Конспект занятия «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Идиятуллина Оксана Юрьевна

Закреплять знания детей о зимних явлениях в жизни природы, о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_raspechatat.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Путешествие в зимний лес»

Вид

итоговое занятие

Возраст детей

Подготовительная логопедическая группа (6-7)

Образовательная область

Познавательное развитие

Интегрированные образовательные  области

речевое развитие , социально-коммуникативное , художественно –эстетическое ,физическое развитие

Форма проведения

Групповая

Цель

Закреплять знания детей о зимних явлениях в жизни природы, о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме

Задачи:

- воспитательная

-развивающая

-образовательная

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Образовательные:

Продолжать учить правильно отвечать на вопросы, поддерживать беседу.

Продолжать учить выразительно читать стихи

Развивающие:

Развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать  воображение

Планируемый результат

дети связанно рассказывают о зимних явлениях в природе, самостоятельно делают умозаключение

Методы и приемы

Словесный: беседа, вопросы, дополнение и уточнение ответов детей,

художественное слово; загадки, стихи.

Наглядный: использование атрибутов, презентации

Практический: имитация, игра.

Использование игрового приема (использование сюрпризного момента: во время прогулки встречаемся со стариком – Лесовичком).

Оборудование (наглядные средства обучения, раздаточный материал)

Макеты деревьев «сугробы», пеньки, бревна, занавес, старинная русская мебель: скамья, сундук, стол, прялка, печь. Посуда: чугунок, самовар, деревянные ложки, плошки, кружки, рушник, корзина с морковкой, кормушка, тряпичный мячик, шишки, снежинки, письмо, испеченные орешки.

Организация детей

Занятие проводится  в виде путешествия, в начале занятия сюрпризный  момент (дети получают письмо от Старика – Лесовичка).

Дети стоят около воспитателя.

Индивидуальная работа

Активизировать на занятии детей (малоактивных на повторе ответов других детей).

Словарная работа

Плошка, рушник, прялка

Предварительная работа

Целевая прогулка в уголок леса. Рассматривание картин и иллюстраций о лесе и зверях. Рисование осеннего и зимнего леса. Проведение бесед о зимних явлениях, о том, как звери готовятся к зиме. Чтение художественной литературы о животных и птицах. Работа в тетрадях «Здравствуй, мир», просмотр презентации

Структура занятия

Сюрпризный  момент, загадывание загадок, дидактическое упражнение «Оденься правильно».

Беседа с детьми, игра «Снежинки».

Составление рассказа «Опиши дерево»

Чтение стихов.

Игровой момент (появление Лесовичка, отгадывание загадок, рассказы детей о животных), рассматривание мебели и посуды в русской избе, словесная игра «Стеклянный, деревянный, металлический»).

Анализ занятия.

Ход занятия

 Дети входят в  группу

 Группа оформлен как «зимний лес». Стоят макеты деревьев: береза, рябина, дуб, ель, сосна, вокруг «сугробы», пеньки, лежит бревно, вокруг снежинки. За тюлью находиться избушка старичка – Лесовичка, обставленная под русскую избу.

Воспитатель: Сегодня рано утром прилетела сорока – белобока и принесла в клюве вот это письмо (береста, свернутая в рулон). В этом письме нас приглашают в лес. Но чтобы попасть туда, надо отгадать загадки. Первая загадка, слушайте внимательно.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Дети: Снежинка.

Вторая загадка.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Дети; Зима.

Третья загадка:

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

Дети: Мороз.

Четвертая  загадка:

Превратилась в лед вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал  медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Зимой.

Воспитатель:  Молодцы, отгадали все загадки, значит, мы сможем попасть в лес. Я взяла с собой корзину с гостинцами для зверей и птиц.

Дети, какое сейчас время года?

Дети: Сейчас зима.

Воспитатель: Значит, мы попали в какой лес?

Дети: Мы попали в зимний лес.

Воспитатель: Зима – это чудесное время года, но в тоже время зима бывает разной. Как можно сказать, какая погода, если на улице мороз.

Дети: Морозная.

Воспитатель: Если холод?

Дети: Холодная.

Воспитатель: Если идет снег?

Дети: Снежная.

