Методическая разработка по развитию речи с использованием информационно – коммуникативных технологий Тема: рассматривание картины Исаака Ильича Левитана «Март»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

 ставчикова марина васильевна

Методическая разработка

воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста

 

по развитию речи

с использованием информационно – коммуникативных технологий

 

 

 

 

 

 

Тема: рассматривание картины Исаака Ильича Левитана

«Март»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 38

комбинированного вида Кировского район г. Санкт-Петербурга

Методическая разработка

воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста

по развитию речи

с использованием информационно – коммуникативных технологий

Тема: рассматривание картины Исаака Ильича Левитана

«Март»

                                                                   Воспитатель: Ставчикова Марина Васильевна

                                                             

Санкт - Петербург

2020г.

Программное содержание:

  • Продолжить знакомство с творчеством И.И. Левитана.
  • Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
  • Формировать у детей представления о том, что одно и то же время года можно отразить в разных видах искусства: живопись, поэзия, музыка.
  • Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, умение выделять цвет и его оттенки.
  • Развивать интерес к непринуждённой беседе и правильно отвечать на вопросы воспитателя.
  • Закреплять умение сопоставлять свои наблюдения и изображения на картине.
  • Воспитывать интерес  к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
  • Ввести в активный словарь детей слова: пейзаж, пейзажист, ставни.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукции картин известных художников И.Левитана, В. Пивень. Чтение произведений художественной литературы: Пришвина, Сладкова.

Материал к занятию:

Портрет И. И. Левитана, репродукции картин И. И.Левитана «Март» и «Золотая осень», видеофильм репродукций картин пейзажной живописи о весне, диск с произведением К.И. Чайковского «Времена года», стихотворение А. Плещеева «Весна», фото Третьяковской галереи.

Методы и приемы:

  • словесный (рассказ воспитателя, беседы, чтение художественной литературы)
  • наглядные (демонстрация слайдов репродукций известных художников,  иллюстрации)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята давай те мы  сейчас с Вами  закроем глаза и будем представлять то, о чем рассказывается в стихотворении А. Плещеева «Весна»

(звучит музыка  П.И. Чайковского «Времена года»).

«Весна»

Уж тает снег, бегут ручьи,

 В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.

А. Плещеев

Воспитатель: Откройте пожалуйста глаза и расскажите, что вы представляли  слушая стихотворение и музыку?  (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени года в нем говорится? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами рассматривали картину  Левитана? Как она называлась? (Ответы детей. Показ слайдов репродукций картин И.И. Левитана)

Воспитатель: Сегодня мы рассмотрим репродукцию с картины И. И.  Левитана «Март». (воспитатель на дисплее показывает репродукцию с картины, с разных ракурсов)

Воспитатель: Посмотрите на эту картину и скажите нравиться ли она вам? Как вы думаете, какое время года нарисовал художник? (Ответы детей)

 Как бы вы охарактеризовали, какой день изображен на картине: ясный или пасмурный?  Почему вы так думаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Мотив   картины:   начало   весны   в  деревне.   Смотришь   на   картину  и чувствуешь дыхание весны. Хочется прямо сейчас сесть в сани и проехаться в  них,  ощутить  свежесть  и  чистоту  воздуха.  Подставить  лицо  яркому солнышку и насладиться его теплом.

В этом весеннем пейзаже солнце становиться главным. Вглядитесь, как ласково оно освещает всю местность. Греясь на солнышке, замерла от удовольствия лошадь. Стена дома золотиста. Яркий свет солнца ложится на чистый снег, на стволы и ветви деревьев.

Воспитатель: Каким мы видим изобразил художник снег? (Ответы детей)

Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нем? (Ответы детей)

А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображенные на картине. (Ответы детей)

      Воспитатель: На картине художник не изобразил человека, но мы чувствуем его присутствие. По чему мы можем догадаться что он рядом? (Ответы детей если дети затрудняются с ответом воспитатель наводящими вопросам подводит к определениям: распахнута дверь; снята- с окна ставня; лошадь ждет человека; на дереве - скворечник).

