Проект "Юные журналисты"
проект по развитию речи (старшая группа)

Спицина Татьяна Ивановна

Для развития речи и коммуникативной деятельности детей старшей группы был разработан проект «Мы журналисты», при реализации которого дошкольники могут овладеть диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющихся в использовании языковых средств допустимых в разговорной речи. Специальное речевое воспитание ребенка посредством журналистики позволяет овладеть речью на более высоком уровне.

В старшем дошкольном возрасте дети живо интересуются профессиями, и это может быть использовано как средство развития познавательного интереса, повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.

В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Журналисты – это люди, занимающиеся поиском наиболее значимых и важных событий, которые происходят в мире. После получения необходимой информации они рассказывают об этом - устно или письменно – в газетах, журналах или на телевидении и радио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект253.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение-
детский сад № 35 «Вырастайка»

Проект


 

«Детская журналистика как инновационный подход в коммуникативно-речевом развитии дошкольников»

Разработала воспитатель:

Спицина Т.И.

г.о Серпухов, 2020г

I. Содержание проекта

  1.1. Актуальность проекта

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних детей ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их не только легко и быстро воспринимать и запоминать информацию, но и уметь находить, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

В настоящее время речевое развитие детей остаётся одной из актуальных проблем, так как речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации.

Работая с детьми и наблюдая за их общением и речью,  мы  видим, как нелегко им общаться друг с другом. Дети не умеют высказывать свои мысли, правильно задать вопрос друг другу, т. е. не владеют диалогической устной монологической речью, возникает чувство робости, стеснения, даже при общении с взрослыми . Не умеющий говорить ребенок стесняется, у него возникает чувство неполноценности, и в результате он замыкается от детей и взрослых Большую часть свободного времени дети заняты компьютером, телевизором, просмотрим мультфильмов, или своими играми.
    Ребенок, у которого хорошо развита речь даже в одиночестве играя с игрушками, разговаривает с ними, задает вопросы и сам на них отвечает. Может, самостоятельно открыв книгу, без участия взрослых глядя на иллюстрации, придумать и озвучить героев. Но таких детей, к сожалению мало.
 
Как разбудить в ребенке желание высказывать свое мнение, справляясь с волнением, общаться между собой в течение дня, быть интересными собеседниками, доброжелательным, внимательным?  Любознательному ребенку интересно все, чем больше у него запас знаний и богаче активный словарь, тем сильнее тяга к познанию окружающего мира.

Метод «Детской журналистики» это один из  инновационных путей развития коммуникативно - речевых навыков у дошкольников. Этот метод основывается на личностно –ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате журналистской деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.

Правильно организованная журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребенка. Все это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребенка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся окружающем мире.

Новизна проекта заключается в том, что формирование коммуникативно- речевого развития происходит на основе общего интересного детского дела – журналистской деятельности.

Практическая значимость:

- разработано тематическое планирования проектной деятельности;

- разработаны дидактические материалы к проекту.

     1.2. Цель и задачи проекта

     Цель: Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ профессии журналиста.
     Задачи проекта: 

1. Организовать в предметно – пространственной развивающей среде группы центр журналистики.

2. Обучать детей построению самостоятельных высказываний, умению вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми.

3. Формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.

4. Развитие коммуникативных навыков и личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе.

5. Воспитать уважительное отношение к профессии журналиста, желание вести диалог друг с другом.

1.3. Основные направления проекта

 Подбор и переработка художественной, публицистической, познавательной литературы по изучению журналистики.

  • Знакомство с профессиями: журналист, редактор, оператор и т.д.; с жанрами и понятиями журналистики.
  • Экскурсии по детскому саду, встречи с людьми разных профессий.
  • Создание условий: организация пресс-центра в группе.
  • Обучение проведению интервью с разными людьми, умение вести себя раскованно и свободно.
  • Подготовка и создание газет и видеороликов.

1.4. Этапы реализации проекта

    I Подготовительный (сентябрь 2018-декабрь 2018) - составление плана работы, подготовка развивающей среды, консультативная ознакомительная работа с педагогами, родителями.

     II Основной ( январь 2019- март 2020) - организация работы центра журналистики «Семицветик».

Целью данного этапа является расширение представлений детей о средствах массовой информации, роли газет и журналов в жизни людей; формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой. На данном этапе с детьми велась работа по знакомству с такими понятиями, как журнал и газета, их целенаправленное рассматривание и изучение истории создания. В ходе организованной образовательной деятельности ребята знакомятся с новыми профессиями, такими, как журналист, редактор, художник-оформитель, корреспондент.

«Деятельный»: на данном этапе основной целью в работе с детьми является раскрытие их творческих способностей, умение работать в команде.

      III Заключительный (апрель - Май 2020) - анализ и выводы по внедрению и реализации проекта в педагогический процесс дошкольного образования.

II. Описание проекта

Вид проекта: информационно-познавательный, долгосрочный.

Тип проекта По доминирующему методу (поисково-исследовательский, творческий), по количеству участников (групповой), продолжительности (долгосрочный).

Участники проекта: Педагоги ДОУ, воспитанники, их родители.

Работа строится по двум основным блокам: познавательный и деятельностный     

 Познавательный блок предполагает работу по трем направлениям:

1 направление - знакомство детей с детскими журналами, газетами, телепередачами, их содержанием.

2 направление работы – знакомство с жанрами и некоторыми понятиями. Дети знакомятся с такими понятиями, как газета, журнал, альманах, телепередача. Также знакомятся с жанрами: интервью, статья, заметка, репортаж.