Воспитатель: Если дует ветер?

Дети: Ветреная.

Воспитатель: Что мы надеваем зимой?

Дети: Валенки, шубы, шапки. т.д.

Воспитатель: Но как же мы пойдем в лес в одних рубашках и платьях?

Давайте представим, что мы одеваемся. Что наденем сначала. Что после? (имитация). Теперь мы готовы. Идемте.

Заходим в «лес». Звучит музыка.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Давайте негромко поздороваемся с ним:

Здравствуй лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Здороваются.

Воспитатель: Мы с вами попали в необычный лес, сказочный, волшебный, поэтому старайтесь ничего не трогать. Иначе мы сможем превратиться в лед.

Дети, посмотрите как красиво вокруг, какой чистый воздух!

Чем пахнет зимний лес?

Дети: Морозной свежестью, хвоей, снегом.

Воспитатель: Давайте вспомним каким был лес осенью, чем он отличается от зимнего?

Дети: На земле лежат сухие листья, деревья одеты в разнообразные платья – желтые, оранжевые, красные. Звери и птицы готовятся к зиме.

Воспитатель: Правильно. Сейчас вместо листьев лежит снег. Обратите внимание на снег. Какого он цвета? Какой он?

Дети: Белый, пушистый, сверкает на солнце.

Воспитатель: Если морозная погода, снег какой?

Дети: Снег рассыпчатый, не липкий. Если подбросить, то разлетается.

Воспитатель: А если погода теплая?

Дети: Снег подтаивает, и из него можно лепить.

Воспитатель: Посмотрите вокруг. Что это за кучи снега?

Дети: Сугробы.

Воспитатель: Про снег говорят так: «Одеяло бело, всю землю одело». Почему снег называют одеялом?

Дети: Снег не пропускает сильный мороз. Если снега мало будет, то деревья, кусты могут погибнуть.

Воспитатель: Да, чем больше снега, тем теплее земле и деревьям. Поэтому Зимушка – зима заботливо укрывает всю  землю снежным одеялом.

Игра «Снежинки»

        Кругом лежат снежинки, предложить взять по одной и самим стать снежинками.  Звучит музыка, дети изображают полет снежинок.

Воспитатель: Подул ветер –ш-ш-ш-! Все дети произносят этот звук, прячутся за деревьями, приседают.

        Ветер перестал дуть. Вставайте и посмотрите, кто за каким деревом оказался. Сможете ли вы определить?

Дети: По коре, по стволу, веткам.

Воспитатель: Какое это дерево? (показываю на березу)

Дети: Береза.

Воспитатель: Как вы определили?

Дети: Ствол белый, с черными пятнами, ветки тонкие, висят сережки.

Дети: А вы под каким деревом?

Дети: Под рябиной. У нее висят гроздья ягод, ствол коричневый, гладкий.

Воспитатель: А это какое дерево?

Дети: Дуб у него ствол толстый и кора шероховатая.

Воспитатель: А это что за красавица?

Дети: Елка и сосна.

Воспитатель: Что у них общего, чем похожи?

Дети: У елки ветки растут к низу и короткая хвоя, а у сосны ветки – кверху и хвоя длинная. Похожи тем, что всегда зеленые.

Воспитатель: Деревья в этом лесу и лиственные и хвойные. Значит лес какой?

 Дети: Смешанный.

Предлагаю детям немного отдохнуть, присесть на пеньки и бревна.

Воспитатель: О зиме есть очень много прекрасных стихов. Вы хотите их послушать. Усаживайтесь по удобнее, слушайте внимательно.

Стихи рассказывают:  дети

Есенин «Погода» (отрывок)

Пушкин «Зимнее утро»

Авдиенко «Зима».

Воспитатель: Послушайте еще одно стихотворение С.Есенина «Береза» (читаю).

Какая чудесная рисуется картина. Снег сравнивается с чем?

Дети: С серебром.

Воспитатель: Дети, что – то птицы не поют. Почему?

Дети: Потому что наступила зима, а зимой птицы не поют.

Воспитатель: Какие птицы остались зимовать?

Дети: Синица, сорока, дятел, сова, воробей. Прилетает снегирь.

Воспитатель: Куда делись другие птицы?

