбор и изучение методической литературы, подбор материала (дидактические игры и упражнения);

  Учитель-дефектолог совместно с воспитателями старших групп определили  дидактические игры, необходимые для реализации проекта.

  Первый этап проходил параллельно с изучением лексических тем осенней тематики. 

  Дети вместе с учителем-дефектологом  познакомились и закрепили родственные слова к понятиям «Гриб», «Дерево», «Лист»,  «Дождь», « Сад»,  «Огород».  

 Воспитанники  совместно с учителем-дефектологом  и воспитателями создали  « Копилку  слов».  Она  включает разделы:  

- «Как появились слова»,  

- «Какие бывают слова»,  

- «Слова-предметы»,  

- «Слова-действия»,

- «Слова-признаки».

  1. Организационный: 

Месяц

Тематические мероприятия

Цели

  Ноябрь

1.Проведение всех типов занятий 

- Опыт «Как появились слова?»;

- Опыт «Кто больше назовет слов» (на каждое слово - фишка);

- «Слова – предметы»;

- Разучивание стихотворения «У меня есть…» (речь - движение);

- «Слова – признаки»; 

- Чтение и пересказ логосказки   «Живой букет» А. Ягодаровой;

2.Консультация для родителей «Умение слышать слово»;

3.Памятка для родителей «Как правильно сделать книжку-малышку?»;

4.Совместная работа с детьми: панно по циклу занятий  на тему осень;

5.Консультация  для педагогов «Семантический компонент».

  • дать понятия «слово»,  «предложение»,  «живое-неживое»;
  • вызвать интерес к слову;
  • формировать  у детей начальные представления о многообразии слов родного языка;
  • закреплять понятие  « слово-предмет»;
  • дать понятие о словах-признаках, упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • формировать  осознание детьми семантики слов, которыми они уже пользуются, подобрать картинки к «семейке слов» к словам: гриб, лес, лист, сад, огород;
  • формировать у детей интерес к родному языку;
  • активизировать количественный и качественный  рост  словаря;
  • уточнить приемы формирования семантического поля с детьми с помощью речевых и дидактических игр.                                                                                                      

Декабрь

1.Проведение всех типов занятий

- «Слова-действия»;

- Разучивание стихотворения «Мой братишка» (речь-движение);

- Чтение и пересказ логосказки  «Шустрик в лесу» с опорой на пиктограммы;

- «Предлоги»;

- Демонстрация игровой и звуковой презентации  «Маленькие слова»;

- Чтение и пересказ логосказки «Догонялка» Т.Шуйской с опорой на пиктограммы;

2.Папка-передвижка «Будьте вместе с ребенком»;

3.Консультация для  педагогов «Копилка слов».

  • уточнять и расширять глагольный словарь;
  • дать понятие слово – действие;
  • упражнять в образовании глаголов с приставками;                                       
  • закреплять понятие «слова-действия»;
  • практическое использование  глаголов 1 и 2 лица;
  • упражнение детей в образовании и практическом употреблении приставочных  глаголов;
  • познакомить детей с понятием предлог                            -формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога (на, под, в, из);
  • практическое использование предлогов в связной речи;
  • объяснить родителям, что только при совместной деятельности ребенок сможет правильно воспринимать   окружающую его действительность.

Январь

1.Проведение всех типов занятий

 - Уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы слов;

 - Звуковая игровая  презентация «Слова-малышки» «Слова-великаны»;

 - Дидактические  игры «Малыши и великаны», «В гости к гномам»;

 - Чтение и пересказ логосказки  «Два брата» с опорой на пиктограммы.

  • познакомить детей с уменьшительно-ласкательными формами слов: существительных и прилагательных; со «словами-великанами», «словами малышками»;
  • развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования;
  • активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение;
  • развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования в свободной речи;
  • закрепление  пройденного материала в игровой форме;
  • повысить уровень языкового развития детей.

