Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по развитию связной речи детей 2 младшей группы
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Терина Елена Владленовна

Образовательная область: речевое развитие;

Тема непосредственной образовательной деятельности: «Пересказ сказки «Колобок»;

Возраст детей: дети четвертого года жизни;

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативное развитие, познавательное развитие; физическое развитие.

Виды деятельности: игровая деятельность, двигательная деятельность;

Форма непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность;

Форма организации: групповая;

Цель: развитие связной речи детей через устное народное творчество;

Задачи:

Обучающие:

Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Закрепить умение детей строить предложения, используя описательные прилагательные.

Развивающие:

Развивать память, мышление, интонационную выразительность речи.

Развивать стремление быть вежливым.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Воспитывать умение работать в коллективе, проявлять инициативу.

Материал и оборудование: книга со сказкой «Колобок», слайды героев сказки «Колобок», мультимедийная установка с экраном, ноутбук.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок к сказке «Колобок», чтение сказки «Колобок», раскрашивание раскрасок с изображением лесных зверей, просмотр мультипликационного фильма «Колобок».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по развитию связной речи детей 2 младшей группы 

Образовательная область: речевое развитие;

Тема непосредственной образовательной деятельности: «Пересказ сказки «Колобок»;

Возраст детей: дети четвертого года жизни;

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативное развитие, познавательное развитие; физическое развитие.

Виды деятельности: игровая деятельность, двигательная деятельность;

Форма непрерывной образовательной деятельности: совместная деятельность;

Форма организации: групповая;

Цель: развитие связной речи детей через устное народное творчество;

Задачи:

Обучающие:

Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Закрепить умение детей строить предложения, используя описательные прилагательные.

Развивающие: 

Развивать память, мышление, интонационную выразительность речи.

Развивать стремление быть вежливым.

Воспитательные: 

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Воспитывать умение работать в коллективе, проявлять инициативу.

Материал и оборудование: книга со сказкой «Колобок», слайды героев сказки «Колобок», мультимедийная установка с экраном, ноутбук.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок к сказке «Колобок», чтение сказки «Колобок», раскрашивание раскрасок с изображением лесных зверей, просмотр мультипликационного фильма «Колобок».

Карта НОД

Этапы НОД

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Вводная часть

1.

Организационно-мотивационный этап.

Психологический настрой.

Пальчиковая гимнастика

«раз два, три…»

Задачи:

Мотивировать детей на предстоящую деятельность.

Здравствуйте ребята!.

Хотите поиграть?

Текст-Раз, два, три, четыре, пять будем вместе мы играть (поднимают руки загибают и разгибают пальцы), будем дружно мы играть (сжимают и разжимают кулачки),будем в сказку попадать(поднять руки вверх)Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся(взяться за руки и улыбнуться).

Воспитатель предлагает детям поиграть. Читает текст пальчиковой гимнастики, показывает детям движения.

Игровая деятельность.

Дети слушают воспитателя, повторяют текс и выполняют движения пальчиковой гимнастики.

У детей хорошее настроение, психологически настроены и мотивированны на предстоящую деятельность.

-Вот мы и попали с вами в сказку.

-Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы постарайтесь ее отгадать. Отгадаете загадку и узнаете, в  какую сказку мы попали.

-Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…Кто же это?.

(Колобок)

-А, из какой он сказки?

(Из сказки «Колобок»)

-Вот вы и отгадали в какую сказку мы попали.

Читает загадку детям

Дети активизируют мыслительную деятельность. Проговаривают варианты ответов на заданную загадку.

Основная часть

2.Деятельностный этап.

Задачи:

Создание проблемной ситуации.

Закрепление ранее полученных знаний.

Физкультминутка

«Звериная зарядка»

Для снижения утомляемости и смены вида деятельности.

-Сказка «Колобок» русская народная.

Она так называется по тому что ее придумали люди.

-Я ее вам прочитаю, а вы внимательно послушайте.

 -Скажите как начинается сказка «Колобок»

- Из чего сделала бабушка колобка?

 -От кого ушел колобок?

 -А куда покатился колобок?

-Послушайте загадки, и если вы правильно их отгадаете, то на экране будут появляться изображения этих героев.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (заяц)

 -Опишите зайку. Какой он был? Что любит зайка кушать?

-Что потом случилось с колобком?

 -А зайка ходит или прыгает?

-Кого же повстречал колобок после зайца?

-Отгадайте загадку:

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый. (волк)

-Какой волк?

- Как рычит волк?

-Колобок убежал от волка?

-Потом, кого же встретил колобок?

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?(медведь)

-А сейчас мы вспомним, кого же встретил колобок после медведя:

Хвост пушистый бережёт

И зверюшек стережёт:

Знают, рыжую в лесу –

Очень хитрую (лису)

- Опишите лису. Какая лиса?

-А что случилось с колобком, когда он встретил Лису? Волка?

Предлагаю с вами немного поиграть и подвигаться.

«Звериная зарядка»

Читает сказку.

Воспитатель использует художественное слово.

Предлагает отгадать загадки и обратить внимание на экран.

Хвалит детей за ответы. Помогает затрудняющимся отвечать полным ответом.

На экране после каждого ответа детей появляется изображение героя сказки.

Воспитатель проводит физкультминутку.

Показывает движения в сопровождении текста.

Дети внимательно слушают воспитателя. Думают. Предлагают варианты полных ответов. Используют в речи описательные прилагательные.

Смотрят на экран.

Радуются увиденному.

Дети выполняют движения и повторяют текст за воспитателем.

Умеют слушать воспитателя, отгадывать загадки.

Умеют отвечать полным ответом.

Заключительная часть.

3.Подведение итогов.

Задачи:

Подведение итогов, оценка результатов деятельности.

4.Рефлексия

5. Открытость.

-Ребята скажите чем мы с вами занимались?

-А  все загадки мы отгадали правильно?

-Интересные были загадки?

-Как называлась сказка?

-Кого испекла бабка?

- А какие звери были героями сказки?

Задает детям вопросы, предлагает отвечать полными ответами, помогает затрудняющимся.

Дети проявляют инициативу, отвечают на вопросы.

Радуются своим достижениям, выражают эмоции с помощью хлопков и топанья ногами.

Умеют слушать своих сверстников и воспитателя, не перебивают друг друга.

-Вам понравилось играть?

-Если да, то похлопайте в ладоши, если нет, то потопайте ногами.

-А сказка вам понравилась?

-Вы все молодцы, очень хорошо отвечали и играли.

Задает вопросы.

Хвалит детей.

-В следующий раз мы с вами поиграем в другую сказку не менее интересную.