Дети: Улетели на юг, в теплые страны.

Воспитатель:  А почему они улетели?

Дети: Эти птицы питаются насекомыми, а зимой насекомых нет.

Воспитатель: Куда они делись?

Дети: Спрятались под кору деревьев, под сухие листья и спят до весны

Воспитатель: Какая из зимующих птиц питается насекомыми? И как?

Дети: Дятел. Он стучит клювом по дереву и под корой находит насекомых

Воспитатель: Трудно зимой птицам, их нужно подкармливать. Как мы с вами помогаем птицам? Что мы сделали на участке?

Дети: Повесели на дерево кормушку и насыпали зерна, семечки, крошки хлеба, а для синичек положили кусочек сала.

Воспитатель: Я взяла с собой кормушку, давайте повесим ее на дерево, покормим птичек, угости их.

Встаем и подходим к дереву.

Старик Лесовичок. Здравствуйте, дети! Добро пожаловать ко мне в лес!

Дети: Здравствуйте!

 Лесовичок: Вы узнали меня? Я хозяин леса, старичок – Лесовичок.  Как мне приятно, что вы пришли ко мне в гости. Вам здесь нравиться?

Дети: Да, очень нравиться.

 Лесовичок: Вы, молодцы, не шумели, ничего не трогали, не потревожили моих маленьких друзей – зверей, птиц.

Воспитатель: Старичок – Лесовичок как хорошо в твоем саду: стучит дятел, тенькают синицы, белка прыгает по веткам, все как нужно.

Лесовичок: Да, все в моем лесу так, как и должно быть. А вы знаете кто из лесных зверей спит всю зиму?

Дети: Медведь и ежик.

Старик: А где спит медведь?

Дети:  В своей берлоге спит всю зиму.

Старичок: Почему же ему кушать не хочется?

Дети: Он много летом ел, накопил много жира.

 Лесовичок: А где спит ёжик?

Дети: В своей норе, в ней много сухих листьев и тепло.

Лесовичок: Вы любите загадки?

Дети: Да

Лесовичок: И я их люблю очень, сейчас загадаю вам загадки про моих зверей.

Вот загадка, слушайте:

Кто зимой холодный

Ходит злой, голодный?

Дети: Волк.

 Лесовичок: Дети, как вы считаете, тяжело волку зимой?

Дети: Волку голодно и холодно зимой.

 Лесовичок: Чем он питается зимой?

Дети: Волк нападает на зайцев, кабанов, оленей и лосей.

Воспитатель: А почему волки зимой собираются в  стаи ?

Дети: Так легче охотиться. Одному волку с оленем или лосем не справиться. Олени и лоси защищаются. У них острые рога и тяжелые копыта. Или они просто убегают.

 Лесовичок: А чем питаются лоси и олени зимой?

Дети: Ветками кустов, корой молодых деревьев.

Лесовичок: Молодцы! Следующая   загадка:

Какой зверь опасный

Одет в шубе красной.

Снег разгребает

Мышек хватает?

Дети: Лиса.

Лесовичок:  Чем кормится лиса зимой?

Дети: Ловит мышей, зайцев или может залезть в курятник.

 Лесовичок: Легко зайца поймать?

Дети: Нет, он старается обмануть лису, убегает от нее, он бегает кругами, петляет.

 Лесовичок: Чем питается сам заяц?

Дети: Молодыми веточками, корой молодых деревьев.

 Лесовичок: Меняет ли он шубку и почему?

Дети: Серую летнюю шубку меняет на белую, чтобы легче было спрятаться в лесу.

 Лесовичок: Сколько вы знаете!

Еще загадаю загадку:

Зверь узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

Дети: Это белка.

 Лесовичок: Как она приготовилась к зиме?

Дети: Осенью делает запас грибов и ягод, сушит их и прячет в дупле. Орехи и шишки прячет в ямке под кустом. Так же ест семена еловых шишек. Меняет шубку рыжую на серую.

 Лесовичок: Вы много знаете, а не хотите ли со мной поиграть?

Дети: Хотим.

 Лесовичок: Сейчас я буду вас превращать в лесных зверей.

Старик – Лесовичок колдует: дети имитируют движения зверей под музыку.