Февраль

1.Проведение всех типов  занятий

- «Слова наоборот» (антонимы);

- Звуковая игровая презентация «Антонимы»;

- Логосказка «Длинный и короткий антонимы», «Слова приятели» (синонимы);

- Звуковая игровая  презентация «Синонимы»;

- Речевые дидактические игры «Все наоборот»;

2.Папка-передвижка для родителей 

«Влияние добрых слов на человека».

  • познакомить детей с понятиями «Слова наоборот»,  учить подбирать слова противоположные по смыслу;
  • продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами;
  • активизировать и обогатить словарный запас детей словами с разнообразными смысловыми оттенками;
  • познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу;
  • практическое использование словаря  разнообразными смысловыми оттенками в самостоятельной речи;
  • создавать положительную эмоциональную обстановку, побуждая детей к сотрудничеству со взрослыми.

Март

1.Проведение всех типов занятий

 - «Многозначные слова»;

 - Презентация игровая «Многозначные слова»;

2.Консультация для родителей «Ребенок учится родному языку»;

  • познакомить детей с понятиями «многозначные слова» (разные предметы, явления могут называться одним и тем же словом, иметь одинаковое название);
  • развивать умение давать описательную характеристику предмета (учить находить «главные» и «второстепенные» признаки);
  • активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение;
  • уточнить, что ребенок  успешнее   всего  усваивает язык,    когда    его слушают,    общаются, разговаривают с    ним;
  • продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами.             

Апрель

1.Проведение всех типов  занятий

- Родственные слова  «Семейка слов»;

- Презентация звуковая и игровая «Семейка слов»;

- Чтение и пересказ по ролям  логосказки  « Про посуду»,

«Чудесный ручеек» Т.Шуйская;

2.Консультация  для родителей 

«Как относиться к речевым ошибкам детей?»;

3. Досуг с родителями  «Мой     дружок - мой весёлый язычок»;

4.Презентация  «Копилки слов»;

5.Проведение речевых игр с родителями и детьми.

  • дать детям понятие об «однокоренных словах» (родственные слова, «семейка» слов);
  • развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования, активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение;
  • формировать умение использовать  детьми  слов различных категорий в свободной речи;
  • формировать умение анализировать и сопоставлять слова, вникать в его смысловую сторону;
  • создать положительную эмоциональную обстановку;
  • формировать умение использовать  детьми  слов различных категорий;
  • активизировать количественный рост словаря. и качественное его обогащение.

План-график мероприятий:

  1. Викторина  «Слово на ладошке"

Цель:

  • развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования;
  • активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение;
  • развивать и совершенствовать навык словоизменения и словообразования в свободной речи;
  • закрепление  пройденного материала в игровой форме;

Ответственные: учитель-дефектолог; воспитатели подготовительных групп

Дата проведения: 19-21 января 2021 г.

  1. Чтение логосказки «Баба-Яга» и пересказ по ролям ( по мотивам сказки А.Афанасьева)»

Цель:

  • познакомить детей с понятиями «Слова наоборот»,  учить подбирать слова противоположные по смыслу;
  • продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами;
  • активизировать и обогатить словарный запас детей словами с разнообразными смысловыми оттенками;
  • познакомить детей с понятиями «синонимы» и «антонимы», учить подбирать слова сходные и   противоположные по смыслу;

Ответственный: учитель-дефектолог;

Дата проведения: 16-18 февраля 2021 г.

  1. Презентация родителями  альбома  о многозначных словах – омонимах

Цель:

  • познакомить детей с понятиями «многозначные слова» (разные предметы, явления могут называться одним и тем же словом, иметь одинаковое название);
  • развивать умение давать описательную характеристику предмета (учить находить «главные» и «второстепенные» признаки);
  • активизировать количественный рост словаря и качественное его обогащение;

Ответственные: учитель-дефектолог; родители воспитанников старших групп

Дата проведения: 22-26 марта 2021 г.

  1. Итоговый 
  • Консультация с родителями  «Как относиться к речевым ошибкам детей?»;                         
  • Презентация «Игры своими руками»  (представление родителями  книжек-малышек вместе с детьми);
  • Досуг для детей  и родителей «Мой дружок - мой весёлый язычок»;
  • Презентация  детьми и родителями  «Копилки слов» .

