Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по развитию связной речи у детей средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Рябцева Анна Николаевна

·       Задачи НОД

Образовательные:

 -  Познакомить детей с новым произведением - украинской народной сказкой «Колосок».

-   Закрепить с детьми знания о жанровых особенностях сказки.

-    Научиться составлять пересказ сказки «Колосок».

Развивающие:

-         Развивать внимание, память.

-         Развитие связной речи, обогащение словарного запаса детей.

-         Учить пересказывать текст с опорой на серии сюжетных картинок.

-          Внимательно слушать указания воспитателя.

Воспитательные:

-         Формировать умение создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях.

-         Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.

-         Воспитывать бережное отношение к хлебу.

-         Учить детей оценивать поступки персонажей.

-          Учить детей помогать друг другу в случае необходимости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nepreryvnoy.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непрерывной  образовательной деятельности

по развитию связной речи у детей средней группы

Возрастная группа: средняя группа (4- 5 лет).

Вид деятельности: восприятие художественного произведения.

Тема  занятиячтение и пересказ украинской народной сказки «Колосок».

Цель занятия: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам, разработать пересказ по сказке «Колосок» с использованием серии сюжетных картинок.        

Образовательная область – речевое развитие.

Задачи

Образовательные: 

  • Познакомить детей с содержанием украинской народной сказки «Колосок».
  • Закрепить с детьми знания о жанровых особенностях сказки.
  • Научиться составлять пересказ сказки «Колосок».

Развивающие:

  • Развивать внимание, память.
  • Развитие связной речи, обогащение словарного запаса детей. 
  • Учить пересказывать текст с опорой на серии сюжетных картинок.
  •  Внимательно слушать указания воспитателя.

Воспитательные: 

  • Формировать умение создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях.
  • Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу.
  • Учить детей оценивать поступки персонажей.
  •  Учить детей помогать друг другу в случае необходимости.

Интеграция образовательных областей:

 Познавательное развитие – расширять литературный опыт детей.

Социально – коммуникативное развитие – помочь детям понять мотивы поступков героев прослушанного произведения, воспитывать умение выражать своё отношение к персонажам; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Речевое развитие - развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Социально – коммуникативное развитие – помочь детям понять мотивы поступков героев, воспитывать умение выражать своё отношение к персонажам, воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.

Планируемый результат занятия: воспитанники научились составлять пересказ, внимательно слушая указания воспитателя, помогать друг другу.

Подготовительная работа:  художественное слово;  рассказ; беседа; проблемные вопросы;  беседы по серии сюжетных картинок, просматривание презентации  «Как делают хлеб».  

Материалы и оборудование: серии сюжетных картинок для пересказа, корзина с муляжами хлебобулочных изделий, колосок, костюмы мышей для детей, пирожки.

Технологическая карта

№ п/п

Этапы занятия 

Время

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Организационно – мотивационный этап

Организационный

Переключить внимание детей на предстоящую деятельность.  

- Стимулировать интерес к ней. 

Введение детей в тему:
Здравствуйте ребята! Предлагаю Вам взяться за руки и подарить друг другу улыбки для хорошего настроения.
Артикуляционная гимнастика:

- «Улыбочка»

- «Любопытный язычок»

- «Пчелка жужжит»

Дети приветствуют педагога и своих друзей.

Двигательная: дети выполняют

Упражнения.

Игровая: дети определяют, что принес сказочный гость и угадывают самого сказочного гостя.

Коммуникативная: дети отвечают на

вопросы педагога.

Двигательная: выполняют физминутку

Этап постановки проблемы

- Поставить проблему перед детьми  или  поставить цель предстоящей деятельности.

- Мотивировать  (процесс вовлечения в деятельность).

-Ребята, давайте посмотрим, что за корзинку нам  сегодня принес сказочный гость!

(Воспитатель достает из корзинки муляжи хлебобулочных изделий.)

- Как вы думаете что это?

- А как все это можно назвать одним словом?