В ходе обсуждения с детьми мы даем простые определения этим понятиям.

3 направление – создание условий. После обсуждения детьми особенностей профессии журналиста в группе создается «центр журналистики» или «телестудия».  Мы знакомимся с атрибутикой, символикой журналистики, и вместе с детьми и родителями создаем их своими руками.

«Деятельностный блок» предполагает совместную работу по взаимодействию педагога с детьми, реализуемую через проектную деятельность, непосредственно образовательную деятельность, развлечения и результат деятельности.

Работа по проекту осуществляется с учетом принципа систематичности и последовательности, от простого к сложному

На первом этапе   педагоги ДОУ выступают в роли журналистов и задают вопросы детям на различные темы, а воспитанники  дают развернутые и содержательные ответы.

На втором этапе   дошкольники учатся брать интервью, состоящее из 2–3 вопросов, которые они задают друг другу и педагогам .

Игра «Дружеское интервью» в ходе которой один ребенок находится в центре круга, а другие дети передают микрофон друг другу, по очереди обращаются к сверстнику по имени и задают ему интересующий вопрос. Например: «Софья, можно узнать, с кем ты дружишь? А какое у тебя любимое блюдо?» и т. д. Эта игра способствует не только развитию активного словаря и умению вступать в диалог, но и формирует у дошкольников социально-коммуникативных навыков.

Во время проведения первых игр дошкольники еще не умели пользоваться микрофоном и, задавая вопрос, протягивали его сверстнику или, наоборот, не смотрели в глаза собеседнику, забывали следующий вопрос или неточно его формулировали. Также в речи наблюдались паузы, односложные ответы. Некоторые воспитанники говорили тихо, неуверенно, очень волновались и даже боялись видеокамеры.

Вместо микрофона мы используем игрушки –заместители.

Детская журналистика дает возможность интеграции всех образовательных областей, особенно коммуникативных.

Мы планируем изготовить атрибуты: детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты, блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки-галстуки, микрофоны.

Беседуем: как должен вести себя журналист при интервью, какие слова речевого этикета должен употреблять.

Планируем: у кого будем брать интервью.

Использовать можно карты-схемы.

На третьем этапе  будем  организовать встречи с людьми разных профессий. К этому времени воспитанники научаться грамотно задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с нормами речевой культуры.  

На заключительном этапе,  можно отправиться на экскурсию
-в кабинет заведующей 
(кто не хочет узнать информацию из первых уст)

- в медицинский кабинет (всех волнует очередная прививка);

- в кабинет учителя-логопеда;

      - на кухню к повару.

После того, как дети взяли интервью, мы как редакторы набираем их на компьютере, и только потом мы приступаем к монтажу газеты: подбираем и анализируем материал, клеим, рисуем иллюстрации, печатаем фотографии, спорим, рассуждаем.

В процессе подготовки газеты дети приобретают способность ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное развивается ответственность - дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе развивается самосознание.

Юные журналисты в ходе создания сюжетов высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраиваются под ситуацию. Дети получают удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим, развивает инициативность. Создание собственных и коллективных продуктов деятельности, участие в реализации творческих медиапроектов выступает альтернативой компьютерной зависимости детей, у них формируются социально-значимые навыки работы в детском коллективе, умение использовать различные источники информации, процесс обучения становится удовольствием для дошкольников.

Поставленные задачи решаются с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.), беседы, обсуждения. Успех реализации опыта, на наш взгляд, имеет прямую зависимость от заинтересованности родителей. Поэтому особое внимание уделяли работе с родителями, предлагали им разыгрывать подобные ситуации дома, выполнять конкретные поручения воспитателя по формированию у ребенка определенных правил речевого этикета. Для этого нами были составлен план работы с родителями

Задачи работы с родителями:

1. Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта " Мы - журналисты".

2. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

3. Организовать мини-консультации и изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр "Фотосалон", «Звукооператор», «Библиотека»

4. Привлечь родителей к организации и проведению экскурсий.

Предполагаемый результат

Реализация данного проекта позволит достичь положительных результатов. К концу учебного года воспитанники  могут без труда провести беседу со взрослыми, включающую 4-5  и более вопросов, а также поблагодарить собеседника за интервью

Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня связной диалогической и монологической речи детей, коммуникативных навыков, интеллектуальной и социальной компетентностями, развитию таких качеств, как любознательность, наблюдательность, активность, уверенность в себе, быть активным и самостоятельным собеседником; речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие "Мы журналисты"

конспекты занятий,игры на тему детской журналистики....

Сюжетно - ролевая игра "Мы журналисты"

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию связной речи «Мы – журналисты»

Материал предназначен для развития связной диалогической речи, а также коммуникативного и личного взаимодействия. Занятие проводится в форме ток-шоу, на которое приглашены сотрудники детского сада раз...

Проект "Мы-Журналисты"

Название проекта: Издательство «Планета Детства»Тема проекта: Сюжетно-ролевая игра «Журналисты»Цель проекта: Формирование интереса и потребности в чтении книг, развитие речи.Итоговое мероприятие...

Конспект совместной деятельности "Мы журналисты"

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения занятий в подготовительной группе. Предназначена для использования в работе педагогов дошкольных учреждений. Разработка ...

Образовательная область - коммуникация "Журналисты"

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы. Комуникативная деятельность.Тема:  "Журналисты"...