-Предлагаю вам рассказать  сказку «Колобок» своим родителям, им очень понравиться.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности  по речевому развитию во второй младшей группе

Образовательная область: речевое развитие;

Тема образовательной деятельности:Обогащение и активизация словаря детей «В мире одежды»;

Лексическая тема: «Одежда»;

Возрастная группа: дети четвертого года жизни (2 младшая группа);

Цель: формирование умения детей четвертого года жизни различать и называть предметы одежды;

Задачи:

Образовательные:

-Учить находить сходство и различия в одежде для мальчиков и девочек;

-Закрепить умение детей описывать предметы одежды, расширять и активизировать  глагольный словарь;

-Побуждать детей самостоятельно повторять отдельные слова и фразы;

Развивающие:

-Развивать активный словарь, связную речь;

-Развивать внимание, мышление, память;

Воспитательные:

-Воспитывать аккуратное отношение к одежде и желание убирать вещи на место, доброе отношение к игровым персонажам, создавать радостное настроение;

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие;

Форма организации:групповая, индивидуальная;

Предварительная работа: рассматривание картинок «Одежда», дидактическая игра «Стирка», беседа по теме, рассматривание журналов с одеждой, раскрашивание трафаретов по теме, чтение произведения Воронковой Л.Ф. «Маша растеряша»;

Словарная работа:одежда, платье, блузка, кофта, рубашка, брюки, сушат, гладят, стирают, пришивают.

Материалы и оборудование:куклы мальчика и девочки, предметы кукольной одежды, витрина магазина «Одежда», мяч, смайлики двух видов.

Карта НОД

Этапы деятельности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

1.1.

Вводный этап.

Организационно-мотивационный

Дыхательное упражнение «Облачко пушистое».

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к предстоящей деятельности.

Учить управлять воздушной струей для того чтобы четко и выразительно произносить слова.

-Ребята давайте возьмемся все за руки и улыбнемся друг другу.–А теперь поиграем с облачком.

-Сядьте на стульчики выпрямите спины, ноги вместе.

(Раздает детям маленькие комочки ваты).

Проводит дыхательную гимнастику:

Облачко пушистое лежит на ладошке.

На облачко пушистое  подуем немножко.

Подули тихонько –оно все лежит.

Подули сильнее – оно полетит.

-Сложите облака в коробочку (подносит к каждому ребенку коробочку для комочков ваты).

Словесный метод.

Здоровьесберегающая технология– практическое выполнение дыхательного упражнения.

Игровая деятельность с облачком.

Улыбаются друг другу.

Дети присаживаются на стульчики, берут комочек ваты, кладут его в ладошку и выполняют движения согласно тексту-Дуют потихоньку.

-Дуют сильно.

Складывают комочки ваты в коробочку..

Дети заинтересованы, речевой аппарат подготовлен к дальнейшей речевой деятельности.

2.

2.1.

Основной этап.

Постановка проблемы

Словесная Дидактическая игра «Я одет в..»

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.

Воспитатель обращает внимание на свой внешний вид.

-Посмотрите я сегодня надела платье.

Проводит Д/И «Я одет в..»

Называет по имени ребенка и спрашивает:… а во что ты сегодня одет? И т. д.

- Вы мне перечислили юбки, брюки, кофты, как это все можно назвать одним словом? (одежда).

- Скажите, а где люди покупают одежду?

- У нас тоже есть магазин одежды, давайте пойдем в магазин и посмотрим.

Наглядный метод-демонстрация своего внешнего вида.

Игровая деятельность-д/и.

Словесный метод-проблемные вопросы к детям.

Выслушивает все варианты ответов.

Смотрят на воспитателя.

Слушают его. Думают, отвечают на вопросы, ориентируясь на свой опыт.

Знание и называние одежды в которую одеты.

Умение слушать сверстников не перебивая.

2.2.

Восприятие материала

(ознакомление с материалом)

Игровое упражнение «Помоги подобратьодежду»

Физкультминутка «Одежда»

Расширение словаря посредством объяснение незнакомых слов.

Учить подбирать одежду для мальчика и девочки.

Снятие напряжения, смена вида деятельности.

-Подойдите поближе.

-Ой ребята осмотрите, в магазине есть покупатели – Катя и Петя, они хотят купить себе одежду, но не могут подобрать подходящее, давайте поможем им выбрать!

(Уточняет сходство и различия в предметах одежды для девочек и мальчиков.мальчики не носят платья и юбки, одежда для девочек ярче и наряднее, девочки и мальчики носят шапки, куртки, футболки, всем детям нравится красивая аккуратная одежда).

- Кате нужно подобрать одежду для девочки.

-Назовите, что может купить Катя? (воспитатель показывает детям платье, юбку, кофту, блузку)

-Что это?

-Кому нужно платье, юбка, кофта, блузка?

-Правильно, нужно Кате.

-А что нужно Пете? Это что?

(Показывает брюки, футболку, рубашку).

-А кому нужна эта одежда?

- Правильно, брюки и рубашка нужны мальчику, нашему Пете.

- А почему,Петя не купил себе платье?

- Ребята а вы знаете как нужно обращаться с вещами,чтобы они оставались опрятными и красивыми, давайте подскажем Кате и Пете, что нужно делать.

Но сначала немножко отдохнем.

Проводит физкультминутку«Одежда»:

Коля, Коля, Николай, за собою убирай! (шаг на месте, грозят пальчиком)

У тебя ленивы руки (хлопают в ладоши)

Под столом ремень и брюки, (приседают)

Не в шкафу рубаха, («рисуют» четырехугольник)

Николай – неряха. (грозят пальчиком и качают головой)

Словесный метод-уточнение, объяснение, вопросы, беседа.

Сюрпризный момент-появление покупателей в магазине.

Наглядный метод-показ витрины магазина и демонстрация кукольной одежды для покупателей.

Игровая деятельность-посещение магазина, выбор одежды для покупателей.

Здоровьесберегающая технология-физкультминутка. Двигательная деятельность-выполнение движений

Подходят к импровизированной витрине. Рассматривают ее.

Обращают внимание на покупателей.

Радуются их появлению.

Рассматривают одежду которую показывает воспитатель, подбирают ее для покупателей Кати и Пети сопровождая свой выбор объяснениями.

 Думают, делают обобщают выбор, отвечают на вопросы.

Выполняют движения повторяя за воспитателем.

Умение слушать воспитателя и сверстников не перебивая их.

Умение радоваться увиденному.

Знание названий одежды, ее сходство и различие.

Умение выполнять движения повторяя за воспитателем.

2.3.

Практическое решение проблемы

Дидактическая игра малой подвижности с мячом.

Овладение действиями, способами решения проблемы

-Ребята вставайте в круг, будем играть.

Проводит игру имитацию с мячом «Ухаживаем за одеждой».

Воспитатель по очереди бросает мяч детям и задает вопросы.

- Если одежда испачкалась, с ней что делают? одежду стирают

- А потом одежду (сушат)

- Если измялась – одежду гладят.

- Если разорвалась … одежду зашивают.

- Если оторвалась пуговица, то пуговицу– (пришивают)

- Что нужно сделать с одеждой, когда ее снимают? Одежду аккуратно развесить или сложить.

-Молодцы.

Игровая деятельность с мячом.

Словесный метод-вопросы к детям, словесная похвала детей.

Оказание помощи при затруднении выполнения движений.