- Вы знаете, какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол?

- Этот путь долгий и стоит труда многих людей.

-Но кем же может быть этот сказочный герой? Послушайте описание и догадайтесь кто он.

У нашего гостя есть гребешок, бородка, клювик красивый хвост, а еще он рано встает, голосисто поет. Кто же это?

- Какой красивый петушок. Давайте вспомним про него песенку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,
Масляна головушка,
шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь?

Голосисто поешь,

Детям спать не даешь?

А сейчас я предлагаю вам превратиться в петушков.

Физминутка «Петушок»

Встал утром петушок,

Пригладил красный гребешок

Крылышками помахал

Доброго утра пожелал:

Ку-ка-ре-ку

Крылышки сложил

Важно походил.

Какие красивые петушки!

- А кто знает, чем кормят петушка?

2.

Основной этап

- Актуализировать имеющиеся знания, представления.

-Сформировать новые  представления (умения).

Посмотрите у меня в руках колосок, в котором много зерен, стебелек – это соломинка. Сейчас встаньте возле своих стульчиков и давайте покажем, как растут колоски.

А  сейчас я прочитаю  вам украинскую народную сказку «Колосок».

(Воспитатель с  выражением читает сказку  с демонстрацией серии сюжетных картинок).

Восприятие художественной

литературы и фольклора: слушают

рассказ

Этап ознакомления с материалом

 

Беседа по содержанию сказки и словарная работа.

- Вам понравилась сказка?

- Как она называется?

- Про кого эта сказка?

- Вам все слова в сказке понятны? Тогда скажите мне, пожалуйста: «Петушок колосок обмолотил. Как вы понимаете это слово?»

Петушок муки намолол. Как объяснить, что сделал Петушок?  

- А что значит замесить тесто?

- Чем занимались мышата, когда Петушок работал?

- Какую работу выполнял Петушок?

- Что сделали мышата, когда пироги были готовы?

- Петушок угостил мышат? А почему?

- Чему нас учит эта сказка?

Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику.

Фонопедическая   гимнастика.

«Петушок пшеницу серпом сжал,  - дети   резко скрещивая перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.

Снопов навязал -  Произносят «ш-ш-ш… »  вращая кулачками по коленям.

На мельницу свозил. - Цокают язычком, подражая стуку копыт лошади, руки «держат вожжи».

Ветер летит, крылья мельницы вертит.  - Произносят  звук [у], круговые махи руками.

Получилась мука хороша, легка. - Произносят «п… п… », пальцы рук резко сжимают и разжимают.

Петушок из муки напек пироги. - Руками «пекут пирожки»,  произнося слог ля в высоком регистре.

Вон они – на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят. - Произносят «пых… пых… ».

Молодцы, пирожков мы напекли, а теперь присаживайтесь.

- Ребята, вы хорошо запомнили текст?

Предлагаю вам рассмотреть картинки к сказке. Сейчас я еще раз буду читать сказку, а вы слушайте внимательно, вам нужно ее запомнить, чтобы потом пересказать текст точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. А также мы будем выделять самое главное, то, о чем говорится в сказке и выбирать соответствующие картинки.

Повторное чтение рассказа воспитателем.

- Итак, слушайте начало...

- Ребята, как вы думаете, какие картинки нам надо выбрать?

- Слушайте продолжение…

- А какие картинки нужно выбрать сейчас?

- Слушайте заключительную часть…

- Оставшиеся картинки мы последовательно добавим к предыдущим?

- Ребята, мы вместе составили карту- план по сказке и у нас получилась сказка в картинках.

Для вас эти картинки являются планом, по ним вы можете пересказывать текст

последовательно, выразительно и самостоятельно.

- Я предлагаю вам составить

Сказку по цепочке.

- Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке ( по порядку)?

- Кто хочет начать пересказ?

- Кто продолжит?

-  Кто закончит сказку?

- Помните, что самое главное при пересказе - четко и ясно передать последовательность

событий.

