Занятие речевой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Птицы со двора – пришла осенняя пора» .
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Осокина Татьяна Владимировна

Занятие речевой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Птицы со двора – пришла осенняя пора»

Тема: использование игровых технологий для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста  в условиях среды Донского региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem_nedelya_27.11.19_g.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методический кабинет Управления образования

Администрации города Новочеркасска

Тематическая неделя

«Использование современных подходов и инновационных технологий в речевом развитии дошкольников в условиях поликультурной среды Донского региона»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62

Занятие речевой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Птицы со двора – пришла осенняя пора»

Тема: использование игровых технологий для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста  в условиях среды Донского региона.

Подготовила

Осокина Татьяна Владимировна,

воспитатель МБДОУ детского сада № 62

г.Новочеркасск

2019 г.

Дата проведения: 27.11.19 г

Цель: использование игровых технологий для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста  в условиях среды Донского региона.

Задачи

Образовательные:

  •   Уточнить представления детей о Красной книге и о птицах, которые занесены в Красную книгу Донского края (Ростовской области)
  • Познакомить с новой птицей (розовый скворец), занесённой в Красную книгу.
  • Составление связного рассказа по мнемотаблице.
  • Активизировать умения и навыки в словообразовании.

Словарная работа: активизировать словарь словами по данной теме.

Развивающие:

  • Развивать грамматический строй и речь.
  • Развивать умение размышлять, делать логические выводы.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы Донского края, к пернатым.
  • Воспитывать умение согласованно работать в парах, умение договариваться друг с другом;  внимательно выслушивать ответы своих товарищей.

Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, электронная презентация, мнемотаблица «Расскажи о птице», магнитная доска и магниты, картинка с  филином,  игра «Танграм» на каждую пару детей; мнемотаблица стихотворения про журавлей (автор неизвестен).

Предварительная работа: рассматривание птиц на иллюстрациях и фотографиях; беседа «Как живут наши пернатые зимой?», «Как мы можем им помочь?», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц» «Что такое Красная книга?»; составление рассказов по мнемотаблицам, чтение сказки В.М.Гаршина «Серая шейка» и произведений донских авторов; слушание аудиозаписей с голосами птиц; рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц, зимующих;  наблюдения сезонных изменений в природе; д/и « Один-много», «Назови ласково», «Угадай по описанию», «Чей хвост?», «Что едят птицы», «Какие птицы перелётные? Какие зимующие?» , п/и «Совушка», п/и «День-ночь»

Используемые технологии: мнемотехника, здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика)

Методы и приёмы: наглядный метод, словесный, игровой, практический.

Предполагаемый результат: дети знают, что такое Красная книга и называют некоторых птиц, которые занесены в Красную книгу Донского края (Ростовской области); узнают и смогут рассказать о розовом скворце; смогут рассказать по мнемотаблице о филине; смогут применить свои умения и навыки в словообразовании; смогут в парах договариваться и в игре «Танграм» построить птицу; смогут по мнемотаблице выучить стихотворение про журавлей.

Ход НОД

I.  Вводная часть. Организационный момент. Мотивация.

(Дети играют в группе, воспитатель предлагает им стать в круг, говорят приветствие)

-Здравствуй, солнце золотое!

-Здравствуй, небо голубое!

-Здравствуй , лёгкий ветерок!
-Здравствуй, молодой дубок!

Все живём в одном краю.

Всех я вас приветствую.

Воспитатель беседует с детьми:

-  В каком краю мы живём? (В Донском краю)  А как официальное название нашего края? (Ростовская область)

- Почему он так называется? (Потому, что течёт река Дон)

Воспитатель: ребята, я сейчас загадаю вам загадку.

Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают.

Петь не могут, веселиться.