Поощряет индивидуальные достижения детей.

Дети встают в круг.

Один ребенок ловит мяч думает, делает умозаключение и отвечает на вопрос, затем все дети показывают движения согласно ответу.

Эмоционально реагируют на движения.

Умение ловить мяч двумя руками.

Умение отвечать на вопросы полным ответом.

Умение имитировать движения.

Знание и называние предполагаемых действий.

3.

3.1.

Заключительный этап.

Итог

Подведение итогов деятельности,

обобщение полученного опыта.

-Ребята скажите чем мы с вами сегодня занимались?

-Правильно, помогали Кате и Пете выбирать одежду, играли с мячом.

-А вам понравилось ухаживать за одеждой?

-А как мы ухаживаем за одеждой?

Словесный метод-вопросы к детям, беседа с детьми для подведения итогов занятия.

Слушают воспитателя, вспоминают, отвечают на вопросы. Делятся полученным опытом с воспитателем и ровесниками. Делятся впечатлениями.

Умение отвечать на вопросы полным ответом.

3.2.

Рефлексия

Выявление эмоционального состояния детей.

-Вам было интересно играть?

-А что больше всего понравилось?

-А какое у вас сейчас настроение?

-Подойдите к столу и выберите себе те смайлики которые показывают ваше настроение и прикрепите их к стене.

-Вы все молодцы, хорошо отвечали и играли.

Словесный метод-вопросы, беседа, диалог.

Отвечают на вопросы.

Выбирают смайлики настроения двух видов и прикрепляют их к стене.

Радостно реагируют, проявляют положительное эмоциональное состояние.

Умение радоваться поученным результатам.

3.3.

Открытость

Потребность использовать полученные знания в режимных моментах

-Предлагаю  после прогулки поиграть в игру «Магазин одежды».

У детей сформирована потребность использовать полученные знания  в режимных моментах

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности  по речевому развитию в средней группе

Образовательная область: речевое развитие;

Тема образовательной деятельности: Звуковая культура речи «Путешествие на паровозике, звук «ч»;

Возрастная группа: дети пятого года жизни (средняя группа);

Цель: формирование умения различать на слух и правильно произносить звук [ч] посредством игровых  упражнений.

Задачи:

Образовательные:

-упражнять детей в четком и правильном произнесении звука [ч] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях;

-формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам;

-закрепить умение различать словасозвуком «ч»;

Развивающие:

-развивать подвижность органов артикуляции , речевое дыхание  при произнесении звука;

-развивать фонематический слух, восприятие и внимание в процессе реализации словарных упражнений и игровых ситуациях;

-развивать связную речь, интонационнуювыразительность;

Воспитательные:

-воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и педагогом, наблюдать действия сверстников при выполнении упражнений;

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативное развитие познавательное развитие , физическое развитие;

Форма организации: фронтальная. подгрупповая, индивидуальная;

Предварительная работа: заучивание скороговорок, чистоговорок, рассматривание предметных картинок со звуком «ч»,провидение артикуляционной гимнастики, физкультминутки;

Словарная работа: звук, кочка, чудеса, пятачок, пыхчу;

Материалы и оборудование:мультимедийная установка, ноутбук, экран, презентация движущегося паровозика с вагонами, аудиозапись движущегося паровозика. Улыбающееся солнышко, грустная тучка.

Раздаточный материал:бантики на каждого ребенка, предметные картинки со звуком «ч» на каждого ребенка. Осенние листочки на каждого ребенка.

Карта НОД

Этапы деятельности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

1.1.

Вводный этап.

Психологический настрой.

Организационно-мотивационный.

Создать хорошее настроение, организовать детей и смотивироватьна предстоящую деятельность.

-Ребята: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся!

-Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться  в увлекательное  путешествие в страну звуков.

-Вы согласны?

Словесный метод-объяснение, беседа.

Стоят в центе в кругу.  Внимательно слушают воспитателя. Эмоционально откликаются.

Получен заряд хорошего настроения.

Дети смотивированны заинтересованыобладают установкой положительного отношения к деятельности.

2.

2.1

Основной этап.

Постановка проблемы

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибочек»,  «Гармошка».

Дыхательное упражнение «Послушный ветерок»

Создание проблемной ситуации.

Развивать артикуляционный аппарат, навыки самоконтроля, формировать умение наблюдать действия сверстников при выполнении упражнений.

Учить управлять воздушной струей.

-Как вы думаете,  на чем мы отправимся в путешествие?

-Отгадайте  загадку и мы узнаем, на чем отправимся в путь:

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Я лечу, лечу, лечу,

Опоздать я не хочу»

- Что это? Правильно, ребята. Конечно же паровоз

-В наше путешествие мы отправимся на паровозе. Наш паровозик везде бывает, много видит и слышит. Ему нравится  слушать правильную речь, особенно слова с его любимым звуком.

- Я буду паровозиком, а вы вагончиками.

-Приготовились? Поехали! (звучит фонограмма «Песня паровозика» на экране появляется картинка паровозика)

-Ребята, мы приехали с вами в страну звуков, и наш паровозик хочет познакомить вас со своим любимым звуком.

-Разбудим наш язычок, зубки и губки.  Разделитесь пожалуйста, по парам.

(воспитатель помогает затрудняющимся  детям поделиться на пары с помощью считалочки),

-Присаживайтесь на стульчики рядом друг с другом.

- Посмотрите на меня.

(показывает упражнения):

«Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибочек»,  «Гармошка».

 - А теперь повернитесь друг к другу и  проверьте правильно ли у вас получаются упражнения.

- У вас получилось верно выполнить упражнение, теперь потренируемся правильно выдыхать и вдыхать воздух, чтобы четко и выразительно произносить слова.

-Но для начала скажите : Какое время года у нас сейчас?

На деревьях распускаются новые……(листочки).

-Возьмите листочек, поднимите его перед собой, а теперь подуйте на него.

-Молодцы! Так же колышутся листья на ветру!  

-Теперь я вижу,  вы готовы познакомиться с любимым звуком паровозика.

Словесный метод-беседа, вопросы, художественное слово.

Наглядно-слуховой методзвучание фонограммы и показ слайдов.

Игровой метод

Наглядный метод-показ движений.

Словесный метод-объяснение, разъяснение, рассказ.

Практическое выполнение движений.

Словесный метод-объяснение, беседа, поощрение.

Показ упражнения.

Смотрят на экран, слушают фонограмму.

Отвечают на вопросы, предполагают свои варианты ответов.

Становятся позади воспитателя и передвигаются по группе.

Присаживаются на стульчики.

Дети делятся на пары.

Смотрят на воспитателя и выполняют самостоятельно движения.

Выполняют движения в паре, осуществляют самоконтроль.

Отвечают на вопрос.

Берут листочки и дуют на них.

Умение внимательно слушать, отгадывать загадки.

Умение принимать самостоятельно решение.

Умение договариваться со сверстниками.

Умение делиться на пары,договариваться между собой.