Физминутка

За окном сосулька тает,

(дети стоят лицом в круг. 4 прыжка на носочках, руки на поясе)

Ветер тучи рвёт в клочки.

(руки вверх; наклоны туловища влево-вправо, влево-вправо)

Разжимает, разжимает

Клён тугие кулачки.

(руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку.

(4 прыжка)

И, едва растает снег,

(наклоны)

Мне зелёную ладошку

Клён протянет раньше всех.

(поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые ручки - рукопожатие)

    Воспитатель: Каждый  художник,   прежде  чем  будет  рисовать  картину  на   полотне,   должен   ясно   представить   себе,   как   она  будет выглядеть, где что будет расположено, сколько места займут те или иные предметы, то есть продумать композицию картины. Сначала художники рисуют небольшие рисунки будущей картины они называются эскизы, а затем
переносят  их на большое полотно. И.И. Левитан заранее продумал, какой величины будут все предметы на картине.
 Посмотрите, ближайшие деревья   художник нарисовал крупными,а те, которые находятся дальше маленькими. Как вы думаете почему художник так расположил деревья? (Ответы детей)

Воспитатель: Одинакова  ли цветовая палитра  неба? (Ответы детей)

Воспитатель:  Какими красками и оттенками художник нарисовал снега? (Ответы детей)

Воспитатель: Чтобы добиться нужного цвета - оттенка, художники смешивают краски на палитре. Скажите, каких красок больше на картине - ярких, светлых или темных? Как вы думаете, можно ли назвать эту картину радостной? Почему? А если бы художник нарисовал тоже   самое, но другими красками. Небо например в темно-серых тучах...? Назвали бы мы такую картину радостной? Почему нет? (Ответы детей)
Воспитатель: Значит,  И. И. Левитан хотел, чтобы вы, зрители, испытывали радость от увиденного. И поэтому художник специально подобрал для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое весеннее настроение. Художников, которые пишут картины о природе, называют художник -пейзажист, а их картины - пейзажами.

Воспитатель: Послушайте  стихотворение,  в котором описывается что такое пейзаж. Написал это стихотворение  А. Кушнера «Пейзаж».

«Пейзаж»

Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые берёзки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
Нарисованным быть может
Или север, или юг,
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется пейзажем! 

     И. И. Левитан обладал редким даром понимания природы, русская природа единственная тема произведений Левитана. А осень – его любимейшее время года. Природа, изображенная на них, пробуждает желание любоваться ею, всматриваться в детали и запоминать. Вот и мы с вами любовались одним из самых известных в мире пейзажей великого русского художника Исаака Левитана. О других знаменитых, талантливых художниках прославивших нашу Россию вы  узнаете на следующих занятиях. Полотна художников собраны в картинных галереях Русского музея и Эрмитажа. Там  собраны картины великих художников: И.Е.Репина  и  В.Д.Поленова; Айвазовского и Брюллова; В.М.Васнецова и  В.И.Сурикова. Сходите с родителями на выставки великих художников и вы увидите великие полотна живописи. Завтра мы пойдем в парк и не только побегаем по шуршащим листьям, но и возьмем бумагу и карандаши и каждый из вас нарисует то, что поразит его своей красотой в осеннем парке.

      И. И. Левитан писал: «Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это великое счастье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в в старшей группе «Рассматривание картины Исаака Ильича Левитана «Март»

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в в старшей группе «Рассматривание картины  Исаака  Ильича Левитана «Март»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно – коммуникативной технологии Тема: «Путешествие в страну светофорию»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного видаКрасносельского района Санкт-Петербурга      Конспектнепрерывной обра...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно – коммуникативной технологии Тема: «Лесные приключения»

создать условия для получения детьми знаний о животных.продолжать учить детей отгадывать загадки;обобщить представления детей о диких животных.Систематизировать знания детей о  представителях жив...