 Лесовичок: Вы наверное уже замерзли? Я приглашаю вас в свою избушку.

Воспитатель: А где же твоя избушка? Наверное нужно долго идти?

 Лесовичок: Совсем нет, вы забыли, что находитесь в сказочном лесу. Закройте глаза, я скажу волшебные слова. Дети приседают и закрывают глаза. Открывается тюлевый занавес. За ним оборудована комната в стиле деревенской русской избы.

 Лесовичок: Дети, откройте глаза.

Воспитатель: Вот чудеса!

 Лесовичок: Прошу вас проходите, присаживайтесь. У меня тепло.

Воспитатель: Как у тебя уютно, необычно. Дети, вам нравится здесь? Сколько разной посуды, мебели. У тебя все по – старинному.

 Лесовичок: Да, а что это, вы знаете? Для чего она нужна? (показывает на печь).

Дети: Это печка. Она нужна, чтобы дома было тепло, ее топят дровами на ней спят и в ней готовят еду.

Воспитатель: А что это стоит в печи?

Дети: Чугунок.

Воспитатель: Посмотрите на стол, что это за чудо?

Дети: Это самовар. В нем кипятят воду для чая.

Воспитатель: А из чего сделана вся посуда?

Дети: Она деревянная.

Воспитатель: Предлагаю потрогать посуду.

А какую посуду вы видите?

Дети: Ложки, кружки, плошки, бочонок для меда.

Воспитатель?

Дети:  На чем мы сидим?

Дети: На скамейках, стульях, сундуке.

Воспитатель: Из чего они сделаны?

Дети:  Мебель сделана из дерева.

 Лесовичок: А вы знаете как называется это красивое полотенце? (если дети затрудняются, отвечает сам).

Дети: Рушник.

 Лесовичок: Вы знаете почему он так называется?

Дети: Потому что им вытирают руки.

 Лесовичок: А это что, вы знаете? (показывает на прялку).

Дети: Это прялка.

 Лесовичок: Для чего она нужна?

Дети: Прясть пряжу.

Воспитатель: Для чего нужна пряжа?

Дети: Чтобы вязать варежки, носки, шапочки.

 Лесовичок.: Сижу вечерами и пряжу пряду. Еще я люблю играть. У меня есть такой мячик. Он сшит из тряпочек.

Игра «Стеклянный, деревянный, металлический».

Я буду называть слова, например «Стеклянный» а вы будете называть предмет из стекла.

Проводится игра.

Ну, что же, дорогие мои дети, мне вы очень понравились, вы все умные и добрые.

Воспитатель: Спасибо тебе, старичок –Лесовичок. Мы много узнали и увидели, давайте скажем старичку-Лесовичку, что мы много интересного узнали и увидели.

Дети: Отгадывали загадки, говорили о птицах, о зверях, изображали животных, угощали птиц и зверей, рассказывали о деревьях, играли в игру «Стеклянный, деревянный, металлический», читали стихи.

Воспитатель: Ну, что же, нам пора возвращаться в детский сад.

 Лесовичок: Просто так я вас не отпущу. Я хочу вас угостить орешками, которые собрала белочка. Угощайтесь. Растите здоровыми и послушными. Приходите еще.

Дети: Спасибо. До свидания. Приходите к нам в детский сад.

Дети прощаются с лесом:

До свидания, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

                                                             

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в зимний лес"

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшего дошкольного возраста....

конспект занятия "Путешествие в зимний лес" для подготовительной группы

конспект позволяет расширять, углублять и систематизировать знания детей о зимовке диких животных, птиц, рыб. Учить устанавливать причинно-следственные связи  между изменениями в жизни животных и...

Конспект занятия «Путешествие в зимний лес»

Образовательные задачи:-способствовать  углублению и обобщению знаний детей о диких животных...

Конспект занятия "Путешествие в зимний сказочный лес"

Комбинированное занятие по математике + рисование....

Конспект занятия «Путешествие в зимний лес»

Обогащать знания детей о диких животных; о зиме, как о времени года;Пополнять и активизировать словарь (названия животных: заяц, медведь, белка; глаголы: сидит, прыгает, ходит, спит; предлоги: в, на, ...