Умение выполнять упражнения, управляя органами артикуляции, осуществлять самоконтроль,наблюдать правильность выполнения упражнений друг друга.

Дети умеют управлять струей воздуха при выполнении упражнения

2.2

2.3

Восприятие нового материала.

Игровое упражнение «Подуй на ладошку»

Практическое решение проблемы.

дидактическая игра малой подвижности «Найди звук»

Физминутка

Игровое упражнение «Повторяй за мной»

Работа с раздаточным материалом

Упражнять правильно произносить звук [ч]

Закреплять полученные знания, умения и навыки.

Развивать фонематический слух, внимание.

Смена видов деятельности,

 снятие мышечного напряжения и предупреждение переутомляемости.

Отрабатывать навыки правильного произнесения звука [ч] в слогах

Развитие фонематического слуха. Уточнить произношение звука «ч» в словах;

- Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаёт: ч-ч-ч

- Посмотрите, как правильно произносить звук Ч:

-губки округлены, зубки не смыкаются, язычок поднят вверх как в упражнении «Грибок»  и с силой произносим звук [ч].Наш звук играет с ветерком.

-Поднесите ладошку ко рту и ещё красиво произнесём звук Ч.  -Чувствуете,  как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?

-Произнесем звук [ч] все вместе! - Паровозику очень нравятся ваши звуки.

- А теперь наш волшебный паровозик приглашает в свои вагоны необычных пассажиров: я буду произносить звуки,  а вы приглашайте их в вагоны, для этого хлопните в ладоши 1 раз , когда услышите звук [ч] : Т Ч Щ Ш Ч Ч Ж Ч Ч С

– Следующие задание, я буду произносить слоги, а  вы приглашайте их в вагоны, для этого хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком [ч]: ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ТЮ-ЧУ

– И последнее, я буду произносить слова со звуком [ч], а  вы приглашайте их в вагоны, для этого хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ч: чай, девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, воробей, чудеса.

- Молодцы, хорошо справились с заданием! Давайте произнесем названия звуков, что поедут в вагонах….какие слоги запомнили? А слова?

- Ребята, перед веселой поездкой предлагаю немного поиграть.

-Слушайте четверостишия и повторяйте за мной.

Перед зеркалом стою (стоят прямо)

И себя не узнаю (Качают головой).

Ставлю руки на бочок (ставят руки на пояс):

Я − отважный морячок (правая нога - на носок, подбородок вверх).

Вы еще не сели (соединяют руки)?

Я теперь качели (качают ими влево-вправо).

Ну-ка, угадай-ка,

Что за птица? (машут руками, как крыльями)

Чайка (кисти рук заострены вверх).

Только ночка началась,

В небе звездочка зажглась (руки в стороны, ноги широко расставлены).

- Паровозик любит сочинять и петь в дороге разные песни. А вы будете с ним петь?

-Становитесь и поехали дальше

-Сейчас я буду петь, а вы должны за мной повторить.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.

Чо-чо- чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.

Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.

Уч-уч-уч,уч-уч-уч, а на небе яркий луч.

- Хорошо, ребята, все старались.

Присаживайтесь на стульчики(воспитатель раздает каждому ребенку  картинки и объясняет правила игры: отвечать только когда спросит воспитатель, не перебивать друг друга)

-Ребята, у каждого из вас есть картинка.

(воспитатель называет по имени каждого ребенка и задает вопросы)

-Чтонарисовано на твоей картинке?

-Есть ли  звук «ч» в этом слове?

И т.д.

-Молодцы, все нашли звук «ч».

- Вот наше сказочное путешествие и подошло к концу. Нам пора отправляться обратно в детский сад.

-Вот мы и вернулись.

Словесный метод-объяснение, беседа, поощрение.

Наглядный метод-показ упражнения.

Словесный метод-объяснение, поощрение.

Игровой метод.

Двигательная деятельность.

Словесный метод-художественное слово, чистоговорки.

Показ движений.

Словесный метод

-объяснение, вопросы.

Двигательная деятельность.

Игровой метод.

Дети наблюдают за педагогом, выполняют упражнения по инструкции.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Хлопают в ладоши когда услышат звук «ч» в словах, в слогах, изолированно.

Дети играют с воспитателем, выполняют движения по тексту 2 раза.

Дети становятся в паровозик двигаются по групповой комнате и повторяют за воспитателем.

Внимательно слушают воспитателя и повторяют за ним.

Называют предмет, нарисованный на картинке. Находят звук Ч.

Встают, строятся паровозиком и имитируют движение поезда.

Умение детей правильно произносить звук [ч]

Умение сконцентрировать свое внимание на упражнениях, могут выделять звук [ч]

Умение соблюдать правила поведения.

Умение выполнять движения, повторять слова за воспитателем.

Дети расслаблены, отдохнули, готовы к дальнейшей деятельности.

Умение находить заданный звук в словах, правильно произносить звук в слогах, словах, соблюдать правила поведения.

3.

3.1

Заключительный этап.

Итог.

Подведение итогов деятельности,

обобщение полученного опыта.

-Скажите, какие задания вам приготовил паровозик?

-Какой любимый звук у паровозика?

-Порадуйте его, правильно произнесите  слова со звуком [ч] (на основе предметных картинок)?

Словесный метод-вопросы, беседа.

Демонстрация полученного опыта.

Дети вспоминают, отвечают на вопросы, демонстрируют приобретенные знания.

Умение вступать в беседу, не перебивая сверстников, отвечать на вопросы, обобщать полученный опыт.

3.2

Рефлексия

Развивать умение оценивать результат своей деятельности.

-Как вы думаете у вас получилось правильно произнести звук «ч»?

«Бантики»Изображение улыбающегося солнышка и грустной тучки с дождиком, бантики по кол-ву детей разных цветов. 

-Если сегодня вы легко справлялись со всеми заданиями, то украсьте своим бантиком солнышко, оно так радуется вашему успеху.

- А если сегодня было немного сложно и вы затруднялись при выполнении заданий, подарите свой бантик тучке, она грустная, но мы пообещаем ей, что в следующий раз будем стараться еще лучше, и она тоже будет улыбаться!

Словесный метод-беседа, вопросы, поощрение.

Рефлексия метод-«бантики»

Дети активно взаимодействуют с педагогом, анализируют свою деятельность, оценивают свои результаты. Проявляют эмоциональное состояние.

Делают выбор.

Умение анализировать свою деятельность, делать выводы

Умение проявлять эмоциональное состояние

3.3

Открытость

Ориентировать детей на совместную с родителями деятельность дома

-Предлагаю вам дома с родителями нарисовать рисунки с предметами, название которых начинается на звук [ч].

-А мы оформим выставку  «Паровозик из картинок» и покажем ее ребятам из других групп..

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе

Возрастная группа: дети пятого года жизни (средняя группа)

Тема:«Путешествие на ферму»;

Цель: Активизация и обогащение словаря по теме домашние животные.

Задачи:  

Образовательные:

-Закреплять навык употребления в речи предложно – падежных конструкций (существительные с предлогом в творительных и предложных падежах). Расширять знания детей о пользе каждого домашнего животного для человека.