- А может кто-нибудь хочет рассказать

историю от начала до конца?

Коммуникативная: отвечают на

вопросы воспитателя

Двигательная: выполняют фонопедическую   гимнастику

Восприятие художественной

литературы и фольклора,

познавательно-исследовательская:

слушают отрывки рассказа и выбирают

соответствующую началу рассказа

картинки.

Коммуникативная, познавательно-

исследовательская: пересказывают

текст

Этап практического решения проблемы

-Актуализировать сформированные представления.

Входят «мыши» - дети старшей группы, они  грустные, в руках колосок.

- Ой, ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел. Здравствуйте, мышата! Как вас зовут?

- Мышата. Круть и Верть.

- Мы знаем из сказки, что вы веселые и озорные, почему вы к нам пришли такие грустные?

- Круть:

«Наш дружок Петушок

Вкусных пирожков испёк

Ну, а нас не угостил,

Ведь на нас сердит он был.

Мы ему не помогали,

От работы убегали,

Стыдно очень нам теперь

За безделье и за лень».

- Верть:

«К Петушку мы приходили

И прощения попросили.

Обещали не лениться,

Вместе хорошо трудиться.

Снова в поле побежали,

Колосок там отыскали.

Вот пришли у вас спросить,

Что с ним делать, как нам быть?

Нам, ребята, помогите,

Пирожки печь научите!»

- Наши ребята помогут вам, мышата. Садитесь и слушайте внимательно. Ребята, мы можем мышатам помочь! Давайте вспомним и расскажем, мышатам как  колосок превратить в хлеб.  Дети вспоминают презентацию «Как делают хлеб».  

- Ну что, мышата, вы все поняли?

Мышата. Спасибо вам, ребята, мы побежим пирожки печь.

Динамическая пауза

Игра «Назови ласково».

Люди очень ценят хлеб, часто называют его ласково – хлебушек. У нас есть полная корзинка хлебобулочных изделий, давайте назовем их ласково.

Дети выходят, берут из корзинки муляж, называют ласково, кладут на поднос.

«Булка – булочка.

Батон – батончик.

Пряник – пряничек.

Пирог – пирожок.

Хлеб – хлебушек.

Сушка – сушечка.

Баранка – бараночка.

Сухарь – сухарик.

Лепешка – лепешечка.

Пышка – пышечка».

Коммуникативная: отвечают на

вопросы воспитателя

Познавательно-исследовательская: дети

самостоятельно образуют уменьшительно- ласкательную форму существительного посредством суффикса

3.

Заключительный этап

-Закрепить сформированные представления (умения).

-Обобщить сформированные представления.

-Формировать элементарные навыки самоконтроля, самооценки.

- Вы такие молодцы! Так замечательно потрудились!

- Вспомните, с каким произведением мы

познакомились?

- Интересно вам было его слушать?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Как мы смогли решить наше затруднение в начале занятия?

 

- Стук в дверь, входят мышата, вносят пирожки.

Мышата:

- Вы нас научили печь пирожки, мы хотим угостить вас, и обещаем больше не лениться.

-Спасибо, мышата, за угощение, мы обязательно попробуем ваши пирожки.

- Ребята, а какой вам фрагмент больше всего понравился?
А хотите я вам ещё раз его прочитаю?

Коммуникативная: дети отвечают на

вопросы воспитателя,  делятся своими впечатлении о прочитанной сказке, вступают в диалог с воспитателем, рассказывают, что было для них более интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы - весны гонцы».

Конспект НОД по развитию связной речи  для детей средней группы  Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок  «Скворцы - весны гонцы»....

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей средней группы»

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является ...

Конспект НОД по развитию связной речи у детей средней группы на тему: «Игрушки»

                                               Конспект НОД по развитию с...

Паспорт проекта "Подарим детям сказку" (развитие связной речи у детей средней группы)

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психоло...

Презентация на тему: Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей Средней группы.

АктуальностьЯсная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и п...