Развиваем лексико-грамматический строй речи
тренажёр по развитию речи (подготовительная группа)

Ефремова Наталья Алексеевна

Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведётся по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

· активизация и обогащение словаря по теме; · описание предметов, особенностей строения;

· называние действий с данными по теме предметами; · называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки. 2. Формирование грамматических представлений:

· упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

 · упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);

· употребление предлогов; · составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx578.18 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ


                                              
ВЕСНА, ПРИЗНАКИ, МЕСЯЦЫ     

https://encrypted-tbn2.google.com/images?q=tbn:ANd9GcSjpVpvBoCYuJGjkWRu_DXO3MOoxwDfKYIUWIq9xF-WjUL8K4DzlA

Вот и дождались мы самых первых весенних проталин! Радостно  подмечаем робкие знаки, которые посылает нам уральская капризная весна! ПОГОВОРИТЕ с ребенком о том, какое время года наступило, во время прогулки обратите внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной.

НАЗОВИТЕ  весенние месяцы: март, апрель, май. Какой сейчас месяц? Какой  будет за ним?

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ в природе по сравнению с зимой: день стал длиннее или короче? Погода стала теплее или холоднее? Каким стал снег, его больше или меньше? Были ли зимой сосульки? Ручейки и лужи? Как ведут себя птицы? Домашние животные? Комнатные растения?

РАССКАЖИТЕ ребенку об изменениях в жизни диких животных, о прибавлении в их семействах, заодно вспомните названия детенышей диких и домашних животных.

Как изменились одежда и обувь людей ранней весной? Что ты снял и что надел? Нравится ли ребенку это время года, почему? (выслушайте ответ, предложите свой вариант).

ПОИГРАЙТЕ в игру на внимание «Это правда или нет?».

Взрослый  говорит фразу, а ребенок должен согласиться или опровергнуть ее, объяснив свой ответ.

Весной мы встречаем Новый год.  Весной тает снег, бегут ручьи. Ранней весной дети купаются в реке.  Скоро прилетят из теплых стран перелетные птицы.   Сегодня мы наденем валенки.  На деревьях весной желтеют листья.


                                                                         

ТРАНСПОРТ


https://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTllYTBiW-NiL3YjNwSHsvlJNLrGnEnL-eHRFrLMYHQT8JCSCS-

Настало время поговорить обо всем, что помогает человеку передвигаться по воде, земле, воздуху и даже под землей. Любимая тема наших мальчишек!

ПОНАБЛЮДАЙТЕ с ребенком на улице за движением транспорта, рассмотрите картинки с изображением различных транспортных средств.

РАССКАЖИТЕ ребенку, что транспорт бывает разных видов: наземный, воздушный, водный, подземный. Вместе с ребенком назовите по нескольку примеров каждого вида транспорта.

ВАЖНО умение выделять части из целого: попросите ребенка назвать части грузового автомобиля, корабля, самолета (кабина, кузов, колесо, руль, сиденье, бампер, якорь, крыло, хвост, винт, иллюминатор, шасси).

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – их знание необходимо нашим детям. ПОВТОРИТЕ с ребенком название, очередность и значение сигналов светофора.

Если свет зажегся красный, значит, двигаться опасно.

Желтый свет – предупрежденье,

А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»

ПРОФЕССИИ на транспорте: вспомните и назовите людей, благодаря которым транспорт работает. Кто водит трамвай? Кто продает билеты в автобусе? Кто управляет самолетом? Поездом? Кораблем? Кто проверяет билеты? Кто регулирует движение транспорта, особенно, если сломался светофор?


НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ

. 

https://3.bp.blogspot.com/-niEJ_JJTy4g/WERA5RLdEPI/AAAAAAAAB8k/vb3ENFhkfzojso5dc64IRv775yuruibkACLcB/s200/images.jpg

РАССМОТРИТЕ с ребенком на улице (в интернете, в журналах) насекомых: пчелу, шмеля, муравья, кузнечика, стрекозу, гусеницу, бабочку, божью коровку, муху, комара, паука, клеща, жуков.

РАССКАЖИТЕ ребенку, пользу или вред они приносят.

УЧИТЕ  ребенка бережному отношению к природе: не ловить насекомых ради забавы, не убивать.

ОБСУДИТЕ внешний вид насекомых: у всех насекомых 6 ног (кроме паука – у него 8 ног), есть голова, грудь и брюшко, усики. У некоторых есть крылья. Рассмотрите окраску, объясните, для чего у многих насекомых она яркая (предостерегающая).

РАССКАЖИТЕ о пользе, которую приносят многие насекомые: муравей – санитар леса, работяга. Пчела – лечит людей (мед и пчелиный яд). Божья коровка  уничтожает вредную тлю – губителя смородины и малины. Бабочки и шмели – опыляют многие деревья и кустарники, поля и сады. О вредных насекомых: муха – разносчик микробов, клещ- его слюна  источник тяжелых болезней, майский жук (его личинки) – уничтожители корней растений и т.д.

ПОИГРАЙТЕ:

·       «летает – не летает»: взрослый называет насекомых, ребенок  отгадывает, летает это насекомое или нет;

       «сосчитай-ка до 5»: согласование числительных и существительных: один кузнечик, два кузнечика,…, пять кузнечиков и т.д.

·       Что правильно? Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку. Бабочка поймана девочкой. Девочка поймана бабочкой.


Поиграем

материал по словообразованию и словоизменению.

* Игра "Назови ласково".

https://1.bp.blogspot.com/-D5A3RIwLNzI/XsKjB1JkkPI/AAAAAAAACjk/ISjaC1ptrIY9t7CmB2F9Nijd7zeyIoXtwCLcBGAsYHQ/s320/%25D1%2586%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%258B_%25D0%25A1%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25B0_08.jpg

Стихотворение "Одуванчик".

Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик - первый, молодой.
У него красивый золотистый цвет,
Он большого солнца маленький портрет. 

.https://1.bp.blogspot.com/-Ov29aj1Ddcc/XsKjDFwGoBI/AAAAAAAACj0/n77j_FozHnwdtlGoU3zXYhz56moNj40CACLcBGAsYHQ/s1600/%25D1%2586%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%258B_%25D0%25A1%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25B0_22.jpg

Из каких цветов составлен букет? - Следите за окончаниями существительных.

https://1.bp.blogspot.com/-4guzIO7bprw/XsKjDm1S0wI/AAAAAAAACj4/Mt9rg5XkcUwqkgb0JujLaDTikFaZKGPHgCLcBGAsYHQ/s1600/%25D1%2586%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%258B_%25D0%25A1%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25B0_27.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».

Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.

Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...