-Развивающие:

Развивать связную речь; совершенствовать навык составления описательных рассказов о домашних животных, используя план – схему.

Воспитательные:  

Воспитывать любовь к животным, желание помогать взрослым по уходу за ними.

Интеграция образовательных областей:речевое развитие,  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Форма взаимодействия: групповая, индивидуальная;

Словарная работа: ферма, свинарник, коровник, конюшня, хлев, сарай.

Предварительная работа: презентация «Домашние животные», Д/И «Кто как голос подаёт?», «Какой детёныш потерялся», «Покорми животных», «Четвёртый лишний», составление рассказов, используя план – схему, отгадывание загадок по данной теме, чтение стихов. Наблюдение на прогулках за кошкой и собакой.

Материал: презентация к занятию, мяч, картинки на каждого ребёнка (индивидуальные) для штриховки, простые карандаши, книга про животных, карточки с изображением корма, смайлики на каждого ребенка, цветы –желтый и красный, схемы к загадкам.

Карта НОД

Этапы совместной деятельности

Организация совместной деятельности(деятельность педагога)

Деятельность детей

Методы и приемы

Планируемый результат

1.Организационно мотивационный.

Задачи:

-Создание благоприятной эмоциональной обстановки.

-Формирование интереса детей к предстоящей деятельности.

(На экране электронное  

видеописьмо)

-Ребята,. давайте порадуем друг друга:  

(проводит пальчиковую гимнастику)

Наши руки, как цветочки,

Пальчики, как лепесточки. Солнце просыпается –  Цветочки раскрываются. Целый день они опять Будут дружно играть.

 - Я очень рада вас видеть. Сегодня нас ждут увлекательные игры и много интересного.

-Ребята, сегодня утром на мой компьютер пришло интересное письмо. Я не смогла открыть его без вас, потому что там была пометка «Для ребят группы «Звездочки», и сейчас мы вместе сможем его открыть.  

Дети слушают воспитателя.

Выполняют пальчиковую гимнастику повторяя слова за воспитателем.

Словесный метод, игровой метод – сюрпризный момент.

Проявление интереса к предстоящей деятельности.

2.Основной этап.

Актуализация ранее приобретенных знаний, расширение имеющихся представлений.

Задачи:

Закрепление ранее полученных знаний, расширение представлений о животных и их детенышей.

Малоподвижная  игра «Самолеты».

Игра с мячом,

дидактическая игра «Подбери корм».

Динамическая пауза

«Кролик».

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Практическая работа

Задачи:

-Формирование умения заштриховывать силуэты картинок, -развивать логическое мышление.

Гимнастика для глаз «Самолет».

Задача:

-снятие глазного напряжения.

(На экране появляется содержание письма).

-Ребята давайте прочитаем наше письмо.  

«Здравствуйте, ребята! Я Фермер Николай. Скоро лето и я знаю, что многие из вас поедут в отпуск. Кто-то поедет на

море, кто-то в другой город, а кто-то поедет в деревню. Я тоже живу в деревне и у меня есть своя большая ферма, и я хотел бы пригласить вас к себе в гости».

-А вам хотелось бы побывать на ферме?

-А знаете, что такое ферма?

Правильно, молодцы.

-А каких животных вы знаете?

-Ребята, а почему домашних животных называют домашними?

-Правильно, молодцы. Ферма Николая находится далеко и туда надо лететь на самолёте.

(на экране появляется изображение самолета).

-Предлагаю завести моторчики и отправиться в путь.

-Вот мы и прибыли на ферму.

(показ презентации «Ферма с домашними животными»).

-У фермера Николая большое хозяйство и очень много домашних животных, он часто выпускает своих животных погулять.

-Вот и сейчас они гуляют.

-Назовите домашних животных и их детёнышей, которые пошли погулять.

-Фермер очень любит своих животных и часто рассказывает о них своим друзьям.

-Давайте и мы расскажем друг другу о животных, живущих на ферме.

(Игра в кругус мячом)

- Животные сильно проголодались, давайте покормим их.

(Игра «Подбери корм» с карточками)

-Мы подошли к тому, что каждое животное приносит пользу человеку, а человек заботится о них, чем больше животных, тем лучше живёт человек.

-Ребята, а вы хотели бы быть фермерами?.

-Давайте представим, что вы фермеры.

 И сейчас кто-нибудь выберет картинку с любимым животным, а дети попробуют отгадать о ком идёт речь. А помогут вам рассказать картинки – схемы.(2-3 загадки)

(Воспитатель напоминает детям правила игры и с помощью считалки вместе  с детьми выбирает ведущего и играют в игру «Отгадай животное» в конце игры воспитатель хвалит всех детей)

-А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть.

(проводит динамическую паузу «Кролик»):

Маленький кролик с большими ушами, (Кисти прижать к голове, как ушки)

Розовым носом,

(Указательными пальцами дотянуться до

носа)

Смешными усами.

(Указательные пальцы прижаты к губам)

Норку глубокую роет себе,

Сильными лапками в мягкой земле.

Роет норку (колени)

Чистит он шёрстку себе,

(«Чистим шёрстку»)

Или спит,

(Руки складываем, кладём под щёку).

Кролик ушами всегда шевелит.

(«Шевелим ушами»)

Слышит шаги и лисиц, и волков, прячется в норку свою от врагов.

(Сжаться в комочек)

-Ребята, перед вами силуэты животных, вам надо заштриховать лишнее животное. (Напоминает правила работы с карандашами, смотрит, как дети выполняют задание, по окончании спрашивает, какого животного ты заштриховал? Почему?, хвалит ребят за выполненное задание)

-Ребята, пока вы штриховали, на мой компьютер пришло ещё одно видеописьмо. Давайте его откроем.

«Вот         и         настало         время         прощаться.

Надеюсь, вам понравилось у меня в гостях. Я увидел, как много вы знаете о домашних животных и на память о нашей встрече я дарю вам книгу. Из книги вы узнаете ещё больше и о жизни животных и о многом другом. «Любите животных, а если когда – нибудь будете на ферме или в деревне всегда помогайте ухаживать за животными. До свидания, ребята!»

(воспитатель демонстрирует книгу про животных)

-Вот         и         подошло         к         концу нашепутешествие, пора возвращаться. А вот и наш самолёт.

(проводит гимнастику для глаз)

Дети слушают внимательно воспитателя.

Думают, размышляют, делают выводы и отвечают на вопросы.

Дети заводят моторчики (круговые движения ру) при этом имитируют звук мотора самолета.

Дети смотрят презентацию, отвечают на вопросы.

Играют в игру - ловят мяч и называют домашних животных, их детёнышей и «дома», в которых они живут: коровник, конюшня и т. д.).

Отвечают на вопросы воспитателя.

Выбирают ведущего и отгадывают по схемам загадки про животных.

Повторяют за воспитателем. - Выполняют движения согласно тексту.

Дети подходят к столам.