Собрались все в стайки…. (птицы)

(Слайд № 1, на котором птицы: журавль-красавка, колпица, степной орёл, дрофа, филин)

Воспитатель: мы с вами уже говорили об этих птицах, назовите их. Что объединяет этих птиц? (Они все, кроме филина перелётные)

Каких птиц называют перелётными?  (Перелетные птицы – птицы, которые зимуют далеко от мест гнездования, а весной возвращается обратно)

А что их всех объединяет? (Они занесены в Красную книгу)

Что такое Красная книга?  (Кра́сная кни́га — список редких и находящихся под угрозой исчезновения или исчезнувших животных, растений и грибов)

Воспитатель: сегодня мы познакомимся с ещё одной птицей, которая живёт в нашем Донском краю и занесена в Красную книгу. Это – розовый скворец.

(Слайд № 2, на котором изображён розовый скворец)

Воспитатель:

 Ребята, а почему он розовый называется (Потому, что тело его розового цвета)

Крылья, хвост и голова у розового скворца чёрные. Это перелётная птица. Его называют стайный бродяга, потому что главная его пища – саранча, в погоне за ней вынужден кочевать.

(На слайде №2 появляется картинка с саранчой)

 Также любит полакомиться вишней, черешней, виноградом. Гнёзда свои прячут с нагромождением камней или под крышами животноводческих построек, реже в норах и кучах строительных материалов. Яйца откладывает в конце мая, кладка состоит из 3-6 голубоватых яиц. Эта птица занесена в Красную книгу.

К чему призывает Красная книга? (Она призывает людей помогать, защищать, кормить …)

II. Основная часть.

Я от имени птиц приготовила вам интересные игровые задания.

Вот первое от филина.

  1. «Составить рассказ по схеме» (3-4 ребёнка рассказывают по мнемотаблице про филина)

Воспитатель: ребята, вы молодцы, так красиво умеете составлять рассказ, я предлагаю вам встать и поиграть с пальчиками.

  1. Пальчиковая гимнастика «Птички»

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному пальчику на руке)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка –злой орлан. (Машут сложенными ладошками)

Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями и разбегаются)

  1. Следующее игровое задание от степного орла «Составь птицу (орла) из геометрических фигур » (Игра «Танграм», дети собирают в парах, договариваясь друг с другом)

Воспитатель: ребята, умнички, вы все справились. Я предлагаю вам пройти на ковёр, следующая игра от колпицы.

  1. Игра «Составь слово»

Караван журавлей-… (журавлиный)

Клин лебедей -….(лебединый)

Стая уток -…(утиная)

Стая грачей – грачиная

Стая соловьёв -....(соловьиная)

Стая голубей -…(голубиная)

  1. А вот и игровое задание от журавля-красавки. « Выучи стихотворение о журавлях по схеме» (автор не известен)

Чуть заметные вдали

Улетают журавли.

Покидая Дон родной,

Улетают в край чужой.

Я машу им на прощанье:

«Возвращайтесь к нам весной!»

Лучшей нашей нет земли!

Возвращайтесь, журавли!»

III. Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Все задания вы выполнили. Молодцы! Мне очень понравилось, надеюсь, нашим пернатым тоже.

Что нового вы узнали на занятии? (про розового скворца)

 Какие задания вам больше всего понравились? (ответы детей)

Все птицы, кроме филина могут спокойно лететь в тёплые края, не переживая, что вы их забудете.

А мы с вами сможем помогать оставшимся зимовать птицам? Как можем помочь птичкам? (подкармливать, сделать с родителями кормушки, не обижать, не ломать ветки, т.к. на них могут быть птичьи столовые в виде калины или рябины…и т.д.)

Вот и подошло к концу наше занятие. Мы сейчас выйдем с вами на улицу и покормим птиц. Чем можно покормить? (крошками хлеба, семечками, синичек ..)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Сценарий непосредственно- образовательной деятельности познавательно- речевой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Летняя прогулка

Задачи: закрепить знания детей о лете и летних месяцах, обобщить знания о растениях леса и луга, о насекомых.Закрепить произношение звука «р» в скороговорках, учить образовывать слова при ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...