Продукт проекта:

  • Методические материалы:

папки – передвижки «Быть вместе с ребенком»;  «Умение слышать слово»;   «Как относиться к речевым ошибкам детей?»;

  • Игра «Слова  наоборот» – антонимы, 

игра-пазлы «Слова  наоборот» – антонимы,

игра «Слова – близнецы» – омонимы.

  • Создание совместно с детьми и родителями  «Копилки слов»;
  • Памятка «Создаем книжку-малышку»;
  • Картотека игр со словами – синонимами, антонимами, омонимами;
  • Книжки – малышки,  набор карточек «Семейки слов»;
  • Подборка игровых презентаций на расширение словаря  словами – синонимами, антонимами,   «словами - малышами и словами-великанами»;
  • Панно «Осень» из ватных дисков  - итог коллективной  работы с детьми  в процессе моделирования  семантического  поля  и  поиска  родственных  слов  к понятиям «Гриб», «Дерево», «Лист»,  «Дождь», « Сад»,  «Огород»; 
  • Подборка  логосказок  на закрепление и активизацию всех категорий слов.

Результаты проекта:

В ходе реализации проекта: «Раз словечко, два словечко» удалось достичь:

  • повышения уровня языкового развития детей;
  • правильного и осознанного употребления детьми слов различных категорий;
  • умение анализировать и сопоставлять слова, вникать в его смысловую сторону;
  • умение использовать в речи  синонимы, антонимы, многозначные слова;
  • умение образовывать слова с уменьшительным и увеличительным значением;
  • положительной эмоциональной обстановки;
  • пополнилось методическое и дидактическое оснащение группы.

Проект не только помог детям познакомиться с многообразием слов русского языка, повысить уровень языкового развития детей, но и заинтересовал родителей, которые приняли активное участие в его реализации.

  1. Литература:

1. Л. М. Козырева. «Развитие речи детей 5-6 лет». Москва 2017 год.

2. С. В. Леснина. Индивидуальное развитие детей в доу. Волгоград. 2015 год.

3. Н. А Лукина. «Научи меня слышать». Санкт-Петербург «Паритет» 2013 год.

4. И. В. Ткаченко «Играю значит живу» Дрофа Москва 2018 год.

5. Н. Е Веракса. А. Н Веракса «Развитие ребенка в дошкольном возрасте» Мозаика- Синтез Москва 2016 год.

6. А. И Максаков «Развитие правильной речи ребенка в семье» Мозаика-Синтез Москва 2016 г.

7. Журнал «Уроки логопеда» - Пальчиковые игры. Издательство – Стрекоза.

8. Журнал «Уроки логопеда» Учимся говорить правильно» Издательство – Стрекоза.

9. О. Александрова «Развиваем память, внимание, речь». ООО «Издательство «Эксмо», 2019 год.

10. В. В Гербова «Развитие речи в старшей группе» Москва 2015 год.

11. Интернет – ресурсы. Сайты : маам. ру; дошколенок. ру, педпортал, дефектология про, инфоурок, открытое образование, логопед. Мерсибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО

СБОРНИК ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ АКТИВИЗАЦИИРЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Раз словечко, два словечко»

Тема: Формирования лексики у детей с ОНР II уровня (3-4 года).Цель: познакомить родителей с особенностями формирования лексики у детей с ОНР II уровня.Содержание:Цель, задачи, оборудованиеАктуализация...

Перспективный план работы кружка "Раз словечко, два словечко..."

Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного  возраста....

"Раз-словечко, два-словечко"

В статье представлены рекомендации  для родителей по развитию речи детей...

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."

На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений  у детей раннего возраста. Представленная ...

Буклет "Раз словечко, два словечко..."

Памятка для родителей....

Проект "Раз словечко, два словечко ..."

Язык - это важнейшее средство общения между людьми, средство выражения своих мыслей, чувств и стремлений, средство формирования мыслей. Чем совершеннее это средство, тем успешнее идет обучение и дальн...