Слушают воспитателя.

Выполняют практическое задание (заштриховывают силуэты животных).

Слушают воспитателя.

Выполняют гимнастику для глаз.

Дети радуются подарку.

Словесный метод –беседа, вопросы, наглядный метод-изображение на экране,

игровой метод-имитация самолета.

Наглядный метод-демонстрация слайдов. Словесный метод-беседа. вопросы.

Игровой метод – игра с мячом, игра с карточками.

Словесный – объяснение, вопросы.

Наглядный –показ картинок-схем.

Игровой –игра «отгадай животное».

Игровой метод, словесный метод – художественное слово.

Практический метод – выполнение физических упражнений.

Словесный – объяснение. разъяснение, чтение, похвала.

Наглядный – демонстрация силуэтов животных, видеописьма на кране.

Практический метод – выполнение задания.

Практический метод-выполнение гимнастики.

Воспроизведение информации необходимой для успешного усвоения.  

Проявление интереса к беседе.

Сформированы основные знания о ферме и домашних животных.

Умение ловить мяч двумя руками.

Умение давать полные ответы.

Умение взаимодействовать друг с другом, договариваться между собой.

Соблюдение правила игры.

Снятие напряжение, предупреждение утомляемости.

Умение работать самостоятельно. Выбирать понравившийся объект. Объяснять свой выбор.

Умение аккуратно заштриховывать.

Умение слушать не перебивая.

3.Заключительный этап

Подведение итогов

Задачи:

-Обобщение полученных детьми умений и знаний.

-Формирование у детей умения проводить анализ своей деятельности.

Рефлексия

Открытость

-Дети скажите где мы с вами сегодня побывали?

-А кто такой фермер?

-О ком говорили?

-Вы все справились с заданиями?

-Что у вас вызвало затруднение?

-А что понравилось больше всего?

-Вам понравилось играть?

-Дети вы все сегодня молодцы. Принимали активное участие во всех играх.

(воспитатель раздает детям смайлики)

- Если вам было интересно, и вы со всем справились, то можете приклеить свой смайлик рядом с красным цветком.

- Если вам было интересно, но не всё получалось, приклейте ваш смайлик рядом с желтым цветком.

Предлагаю  посмотреть наш новый подарок от фермера.

-Позже я вам почитаю про животных которых вы выберете.

Дети высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния.

Делятся впечатлениями между собой и воспитателем.

Отвечают на вопросы.

Приклеивают свои смайлики рядом с цветами.

Рассматривают книгу. Обсуждают увиденное.

Словесный метод-вопросы и ответы похвала детей.

Наглядный метод-демонстрация книги.

Игровой метод-приклеивание смайликов.

Проявляют умение  анализировать свое эмоциональное состояние.

Умение делать выводы. Радоваться полученным результатам.

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей   старшей группы

Образовательная область: речевое развитие;

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Золотая осень»;

Возрастная группа: дети шестого года жизни (старшая группа);

Цель: формирование грамматического строя речи через обобщения знаний детей по теме «Осень»;

Задачи:

Образовательные:

-формировать умение подбирать признаки к слову «осень»;

-учить детей согласовывать существительные с числительными (один-два-пять);          

-продолжать обучать преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа в существительные множественного числа, согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже;

Развивающие:

-развивать умение составлять небольшие предложения;

-продолжать развивать общую и мелкую моторику рук, зрительное и слуховое внимание и восприятие;

Воспитательные:

-воспитывать положительную мотивацию детей к общению, как с педагогом, так и со сверстниками, контроль над собственной речью;

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций, репродукций, картин об осени; повторение стихов, загадок по теме;

дидактическая игра «С чьей ветки – детки?», «Один - много»; пальчиковая гимнастика «Ветер листья разбросал»; интерактивная игра «Найди с какого дерева листочек»;

Словарная работа: туманное утро, хмурая осень, дождливый день, разноцветные листья;

Материалы и оборудование:интерактивная доска, аудиозапись шума деревьев, звуков рсени, игрушка Воробей, карточки с нарисованными числами и предметами, двойные картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

Карта НОД

Этапы деятельности

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая  деятельность детей

Предполагаемый результат

1.Вводная часть

1.1 Организационно мотивационный.

Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Приветствует детей.

-Здравствуйте дети!

-Предлагаю немного поиграть: Проводит упражнение –

«Колокольчик озорной всех детей в кружок построй»

Словесный метод, игровой метод.

Дети приветствуют друг друга, называя ласковыми именами.

Положительная мотивация детей к общению друг с другом и педагогом.

II.      Основная часть

2.1.Создание проблемной ситуации.

Пальчиковая гимнастика

«Перелетные птицы»

Актуализировать проблемную ситуацию

 

Уточнить и пополнить словарный запас детей по теме.

Развитие мелкой моторики пальцев рук и повышение работоспособности головного мозга.

 

-Ребята скажите какое сейчас время года?

-Посмотрите в окно, какая погода на улице?

-А какая еще бывает погода осенью?

-Поиграем в игру «Отгадай загадку»?

(Воспитатель загадывает загадки об осени).

-Посмотрите кто к нам прилетел.

-Кто это?

-Какое настроение у воробья?

-Как вы узнали?

-Правильно. Воробей очень грустный.

-А из-за чего может грустить воробей?

-У него нет друзей.

-Куда улетели птицы?

-Как называются птицы которые улетают на зиму в теплые края?

-Назовите перелетных птиц.

-Разомнем немного наши пальчики.

(проводит пальчиковую гимнастику «Перелетные птицы»)

Птицы в небе тают, тают(замочек открыть и закрыть)

Птицы к югу улетают (ладонь «козырьком» ко лбу)

Все растаяли вдали                

Аист, цапли, журавли(Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы).

-А как можно помочь воробью?

-Давайте найдемдля него друзей.

Подводит детей к тому, что воробей грустит из-за потери друзей – птиц которые улетели в теплые края.

-Предлагаю отправиться на прогулку в осенний парк, чтобы помочь воробью найти новых друзей.

-Посмотрите на экран.

(На экране появляется изображение осеннего парка в сопровождении аудиозаписи).

Словесный метод-загадывание загадок, проблемные вопросы к детям. Сюрпризный момент: на подоконнике сидит  грустный воробей.

 

Наглядный метод – показ презентации осеннего парка, в сопровождении аудиозаписи. Игровая ситуация-прогулка в парк.

Показывает движения, читает четверостишие.

Отвечают на вопросы, отгадывают загадки.

Обращают внимание на воробья, называют перелетных птиц-ласточка, скворец, предлагают решения проблемы.

 Дети устраиваются кому где удобно,

смотрят на экран, слушают аудио запись звуков осени, шум дождя, шелеста листьев, крики перелетных птиц.

Повторяют за воспитателем движения.

Умение отгадывать загадки. 

Проявление интереса к воробью и желание  помочь ему.

Развита мелкая моторика пальцев рук.

2.2.Восприятие нового материала.

2.3.Практическое решение проблемы.

Дидактическая игра «Один-два-пять».

Дидактическая игра «Один-много».

 

Динамическая пауза

«Листики осенние».

Словесная

дидактическая игра

«Подбери признак»

Совершенствовать грамматический строй речи

 

-Посмотрите на осенние листья.

-Какого они цвета?

-Они разноцветные.

-Сколько листьев?

-А сколько грибов?

(На экране по очереди появляется изображение одного,двух, пяти листьев и грибов).

-Обратите внимание на то, что слова обозначающие предметы изменились, когда мы говорим об их количестве.

-А сейчас поиграем в игру «Один-два-пять».

-Правила игры такие: кто правильнее назовет количество предметов, тот и выиграл.

(воспитатель показывает детям карточки с нарисованными числами и предметами и называет по имени ребенка).

-Молодцы ребята.

- Вы  нашли для воробья  друзей?

-Назовите их.

Показ слайдов с листьями и грибами.

Демонстрация карточек.

Словесный метод –объяснение нового материала, правила игры. Игровой метод-дидактическая игра

(воспитатель дает возможность ответить всем детям, помогает при затруднении).

Слушают воспитателя,

 по очереди называют количество предметов, дают полный ответ

Перечисляют друзей воробья (синица, голубь).

Оказывают помощь затрудняющимся.

Пополнен словарный запас.

Умение согласовывать существительные с числительными.

Преобразовывать существительные в именительном падеже единственного числа в существительные множественного числа.

 

-Предлагаю вам разбиться на пары.

-Я вам буду показывать картинки один из вас будет называть изображение в единственном числе – а второй во множественном. 

-Мы с вами нашли еще друга для нашего гостя.

-Назовите его.

 Словесный метод-объяснение правил игры.

Игровой метод-игра парами «Один – много».

Наглядный метод-показ картинок.

 

Один из ребят в паре называет предмет или явление, связанное с темой занятия в единственном числе, а другой - во множественном.

Называют друга воробья-галка.

 Делают выбор.

Умение работать в парах, договариваться друг с другом.

Предупредить утомление, снять напряжение.

Уметь соотносить слова с движениями.

-Сейчас мы с вами немного отдохнем.

Проводит динамическую паузу под музыку «Листья». 

 

 Двигательная деятельность-динамическая пауза.

Дети произносят текст и выполняют движения под музыку.

 

Снятие напряжения, утомления. Умение правильно

выполнять движения в соответствии со словами.

 Согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Д\игра: «Подбери признак»

 Воспитатель называет существительное по теме «Осень»

-А теперь нам пора возвращаться в группу.

Словесный метод, игровой метод - Д\игра: «Подбери признак»

Дети подбирают к существительному слова - признаки.

 

Могут согласовать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

III Заключительная часть.

3.1.Итог.

3.2.Рефлексия.

3.3.Открытость.

-Обобщение полученных детьми знаний.

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности.

-Где мы с вами были?

-Что мы делали в парке?

-Что вам понравилось?

-Что интересного вы узнали?

-Назовите друзей которых мы нашли для воробья.

-Возьмите бантики зеленого цвета и прикрепите их к смайликуте кто считает что трудностей не возникло и занятие понравилось, желтые бантики, кто испытывал некоторые затруднения, а красные, кому показалось сложно, но он старался.

-Ребята у нас была замечательная прогулка. Мне было  весело, и  интересно с вами гулять и играть.

Вы все молодцы.

-Предлагаю нарисовать  новых друзей для воробья.

Словесный метод – ответы на вопросы, беседа. Рефлексия «Бантики»

Дети слушают воспитателя, вспоминают. Отвечают на вопросы )играли, искали друзей для воробья),

(синица, галка.сорока).

Выбирают бантики, высказывают свое мнение о занятии.

Дети проявляют заинтересованность, эмоционально реагируют, обсуждают свои действия.

Умеют рассуждать, анализировать, слушать сверстников, не перебивать друг друга.

 

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей   подготовительной группы

Образовательная область: речевое развитие;

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Пересказ рассказа «Как Маша стала большой»»;

Возрастная группа: дети седьмого года жизни (подготовительная группа);

Цель:формирование умения детей передавать содержание рассказа близко к тексту, используя средства связной монологической речи;

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать навыки связной монологической речи: умения строить предложение, используя сложные речевые конструкции, последовательно и логично передавать содержание текста.

-формировать грамматический строй речи (понимание и употребление наречий, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, относительных прилагательных).

-закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ.

Развивающие:

-развивать память, зрительное и слуховое внимание и восприятие;

-развивать навыки речевого общения (умение вступать в диалог, отвечать на вопросы, используя речевые обороты);

-продолжать развивать общую и мелкую моторику рук;

Воспитательные:

-воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительное отношение к трудовым обязанностям;

-продолжать воспитывать навыки контроля и самоконтроля за собственной речью;

-воспитывать чувство любви к родному человеку;

Предварительная работа: беседы о празднике «8 Марта»,рассматривание иллюстраций по теме, изготовление подарков для мам, бабушек и сестер, чтение стихотворений про мам, пальчиковая гимнастика;

Словарная работа: порядок, прическа, подшучивать, чисто-начисто, сухо-насухо;

Материалы и оборудование: Аудиозапись, сюжетные картинки по мотивам художественного произведения, мяч, коробка с предметами -часы, бусы, халат, туфли, расческа.

КАРТА НОД

Этапы деятельности

Задачи

Деятельность педагога

Методы, приемы. Формы.

Предполагаемая деятельность детей.

Планируемые результаты.

1.

1.1.

Вводная часть.

Организационно-мотивационный этап.

Психологический настрой на занятие

Создать мотивацию к предстоящей деятельности

-Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

- Здравствуйте, ребята.

-Посмотрите, сегодня к нам в детский сад пришла посылка, и в ней загадочные предметы, давайте посмотрим, что это за предметы, и почему их нам прислали?

-Мы с вами обязательно в конце занятия узнаем, откуда эти предметы, и кому они принадлежат.

(Приглашает присесть на ковер)

Словесный-приветствие детей, беседа, диалог, обсуждение.

Введение в игровую ситуацию.

Сюрпризный момент.

Наглядный метод-показ посылки и демонстрация предметов.

Рассматривание содержимого посылки.

Дети приветствуют воспитателя и друг друга.

Разглядывают посылку и лежащие в ней предметы. Ведут между собой и воспитателем беседу обсуждая содержимое посылки.

Садятся на ковер.

Дети психологически и мотивационно настроены на предстоящую деятельность.

2.

2.1.

Основная часть.

Постановка проблемы.

Словесная дидактическая игра «Назови ласково».

Игровое упражнение с мячом «Какая мама».

Создание проблемной ситуации.

Введение в тему занятия.

Звучит аудиозапись.

-Ребята, какой праздник приближается?

-Кого мы будем поздравлять в этот праздник?

-Они наши любимые, близкие люди, давайте назовем их ласково.

д/и Назови ласково.

Чтение стихотворения.

Мама, бабушка, сестра - все нарядные с утра.

Принимают поздравления, хоть у них  не день рожденья.

Каждой праздничный подарок и букет - он очень ярок.

А еще сюрприз их ждет - испекли мы с папой торт.

Перемыли всю посуду, навели порядок всюду.

Мы забыли слово "лень", вот, что значит "Женский день"!

А сестра спросила нас: "Это будет каждый раз?"

(В. Нестеренко)

-Кто самый главный человек в нашей жизни, кого мы любим больше всех?

-Давайте расскажем какая у нас мама. 

И/У с мячом «Какая мама»

-Ребята. Скажите, как можно порадовать ещё маму в этот день?

(Помочь ей в её взрослых домашних делах).

Сегодня на занятии мы с вами узнаем, как мы можем помогать нашей маме. И ещё мы узнаем, как становятся большими, самостоятельными детьми,  пройдемте и присядем на стулья.

Слушание музыки

Словесный метод-беседа, художественное слово.

Игровой метод-

игровые упражнения, дидактическая игра.

Слушают воспитателя, думают, отвечают на вопросы.

-(Мам, бабушек, сестер)

Участвуют в играх.

Называют ласково своих мам. Отвечают на вопрос.

Присаживаются на стульчики.

Умение не перебивать воспитателя и собеседников,

давать полные ответы.

Умение слушать.

Активное участие в играх.

2.2.

Восприятие нового материала.

Закрепить умение анализировать текст, выделять ключевые моменты, образовывать причинно-следственные связи. Обогащение и активизация словаря.

Ребята, а вы хотите стать большими? (повзрослеть?)

-А как вы думаете, как можно стать взрослым?

-Послушайте рассказ про девочку Машу, которая тоже хотела стать взрослой и что из этого получилось.

Чтение рассказа

"Как Маша стала большой" Е. Пермяк

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином халате сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

- Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

- Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают.

-Как звали главную героиню рассказа?
-Чего больше всего хотела девочка?

-Как на это реагировали взрослые?

-Как она пыталась стать большой?

-Удалось Маше стать большой после таких действий?

-Что же такого сделала Маша? --Как Маша подмела пол и вымыла посуду?

 -Как Маша вытерла посуду? -Когда Машу назвали большой? -Как изменилось имя у Маши после ее поступков?

-Как ее назвал папа? (Мария)
-А как станут звучать ваши имена, когда вы вырастите?

Словесный метод-

чтение художественной литературы,

беседа.

Наглядно – демонстрационный метод.

Беседа по прочитанному. (обратить внимание детей на картинки)

Внимательно слушают воспитателя, предполагают свои варианты ответов.

Дети внимательно слушают вопросы воспитателя, вспоминают и отвечают на них, беседуют.

-(Вырасти, стать большой).

-(Только смеялись).

-(В маминых туфлях ходила, в бабушкином халате сидела, прическу как у тети Кати делала, бусы примеряла, часы на руку надевала)

-(Подмела пол, вымыла посуду).

-(Чисто-начисто, очень чисто, чисто-пречисто)

-(Сухо-насухо, очень сухо, сухо-пресухо).

-(когда она взяла веник и подмела).

Умение внимательно слушать, не перебивать и не мешать сверстникам.

Умение отвечать на вопросы.

Умение анализировать действия героя.

2.3.

Практическое выполнение задания (Пересказ рассказа детьми)

Пальчиковая гимнастика.

Физкультминутка

«Семейная зарядка».

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Совершенствовать навыки связной монологической речи: умения строить предложение, используя сложные речевые конструкции, последовательно и логично передавать содержание текста

Смена вида деятельности, развитие мелкой моторики пальцев рук, предотвращение переутомляемости детей и снятие мышечного напряжения.

-Предлагаю вам немного поиграть пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

-И немного отдохнуть.

Физкультминутка «Семейная зарядка».

-А сейчас я вам еще раз прочту рассказ, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

-Теперь давайте попробуем пересказать Машину историю.

-Картинки вам в этом помогут.

-Ребята разделитесь на три команды, каждая команда выберет себе кружок определенного цвета и подойдет к столу с таким же кружком, на столе лежат конверты.

-Вам надо собрать картинку.

Показывает  двигательные упражнения – сдоровьесберегающие технологии.

Словесный метод-чтение четверостишия к физкультминутке и пальчиковой гимнастики. Художественное слово. Повторное чтение рассказа.  (установка на запоминание)

Демонстрация сюжетных картинок.

Если детям не удалось разделиться, воспитатель это делает с помощью считалочки.

Практическая деятельность.

Выполняют движения повторяя за воспитателем, проговаривая слова к гимнастике.

Слушают воспитателя. Пересказывают текст рассказа(Пересказ 2-3 детьм.

Разделяются на команды, выбирают кружки и собирают картинки.

Снято мышечное напряжение.

Умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Умение передавать содержание текста с опорой на сюжетные картинки

Умение сопоставлять отдельные фрагменты в единое целое.

3.

3.1.

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Обобщение полученных детьми знаний.

-Теперь вы догадались, откуда эти вещи из коробки?

-Помогли они Маше стать взрослой?

-Что же помогло нашей Маше стать большой?

-Давайте вспомним чем мы сегодня занимались?

Словесный метод-вопросы, беседа.

Слушают воспитателя, делают выводы, отвечают на вопросы.

Умение делать выводы, обобщать полученные знания.

3.2

Рефлексия

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности.

-Что вам понравилось на занятии?

-А что вызвало затруднение?

-Нарисуйте на листе бумаги зеленые смайлики те  у кого все получилось на занятии, желтые смайлики, кто испытывал затруднение и красные смайлики кому было трудно, но он очень старался.

Солвесный метод-вопросы, беседа.

Практический-рисование смайликов.

Отвечают на вопросы. Проводят анализ своих действий и действий сверстников.

Умение анализировать свои действия и действия сверстников.

3.3.

Открытость

Вызвать у детей яркий эмоциональный отклик, желание порадовать близкого человека

-Ребята, а давайте нарисуем и подарим нашим мамам большое, красивое, любящее сердце, пусть все мамы знают, как мы их сильно любим.

-Мы его потом повесим в раздевалке, пусть все мамы любуются.

Практический метод-коллективное рисование сердца.

Выражают свое эмоциональное состояние, желание порадовать маму.

Умение радоваться, выражать эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности "По следам лесных зверей" вторая младшая группа

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по теме «По следам лесных зверей».  Группа: вторая младшая   Тема: «По следам лесных звер...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект непрерывно – образовательной деятельности  по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формиро...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по развитию речи "Путешествие по сказке "Колобок" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Формировать умение рассказывать об эпизодах сказки, используя глаголы, прилагательные. Учить детей правильно пользоваться системой окончаний для согласования слов в предложениях. Учить подбирать прила...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по развитию связной речи у детей средней группы

middot;       Задачи НОД: Образовательные: -  Познакомить детей с новым произведением - украинской народной сказкой «Колосок».-   Закрепить с ...